Пять пали (первая часть): Комментарий Александра Серкова на Откровение 17 главу
Давайте посмотрим теперь, как в истории происходило падение семи голов зверя. В этой теме мы рассмотрим пять из них. Это как раз те, о которых сказано, что они пали.
(В первой части темы рассмотрим три головы и во второй – две).
Мы говорили, на каких высотах был Люцифер. И на буквальных, и на духовных, и на моральных. Он был – самый верх из сотворенных Богом существ. Но в сердце его зародилась мысль. Впрочем, вот что мы читаем об этом в Духе пророческом:
«Люцифер не оценил тех высоких почестей, которых он был удостоен как особых даров Божьих, и поэтому не испытывал никакой благодарности к своему Творцу. Обольщенный своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, он страстно желал стать равным Богу. Его любило и почитало небесное воинство, ангелы с радостью исполняли его приказания. Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни был. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше него. Христос участвовал в советах Своего Отца, в то время как Люциферу не были открыты замыслы Божьи. “Почему, — спрашивал этот могущественный ангел, — Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают больше, чем меня?”
Немедленно, покинув место присутствия Божьего…» (давайте на время прервем эту цитату).
Люцифер покинул место присутствия Божьего. Грех разделяет грешника со Святым Богом. Но на этом не окончилось отступление Люцифера. Какова история дальше? Я не зря прервал выдержку на полу предложении. Дальше начинается то, о чем говорится в 12 главе о звере, имя которому: «дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною»; он же эсхатологический зверь 17 главы.
ПЕРВАЯ ГОЛОВА
Каково самое первое действие сатаны после того, как он сам пал? Мы читаем:
«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».
Вот как это происходило (читаем продолжение прерванной цитаты):
«Немедленно, покинув место присутствия Божьего, Люцифер устремился возбуждать дух недовольства среди ангелов. Он действовал с поразительной скрытностью, и некоторое время ему удавалось сохранять в тайне истинную цель своей деятельности под видом благоговения к Богу. Незаметно старался он вызвать недоверие к законам, управлявшим небесными существами, мельком упоминая, что законы, может быть, и необходимы для обитателей миров, но ангелы, будучи более высокоорганизованными существами, не нуждаются в подобных ограничениях, ибо могут руководствоваться во всех своих действиях собственной мудростью. Он убеждал их, что такие существа, как они, не могут обесчестить Бога, ибо их мысли святы, и им согрешить так же невозможно, как и Самому Богу. Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его утверждению, также имел право на поклонение и честь. Он давал понять им, что если бы князю ангелов удалось добиться надлежащего ему высокого положения, тогда он смог бы сделать очень многое для небесного воинства, ибо его цель — свобода для всех. Но теперь наступал конец даже той свободе, которой они пользовались прежде, ибо над ними поставили всемогущего властелина, перед авторитетом которого должен был преклоняться каждый. Вот каким тонким обманом Люцифер добивался успеха в небесных обителях.
Пользуясь беззаветной преданностью и доверием любящих святых существ, находящихся в его распоряжении, Люцифер так искусно сеял среди них недоверие и недовольство, что истинная цель его оставалась неразгаданной. Люцифер представлял Божьи замыслы в ложном свете, неправильно истолковывая и извращая их, возбуждая разногласия и недовольство. Искусно выведывал он у окружающих их мысли и потом, при удобном случае, использовал эти сведения, чтобы доказать, будто и ангелы не вполне согласны с правлением Бога. Уверяя, что он полностью послушен воле Божьей, он настаивал на изменениях устава и законов Неба, якобы необходимых для упрочения Божественного правления. Возбуждая ненависть к Закону Божьему и, мало-помалу заражая своим недовольством подчиненных ангелов, Люцифер делал вид, что старается подавить всякий протест и примирить возмущающихся ангелов с уставом Неба. Тайно раздувая дух несогласия и мятежа, он в то же время с непревзойденным искусством убеждал окружающих в том, что его единственная цель — быть верным, сохраняя согласие и мир.
Взлелеянный таким образом дух недовольства совершил свое губительное действие.
Даже тогда, когда он был низвергнут с Неба, Безграничная Мудрость не уничтожила его. Поскольку Бог может принять только служение, основанное на любви, преданность Ему сотворенных Им существ должна исходить из убежденности в Божественной справедливости и любви. Если бы Бог сразу уничтожил сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы не понять справедливости Божьей. В таком случае они служили бы Богу не из чувства любви, но из страха. Подобными методами нельзя было уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Во имя благополучия всей Вселенной и других миров Бог предоставил сатане возможность полностью осуществить свои планы, чтобы его обвинения против Божественной формы правления обнаружились перед всем Небом, чтобы справедливость и милость Божья и непреложность Его закона никогда не подвергались более никакому сомнению» (Патр. и прор. 1 глава).
Вот они первые плоды первой головы зверя.
Значение первой головы:
Гора – Ангелы в их возвышенном духовном состоянии, находящиеся в присутствии Бога. Цель, зародившаяся в голове дьявола? Сдвинуть ангелов с состояния «Гора» в состояние «Царь». Из состояния «Теократия» в состояние «Эгократия». Это две крайне противоположные точки состояния отношения к Богу. Бог — мой Царь и Правитель; и я сам себе бог и царь. В прошлом веке была очень популярна песня:
ИНТЕРНАЦИОНАЛ (Партийный гимн)
(Вот один фрагмент)
Вставай, проклятьем заклейменный,
……………………………………….
ПРИПЕВ:
Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!
Никто не даст нам избавленья:
Ни Бог (бог-оригинал текста), ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Вот он эгоизм, эгоцентризм, эгократия.
А теперь резюмируем падение первой головы:
1) Буквальная гора, на которой находились ангелы – высоты в присутствии Бога.
2) Моральная гора до падения – чистый характер, не оскверненный грехом.
3) Цель, намерение дьявола, зародившееся в его голове — свержение Божественной власти над ангелами и подчинение их себе.
4) Посредник – посредника здесь нет. Сам Люцифер совершал работу обольщения.
5) Мотив — будете как боги. Будете сами себе царями, совершенно свободными от подчинения Богу. Для этого освобождения надо приложить свои усилия.
6) Достижение цели — успешно.
7) Результат — падение значения первой головы — «царь», то есть третьей части ангелов небесных.
8) Остаток — верные Богу ангелы.
Прежде чем раскрыть значение второй головы, давайте вспомним еще одну характеристику зверя:
«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр17:9).
Анализируя этот текст, мы видим четыре этапа зверя:
Зверь был.
Зверя нет.
Зверь выйдет из бездны (явится).
Зверь пойдет в погибель.
Что это означает: был, нет его, и явится?
Говоря о первой голове, мы могли видеть, что зверь был. Не прячась за кем-то, не используя кого-то, он сам лично совершал работу обольщения ангелов, и операция «От горы к царю» прошла успешно под его прямым и непосредственным действием и присутствием.
Начиная со второй головы и по шестую его нет. Он за кулисами. Сатана в этих пяти головах использует кого-то, но за этим кем-то всегда стоит именно он. Но на сцене его нет, событиями он руководит невидимым образом.
Давайте посмотрим теперь, кого же он использовал в качестве соблазнителя в других символах его голов для того, чтобы осуществить операцию «От горы к царю».
ВТОРАЯ ГОЛОВА
Мы читаем: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене:…» (Быт.3:1).
Кого мы видим здесь в качестве соблазнителя? Змея. А сатана где? Он за кулисами. На самом деле он стоял за змеем. Но он был невидим, его не было на сцене действий.
«Лишенный возможности разжигать бунт на Небе, сатана в своей вражде против Бога нашел новое поле деятельности — погубить род человеческий. Безмятежное счастье невинной четы в Едеме напоминало о блаженстве, навеки утраченном им. Снедаемый ненавистью, он решил подтолкнуть их к неповиновению, что неизбежно повлекло бы наказание за грех, и тогда любовь Адама и Евы к Господу превратилась бы в негодование, а хвалебные гимны — в упреки Создателю. Таким путем сатана замышлял не только увлечь невинные существа за собой в бездну страданий, в которой он сам находился, но и обесчестить Бога и ввергнуть Небо в глубокую скорбь» (Патр. и прор. 3 глава).
Какой метод использовал сатана через змея?
«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5).
Что было поставлено на карту? Поверить словам Бога: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», или поверить словам змея: «нет, не умрете, но вы будете, как боги».
На что пал выбор? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).
Результат? «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:23-24).
«Ева искренно поверила словам сатаны, но это доверие не спасло ее от заслуженного наказания. Она усомнилась в словах Божьих, и это привело ее к падению. На суде люди будут осуждены не за то, что искренно верили лжи, а за то, что не поверили истине и пренебрегли возможностью познать ее» (Патр. и прор. стр.55).
А теперь резюмируем падение второй головы:
1) Буквальная гора — возвышенность, на которой находился Едемский сад, и в котором проживали Адам и Ева до грехопадения.
Примечание: Доказательство тому, что Едемский сад находился на буквальной горе:
«Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Быт.2:10). О чем это говорит? Логика подсказывает, что рекам надо было куда-то течь. Я думаю, что закономерность в то время была та же, что и сегодня: все реки текут вниз, значит Едем был на высоте, на горе.
2) Моральная гора до падения Адама и Евы – чистый характер, не оскверненный грехом.
3) Цель, намерение дьявола, зародившиеся в его голове – увлечь невинные существа (Адама и Еву) за собой в бездну греха, в которой он сам находился.
4) Посредник – змей.
5) Мотив — вы будете, как боги, знающие добро и зло. Будете сами себе царями, совершенно свободными от подчинения Богу. Для этого освобождения надо приложить свои усилия.
6) Достижение цели — успешно.
7) Результат — падение значения второй головы — «царь». «И выслал его Господь Бог из сада Едемского».
8) Остаток — а вот остаток здесь уникальный. Здесь что-то парадоксальное мы видим. Дьяволу удалось соблазнить находящихся в состоянии «ГОРА» и бросить в состояние «ЦАРЬ» 100% населения земли (Адама и Еву). Но Бог нашел путь, чтобы в этом этапе падения также и остаток был равен 100% — Адам и Ева. Было предусмотрено средство от неминуемой второй, вечной смерти первой паре людей. Вместо того чтобы прийти и совершить казнь грешнику, Бог пришел с вестью милости и прощения в Том, кто умрет вместо них.
«Сын Божий, прославленный Повелитель Неба, с состраданием смотрел на падший род, и Его сердце наполняли безграничной жалостью поднимавшиеся к небу вопли потерянного мира. Но Божественной Любовью еще раньше был создан план искупления человека. Нарушенный закон требовал жизни грешника. Во всей Вселенной был только Один, Кто ради человека мог бы удовлетворить требования закона. Так как Божественный закон свят в той же мере, что и Сам Бог, только равный Богу способен искупить совершенное беззаконие. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека из-под проклятия закона и снова привести его в согласие с Небом. Христос должен был принять на Себя вину и позор за грех, столь отвратительный Святому Богу, что он разделяет Отца и Сына. Для спасения падшего рода Христос должен был войти в бездну страданий и горя.
В то время, когда Сын ходатайствовал перед Отцом за грешника, небесные воинства с невыразимо глубоким волнением ожидали окончательного решения. Долго длилось это тайное совещание – “совет мира” (Зах. 6:13), на котором решалась участь падших сынов земли. План спасения был разработан прежде сотворения мира, ибо Христос есть «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13: 8); однако Царь Вселенной не без борьбы согласился отдать Своего Сына на смерть ради виновного человечества. Но “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:16)» (Патр. и прор. глава — 4).
ТРЕТЬЯ ГОЛОВА
Когда люди начали умножаться на земле, сатане вновь удалось посеять в сердца людские сомнение и недоверие к Богу. Ему удалось разбить человечество на два лагеря.
Мы читаем: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема (Быт.4:16).
Вы думаете, — этим удовлетворился дьявол? Его алчности и жадности нет никакого предела. Его цель – покорить себе всех людей. Какое же посредство он использует на этот раз?
Каинитянских женщин.
Сыны Божии (верные Богу потомки Сифа) жили недалеко от Едема, и естественно, на возвышенности. Из Едема вытекала река, которая потом разделялась на четыре реки; и воды этих рек простирали свои потоки далеко вниз. По всей видимости, это гористое место, где был рай, было чем-то вроде плато, какая-то гористая равнина. Потомки Каина спустились в низменность.
Что делает сатана? Он подстрекает каинитянок соблазнить детей Божиих.
«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:1-2).
В то время не было ни телевизоров, ни интернета, как сегодня, когда можно уютненько усесться на диване, и вот перед тобой все соблазны. Каинитянки, по всей видимости, недалеко от поселения сифитов устраивали театральные представления. Плясали, танцевали, веселились. Ну, как же, спрятавшись за кустами, хоть одним глазком не взглянуть на это удивительное шоу?!
— Да, какие же они соблазнительные?! Не то, что наши скромные женщины.
— Да и одежда какая, вау, вот оно красотище-то женское!
— Ты смотри, дружище, вон та самая прекрасная машет нам, зовет нас. Пойдем, мы только поговорим и все.
Наживка на крючке, а дальше дело опыта.
-Да ты что?! Окунись в райское наслаждение! Ты, что не мужчина? Оробел как истукан, малое дитя что ли?! Кто тебя увидит? Кто узнает?
И плод тот сладок, слаще меда.
И грех повлек весь мир во грех.
Мы читаем: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт.6:5-7).
Вот пришел конец и третьей голове. Высоты Божии променяны на царство мира сего.
Подведем итог третьей голове зверя:
1) Буквальная гора, на которой находились сыны Божии. Они не желали далеко отлучаться от Едема. Ностальгия о прошлом и надежда на будущее окрыляла их, и они верой полагались на обетованного Мессию.
2) Моральная гора до падения – чистый характер, не оскверненный грехом. О них мы читаем: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (Быт.4:26).
3) Цель, намерение дьявола, зародившееся в его голове — соблазнить сынов Божиих и сделать их своими подданными.
4) Посредник – потомки Каина (каинитянки).
5) Мотив — будете как в раю, вот перед вами все женские прелести. Будьте сами себе царями, будьте самостоятельными, что опасаться и страшиться кого-то? Да настанет свобода от подчинения Богу! Для этого освобождения надо только согласиться, и все пойдет у вас как по маслу.
6) Достижение цели — успешно.
7) Результат — падение значения третьей головы – «царь»: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:7).
8) Остаток — «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт.6:8).
Во второй части этой темы мы рассмотрим четвертую и пятую головы зверя.
Пастор Александр Серков.