Пять пали (вторая часть): Комментарий Александра Серкова на Откровение 17 главу
В первой части этой темы мы разобрали значение трех голов зверя 17 главы Откровения.
Во второй части мы разберем значение еще двух голов зверя.
ЧЕТВЕРТАЯ ГОЛОВА
И вновь потомство, теперь уже потомство Ноя начало размножаться на земле. И, как прежде, дьявол не спит. Ну, как же успокоиться-то, как же это допустить, чтобы какой-то остаток вдруг стал верно служить своему Богу. Дьявол напрягает все клеточки своего сатанинского сознания, чтобы вновь народ, тот народ, который служит Богу, стал служить ему. Что он предпринимает? В историческом Библейском описании нам дан лишь результат того, чего он добился в сердцах людей. И мы видим, что он преуспел в своих стараниях.
Впрочем, давайте посмотрим Библейское описание, как все происходило:
Самое первое действие, которое предпринял народ:
«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт.11:2).
И опять движение. Движение куда-то. Мы читали выше, где остановился ковчег после потопа:
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт.8:4).
И хотя первую стадию повеления Божия они выполнили, Бог повелел:
«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.9:1).
Они начали движение и наполнение земли. Но спустившись на восток и найдя равнину, поселились там. Им понравилось это место, и зачем идти куда-то дальше наполнять землю?!
Дух прор: «Потомки Ханаана опустились до самых низких форм язычества. Некоторое время потомки Ноя продолжали жить среди гор, где остановился ковчег, но вскоре отступничество привело умножившийся народ к разделению. Тех, кто желал оставить Творца и выйти из повиновения Его закону, постоянно раздражала богобоязненная жизнь их собратьев, наставления, которыми пытались обратить их; спустя некоторое время они решили отделиться от детей Божьих. И они двинулись к Сеннарской равнине, расположенной на берегах Евфрата. Их привлекали прекрасное расположение этих мест и плодородная почва, и в этой долине они решили обосноваться. Они задумали построить здесь город и башню — столь огромную, чтобы она стала чудом мира. Все это было предпринято для того, чтобы удержать народ от рассеяния. Бог повелел людям рассеяться по всей земле, осваивать и заселять ее. Но строители Вавилонской башни намеревались создать монархическую форму правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю. Таким образом, их город стал бы центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Величественная башня, возвышающаяся до небес, должна была стать памятником могущества и мудрости ее строителей, увековечивая их славу во всех грядущих поколениях.
Жители Сеннарской равнины не доверяли Божьему завету, утверждающему, что потопа больше никогда не будет. Многие из них отрицали существование Бога и считали, что потоп был вызван чисто природными причинами. Другие верили в сверхъестественное Существо и считали, что Оно и вызвало потоп и уничтожило древний мир, и, подобно Каину, восстали против Него. Сооружение башни преследовало единственную цель — иметь убежище на случай другого потопа. Воздвигая огромнейшей высоты башню, которой были бы не страшны воды потопа, люди желали застраховать себя от грядущей опасности. Считая для себя вполне реальным проникнуть в заоблачные сферы, они надеялись выяснить причины потопа. Это должно было еще больше возвысить гордость строивших башню и отвлечь мысли будущих поколений от Бога, обращая их к идолопоклонству.
Еще до полного завершения башни часть ее отвели под жилище для строителей, а другая часть, роскошно обставленная и украшенная, была посвящена идолам. Люди радовались своим успехам и восхваляли серебряных и золотых богов, бросая таким путем вызов Владыке неба и земли.
Вдруг успешно продвигавшаяся работа была внезапно прервана. Посланные с неба ангелы получили задание разрушить планы людей.
Жители Вавилона хотели установить не зависимое от Бога правление. Их заговор основывался на возмущении. Они намеревались создать царство, которое прославило бы и возвеличило их имена, царство, в котором не было бы места ни прославлению, ни возвеличиванию имени Божьего. Если бы подобный план осуществился, тогда могущество этого правления уничтожило бы на земле справедливость, а с ней и мир, и счастье, и безопасность» (П.П.10 гл.).
«Эти люди полагали, что в случае еще одного потопа, они спасутся на этой гигантской башне, высота которой будет намного выше уровня воды во время потопа, и тогда весь мир почтит и прославит их, и они будут, как боги, господствовать над всеми людьми. Они считали, что башня увековечит имена ее создателей и отвлечет от Бога внимание остальных живущих на земле людей, которые объединятся с ними в идолопоклонстве. Еще не успев закончить сооружение своей башни, они уже поселились в ней. Все комнаты были великолепно обставлены, украшены и посвящены идолам. Не признающие Бога вообразили, что если их башня сможет достичь облаков, они познают причины, в силу которых произошел потоп (История спасения 9 глава).
А теперь резюмируем падение четвертой головы:
1) Буквальная гора, на которой находились послепотопные жители – гора Арарат.
2) Моральная гора до падения – чистый характер, не оскверненный грехом.
3) Цель, намерение дьявола, зародившиеся в его голове — свержение Божественной власти над послепотопными жителями и подчинение их себе.
4) Посредник для достижения цели – неизвестные лидеры послепотопного общества, потомки Ханаана, заявившие: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4).
5) Мотив — расположение местности с плодородной почвой, где можно разместиться. Создание монархической формы правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю, и чтобы их город стал центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Недоверие Богу в отношении потопа. Спасение своими собственными делами. Будете сами себе царями, совершенно свободными от подчинения Богу. Для этого освобождения надо приложить свои усилия.
6) Достижение цели — успешно.
7) Результат — падение значения четвертой головы — «царь»; разрушение всех их планов по осуществлению строительства башни.
8) Остаток — призвание Аврама выйти из Ура Халдейского (часть Вавилонии).
ПЯТАЯ ГОЛОВА
После вавилонского столпотворения, когда люди рассеялись, и идолопоклонство распространилось почти по всей земле, Бог, в конце концов, оставил ожесточившихся беззаконников следовать по пути греха, а из поколения Сима Он избрал Авраама и сделал его хранителем Своего закона для грядущих поколений.
С призванием Аврама (он же в последствии Авраам) Бог начинает новую эпоху. Это длительный период того народа, которому Он доверил быть сохранителем и распространителем воли Своей, выраженной в Его Законе.
Аврааму дано было обетование, особенно дорогое для людей той эпохи, о многочисленности его потомков и могуществе этого народа: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение».
Но оправдало ли потомство Авраама то доверие, которое вверил им Бог? Было ли его потомство сохранителем и распространителем Закона Божия? Закон Божий был, безусловно, сохранен. Он дошел и до наших дней. А вот в отношении распространения Божией воли не все так уж и гладко было, как ожидалось. Нельзя сказать, что в этом направлении было по полным нолям. Были у Израильтян и подъемы и падения. Впадали они и в идолопоклонство, восставали пророки, призывали к реформе. Многие из пророков были убиты, кому-то удавалось что-то реформировать. Но вот пришел Христос.
«Окончательное решение относительно еврейского народа и государства Христос принял в конце Своего служения, когда иудейские вожди твердо решили отвергнуть Его притязания на роль Мессии Израиля. Слова Христа показывают, что вина Израиля перед Богом достигла полноты (Мф. 23:32). Его приговор звучал так: “Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его” (Мф. 21:43). Это торжественное решение подразумевает, что Израиль больше не будет народом, находящимся под управлением Бога, и ему на смену придут другие люди, которые примут Мессию и Его весть о Царстве Божьем. “Се, оставляется вам, дом ваш пуст” (Мф. 23:38).
Христос не обещал Царства Божьего, теократии, другому поколению иудеев в отдаленном будущем, как склонны считать диспенсационалисты, но людям всех рас и национальностей, любящим Христа, «с востока и запада» (Мф. 8:11,12). Его Церковь («Церковь Моя» — Мф. 16:18) придет на смену народу, отвергнутому Христом.
Сам Иисус описал избранный Им «народ». Он сказал Своим ученикам: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12:32; ср. с 22:29). Отождествление учеников с истинным Израилем подкрепляется еще и тем, что пророки называли Израиль Божий стадом или овцами Божьими (Ис. 40:11; Иер. 31:10; Иез. 34:12–14).
Призвав учеников образовать малое стадо, которое примет Царство, Христос тем самым сформировал ядро нового Израиля (Лк. 12:32). Христос создал Свою Церковь не помимо Израиля, но как верный Остаток Израиля, который наследует обетования и обязанности завета. Церковь Христова не отделена от Израиля Божьего, но только от еврейского народа в целом, поскольку он отверг Христа. Прямым следствием того, что Христос отторг теократию от народа израильского, было наложение проклятия завета, определенного Моисеем в Лев. 26 и Втор. 28.
Христос выразил Свое стремление к Иерусалиму в образе курицы–матери, которая нежно заботится о цыплятах, собирая их под свое крыло. Но они не захотели прийти к Нему; “посему оставляется вам дом ваш пуст”, — сказал Он (Мф. 23:37,38). Горько оплакивая страшное будущее проклятого Богом города, Христос описал его разрушение от рук врагов, которое постигнет его потому, что он не узнал времени “посещения” своего (Лк. 19:42–44)» (Патр. и прор.11 глава).
А теперь резюмируем падение пятой головы:
1) Буквальная гора, как основание израильского народа – это и гора Синай, где народ получил Закон и церемониальные повеления. Это также и гора Мориа, (да и Сион тоже), так как храм Соломона построен на горе Мориа, тогда как дворец царя Давида и всех последующих царей Израиля и Иудеи был расположен на горе Сион (см. справку в конце статьи).
2)Моральная гора до падения – чистый характер, доверяющий Богу. «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Даниил 3:35).
3) Цель, намерение дьявола, зародившиеся в его голове — свержение Божественной власти над израильским народом и подчинение его себе.
4) Посредник – языческие народы, окружавшие израильский народ. Под влиянием язычества израильтяне сначала впали в прямое идолопоклонство, особенно ярко это проявилось при царе Соломоне, породнившемся с язычниками через брачные узы. В дальнейшем дьявол нашел более тонкий подход. Если к дням Христа поклонение напрямую языческим идолам явно не вырисовывалось, зато языческий дух самооправдания, спасение посредством щепетильного формального соблюдения всех правил, процветало в среде народа. Дух фарисейства проник во все клетки сознания израильтян.
5) Мотив — предпочтение низких форм язычества. Поклонение идолам. Самодовольство. Упование на родословную, которая вела к Аврааму, Исааку и Израилю. Упование на обетования, которые, по сути, не были безусловными. Спасение своими собственными делами (фарисейская праведность). И наконец, не принятие Желанного всех веков — Иисуса Христа и убийство Его.
6) Достижение цели — успешно.
7) Результат — падение значения пятой головы –«царь»: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23:38).
8) Остаток — призыв учеников образовать малое стадо, которое примет Царство. Христос тем самым сформировал ядро нового Израиля (Лук. 12:32).
В следующей теме «поговорим» о голове, которой дано определение: «ЕСТЬ» и которая охватывает время, в которое мы живем.
Справка:
В священных библейских книгах слово Сион (евр. Цион – «солнечный», «блестящий») употребляется в двух значениях: географическом и символическом. Первоначально так называлась гора в юго-западной части Иерусалима, на которой стояла крепость Иевусеев. Ею овладел полководец царя Давида Иоав. Сюда удалился царь Давид, покинув Хеврон. Эта гора стала главным оплотом новой столицы. Здесь был построен царский дворец. Месту этому было присвоено название город Давидов (2 Цар. 5: 7, 9; 3 Цар. 8: 1; 1 Пар. 11: 5). Здесь и был похоронен великий пророк и царь (3 Цар. 2: 10).
Со временем слово Сион стало употребляться в символическом значении как место пребывания Бога: ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона (4 Цар. 19: 31). Когда при царе Соломоне был построен и освящен Храм, тогда слово Сион стало метафорически применяться к храмовой горе Мориа. Это очевидно из первой книги Маккавеев: «Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены» (1 Макк. 4: 36-38). Однако и другие библейские места дают основание для такого понимания: «И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» (Иер. 31: 12); «Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому» (Плач. Иер.1: 4). По мере возвышения Иерусалима как святого града название Сион все чаще применяется к самому городу: «Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется» (Ис.33:20). Выражение «дщерь Сиона» является персонифицированным названием Иерусалима: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах. 2: 10).
С именем Сион связаны также великие пророчества о грядущем Царствии Божием. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр. 12: 22). В этом же значении слово Сион употребляется в книге Откровение: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14: 1).
Пастор Александр Серков.
Комментарии (7):
Ruslan
| Ссылка на комментарий
Не думаю, что толкование правильное.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Ruslan,
думаю, что Ваше утверждение голословно
мнение должно быть обоснованно, или оно не сто?ит внимания
Алексей
| Ссылка на комментарий
В этой статье автор имеет право высказать свое мнение по этому вопросу. И хотя здесь говорится правильно о послепотопном мире, о Аврааме и Сионе, но автор намеренно смешивает пророческие символы и придает им значение которого нет.Это его личноемнение и таковым оно может оставаться пока автор сам его не изменит.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Алексею:
Где его нет, этого значения? Где оно должно быть, как кредо?
романец владимир
| Ссылка на комментарий
я вообще не увидил ни какой связи голов с этими событиями….напоминает,как в советской школе——пушкин был революционером,тургенев-революционер,чехов -революционер,чернышевский-революционер…..то есть мы видим в библии,что хотим видеть…..потом вопрос,а почему строители башни.начали строить на равнине,а не на горе,ведь они хотели спастись от потопа,а гора б секономила матерьялы…и почему я должен думать,что гора —это голова……..я думаю,что девица сидящая на звере,это отступившая Божья церьковь——потому иоанн и дивился весьма сильно….
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Владимиру Романцу:
Гора была занята поклоняющимися Богу, от которых они ушли и спустились в равнину. Вот в том-то и дело, что они хотели сказать, что без горы обойдутся и в долине построят башню до облаков. В том-то и суть самоправедности, что многие пытаются без «Горы», а в низовьях своей нравственности получить спасение своими делами.
Вот в том-то и проблема, что мы пытаемся думать, а надо не думать, а делать экзегезу, которую в статье я сделал, читайте еще раз статью, а лучше весь цикл статей. Договорились?
Что это отступившая церковь — это верно, но только та, которая сидит на звере, — не девица, она уже давно забыла, когда была девицей.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
гор было много, ведь ковчег остановился в ГОРАХ араратских, да возможно они отвергли горы, мол можно и без них…