Комментарий пастора Александра Серкова на Откровение 1 главу: Первенец из мертвых (2 — часть)
В первой части этой темы мы имели возможность рассмотреть первый расширенный вопрос. Продолжим эту тему.
2 – вопрос: Говоря Адаму: «Не ешь от него (от дерева познания добра и зла); ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», — какую смерть Бог имел в виду: первую или вторую?
Ответ. Вторую, вечную смерть.
3 – вопрос. А почему же тогда первый человек не умер в тот же день вечной смертью?
Ответ.
Некоторые заявляют: «Да, Адам умер, и притом в тот же день, но он умер не физически, а духовно».
Вы можете что-нибудь уразуметь в подобном софизме?
Это некая лазейка, такая вот выкрутаска, которую многие используют в тупиковых богословских вопросах. Например: Пророчествуют — пророчествуют о том, что Христос в таком-то году придет, а Он не пришел, тогда они заявляют: «Да, Он пришел, но только не физически, а духовно, Он пришел в наши сердца»!
И зачем же тогда, интересно, Христу умирать за первого человека, если он уже сам удовлетворил требование закона: «Возмездие за грех – смерть…» (Рим. 6:23), умерев в тот же день смертью?!
Я вижу здесь такую развязку:
Да, согласно предостережению, он должен был умереть в тот же день, и притом вечной смертью. А точнее, в тот же день был вынесен приговор вечной смерти, хотя момент казни для первых людей был неизвестен.
Подобно тому, как приговоренный к смертной казни земным судом содержится в предсмертной камере; и он не знает, когда его выведут на расстрел или на электрический стул: через день, через неделю или через месяц. Я помню статью в газете, это
было в ноябре 2006 года. Саддаму Хусейну был вынесен смертный приговор через повешание. И казнь обещано было исполнить еще до Нового года. Он на тот момент был уже смертником, но день и час исполнения приговора никто тогда не знал. Но вот перед самым Новым годом, 30 декабря мы прочитали известие, что приговор приведен в исполнение. Так и первый человек, оставшись без одежды света, принял статус смертника (а ему срок был: умрешь в этот же день); и рай, бывший для него блаженным домом, — стал застенком предсмертной камеры. И когда он услышал голос Бога в прохладе дня, он побежал от Него, как от палача, пришедшего совершить смертную казнь.
Да, Адам вполне осознавал, что над ним нависло возмездие за грех, и казнь должна исполниться непременно и притом в самое ближайшее время.
Вот семь выдержек из книги «Патриархи и пророки», которые подчеркивают эту мысль:
1) «Змей сорвал плод с запрещенного дерева и вложил его в руки Евы, которая почти не сопротивлялась. Затем он напомнил ей её слова о Божьем запрете под угрозой смерти прикасаться к плодам» (П.П. 32).
2) «Теперь же, когда плод был в её руках, он пытался внушить ей, что съеденный плод также безвреден, как и прикосновение к нему. Видя, что с ней не случилось ничего страшного, Ева заметно осмелела и взяла плодов его и ела» (П.П.32).
3) «Лицо Адама омрачилось. Он, казалось, был поражен и встревожен. Отвечая Еве, он сказал, что это, должно быть, тот самый враг, о котором их предупреждали, и что теперь, согласно Божественному приговору, она должна умереть» (П.П. 33).
4) «Адам понял, что его спутница нарушила единственный запрет, существовавший для них как испытание верности и любви. В его душе происходила страшная борьба. Он горько сокрушался о том, что разрешил Еве отойти от него. Но всё уже свершилось, и теперь он должен расстаться с той, которая доставляла ему столько радости. Как же примириться с этим?» (П.П.33).
5) «И всё же, опасаясь потерять дар, который в его глазах превосходил все остальные, Адам пренебрег вышеупомянутыми благословениями. Любовь, признательность и преданность Творцу, — всё это затмило собой его любовь к Еве. Она была частью его самого, и он не мог даже мысленно примириться с разлукой с ней. Он не понимал, что Безграничная сила, Которая из праха сотворила его и, движимая любовью, дала ему друга жизни, могла дать ему другую спутницу» (П.П. 33).
6) «Адам решил разделить с Евой ее участь. Если она должна умереть, они умрут вместе» (П.П. 33).
7) «Он не замечал в ней никаких признаков смерти и наконец, решился – взял плод и быстро съел его» (П.П.33).
Вы заметили? Адам ясно понимал, что речь идет не о духовной, а о буквальной, физической, и притом, вечной смерти.
Возьмем еще одну выдержку из Духа пророческого:
«Предостережение, данное нашим прародителям: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17), не означало, что им предстояло умереть в тот же день, в который они вкусили плод от запрещенного дерева, но в тот же день был вынесен бесспорный приговор. Бессмертие им было обещано только на условии повиновения. Преступив Закон, они лишились права на вечную жизнь. В этот же самый день они были приговорены к смерти» (П.П.59-60).
Итак, бессмертие человеку дано было только на условии повиновения. Преступив волю Божию, он лишился права на вечную жизнь. В тот же самый день он был приговорен к смерти и, подобно падшим ангелам, предназначен для наказания вечной смертью:
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
…и беззаконников (из людей – прим. автора) соблюдать ко дню суда для наказания» (2 Петр. 2: 5,9).
Но, в отличие от падших ангелов, по отношению к человеку была проявлена благодать, ему была дана уникальная возможность (ангелам в свое время тоже была дана возможность вернуться под покров Бога, но они этой милостью пренебрегли). Любовь Божия, вместо того, чтобы привести в исполнение приговор Закона, принесла Адаму радостную весть с обетованием. Радостной эта весть была, конечно, не по отношению к тому счастью, которое они имели до грехопадения, а по отношению к неминуемой смерти.
Бог пришел с вестью о заместительной жертве Того, Который примет на Себя всю тяжесть вины за грех и умрет вместо человека (см. Быт. 3:15). Адам должен был, по всей видимости, своими руками отнять жизнь у животного, и новые одеяния из шкуры этого жертвенного животного (см. Быт. 3:21) еще долго напоминали людям о том, что Некто примет смерть за грех вместо них. Это была первая заместительная жертва.
«Адам поражался безграничной доброте, которая заплатит столь огромный выкуп ради спасения грешника. Звезда надежды освещала мрачное и страшное будущее, вселяя веру и радость» (П.П. 47).
Однако, тех людей, которые не примут весть спасения, ожидает возмездие за грех в тот день, когда все нечестивые: и люди и ангелы, умрут вечной смертью (см. 2 Петр. 2:5,9).
4 – вопрос. Благодаря чему мы приходим к выводу, что смерть, которой умер Адам в возрасте 930 лет, не является «возмездием за грех»?
Ответ.
Возьмем выдержку из Духа пророческого:
«Он (Авель) напоминал Каину о милосердии, проявленном к их родителям Богом, Который пощадил их, хотя они согрешили и заслуживали смерти. Авель убеждал Каина в Божьей любви к ним, ибо, в противном случае, Он не отдал бы Своего невинного безгрешного Сына на страдание, не обрек бы Его на наказание, которого были достойны они» (П.П. 54).
Если допустить, что здесь говорится о первой смерти, которой умер Адам в возрасте 930 лет, то о каком милосердии тогда идет речь?
Разве Адам был избавлен от старения и от первой смерти? – Нет.
А о какой любви говорил тогда Авель, убеждая Каина?
И от чего Бог пощадил человека, разве от первой смерти?
А некоторые как раз и предлагают такое толкование:
«Да, Адам в тот же день умер смертью, как ему и было дано предостережение, ну, в смысле, он начал в тот же день постепенно умирать и, в конце концов, через 930 лет умер».
А разве старение Адама, которое, в конце концов, привело его к смерти первой, можно считать, что это и есть именно то, о чем говорится в предостережении?
Однозначно, нет. Речь здесь идет о заступнической смерти Христа и предоставлении, как Адаму, так и всему человечеству, возможности избежать второй смерти. Вот в чем проявилась любовь Божия. Вот о каком милосердии говорил Авель Каину.
А вот еще один логический аргумент: Если бы смерть, которой умер Адам, и которой умирают все люди, была бы возмездием за грех, то получилась бы такая картина:
Во-первых, они сами своей смертью удовлетворили бы требование Закона: «Возмездие за грех – смерть».
И зачем тогда Христу умирать за них?!
И, во-вторых, нечестивые, упорно отвергающие благодать Божию, старели бы и умирали, а праведные, исповедующие свои грехи, оставались бы молодыми и не умирали.
Вы скажете: «Почему же?».
— А потому что их не касался бы приговор: «Возмездие за грех – смерть», — они же исповедали свои грехи, и Бог простил их и
«Бросил грехи за хребет Свой» (Ис. 38:17)
или
«Вверг грехи наши в пучину морскую» (Мих. 7:19).
Но мы наблюдаем иную картину: умирают первой смертью все: и праведные и нечестивые. Значит первая смерть, которую Христос назвал сном, и с точки логического мышления не является возмездием за грех.
5 – вопрос. Так чем же тогда для человека является первая смерть, если не возмездием за грех?
Ответ.
Как это ни удивительно, но смерть первая дана человеку как благословение Божие, исходящее из последствий грехопадения. Как следствие греха, человек подвержен болезни, страданию, насилию, угнетению; и мучиться тысячи лет до Пришествия Христа было бы для него не лучше мук ада.
Вот семь текстов, подтверждающих эту мысль:
- «Которые ждут смерти, и нет её» (Иов. 3:2).
- «И душа моя желает лучше прекращение дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих» (Иов. 7:15).
- «И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф» (Иер. 8:3).
- «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:6).
- «Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Кор. 9:15).
- «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
- «Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числ. 11:15).
Любовь Божия ограничила человеческие страдания, положив им предел, и, по причине умножения греха и его последствий, — жизнь человека сокращается.
«Преступность будет расти от поколения к поколению, и проклятие греха всё более тяжелым бременем ляжет на человечество, на животных и землю. Дни человека сократятся из-за его греховного образа жизни» (П.П. 46).
6 – вопрос А мог бы Бог не давать человеку вообще первую смерть?
Ответ.
Теоретически, я думаю, да, но практически это нецелесообразно. Адам прожил почти 1000 лет, а почему бы ему не прожить всего в 6-7 раз дольше?! А остальным людям оставалось бы жить всё меньше и меньше, по мере их рождения всё ближе и ближе к Пришествию Христа; и так все дожили бы до дня расплаты и получили бы своё воздаяние: одни — смерть вечную, как возмездие за грех, ведь падшие ангелы живут же в «предсмертной камере» до дня возмездия и не умирают (см. 2 Петр. 2:4), а другие преобразились бы и продолжили жить вечно.
Но нецелесообразность этого заключается вот в чем: В отличие от падших ангелов, Бог хочет иметь людей, которые наполнили бы землю и жили на ней вечно. Если бы Адам не согрешил, то земля наполнилась бы его потомками, и, по всей видимости, человек перестал бы размножаться. Но когда человек согрешил, — мало, кто принимает весть спасения и становится на сторону Бога, чтобы стать достойными гражданами обновленной земли.
Вот, например, перед потопом почти все отвергли Бога.
В дни земной жизни Христа, не говоря уже о язычниках, даже израильский избранный народ в большинстве своем отверг предложенное ему спасение.
А в средние века? Лишь горсточки скитающихся, гонимых, преследуемых и убиваемых оставались верными Богу; но, тем не менее, число спасенных добавлялось, и их становилось всё больше и больше.
Сегодня сотнями и тысячами приходят к Богу после Евангельских компаний, но многие ли устоят в дни кризиса?!
Нам дана возможность стать и быть достойными гражданами неба, а потом и обновленной земли, но порой для нас — земное намного интересней и дороже, чем жизнь вблизи с Иисусом.
Желание Бога, — чтобы и окружающие нас люди вошли в то число спасенных. Поэтому Он и дал нам великое поручение:
«Идите, научите все народы…
Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Матф. 28:19-20).
А представьте себе, что было бы, если бы люди всех веков жили и не умирали до дня расплаты?!
Во-первых, всем не хватило бы места. Ну, толпой, конечно, им места хватит на земле, когда после 1000 – летнего периода будут воскрешены все люди, но разместиться для жительства вряд ли всем хватило бы места, питания, да и вообще, всего необходимого для жизни.
А во-вторых, верные Богу «захлебнулись» бы, в конце концов, и сами в этой заразе греха. Поэтому дни жизни человека ограничены, и цель его жизни – не благоденствие и не долгожительство, а формирование характера, пригодного для жизни во всю вечность в присутствии Святого Бога.
7 – вопрос Почему нечестивые, умершие без Бога в душе, не останутся в могиле навечно? Для чего им предстоит еще воскреснуть? Неужели первая смерть для нечестивых не могла бы зачислиться сразу за вечную, и они могли бы просто не воскреснуть и на веки вечные остаться в могиле?
Ответ.
Дело в том, что в план спасения входит не только элемент спасения человека от греха, но и теодицея (Богооправдание). Бог был оклеветан сатаной в несправедливости. Все разумные существа, в том числе и нечестивые, после всей драмы грехопадения и выхода из этой катастрофы, должны будут признать, как признал однажды Навуходоносор:
«Славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны» (Дан. 4:34).
А вот текст об истинном характере Бога:
«Он твердыня (1); совершенны дела Его (2), и все пути Его праведны (3); Бог верен (4), и нет неправды в Нем (5); Он праведен (6) и истинен» (7) (Втор. 32:4).
Грядет день, когда все, когда-либо жившие на земле, поймут это; и для этого признания и засвидетельствования перед всей Вселенной надо всех нечестивых воскресить. Они воскреснут для окончательного суда и увидят в спасенных, что там могли быть и они, но шанс упущен.
Итак, резюмируем тему о «Первенце из мертвых» семью тезисами:
СЕМЬ РЕЗЮМИРУЮЩИХ ТЕЗИСОВ
- Смерть вторая – это возмездие за грех.
- Смерть первая – последствие греха.
- Все воскресшие и те, которые будут еще воскрешены, — это воскресшие от первой смерти.
- Христос принял на Себя смерть, которая нависла над человечеством, как «Возмездие за грех» и победил ее.
- Христос – Первенец и Единственный, Кто воскрес от второй смерти.
- В тот великий день Бог пробудит от сна всех тех, чьи имена записаны в книге жизни, и их вечная жизнь после сна (первой смерти) продолжится с Богом в обновленных телах всю вечность, потому что, живя за земле, они приняли статус «живущих вечно во Христе Иисусе, то есть, не предназначенных для второй, вечной смерти».
- А нечестивые воскреснут после 1000 лет, чтобы вкусить вторую смерть самим, потому что они не приняли милостивое приглашение Христа и не отдались под влияние Его благодати.
Итак, закончим эту тему семисловным призывом ап. Павла:
«Держись вечной жизни, к которой ты призван» (1 Тим. 6:12).
Дорогой друг! Темы на этом еще не заканчиваются. Вся книга Откровения еще впереди. Продолжение исследования книги Откровение в семи цветах радуги следует.
Пастор Александр Серков
Комментарии (10):
Андрей
| Ссылка на комментарий
Какой смертью умер Иисус?
Сегодня некоторые проповедники утверждают, что Христос умер на кресте «второй смертью». Приводятся следующие аргументы:
Первая смерть – это естественный результат грехопадения человечества в лице первых согрешивших людей, то есть результат первородного греха. Иисус вообще не называл эту смерть смертью, а только сном, так как она не вечная, а временная. После первой смерти, согласно Библии, следует неизбежное воскресение, первое или второе. Наказание же за грех – смерть (вечная). Именно это наказание за людей взял на Себя Иисус, чтобы освободить всех верующих в Него от вечной – второй смерти. И следует логический вывод, что Иисус на кресте умирал второй смертью.
Мы, как протестанты («верийцы») проверяем все услышанное на «детекторе лжи», чтобы принять или отвергнуть эту теорию.
Итак, Библия – наш единственный источник истины, в своих текстах прямо не указывает, какой смертью умер Иисус. Поэтому будем исследовать все сопутствующие тексты по этому вопросу.
Где Библия непосредственно упоминает вторую смерть? Это Откровение 2:11, 20:6, 21:8 и Иуды 1:12. Прочитаем эти тексты вместе с ближайшим контекстом:
10…Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. (Откровение 2:10-11).
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6).
8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откровение 21:8).
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. (Иуды 1:11-13).
Для начала попробуем выяснить, в чем подобие и отличие смерти первой и второй, выясним также обстоятельства и последствия наступления второй смерти. На основании этого попробуем дать определение второй смерти и сделать выводы.
В общем понимании причина смерти – грех:
23 ибо возмездие за грех – смерть… (Римлянам 6:23).
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.(Иакова 1:15).
В большом множестве текстов Библии, относящихся к смерти, Писание не делает смыслового разделения на категории «первая» и «вторая». По своей сущности ни физически, ни физиологически, ни эмоционально, ни по другим каким-либо специфическим признакам мы не можем разделить эти два понятия.
И в первой, и во второй смерти прекращается и физическое, и сознательное, и подсознательное, и даже бессознательное существование человека. Тело возвращается в прах (Быт.3:19). Даже, если его искусственно сохранить от тления, забальзамировав, высушив, или заморозив, суть не меняется – это уже не человек, это – прах.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. (Псалом 145:4).
5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. (Екклестаста 9:5-6).
И все-же первая смерть имеет одно принципиальное отличие от второй: после первой смерти следует неизбежное воскресение, вследствие чего она даже называется сном в некоторых текстах. После второй смерти никакого воскресения Библия не предусматривает – это вечное осуждение, смерть вечная.
Какие отличия второй смерти от первой открывают нам приведенные библейские тексты? И первая, и вторая смерть однозначно относятся к разным воскресениям, которым дает определение евангелист Иоанн:
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. (Иоанна 5:29).
Смерть вторая наступает после второго воскресения. Иоанн свидетельствует: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти». Первое воскресение Иоанн называет «воскресением жизни». Это те, кто «ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Таким образом, определяющим понятием для второй смерти является второе воскресение или воскресение осуждения. Если человек воскресает первым воскресением – воскресением жизни, то согласно Откр.20:6 «над ними смерть вторая не имеет власти». Эти два воскресения разделены во времени тысячелетним царством Откр 20:5 (учитывая специфику этой книги, этот временной отрезок может иметь образное или символическое значение, но для нашего исследования это не имеет принципиального значения. Принципиально – что разделены). Еще одно определяющее понятие для второй смерти, и соответственно для воскресения осуждения, мы находим в самом тексте о второй смерти, — это дела, которые делает человек при жизни, Откр.21:88 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». В противоположность этой категории мы видим дела верных, которые удостоены воскресения жизни: «и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» Откр.20:4
И первое, и второе воскресение возможны только после физической первой смерти, которая сама по себе не определяет участи человека. Если рассмотреть пример Еноха и Илии, взятых Богом живыми и не видевших первой смерти, то все равно греховное тело должно умереть, чтобы получить новое нетленное тело. Апостол Павел пишет об этом:
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15:50,51).
В этом случае греховная плоть все-же должна умереть.
Вторая смерть наступает в общем случае после первой смерти. В случае с вышеприведенным текстом Иуды 12, где констатируется вторая смерть к еще живым «братьям», мы понимаем, что это пророческое предвидение о грядущем Божьем приговоре для людей, дела которых показывают, что они духовно умерли, или вовсе не рождены для новой жизни во Христе: упорствуют во грехах, не имеют страха Божьего и бесплодные в Духе.
Для выяснения еще одного определяющего понятия второй смерти, найдем в Библии ответ на вопрос: «для чего предназначена вторая смерть?».
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. (Иуды 1:7-8).
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откровение 21:8).
Мы видим описание нераскаянных грехов, за которые выносится окончательный Божий приговор на вечное осуждение – смерть вторую.
Иисус неоднократно описывал этот окончательный Божий приговор в образе геенны огненной и огня неугасимого. Для греха Бог – «Огнь поедающий», а вторая смерть предназначена для окончательного уничтожения греха на земле.
Еще один немаловажный факт: окончательный суд вершит не кто иной, а именно Иисус – зто Его исключительное право, данное Ему Отцем:
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, (Иоанна 5:22).
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тимофею 4:1).
В итоге, можем сделать определение. Вторая смерть – это вечное осуждение и окончательная смерть человека, после его первой смерти и воскресения осуждения за его грехи и непринятие Божьего прощения в лице Иисуса Христа.
Иисус прошел Свой земной путь как человек
«сделавшись подобным человекам и по виду став как человек»; (Фил. 2:7).
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, (Евреям 2:17).
Он нигде не имел исключений из Божьего закона, никогда Он не нарушал закон:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Матфея 5:17, 18).
Посему все те общие правила и определения, которые Бог определил для человека, в полной мере относились и к Нему. Можно ли к Иисусу применить это определение, которое мы вывели из библейских текстов?
Предназначил ли Бог Сына на вечное осуждение и вечную окончательную смерть? Сын предназначен на вечное осуждение греха, но как источник вечной жизни. Умирал ли Иисус до своей смерти на кресте первой смертью и был ли воскрешен воскресением осуждения? Ответ очевиден – ничего этого не было, и быть не могло, следовательно, по определению можно утверждать, что Иисус на кресте умер единственно для Него возможной первой смертью.
Если все-же сделанное определение не кажется вполне убедительным, давайте применим приведенные тексты непосредственно к Иисусу:
11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. (Откровение 2:10-11).
Это обращение к верным победить искушения, скорбь, гонения и темницы. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откровение 2:10).
Может ли кто-либо быть побеждающим без победы Иисуса?
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1 Иоанна 4:4).
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откровение 12:11).
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Коринфянам 15:57).
Победа Иисуса согласно Откр 2:11 освобождает Его от второй смерти.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти… (Откровение 20:4-6).
Давайте честно ответим себе, каким воскресением воскрес Иисус, первым или вторым? Согласно Иоан.5:29:
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. (Иоанна 5:29).
Воскресением жизни, или воскресением осуждения? Ответ и здесь однозначен. А ведь после второй смерти воскресение не предусмотрено ни в каких случаях.
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.» (Откровение 21:8).
Здесь перечислены грехи Иисуса, или может грехи, которые взял на Себя Иисус?
Нет, это грехи не раскаявшихся в своих делах, за которые выносится приговор. Умер ли Иисус смертью грешника или смертью праведника? Хотя на Него возложены все грехи человечества, Библия НИГДЕ не называет Его грешником, и нигде в Библии вы не найдете, что Иисус умер смертью грешника. Иисус умер за грешника, но смертью праведника:
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти…(1 Петра 3:18).
Если Иисус на кресте умирал второй смертью, когда Он умер первой смертью?
Библия утверждает (Римл. 6:10). что «Ибо, что Он умер, то умер однажды, для греха; …»
Об этом же свидетельствует и приведенный выше стих 1 Петра 3:18.
Что происходит, когда праведник умирает первой смертью? Навсегда умирает только его греховная плоть – тело:
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Римлянам 7:24).
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (1 Коринфянам 15:50).
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся (1 Коринфянам 15:51).
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. (1 Коринфянам 15:52).
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. (1 Коринфянам 15:53).
Что говорит Писание о смерти Иисуса?
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, (Римл. 8:3).
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. (Евреям 10:5).
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. (Евреям 10:10).
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, (1 Петра 4:1).
Как связана смерть Иисуса со смертью всех Его последователей?
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Римлянам 6:3).
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Римлянам 6:4).
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, (Римлянам 6:5).
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; (2 Тимофею 2:11).
Если верно утверждение, что Иисус умер второй смертью, то мы, согласно этих текстов, крестились во вторую смерть — вечную погибель.
Еще одно противоречие. Сторонники «второй смерти» называют первую смерть и не смертью вовсе, а лишь сном, основываясь на словах Иисуса в нескольких местах Евангелий. Но такой «аргумент» является прямым подлогом понятий. Если разобрать в Библии все тексты, связанные с понятием смерти, (а их имеется много больше сотни) то, конечно, никакой схожести у смерти со сном не будет. После смерти полностью распадается плоть, у человека не остается ни сознания, ни мыслей, ни памяти, ни снов, ни души, ни духа – ничего. Да и самого человека в результате смерти уже нет. Понятие сон – это аллюзия, в которой показаны:
1) возможность Бога полностью восстановить человека (воскресение);
2) то, что это воскресение неизбежно произойдет в будущем.
Собственно говоря, и в этих конкретных случаях с дочерью Иаира и с Лазарем, Иисус не говорит о смерти, как о сне обыкновенном, а показывает, что для Бога эта смерть не является непреодолимым препятствием, как для человека:
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; (Иоанна 11:11-14).
Христа Писание называет первенцем из мертвых, Он первым воскрешен не по праву искупления, а по праву победы над грехом, ибо закон гласит:
5 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. (Левит 18:5).
Но за Первенцем последуют далее все, таким же образом воскрешенные, «церковь первенцев» (Евр.12:23) — прочитайте внимательно 15 главу 1 послания Коринфянам. Павел, как основание нашего воскресения утверждает такое же воскресение Иисуса — воскресение оправдания, а не осуждения:
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (1 Коринфянам 15:12-14).
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (1 Коринфянам 15:20-23).
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; (2 Тимофею 2:11).
В Библии я не нашел ни одного аргумента – библейского текста, который бы прямо или даже косвенно указывал на то, что Иисус умирал на кресте второй смертью. Единственный «аргумент» — это логическое умозаключение из того факта, что Он Своей смертью искупил нас от второй смерти и посему должен был вкусить за нас именно вторую смерть. Почему именно так, Библия объяснить не в силах. Очень схожий по своей логике «аргумент» — перенос святости субботы на воскресенье, потому, что воскрес в воскресенье. А все библейские тексты можно игнорировать (интерпретировать).
Некоторые цитаты из книги «В поисках креста» Роберта Вилана, которую мне предложили в качестве аргументов защиты обсуждаемой темы:
«…Прежде, чем человек сможет испытать муки второй смерти, он обязательно должен противиться Богу.»
Интересная мысль, если применить ее к Иисусу, умершему «второй» смертью.
«В Писании есть два разных понятия смерти; одна называется просто сном (см. Ин.11:11,13), и чаще всего люди говорят об этой смерти;»
Одно время мы работали на кладбищах (это было время строительства южного и северного кладбищ Киева), довольно долго – несколько лет, и я не только не заметил, что «люди чаще всего называют смерть сном», но даже ни разу не слыхал от людей такого определения. Как раз наоборот, Библейского понимания понятия «сна» на похоронах не принимают даже многие верующие.
«другая смерть — «смерть вторая» — это действительно нечто гораздо более серьезное. (См. Откр. 2:11; 20:6; 21:8). Это вечное отделение от Бога — прощание навеки со светом, радостью и жизнью.»
Если смерть вторая – «это вечное отделение от Бога — прощание навеки со светом, радостью и жизнью», то почему Бог для Иисуса делает исключение из Своих правил? Где говорится, что смерть вторая может быть временной?
«Во второй смерти нет никакой надежды, света или ожидания воскресения, разгоняющего мрак отчаяния.»
«в момент Своих окончательных страданий Он был объят тьмой, которая закрыла от Его взора надежду на воскресение. Если бы Его поддерживала эта надежда, Он не смог бы «вкусить смерть за всех» или воистину отдать Себя «за наши грехи». В лучшем случае Он мог бы только одолжить Себя.»
Это очень смелое и настолько же безосновательное утверждение. Если у Иисуса не было надежды на воскресение, то Его неоднократные утверждения Своим ученикам, о том «что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.» (Матфея 16:21), были бы только предположениями и не стоили бы и ломаного гроша.
«Фактически, от основания мира Он был единственным Человеком, который по-настоящему умер»
Все остальные, по-видимому, умерли не «по-настоящему».
Почему-то многие считают, что обычная физическая смерть ни в чем не винного человека, пришедшего для спасения погибающих, преданного и оклеветанного своими братьями, оплеванного и преданного жестоким пыткам и распятого как самого позорного преступника на обозрение всего человечества, и всей вселенной, всего этого недостаточно. Давайте мы не будем выдумывать того, чего нет в Священном Писании: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того…» (Второзаконие 4:2).
Откуда взялась эта идея в теологии? Я не богослов, не знаю все течения и направления в современном богословии и их истоки, но некоторые свои выводы осмелюсь озвучить.
Смерть Иисуса действительно была уникальной и отличалась от смерти всех живущих на земле людей. Иисус был абсолютно безгрешен, и согласно закону Божьему не должен был умирать:
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, (1 Петра 1:19-20).
Иисус был в возрасте Своего физического и духовного «расцвета сил» и не прожил и половины лет жизни своих современников. Конечно, многие умирают и не дожив до 33 лет, но это следствия болезней, насилия или других обстоятельств, когда жизнь отбирается у человека вынужденно. Иисус отдал Свою жизнь и страдал добровольно.
Для многих людей смерть является трагическим концом жизни. Вряд-ли кто честно скажет, что он готов к смерти. Даже тот, кто сознательно идет на смерть, делает это под гнетом обстоятельств, и не считает этот шаг логическим завершением своей жизни. Иисус шел к кресту осознанно, это была высшая цель Его жизни.
Большинство людей умирают неожиданно: «придет же день Господень, как тать ночью», даже те, кто долго мучаются, страдают, в основном, телесно. Никто из людей не в состоянии полностью осмыслить свою жизнь, выстроив всю логическую цепочку своих действий и их последствий – Божьего закона благословений и проклятий. Бог может помочь человеку «вспомнить всё» и тогда может случиться, что станет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Я не знаю, как этот процесс пройдет у спасенных. Некоторые считают, что его не будет, но Павел утверждает: «впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня.» (1 Коринфянам 3:15). Но я категорически не хочу попасть в число воскресших для осуждения. Страдания для них сродни огня озера огненного – это сложно описать словами.
Полноту страданий Иисуса на кресте тоже описать словами сложно, и они описаны нам весьма скупо. Это состояние исходя из всего, вышеперечисленного, отличалось от предсмертного состояния любого смертного человека. Но эти страдания как-бы сходны с теми страданиями, которые испытывал бы грешник, приговоренный ко второй смерти, с одной лишь разницей, что Христос страдал не за Свои грехи, а за грехи всех людей.
Исходя из этой схожести, вероятно и делаются такие утверждения. Причем берется чисто эмоциональная сторона вопроса и игнорируются факты – тексты из Библии. Потом, на основании одних только домыслов, делаются другие домыслы, «развивающие» тему: «Не имел надежды». Я это так понимаю: вначале умерла надежда, а потом Иисус… А НАДЕЖДА НЕ УМИРАЕТ.
Так говорит Господь:
Быт.49:18, Иов 4:5, 5:16, 11:18, 14:7, Пс. 9:19, 24:5,21, 26:14, 36:7, 38:8, 39:5, 61:6, 70:5,7, 77:7, 118:116, 124:1, 129:5, 145:6, Пр. 3:5, 14:26,32, 23:18, 24:15, 29:25, Еккл. 9:4, Ис. 8:17, 57:10,13, Иер.14:8, 17:13,17, 29:11, 31:17, Плач Иер.3:18,24,25, Деян. 24:15, 26:6,7, 28:20, Рим. 5:2,4,5, 4:18, 8:19,20,24, 12:12, 15:4,13, 1Кор.9:10, 13:13, 2Кор.1:7, 3:12, Еф. 1:8, 4:4, Фил. 1:20, Кол. 1:5,23, 1Фес. 2:19, 4:13, 5:8, 2Фес.2:16, 1Тим.1:1, Тит.1:2, Евр.6:11,18, 7:19.
Павлик А.
Некоторые рекомендации Элен Уайт по исследованию Библии:
Печально, что многие халатно относятся к чтению Библии, отказываясь исследовать ее в простоте своего сердца. Не идите за пояснением Писания к человеку, какое бы положение он не занимал, но берите Библию и самостоятельно исследуйте истину. (СП-155)
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Андрею:
Благодарю за обстоятельное изложение исследования. Но чье это исследование? Подпись внизу: «Павлик А.» А Павлик А. это кто? Если Вы, то Вы же Андрей.
Андрей
| Ссылка на комментарий
Павлик фамилия
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Понял.
Александр Соснин
| Ссылка на комментарий
Андрей, вы провели замечательное исследование. Прочитал его с большим интересом. Поставленная проблема дает обильную почву для размышлений. Это же Елена Уайт сказала, что Голгофскую тайну мы будем постигать на протяжении всей вечности.
Я не могу сказать, что нашел для себя окончательный ответ на данный вопрос. По-прежнему размышляю над этим.
В рамках полемического обсуждения разрешите привести аргумент Жака Секвейры, который ссылается на Вт. 21:23 — «повешенный на дереве да будет проклят перед Господом». Здесь, во-первых, речь идет о тех самых убийцах, блудниках и идолослужителях, осужденных на высшую меру по Закону Моисееву. Комментируя этот стих Секвейра говорит, что повешение на дереве в сознании иудеев означало крайнюю степень божественного осуждения, вечное проклятие без надежды на воскресение.
На этот же стих из Второзакония ссылается апостол Павел: «Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: «Проклят всяк, висящий на дереве» (Втор. 21:23). О каком проклятии идет речь? Насколько я могу судить, речь идет о том, что «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Т.е., в контексте этого стиха из Римлян, если в тебе живет грех (а как известно, мы все грешны в Адаме) – ты не имеешь право на существование, ты обречен на смерть, на вечное небытие. Вот это проклятие и забрал на себя наш Спаситель.
По поводу того, была ли у Христа надежда, как я это вижу – Он знал, что она у него есть, но вся объективная реальность (внутренние ощущения, в первую очередь связь с Отцом, а также все происходящее с ним в физическом мире) говорила против этой надежды.
Андрей
| Ссылка на комментарий
Александру Соснину:
Если нет Христа, всякий грех человека ведет к смерти, при этом нет разделения на «первую», «вторую». «Первая» автоматом становится «второй», как говорят, два в одном – полный комплект. Вообще разделение на первую и вторую появляется в Библии только в связи с искуплением, то есть заместительной жертвой.
Христос умер за наши грехи, и тем искупил нас от смерти. Уточняем, от второй, то есть вечной, так, как каждый человек все же умирает – греховная плоть должна умереть. Значит ли это, что Спаситель умер за нас именно этой. «второй» смертью? Согласно закона заместительная жертва освобождает грешника от проклятия закона, грешник получает безусловное оправдание: за все грехи заплачено смертью. Но согласно этого же закона произошло беззаконие – умирает Праведник, не совершивший ни одного греха. Ни один грех, за который Он умер не может осудить Его к смерти, так как Он не совершал этих грехов. Может ли Бог допустить это беззаконие и наказать Сына «второй», вечной смертью из которой нет возврата? Решайте сами.
Тем, кто считает так же, я хочу предложить «одолжить себя», скажем, за бомжа, обитающего где-нибудь в подвале соседнего дома. Перепишите на него свою квартиру, (дачу, машину…) и вперед на крест: «одолжите» себя! Пусть он поживет, как человек остаток жизни. Вы же все равно воскреснете как праведник. Вы в этом уверены! Но Вы можете возразить, что он сам виноват, что спился и «докотился» до подвального существования. Пусть сам за свои грехи и несет наказание. Так и Иисус не виноват в наших с вами грехах, он не должен умирать за чужие преступления. А тем более умирать второй смертью, после которой воскресение уже не предусмотрено законом. Поэтому Бог воскресил Его, как праведника, как первенца. Все аргументы изложены в статье выше.
Александр Соснин
| Ссылка на комментарий
Андрей, а как вам такое понимание (это я продолжаю размышлять):
С точки зрения объективной реальности (того, что произошло) Христос умер первой смертью, что бы воскреснуть и стать первенцем из мертвых. Но с точки зрения субъективного опыта, который Христос испытал на кресте – это был опыт второй смерти. Слагаемые этого опыта второй смерти таковы: а). возложение на Него грехов мира; b) осуждение людьми на проклятие и смертную казнь; с) разлука с Отцом («Боже, Боже! Для чего ты Меня оставил?»).
Жак Секвейра (книга «Сверх ожиданий») пишет именно в том духе, что вторая смерть была опытом, который Христос пережил. Эта же мысль звучит во второй цитате, которую вы приводите.
Секвейра дает интересную параллель, утверждая, что чаша, которую Христос не без борьбы принял в Гефсимании и испил на кресте есть та самая чаша гнева, уготованная грешникам третьей ангельской вести: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его».
Иными словами, опыт Христа на кресте – это опыт грешников, погибающих второй смертью после 1,000 Царства и Суда.
По делу
| Ссылка на комментарий
«Боже, Боже! Для чего ты Меня оставил?»
Думаю нужно уйти от шаблонов и догм и взглянуть на логику событий.В этой фразе мудрый Христос не спрашивал о разделении с Богом ибо это бесполезный вопрос для такой личности как ОН, а задавал Богу вопрос по делу .Он спрашивал для чего Бог всё ещё оставляет Его в живых , есть ли для Него работа которую необходимо выполнить?И когда по совести стало понятно что всё нужное сделано попросил принять Его дух (то есть смерти), что бы прекратить мучения и показать что смерть не страшна и не стоит цепляясь за жизнь грешить.
Андрей
| Ссылка на комментарий
Александру Соснину:
Иисус готов был взять на Себя все грехи мира, но на него возложены только грехи раскаянные (вспомните ветхозаветную жертву на которую возлагались руки приносившего ее). По закону за раскаянные грехи вечная смерть не положена.
Все грехи, в том числе и нераскаянные возлагались на козла для отпущения:
21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: (Левит 16:21).
Написано: «Незаслуженное проклятие не состоится». Людям Бог не давал такого права осуждать на смерть, это право только Божьего закона, а согласно этого закона Иисус – праведник.
Согласен с комментарием «По делу». От себя добавлю: вторая смерть подразумевает вечную разлуку с Отцем.
Субъективно в некотором роде да, но мы же здесь Библию обсуждаем, а в Библии действуют свои объективные законы и правила, как в юриспруденции. Здесь мнения и эмоции не основанные на законах права не имеют веса. Вспомните опыт Иова. По всем признакам, то есть субъективно, наказание, которое его постигло, говорило о его грехах. Об этом говорили все его друзья, причем говорили так, как учит Писание, почти ничего от себя не прибавляя. Но причина была вовсе не в грехах Иова, Бог ее показал в самом начале книги.
Так что субъективный опыт должен быть подкреплен объективными фактами – текстами из Писания.
Благодарю за обсуждение. Андрей
А.С.
| Ссылка на комментарий
Спасибо за обсуждение