Комментарий пастора Александра Серкова на Откровение 1 главу: Первенец из мертвых (2 — часть)

В первой части этой темы мы имели возможность рассмотреть первый расширенный вопрос. Продолжим эту тему.

2 – вопрос: Говоря Адаму: «Не ешь от него (от дерева познания добра и зла); ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», — какую смерть Бог имел в виду: первую или вторую?

Ответ. Вторую, вечную смерть.

3 – вопрос. А почему же тогда первый человек не умер в тот же день вечной смертью?

Ответ.

Некоторые заявляют: «Да, Адам умер, и притом в тот же день, но он умер не физически, а духовно».

Вы можете что-нибудь уразуметь в подобном софизме?

Это некая лазейка, такая вот выкрутаска, которую многие используют в тупиковых богословских вопросах. Например: Пророчествуют — пророчествуют о том, что Христос в таком-то году придет, а Он не пришел, тогда они заявляют: «Да, Он пришел, но только не физически, а духовно, Он пришел в наши сердца»!

И зачем же тогда, интересно, Христу умирать за первого человека, если он уже сам удовлетворил требование закона: «Возмездие за грех – смерть…» (Рим. 6:23), умерев в тот же день смертью?!

Я вижу здесь такую развязку:

Да, согласно предостережению, он должен был умереть в тот же день, и притом вечной смертью. А точнее, в тот же день был вынесен приговор вечной смерти, хотя момент казни для первых людей был неизвестен.

Подобно тому, как приговоренный к смертной казни земным судом содержится в предсмертной камере; и он не знает, когда его выведут на расстрел или на электрический стул: через день, через неделю или через месяц. Я помню статью в газете, это

было в ноябре 2006 года. Саддаму Хусейну был вынесен смертный приговор через повешание. И казнь обещано было исполнить еще до Нового года. Он на тот момент был уже смертником, но день и час исполнения приговора никто тогда не знал. Но вот перед самым Новым годом, 30 декабря мы прочитали известие, что приговор приведен в исполнение. Так и первый человек, оставшись без одежды света, принял статус смертника (а ему срок был: умрешь в этот же день); и рай, бывший для него блаженным домом, — стал застенком предсмертной камеры. И когда он услышал голос Бога в прохладе дня, он побежал от Него, как от палача, пришедшего совершить смертную казнь.

Да, Адам вполне осознавал, что над ним нависло возмездие за грех, и казнь должна исполниться непременно и притом в самое ближайшее время.

Вот семь выдержек из книги «Патриархи и пророки», которые подчеркивают эту мысль:

1) «Змей сорвал плод с запрещенного дерева и вложил его в руки Евы, которая почти не сопротивлялась. Затем он напомнил ей её слова о Божьем запрете под угрозой смерти прикасаться к плодам» (П.П. 32).

2) «Теперь же, когда плод был в её руках, он пытался внушить ей, что съеденный плод также безвреден, как и прикосновение к нему. Видя, что с ней не случилось ничего страшного, Ева заметно осмелела и взяла плодов его и ела» (П.П.32).

3) «Лицо Адама омрачилось. Он, казалось, был поражен и встревожен. Отвечая Еве, он сказал, что это, должно быть, тот самый враг, о котором их предупреждали, и что теперь, согласно Божественному приговору, она должна умереть» (П.П. 33).

4) «Адам понял, что его спутница нарушила единственный запрет, существовавший для них как испытание верности и любви. В его душе происходила страшная борьба. Он горько сокрушался о том, что разрешил Еве отойти от него. Но всё уже свершилось, и теперь он должен расстаться с той, которая доставляла ему столько радости. Как же примириться с этим?» (П.П.33).

5) «И всё же, опасаясь потерять дар, который в его глазах превосходил все остальные, Адам пренебрег вышеупомянутыми благословениями. Любовь, признательность и преданность Творцу, — всё это затмило собой его любовь к Еве. Она была частью его самого, и он не мог даже мысленно примириться с разлукой с ней. Он не понимал, что Безграничная сила, Которая из праха сотворила его и, движимая любовью, дала ему друга жизни, могла дать ему другую спутницу» (П.П. 33).

6) «Адам решил разделить с Евой ее участь. Если она должна умереть, они умрут вместе» (П.П. 33).

7) «Он не замечал в ней никаких признаков смерти и наконец, решился – взял плод и быстро съел его» (П.П.33).

Вы заметили? Адам ясно понимал, что речь идет не о духовной, а о буквальной, физической, и притом, вечной смерти.

Возьмем еще одну выдержку из Духа пророческого:

«Предостережение, данное нашим прародителям: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17), не означало, что им предстояло умереть в тот же день, в который они вкусили плод от запрещенного дерева, но в тот же день был вынесен бесспорный приговор. Бессмертие им было обещано только на условии повиновения. Преступив Закон, они лишились права на вечную жизнь. В этот же самый день они были приговорены к смерти» (П.П.59-60).

Итак, бессмертие человеку дано было только на условии повиновения. Преступив волю Божию, он лишился права на вечную жизнь. В тот же самый день он был приговорен к смерти и, подобно падшим ангелам, предназначен для наказания вечной смертью:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;

…и беззаконников (из людей – прим. автора) соблюдать ко дню суда для наказания» (2 Петр. 2: 5,9).

Но, в отличие от падших ангелов, по отношению к человеку была проявлена благодать, ему была дана уникальная возможность (ангелам в свое время тоже была дана возможность вернуться под покров Бога, но они этой милостью пренебрегли). Любовь Божия, вместо того, чтобы привести в исполнение приговор Закона, принесла Адаму радостную весть с обетованием. Радостной эта весть была, конечно, не по отношению к тому счастью, которое они имели до грехопадения, а по отношению к неминуемой смерти.

Бог пришел с вестью о заместительной жертве Того, Который примет на Себя всю тяжесть вины за грех и умрет вместо человека (см. Быт. 3:15). Адам должен был, по всей видимости, своими руками отнять жизнь у животного, и новые одеяния из шкуры этого жертвенного животного (см. Быт. 3:21) еще долго напоминали людям о том, что Некто примет смерть за грех вместо них. Это была первая заместительная жертва.

«Адам поражался безграничной доброте, которая заплатит столь огромный выкуп ради спасения грешника. Звезда надежды освещала мрачное и страшное будущее, вселяя веру и радость» (П.П. 47).

Однако, тех людей, которые не примут весть спасения, ожидает возмездие за грех в тот день, когда все нечестивые: и люди и ангелы, умрут вечной смертью (см. 2 Петр. 2:5,9).

4 – вопрос. Благодаря чему мы приходим к выводу, что смерть, которой умер Адам в возрасте 930 лет, не является «возмездием за грех»?

Ответ.

Возьмем выдержку из Духа пророческого:

«Он (Авель) напоминал Каину о милосердии, проявленном к их родителям Богом, Который пощадил их, хотя они согрешили и заслуживали смерти. Авель убеждал Каина в Божьей любви к ним, ибо, в противном случае, Он не отдал бы Своего невинного безгрешного Сына на страдание, не обрек бы Его на наказание, которого были достойны они» (П.П. 54).

Если допустить, что здесь говорится о первой смерти, которой умер Адам в возрасте 930 лет, то о каком милосердии тогда идет речь?

Разве Адам был избавлен от старения и от первой смерти? – Нет.

А о какой любви говорил тогда Авель, убеждая Каина?

И от чего Бог пощадил человека, разве от первой смерти?

А некоторые как раз и предлагают такое толкование:

«Да, Адам в тот же день умер смертью, как ему и было дано предостережение, ну, в смысле, он начал в тот же день постепенно умирать и, в конце концов, через 930 лет умер».

А разве старение Адама, которое, в конце концов, привело его к смерти первой, можно считать, что это и есть именно то, о чем говорится в предостережении?

Однозначно, нет. Речь здесь идет о заступнической смерти Христа и предоставлении, как Адаму, так и всему человечеству, возможности избежать второй смерти. Вот в чем проявилась любовь Божия. Вот о каком милосердии говорил Авель Каину.

А вот еще один логический аргумент: Если бы смерть, которой умер Адам, и которой умирают все люди, была бы возмездием за грех, то получилась бы такая картина:

Во-первых, они сами своей смертью удовлетворили бы требование Закона: «Возмездие за грех – смерть».

И зачем тогда Христу умирать за них?!

И, во-вторых, нечестивые, упорно отвергающие благодать Божию, старели бы и умирали, а праведные, исповедующие свои грехи, оставались бы молодыми и не умирали.

Вы скажете: «Почему же?».

— А потому что их не касался бы приговор: «Возмездие за грех – смерть», — они же исповедали свои грехи, и Бог простил их и

«Бросил грехи за хребет Свой» (Ис. 38:17)

или

«Вверг грехи наши в пучину морскую» (Мих. 7:19).

Но мы наблюдаем иную картину: умирают первой смертью все: и праведные и нечестивые. Значит первая смерть, которую Христос назвал сном, и с точки логического мышления не является возмездием за грех.

5 – вопрос. Так чем же тогда для человека является первая смерть, если не возмездием за грех?

Ответ.

Как это ни удивительно, но смерть первая дана человеку как благословение Божие, исходящее из последствий грехопадения. Как следствие греха, человек подвержен болезни, страданию, насилию, угнетению; и мучиться тысячи лет до Пришествия Христа было бы для него не лучше мук ада.

Вот семь текстов, подтверждающих эту мысль:

  1. «Которые ждут смерти, и нет её» (Иов. 3:2).
  2. «И душа моя желает лучше прекращение дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих» (Иов. 7:15).
  3. «И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф» (Иер. 8:3).
  4. «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:6).
  5. «Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Кор. 9:15).
  6. «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
  7. «Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числ. 11:15).

Любовь Божия ограничила человеческие страдания, положив им предел, и, по причине умножения греха и его последствий, — жизнь человека сокращается.

«Преступность будет расти от поколения к поколению, и проклятие греха всё более тяжелым бременем ляжет на человечество, на животных и землю. Дни человека сократятся из-за его греховного образа жизни» (П.П. 46).

6 – вопрос А мог бы Бог не давать человеку вообще первую смерть?

Ответ.

Теоретически, я думаю, да, но практически это нецелесообразно. Адам прожил почти 1000 лет, а почему бы ему не прожить всего в 6-7 раз дольше?! А остальным людям оставалось бы жить всё меньше и меньше, по мере их рождения всё ближе и ближе к Пришествию Христа; и так все дожили бы до дня расплаты и получили бы своё воздаяние: одни — смерть вечную, как возмездие за грех, ведь падшие ангелы живут же в «предсмертной камере» до дня возмездия и не умирают (см. 2 Петр. 2:4), а другие преобразились бы и продолжили жить вечно.

Но нецелесообразность этого заключается вот в чем: В отличие от падших ангелов, Бог хочет иметь людей, которые наполнили бы землю и жили на ней вечно. Если бы Адам не согрешил, то земля наполнилась бы его потомками, и, по всей видимости, человек перестал бы размножаться. Но когда человек согрешил, — мало, кто принимает весть спасения и становится на сторону Бога, чтобы стать достойными гражданами обновленной земли.

Вот, например, перед потопом почти все отвергли Бога.

В дни земной жизни Христа, не говоря уже о язычниках, даже израильский избранный народ в большинстве своем отверг предложенное ему спасение.

А в средние века? Лишь горсточки скитающихся, гонимых, преследуемых и убиваемых оставались верными Богу; но, тем не менее, число спасенных добавлялось, и их становилось всё больше и больше.

Сегодня сотнями и тысячами приходят к Богу после Евангельских компаний, но многие ли устоят в дни кризиса?!

Нам дана возможность стать и быть достойными гражданами неба, а потом и обновленной земли, но порой для нас — земное намного интересней и дороже, чем жизнь вблизи с Иисусом.

Желание Бога, — чтобы и окружающие нас люди вошли в то число спасенных. Поэтому Он и дал нам великое поручение:

«Идите, научите все народы…

Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Матф. 28:19-20).

А представьте себе, что было бы, если бы люди всех веков жили и не умирали до дня расплаты?!

Во-первых, всем не хватило бы места. Ну, толпой, конечно, им места хватит на земле, когда после 1000 – летнего периода будут воскрешены все люди, но разместиться для жительства вряд ли всем хватило бы места, питания, да и вообще, всего необходимого для жизни.

А во-вторых, верные Богу «захлебнулись» бы, в конце концов, и сами в этой заразе греха. Поэтому дни жизни человека ограничены, и цель его жизни – не благоденствие и не долгожительство, а формирование характера, пригодного для жизни во всю вечность в присутствии Святого Бога.

7 – вопрос Почему нечестивые, умершие без Бога в душе, не останутся в могиле навечно? Для чего им предстоит еще воскреснуть? Неужели первая смерть для нечестивых не могла бы зачислиться сразу за вечную, и они могли бы просто не воскреснуть и на веки вечные остаться в могиле?

Ответ.

Дело в том, что в план спасения входит не только элемент спасения человека от греха, но и теодицея (Богооправдание). Бог был оклеветан сатаной в несправедливости. Все разумные существа, в том числе и нечестивые, после всей драмы грехопадения и выхода из этой катастрофы, должны будут признать, как признал однажды Навуходоносор:

«Славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны» (Дан. 4:34).

А вот текст об истинном характере Бога:

«Он твердыня (1); совершенны дела Его (2), и все пути Его праведны (3); Бог верен (4), и нет неправды в Нем (5); Он праведен (6) и истинен» (7) (Втор. 32:4).

Грядет день, когда все, когда-либо жившие на земле, поймут это; и для этого признания и засвидетельствования перед всей Вселенной надо всех нечестивых воскресить. Они воскреснут для окончательного суда и увидят в спасенных, что там могли быть и они, но шанс упущен.

Итак, резюмируем тему о «Первенце из мертвых» семью тезисами:

СЕМЬ РЕЗЮМИРУЮЩИХ ТЕЗИСОВ

  1. Смерть вторая – это возмездие за грех.
  2. Смерть первая – последствие греха.
  3. Все воскресшие и те, которые будут еще воскрешены, — это воскресшие от первой смерти.
  4. Христос принял на Себя смерть, которая нависла над человечеством, как «Возмездие за грех» и победил ее.
  5. Христос – Первенец и Единственный, Кто воскрес от второй смерти.
  6. В тот великий день Бог пробудит от сна всех тех, чьи имена записаны в книге жизни, и их вечная жизнь после сна (первой смерти) продолжится с Богом в обновленных телах всю вечность, потому что, живя за земле, они приняли статус «живущих вечно во Христе Иисусе, то есть, не предназначенных для второй, вечной смерти».
  7. А нечестивые воскреснут после 1000 лет, чтобы вкусить вторую смерть самим, потому что они не приняли милостивое приглашение Христа и не отдались под влияние Его благодати.

Итак, закончим эту тему семисловным призывом ап. Павла:

«Держись вечной жизни, к которой ты призван» (1 Тим. 6:12).

Дорогой друг! Темы на этом еще не заканчиваются. Вся книга Откровения еще впереди. Продолжение исследования книги Откровение в семи цветах радуги следует.

Пастор Александр Серков