Вопрос пастору: Есть ли смысл молиться за умерших?
Максим спрашивает: У меня вопрос такой. Если человек умер и попадает в рай или ад, и там пребывает, то почему тогда в Откровении 20:11 написано «и судим был каждый по делам своим»? Ведь судьба человека уже как бы предрешена? Зачем же его еще судить? И может быть все таки есть смысл молиться за умерших?
И не нужно, пожалуйста, приводить притчу о богаче и Лазаре. Так как праведники тогда еще находились в аду, а рай был еще закрыт для них до искупительной жертвы Христа. Пожалуйста, дайте свой комментарий.
Дорогой Максим,
Притча о богаче и Лазаре — это притча, в которой используется символический язык. Более того, в Библии есть ряд несоответствий с пониманием некоторыми христианами вопросов жизни после смерти. Многие христиане верят, что в аду или раю находятся души, но в упомянутой притче говорится не о душах, а о телах, так как у богача есть губы, глаза, пальцы и т.д. Этой притчей Христос хотел открыть совсем другое. Если притчу понимать буквально, то тогда теряется весь смысл остальных притч Христа: о сеятеле, о Царствии Божьем и т.д.
Что же означают слова рай и ад в Библии? Прежде всего, рай по Библии — это Эдемский сад, в который Бог поместил Адама до грехопадения и который был на земле, как обычный сад (см. Быт.2,3).
Ад в переводе дословно — это просто могила.
Еврейское слово «шеол» буквально переводится следующим образом: шеол (1. преисподняя, ад; 2. гроб, могила; 3. царство всех умерших, смерть).
Библия не только не говорит о сковородках где жарятся грешники, но даже о бессмертии «души» не упоминает. В Библии душа — весь человек: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Бытие 2:7). То есть, согласно этого текста, душа состоит из 2-х составляющих: тело (из земных компонентов) и дыхание жизни Творца (чтобы неживая материя стала живой).
Душа, согласно Библии, это еще и кровь: «…ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.» (Левит 17:14), еще душа обозначает жизнь.
К вопросу о бессмертии души: «Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.» (Иезекииль 18:4). Добавить к этому нечего.
На основании Библии, смерть это сон:
«Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.» (От Иоанна 11:11-13).
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению…»(Екклесиаст 9:5)
Никакого намека на жизнь в загробном мире. Библия ни говорит об этом ни слова, но Библия говорит о воскресении из мертвых и вечной жизни на новой земле для всех спасенных верою в Иисуса: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.» (От Иоанна 5:28,29). Здесь Христос ясно говорит, что все находятся не на сковородках, а в гробах и ждут воскресений, которых будет два: праведников (для жизни вечной) и нечестивых (для мгновенного уничтожения огнем). «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их…» (Откровение 20:9).
Поэтому стоит подумать, слушать ли тех, кто учит молиться за умерших или верить Библии и следить за своими делами пока еще жив.
Благодарю за вопрос, благословений Вам!
С уважением,
пастор Сергей Молчанов