Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Первоочередным вещам — первое место
Нам предоставляется возможность заглянуть еще в одну пророческую книгу из малых пророков, книгу пророка Аггея. Скажу вам сразу, эта книга небольшая, всего 38 стихов, находящихся в двух главах.
Укора в этом уроке хватает, как и у других пророков, но укор в этой книге несколько другого характера, хотя, в общем-то, цель одна, обличить народ не с целью просто обличения, а желание вернуть народ на путь истины. Здесь мы увидим их особый уклон в их жизни. Нет, не идолы Ваала и Астарты на этот раз проникли в их дома. А впрочем, давайте по порядку. Памятный стих сразу же бьет тревогу и раскрывает все карты со всеми их грехами и слабостями.
«Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:8).
Этот текст эпиграфический к этой книге.
Вы еще не догадались, о чем пойдет речь в данной теме? Серебро, золото, короче: money — money
Пример:
Война разрушила огромный город. Было мало еды, и по стране стал распространяться голод. Людям надо было совместно трудиться, чтобы восстановить город и прокормиться. Вместо этого каждый прятал от другого то, что у него было, и никто не прилагал никаких усилий, чтобы помочь своему соседу. Однажды в разрушенный город забрел путник, но с ним никто не стал даже разговаривать. Он был голоден и устал. Найдя котелок рядом с развалившейся стеной, он пошел с ним к ближайшему ручью, вымыл его и набрал в него воды. Разведя огонь, он поставил на него котелок, а на дно положил два гладких камня. Когда вода стала закипать, он одобрительно понюхал поднимавшийся пар. Жители приблизились, чтобы поинтересоваться, что делает этот чужак. «О, — произнес он, — я варю суп из камня!»
Озадаченные жители стали думать, каким же на вкус будет суп из камня, и захотели попробовать его. «Знаете, — сказал человек, — суп из камня будет еще лучше, если добавить в него немного капусты». Вскоре один из жителей принес из своего тайника капусту и положил ее в котелок. «М-м-м, — произнес странник, — пахнет чудесно. Эх, если бы у меня была морковка, то суп из камня получился бы первоклассным». Несколько минут спустя другой житель подошел с морковкой. Продолжая помешивать, странник говорил, каким чудесным будет суп, если добавить в него бобы, картошку, грибы, лук, специи и соль. Вскоре все эти ингредиенты тоже были принесены и добавлены в котел. В результате получилось очень вкусное блюдо для всех. В тот день люди узнали, что, когда каждый вносит свой посильный вклад, благ можно получить больше.
В книге пророка Аггея мы обнаруживаем вернувшихся из плена людей, которых призвали к восстановлению храма. Однако они эгоистично занимались восстановлением своих домов. За несколько последующих лет храм все еще не был восстановлен, и Бог посылал пророков, чтобы побудить людей завершить работу, к которой Он их призвал.
Воскресенье
Божьи приоритеты
События, описанные в книге Аггея, произошли примерно во время второго года правления Дария, 520 г. до н.э. (БК АСД 2-е изд. Т.4, с.1076).
В это время народ Иудеи не особо желал восстанавливать храм, как повелел им Бог. Вместо этого они занялись постройкой своих собственных домов и решением своих проблем. Из-за непослушания Божьему повелению, Господь сказал Аггею, что посаженное ими погибнет. Впрочем, давайте прочитаем:
1 «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею:
2 так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”.
3 И было слово Господне через Аггея пророка:
4 а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?
5 Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
6 Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
7 Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
8 Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.
9 Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому.
10 Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений.
11 И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (Аггея1:1-11).
Через месяц после этой вести, понимая последствия засухи, Заровавель, правитель Иудеи, и Иисус, первосвященник, вместе с народом снова приступили к работе над храмом.
Во время этой работы Бог сказал Аггею, чтобы он возвестил, что новый храм превзойдет величием старый, потому что в него придет Желаемый всеми народами. Бог также возвестил, что слава храма не в его размерах и материалах, использованных при строительстве, но в Божьем присутствии, действующем внутри и вне него.
6 «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу,
7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.
8 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.
9 Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:6-9).
В последней вести книги Аггей провозглашает, что Господь сделает Заровавеля печатью на Своей руке:
23 «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Аггея 2:23).
Все это благодаря посвящению Заровавеля работе восстановления храма и его лидерству во время возвращения Иудеи из плена. Результатом подобной верности стало то, что Господь поставил его в один ряд с Давидом в родословную Иисуса Христа.
Часто сегодня Божьи приоритеты занимают второе или третье место по отношению к желаниям нашей человеческой природы. Потому, будучи христианами, нам следует быть внимательными по отношению к тому, что занимает главенствующее место в нашей жизни. Когда исполнение Божьей воли является нашим основным приоритетом, мы проявляем любовь и преданность задачам, которые Он перед нами ставит. Давайте молиться о силе и мужестве следовать примеру Заровавеля, чтобы Божье дело ставить выше всего иного.
Понедельник
Начинать с правильного основания
Если мы смотрим на самое начало книги, то видим, как через Аггея Бог полагает основания Своего воззвания. Он начинает с вопроса о времени, который является вопросом о приоритетах. Прошло несколько лет с того момента, как люди вернулись из изгнания, чтобы восстановить в Иерусалиме храм. Когда же они вернулись на родину, откликнувшись на этот призыв, то вскоре стали больше озабочены своими собственными домами, а не домом Божьим. Тем не менее, в этих текстах мы видим терпеливого Бога, Который ждет много лет, прежде чем начать обращать их внимание на истинную цель.
Иисус, по существу, повторил то же самое изречение в Мф.6:33, сказав: «Ищите же прежде Царства Божия…и это все приложится вам». Это не эгоцентричная Божья просьба, а простая реальность, которую Он хочет, чтобы мы понимали. Единение с Богом дает нам доступ к Его безграничным ресурсам и ставит нас под Его защиту. Когда мы отделяем себя от Него, то о нас можно справедливо сказать: «Зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг.1:6).
Читаем Аггея 1:12-14
12 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа.
13 Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь.
14 И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего».
Не много моментов в человеческой жизни могут принести большую боль, чем одиночество. Отвержение, изоляция и понижение социального статуса происходят с каждым из нас в большей или меньшей степени в какой-то момент нашей жизни. Будь это закончившиеся отношения, переезд на новое место жительства, письмо с отказом или просто пренебрежение со стороны тех, кого вы считали друзьями, — нахождение «вне» режет нас по живому. Грех приносит разделение. Но когда Бог приходит к нам, Он всегда приходит с обещанием, что Он никогда не покинет и не оставит нас. Когда люди слышат Божье воззвание через Аггея, они начинают действовать. Когда они возвращаются к восстановлению храма, Бог дает им самое лучшее и достаточное обещание, которое только может, говоря: «Я с вами!» (Агг.1:13).
Читаем Аггея 2:1-5
1 В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка:
2 скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа:
3 кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?
4 Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф.
5 Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!
В Книге Ездры мы читаем о том, что, когда возвратившиеся евреи впервые собрались вместе, чтобы положить основание новому храму, видевшие прежний построенный Соломоном храм плакали (Езд.3:11-12). Они плакали, потому что новое основание было хуже первого. Они чувствовали неспособность делать то, что вложил в их сердца Бог. И в этот момент Бог произносит Слова ободрения, Он снова повторяет Свое обещание, что Он с нами, а затем говорит: «Не бойтесь» (Агг.2:5).
В греховных условиях практически каждое решение, принимаемое нами, основывается на страхе; страхе того, что подумают или скажут другие, что произойдет и т.д. Но Бог призывает нас стать бесстрашными. Апостол Иоанн знал это на собственном опыте, когда писал: «Бог есть любовь…В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Иоан.4:8, 18). Когда мы включаем свет – тьма убегает. Также и страх убегает, когда в нашу жизнь приходит Бог.
Читаем Аггея 2:6-8.
6 Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу,
7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.
8 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.
После того как Бог призывает перепосвятивших себя израильтян не бояться, Он предупреждает, что собирается все потрясти. Смотря вдаль через поколения, Он видит долгожданного Мессию, идущего в тот самый двор суда, который будет построен. «Желаемый всеми народами» (ст.7) принесет в храм славу, которая «будет больше, нежели прежнего», построенного Соломоном (ст.9).
Все желания человеческого сердца получают свое полное удовлетворение в Боге. Вспоминая о времени, когда Бог казался наиболее реальным и близким, вы не можете не вспомнить, что чувствовали удовлетворение и мир. Результат общения с Богом – мир, и именно о нем говорится в девятом стихе.
Читаем Аггея 2:22-23
22 и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого.
23 В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф.
Книга Аггея заканчивается исполнением вести, возвещенной в начале книги. Исполнение в наибольшей степени видно в личности Зоровавеля. Он привел Свое «царство» к Богу, обнаружил, что Бог исполняет Все его желания. А также трудился не своими силами и властью, но посредством Духа Святого (Зах.4:6). И теперь Бог говорит о Своем слуге: «и ты будешь Моим кольцом с печаткой» (Агг. 2:23 совр. перевод).
Эта аналогия, полная нежности, говорит о Божьей доброте. Перстень с печатью был важен для своего владельца и его делали из самых драгоценных металлов. Также на нем изображалась печать владельца. Он содержал великую силу и власть, ведь этой печатью подкреплялись официальные документы. Связанные с Богом, мы будем чувствовать свою ценность и обретем новую силу в жизни.
Вторник
«ободрись…не бойся»
Читаем Аггея 2:4
4 Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф.
Начальники и израильский народ всем сердцем восприняли советы и обличения, прозвучавшие из уст пророка Аггея. Они чувствовали, что Бог принимал самое живое участие в их судьбе.
Как только Израиль выразил готовность повиноваться, сразу же за словами обличения последовали слова ободрения: «Тогда Аггей…сказал народу: Я с вами! Говорит Господь. И возбудил дух Заровавеля…и дух Иисуса… и дух всего остатка народа, и они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Агг.1:13-14).
Не прошло и месяца после возобновления строительства храма, как рабочие получили другую утешительную весть. «Ободрись ныне, Заровавель! – Сам Господь призывал его через пророка. – Ободрись, Иисус…ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:4).
Обращаясь к Своим детям сегодня, Господь говорит: «Ободритесь… и производите работы: ибо Я с вами». Мы имеем всемогущего защитника и помощника. Нам может быть не всегда известно, каким путем Бог поможет нам на этот раз, но мы уверены в следующем: Он никогда не оставит тех, кто полагается на Него.
Среда
Строительство храма
Когда евреи вернулись из плена, они планировали восстановить храм. Однако все стали уделять много внимания постройке личных домов.
Не впадаем ли и мы в подобную склонность, когда дело доходит до дома Божьего? Мы тоже можем быть озабочены тем, что же мы можем еще приобрести в этой жизни, а не тем, что мы должны делать для Божьего Царства. Так работа Божья пренебрегается и, подобно древним руинам, начинает рушиться. Как мы можем измениться? Вот несколько шагов.
Заливайте бетон. Мы должны начать с твердого основания. Исаия в 28:16 напоминает, что Бог положил в основание камень, камень испытанный, драгоценный, который станет нашим крепким основанием. Он будет с нами. Нам нужно помнить, что, когда мы начинаем с Ним в качестве нашего основания, наши дома, церкви и школы устоят.
Возводите каркас здания и стены. Каждому необходимы люди, на которых можно положиться. Подобно тому, как стены здания держат крышу, так и мы сможем лучше поддерживать друг друга, когда объединимся с другими членами церкви. Подавайте руку помощи, когда только возможно. Попробуйте себя в новом служении или подружитесь с новообращенным.
Сделайте крепкую крышу для защиты. «Очи Господа обращены к праведным» (1Петр.3:12). Идите по жизни, зная, что Бог наблюдает за вами и защищает вас.
Посвятите свое здание. Подобно тому, как мы посвящаем новорожденного, нам необходимо посвящать наши храмы, чтобы Иисус мог пребывать там! Посвящая наше время для помощи, мы сможем поддержать дом Господень.
Четверг
Кольцо: обещание и цель.
Создатель Вселенной провозглашает Себя Царем, когда говорит Заровавелю через Аггея, что Он обещал быть с ним. У Заровавеля, как у правителя Иудеи было много обязанностей, поэтому он решает руководствоваться Божьим советом. Послушание позволяет развиваться его отношениям с Творцом. Позволяя Слову направлять наши решения, мы говорим Богу, что Он – наш царь, а мы – Его слуги.
Многие люди ходят в церковь, чтобы общаться и развлекаться. Однако Бог желает, чтобы мы помогали Ему строить Его Церковь. Заровавель прилежно трудился в этом направлении. Бог призывает нас совершать великую работу, основываясь на желании сердца поставить Его на первое место в нашей жизни. Отдав Богу первенство, мы укрепляем завет с Творцом. Затем мы можем обращаться к обещаниям Аврааму, душевным псалмам Давида и получать благословения от жертвы Христа. Таким образом, мы получим все необходимое для выполнения Божьих задач.
Через Аггея Бог сказал Заровавелю, что в день, когда Он уничтожит его врагов, Он возвеличит Заровавеля и сделает его подобно перстню с печатью на Своей руке. Так как кольцо имеет форму окружности, то у него нет ни начала, ни конца. На протяжении всей истории мира кольца символизировали обещание или договор. Так и здесь Бог обещает Заровавелю, что Он избрал его и будет с ним всегда.
Будучи Царем царей, Бог желает заключить договор лично с каждым из Своего народа. Бог избирает нас так же, как избрал Заровавеля. Желаем ли мы находиться под Его руководством и защитой? Следуя Его воле, мы будем познавать Его все больше и больше. Аггей дает нам ясную весть от Бога: Живите согласно Божьим целям. Распределите в соответствии с приоритетом ваши обязанности, и получайте пользу от Его обещаний.
Пятница
Приоритет №1
Обратимся еще раз в заключение к тексту: Аггея 2:8
«Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф».
Какие приоритеты доминируют в нашей жизни? Когда мы расставляем что-то согласно приоритетам, на какое место в списке мы вмещаем Бога? Не будем забывать: когда Бог творил нас людей, мы были Его основным приоритетом. Когда мы согрешили, мы все равно остались у Бога основным приоритетом. Он создал все для нас. Когда мы согрешили, Он отдал все в лице Сына Своего для нашего спасения:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Почему же тогда наши приоритеты настолько размыты? Если мы из книги пророка Аггея что-то для себя извлекли поучительное, значит, урок прошел не зря. Пусть Господь нас благословит внимать призывам Господа через пророка Аггея, потому что мы не в лучшем положении, чем израильтяне, возвратившиеся из Вавилона в Иерусалим.
Пастор Александр Серков.