Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Преобразование — восстановление отношений
На этом уроке мы рассмотрим тему: «Преобразование – восстановление отношений».
Восстановление отношений – немаловажный фактор, необходимый христианину, ведь невозможно же любить Бога и ненавидеть ближнего. А с другой стороны, когда возлюбил нас Бог? Неужели тогда, когда мы стали хорошими? Памятный текст как раз и раскрывает нам эту мысль:
«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10).
Давайте посмотрим на жизнь первоапостольской церкви: Все ли гладко было у них во взаимоотношениях? Не были ли и у них отношения временами натянуты? К сожалению приходится констатировать, что не обошлось, конечно, и у тех, кто в дни Пятидесятницы так близко был к Богу, — без конфликтных ситуаций. Дьявол не спит, и конфликты были и у них, и мы имеем конфликты друг с другом. Но это еще полбеды. Важно не оставаться в таком натянутом положении. Этот урок как раз и призывает к разрешению конфликтных ситуаций и к восстановлению мира.
Теперь обо всем подробно и обстоятельно.
Воскресенье Обладал ли Павел иммунитетом от разногласий?
Ап. Павел написал не одно письмо церквам и отдельным личностям, в которых обращал внимание на вопросы отношений. Он призывал быть любящими, кроткими и не судить один другого. Однако сам Павел обладал ли иммунитетом от разногласий?
Давайте прочитаем Деяния 15:36-41
36 «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви».
«Произошло огорчение» — это интересное выражение. На русском языке оно не отражает всей сути происшедшего. Ну, огорчился, да и все тут. Но в оригинале оно имеет более неприглядное значение. Давайте обратимся к оригиналу. Здесь стоит слово ?????????? – пароксисмос, которое переводится как: раздражение, ожесточение, озлобление. От этого слова происходит другое слово «пароксизм», значение которого – внезапный приступ сильного душевного возбуждения, сильного чувства, например, гнева.
А произошло с Павлом, как мы уже читали в тексте, практически вот что: Павел был врожденным искателем приключений и никогда не мог усидеть долго на одном месте. Он решил снова пуститься в путь; но приготовления к путешествию завершились трагическим разрывом. Варнава хотел взять с собой Иоанна, прозванного Марком, а Павел не хотел вообще иметь дело с человеком, который уже раз в Памфилии проявил себя как ненадежный служитель. Разногласия между ними оказались настолько острыми, что они расстались, и никогда больше не работали совместно. Здесь трудно сказать, кто же из них — Варнава или Павел — был прав. Но одно ясно: Марку крайне повезло, что у него был такой друг, а верней дядя по родственной линии — Варнава. Позже, как мы уже знаем, Марк вернул себе доброе имя. Возможно, что именно дружба Варнавы помогла ему вновь обрести самоуважение и исправить прошлые ошибки. Великое дело — иметь человека, который верит в тебя. Варнава верил в Марка и, в конце концов, Марк оправдал его доверие.
Хотя в дальнейшем книга Деяний не содержит сведений о совместных трудах Павла и Варнавы, Павел отзывается о Варнаве положительно (см.1 Кор. 9: 6).
Позднее Павел высоко ставил и Марка: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его» (Кол. 4:10).
Павел называет Марка сотрудником своим: «Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои» (Фил.1:24).
Он даже просит его для помощи себе в служении: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4:11).
В общем-то, все мы имеем слабости, но конец дело красит. У ап. Павла хороший конец, он не держал зла ни на Варнаву, ни на Марка.
Понедельник Исцеляющая сила любви
Приведу несколько примеров. Вот история одного беглого раба, в которой мы увидим исправление дисбаланса в отношениях на практике.
10 «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;
12 ты же прими его, как мое сердце.
13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование;
14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.
15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,
16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе» (Филимону 1:10-20).
Обратите внимание на такие выражения: «Прошу, прими его как мое сердце». «Если он тебя обидел, или должен, считай это на мне». Павел не за себя просит, а за беглого раба. Он всеми силами пытается исправить дисбаланс в отношениях.
Мы понимаем, что присутствие в наших отношениях дисбаланса и неравенства ранит людей. В Божьих глазах мы все равны – мужчины и женщины, рабы и господа, молодые и старые. Когда мы обретаем силу и высокое положение в обществе, то часто не осознаем ту боль и душевное страдание, которые причиняем другим. Но мы как христиане, должны бороться за равенство среди людей, мы должны любить милость и жить друг с другом и с Богом в смирении.
Вот Библейский пример исцеления от гордости и зависти.
12 «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш» (2Кор.10:12-15).
Гордость и зависть причиняют боль и разрушают отношения. Небесные совершенные взаимоотношения были разрушены как раз гордостью и завистью сатаны к Богу. Сегодня гордость разделяет и изолирует, а зависть продолжает разрушать отношения. Иисус готов был полностью смириться, чтобы спасти нас. Его мягкость, любовь и смирение позволили Ему родиться в бедности, жить с нами в поту, крови, слезах и грязи человечества и в конце умереть самой худшей смертью. Это искупительное смирение.
Метафора Павла о Церкви как о теле сильна и практична. Каждая часть тела важна, даже невидимые и принимаемые как сами собой разумеющиеся его органы. Но ни один из органов тела не может процветать без остальных. Нам следует использовать все наши дары, чтобы служить, благословлять и подкреплять один другого. Гордости нет места в отношениях любви. Единственное, чем мы можем гордиться, так это тем, что Иисус всех нас приводит к более близким дружеским отношениям с Собой.
А что если произошел конфликт во взаимоотношениях и причинены глубокие раны? Как исправить это положение? Исцеляющий бальзам для исцеления ран это прощение. Прощение – величайший дар, данный нам для восстановления взаимоотношений с Ним и с людьми. Благодаря Его прощению мы можем испытать чудо Его полного принятия и очищающей силы Его прощения. Когда мы поймем, сколько нам простили, мы сможем прощать других, даже если они пытались разрушить нашу жизнь. Одним из наиболее сильных свидетельств в пользу Бога является то, что этот мир может переживать восстановление разрушенных отношений через примирение и прощение.
Иисус Своим примером показал вежливый и заботливый способ возвращения грешника к Богу и любящей семье верующих. Он показал, как нужно разговаривать с грешниками. Вспомните разговор Христа с женщиной у колодца, с Закхеем, с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Он дал пример, как надо разговаривать с людьми, которые сражаются с грехом. Все, что мы говорим или делаем в подобных ситуациях, должно отражать Божью любовь.
13 глава 1 Коринфянам дает нам эталон целительной силы любви. Наши отношения приближаются к Божественному идеалу, когда мы направляем целительную силу Божьей любви на раненое сердце. Но сделать это можно лишь тогда, когда Божья любовь наполняет наше сердце.
Вторник Прощение – душе успокоение
Прочитаем пару выдержек из Духа пророческого:
«Не позволяйте оступившемуся пасть духом. Дайте ему почувствовать поддержку сильной руки и услышать шепот, приглашающий к молитве. Бог может обогатить ваши отношения. Молитва объединяет нас друг с другом и с Богом» (Наглядные уроки Христа, с. 250).
«Никому еще не удавалось укорами и порицаниями убедить людей отказаться от заблуждения, но многие из-за этого совсем уходили от Христа и навсегда закрывали сердца для Духа Святого. Только кроткий дух и нежное, смиренное сердце могут спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Откровение Христа в вашем характере произведет преобразующее действие на всех, соприкасающихся с вами. Пусть Христос каждый день проявляется в вас, и Он явит через вас творческую силу Своего слова, Свое кроткое, но убедительное, могучее влияние, чтобы воссоздать людей по прекрасному образу Господа, Бога нашего» (Правила счастливой жизни, с. 129)
Прекрасный пример бесподобного прощения мы имеем, читая историю Иосифа. Братья его продали его в рабство. Казалось, обиды хватит на всю оставшуюся жизнь, и на братьев, продавших его, и на Бога, допустившего это. И мог бы Иосиф в обиде своей опуститься на самую нижнюю моральную ступень, находясь в рабстве. Мог бы пойти на поводу у жены Потифара. Но нет, он этого не сделал. Он не обиделся на Бога, он Ему доверял. Иосиф простил и братьям их поступок, хотя возможности отомстить им у него было предостаточно. Сознавая, что они уже достаточно настрадались за свою жестокость к нему, он нежно пытался рассеять их страх и смягчить горечь их душевных страданий. Мы читаем:
«14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их» (Быт. 45:14-15).
Среда В Христовом методе нет проигрыша
Какой метод избирает Христос по отношению к согрешившему?
Помните случай с женщиной, взятой при совершении греха прелюбодеяния?
На вопрос: «женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8:10-11).
Метод Христа – прощение. А что такое прощение? Оправдывает ли оно поведение человека, поступившего с нами крайне несправедливо? Мне кажется, легко простить человеку, который обидел не меня, а кого-то. А если он причинил мне зло и очень несправедливо обвинил, обругал, оклеветал именно меня? Легко такому человеку простить? Это зависит от степени нашего сближения с Христом.
Христос проявил инициативу по примирению нас с Богом. А разве мало мы огорчали Бога? Учась у Христа, и мы становимся способными прощать обиды, причиненные нам.
«Благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим.2:4).
Во Христе мы получили примирение с Богом, когда были еще грешниками. Наше покаяние и исповедание не производят примирения. Оно стало возможным благодаря смерти Христа на кресте; со своей стороны мы лишь должны принять то, что было совершено для нас.
Читаем Рим. 5:8-11
8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение».
Примирившись с Богом, можем ли мы продолжать обижаться и не прощать нашего обидчика? Запомните, прощение в первую очередь нужно нам самим. Прощая ближнего, мы приобретаем душевный мир и спокойствие. Если мы воспользуемся этим методом, а это метод Христа, в проигрыше мы никогда не останемся.
Прощение — это освобождение другого человека от нашего осуждения, ибо Христос освободил нас от осуждения со стороны Бога. Прощение не оправдывает поведения другого человека по отношению к нам. Мы можем примириться с обидчиком, потому что Христос примирил нас с Собой, когда мы обидели Его. Мы можем прощать, потому что сами прощены. Мы можем любить, потому что мы любимы. Прощение — это выбор. Мы можем выбрать прощение, вопреки действиям или отношению другого человека. Это воистину дух Христов! А в Христовом методе нет проигрыша. Победа для нас заключается в том, что мы приобрели друга. И прощая, мы сами приобретаем прощение.
Четверг Есть ли смысл прощать, если все равно нас обижают?
Один мальчик сказал: А зачем заправлять койку, все равно ее вечером разбирать? Или можно сказать: Зачем умываться, все равно запачкаемся. Или: Зачем бриться, все равно щетина лезет? Так грех же тоже лезет во все щели, так что, теперь оставить все на произвол судьбы?!
Да, конфликты в отношениях неизбежны, потому что все люди разные, разные характеры, темперамент, и личностные отличия могут с легкостью приходить к противоречию в том или ином случае. Но если все рассматривать в свете наших разных характеров с Богом, то мы видим, как Бог нас еще терпит?!
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим. 5:8-11).
Еще один текст: Ефес. 4:26-32
26 «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Что сделает возможным наше дальнейшее сожительство мирным и терпимым? Если мы позволим, чтобы нами руководил Святой Дух, то мы сможем разрешить конфликт положительно.
Когда возникает конфликтная ситуация, нам следует попытаться ее решить таким образом, чтобы обе стороны чувствовали прощение и принятие. Христос говорит, что мы все являемся неотъемлемой частью Его тела. И поэтому мы все трудимся для Божьей славы, принимая друг друга также как равных себе, как тех, кто так же, как и мы является частью тела Христа. У нас нет власти, судить других, так как мы такие же грешники, как и находящиеся рядом с нами люди.
Мы можем заявить: У меня много друзей, подумаешь, потеряю одного, ничего страшного не случится. Вспомните в таком случае Христа. Он мог бы также одну заблудшую овечку оставить, довольствуясь девяносто девятью. Но Он простил именно нас на пике нашего восстания против Него. Так что есть смысл прощать нашим ближним.
Пятница Три шага для разрешения проблемы
Прочитаем Матфея 18:15-18
15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
Вот они три шага для разрешения проблемы:
Обличи его наедине.
При свидетелях.
При церкви.
А с чего начинаем обычно мы? Не минуем ли мы вообще эти три шага? Мы говорим не ему одному, ни при свидетелях и не в церкви, а толпе людей, или кому-то на ухо, и при том за глаза. А это уже клевета. Христос так не поступал. Он никогда не говорил, что она или он такой-то и такой. Он если и обличал, то наедине, а если при людях, то так это делал, чтобы остальные не поняли о чем идет речь. Его понимал только тот, к кому Он обращал любвеобильный обличительный совет.
В заключение приведу еще три выдержки из Духа пророческого:
«Не позволяйте, чтобы вами овладело чувство обиды, которое может перерасти в злобу. Не позволяйте ране гноиться и прорываться наружу посредством ядовитых слов, которые поражают разум слушателей. Не позволяйте горьким мыслям наполнять разум ваш и вашего собеседника. Пойдите к вашему брату и в смирении и искренности поговорите с ним о возникших недоразумениях» (Служители Евангелия с. 499).
«Когда в душах работников будет пребывать Христос, когда всякий эгоизм умрет, когда не будет соперничества и стремления к превосходству, когда они будут едины, когда они освятят себя, так что их любовь друг к другу станет зримой, тогда потоки благодати Святого Духа сойдут на них, и это так же верно, как исполнение любого Божьего обетования» (Избранные вести, т. 1, с. 175).
«Если мы хотим стоять в великий день Господень рядом с Христом как со своим убежищем, высокой башней, тогда мы должны отложить всякую зависть, всякую борьбу за превосходство. Нам нужно совершенно уничтожить корни этих пороков, чтобы они не смогли прорасти вновь. Мы должны полностью перейти на сторону Господа» (События последних дней, с. 190).
Что больше всего мешает нам, как Церкви адвентистов седьмого дня, пережить опыт возрождения и преобразования, необходимый для проповеди Евангелия всему миру? Может быть, наше учение и доктрины? Конечно же, нет! Ведь именно их даровал нам Бог, чтобы мы передали миру. Проблема кроется именно в нас, в наших межличностных взаимоотношениях, мелочности, зависти, пререканиях, эгоизме, стремлении к превосходству и т. п.
Поэтому именно нам и надо молиться о нашем возрождении и преобразовании. Нам надо молиться о силе Святого Духа, чтобы в нас произошли перемены, необходимые для последующего возрождения и преобразования всей Церкви.
Пастор Александр Серков