Мои деловые принципы стали улучшать церковное мнение о бизнесменах

17-01-2014, комментариев 8

Константин Сыч — днепропетровский адвентист, человек с большим опытом бизнеса, — рассказывает, какие духовные опыты извлёк, идя с Богом и применяя таланты в деловой сфере.

– Почему тебя можно называть бизнесменом?

– Слово «бизнесмен» для меня имеет два значения: с одной стороны – человек, делающий дело, с другой стороны – чуть ли не ругательство, потому что отношение к людям дела негативное как в церкви, так и вне ее. Мотивы такого отношения самые разные: зависть, гордость, лень. Бизнесмены – это люди, которые самостоятельно что-то развивают.

Себя считаю бизнесменом с 11 лет. Со второй половины пятого класса я уже работал – развивал первые в Днепропетровске частные точки по продаже газет. За 3 года в городе у меня было 12 точек, несмотря на жёсткую монополию «Союзпечати».

В моей практике много стартапов (проектов «с нуля»). Сегодня хочу при Школе молодёжных лидеров (ШМЛ) под Новомосковском Днепропетровской области проводить ежегодный Форум «StartUPулит». Проект рассчитан на христианскую молодёжь, которая хочет стать полноценными бизнесменами.

Как бизнесмен я пережил два кризиса в жизни. Один у меня был ещё до того, как я пришёл в церковь в 1997 году. Второй – в 2008-2009 годах. Но, как говорят теоретики менеджмента, нужно пережить три кризиса. Два уже есть, ещё третий – и всё будет хорошо. Хотя надеюсь, что второй был настолько сильным, что сойдёт за два.

Родился в обычной семье. Образование, которое дали родители, больше прикладное, в котором ценно что-то уметь, практиковать и знать, для чего. Если что-то делаешь, должен добиться результата.

Когда я пришёл в церковь, мне было 21 и уже тогда, если кто-то помнит, я был «бизнесменом с пейджером». На тот момент у меня была небольшая фирма по оптовой продаже медикаментов. И сразу вопрос: «Почему в благословенной Божьей церкви так много нуждающихся? Если верят в Бога, Который всем располагает, почему у верующих есть нужда в чем-либо?» Очень многие в то время убеждали, что бизнес и церковь не совместимы. Рассказывали, что быть богатым – вообще грех. Я предлагал создавать какие-то маленькие предприятия. Мне говорили: «Церкви не нужен бизнес».

Но был только один пастор и потом друг по жизни – Анатолий Никитюк, который ответил по-другому: «Пасторов много, а людей, которые бы могли их обеспечить, гораздо меньше. Если тебе Бог доверил талант зарабатывать деньги правильно, используй это».

Я стал искать внутри церкви специалистов для своего предприятия. Интересовали люди, которые умеют делать то, что нужно, и как нужно – специалисты. Несмотря на то, что мы братья и сестры во Христе, у меня к работникам требования были всегда жёсткие. Мои деловые принципы к 2005-2006 годах стали улучшать и церковное мнение о бизнесменах как таковых. У меня «рождались» проекты, и я нанимал всё больше адвентистов. Перед кризисом 2008 года в моей фирме «Аптека Филин» работало 250 человек. Из них около 60 – адвентисты. В 2009 году они одними из первых нашли новую работу, потому что хотели и умели трудиться.

Со временем я понял и критиков бизнес-сферы. Как в церкви, так и вне ее нечестные люди не редкость. И всегда есть искушение деньгами. Можно украсть рубль у соседа, можно десять у государства, можно миллионы партнера. Это проверка деньгами, не более того. Но ее не многие проходят

— Ты в церкви. У тебя не было гордыни, которую традиционно приписывают деловому человеку: «Мол, я «построил себя сам» и вдруг – верующий»?

Не было. Я все делал поэтапно, с малого. Научился ценить полученный опыт, нет перешагнувшего через очередную ступеньку в развитии. Всё можно вмиг как приобрести, так и потерять. Поэтому то, что я стал верующим человеком и пришёл в церковь, стало последним «пазлом» в общей жизненной «мозаике». Во-первых, понимаю, что нам Бог даёт все в управление, во-вторых, Он даёт это для определённой цели и в-третьих, Бог может всё приумножить и развить через твои таланты, дары, а может и забрать, если ты будешь использовать их неправильно.

Уверовав, понял, кто я такой. Сидел у себя в кабинете: «Ну что? В принципе, в Днепропетровске «Аптека Филин» — в своей нише фирма номер один. Офис есть, предприятие работает, дома в порядке, сын родился. Ну, что ещё мне? Дачу и всё?» Закрываю глаза, а впечатление, что начинают падать плиточки с подвесного потолка. Одна-другая-третья… Начинает всё ломаться. Всё горит. В голове: «А что дальше?» Открываю глаза. У меня была секретарь, тоже наша сестричка. Пригласил ее порассуждать о том, для чего мы работаем, куда идём. Помолились. И в тот момент я чётко понял: большая квартира или маленькая, успешный ты или нет — всё даёт Бог. Поэтому что с этим делать? От твоего бизнеса есть результат для Божьего дела или нет? Потому что и христианские предприятия сгорят на этой земле. На Небо не заберём ни храмы, ни церковные здания, ничего. Понял, что нужно развиваться в служении. Тогда же появились мысли об адвентиском санатории в Восточной Украине, я начал ездить по всему миру, собирая информацию о служениях на самообеспечении.

(В 2008 году с подачи Константина Восточно-Днепровская конференция приобрела территорию бывшей базы отдыха «Олимпиец» под Новомосковском, где ныне находится учебно-воспитательный комплекс «Гармония» — прим. ред.).

Это был 2003 или 2002 год. Я направил свои ресурсы на служение. Общаясь с высокопоставленными руководителями, свидетельствовал о христианских принципах бизнеса.

– И чиновники все вопросы решали, да?

– Да. Подарил адвентиские книги губернатору Днепропетровской области Александру Вилкулу, мэру Днепропетровска Ивану Куличенко и другим людям. Срабатывало не то, что я – адвентист, а предыстория моих предприятий.

– Ты переживал стрессы, надломы?

– Однозначно!

– На семье это отражалось?

– На семье это отражается до сих пор, потому что это единственная незащищённая с моей стороны сфера, в которой отображается всё, что со мной происходит. Когда мне хорошо, то и семье хорошо. Когда мне плохо – семье тоже плохо. Потому что я не создавал какого-то золотого запаса. Было всякое. Но мне Бог подарил замечательную жену.

– Жена когда-то пыталась отсоветовать заниматься бизнесом?

– Нет. Потому что супруга понимает по-другому не будет. Она всегда мне говорит: «Ты входишь в 3% мыслящих не так, как остальные».

– Это похвала или сетование?

– Больше похвала. Но ей тяжело. За всем этим стоит желание, чтобы я когда-нибудь остановился, «прекратил безумные проекты» и «просто пожил в свое удовольствие».

— А были попытки подчиненных-адвентистов манипулировать твоей верой?

— Конечно. «Какой же ты верующий, если ты так себя ведешь? Какой же ты мне брат, если ты со мной так поступаешь?» Но это не проходило, потому что у меня чёткая жизненная позиция: «Всё делайте, как для Господа». Я всегда говорил: «На тебя смотрят так же, как и на меня. Поэтому если я Богом поставлен отвечать за это предприятие, то делаю то, что считаю нужным. Я пред Богом отвечу за предприятие, а ты отвечаешь на рабочем месте передо мной».

-Твоя сеть «Аптека Филин» перестала существовать после финансового кризиса 2009 года.

О будущем финансовом кризисе я знал уже в 2005-2006 году. Знакомые адвентисты в Америке были собственниками одного из финансовых конгломератов. Меня предупредили еще в 2005 году в первый раз, в 2006 более серьёзно о том, что будет обвал экономики. Всемирный кризис – спланированная финансовая акция для того, чтобы те, кто богат, стали ещё богаче, а те, кто беден, стали ещё беднее. Я не буду вдаваться в полемику кто за этим стоит, кто это сделал и для чего? Богатые – стали богаче, бедные – беднее.

Откуда узнали об этом мои друзья? В Америке финансовое сальдо постепенно шло на разрыв. Экономические показатели предвещали бурю во всем мире. Сальдо – это разница между тем, что Америка тратила, и тем, что производила в виде товаров и услуг.

– Каким образом твои знакомые готовились?

– Понимали, что нужно все активы перевести в не рисковые предприятия. Например, если у них были банки, то они их продали и купили агропромышленные предприятия, потому что земля, вода, воздух будут цениться всегда. В моём случае я понимал, что нужно готовиться к продаже, а те вырученые средства вкладывать в недвижимость, потому что и при финансовом кризисе будет вероятность её либо сдавать, либо в ней работать на более «мелком» уровне. В 2005-м об этом узнал, в 2006 году составил стратегический план того, чтобы до 2008 года вырасти в сеть, сделать её лидером, а в 2009-м продать…

У меня была устная договоренность с одним из национальных операторов рынка фармбизнеса о покупке нашей сети, но они попросили: «Дай нам ещё полгодика, а пока увеличь сеть до 50 аптек» (а было 28). Я взял большой кредит в банке под эту договоренность, и мы начали достраивать сеть.

Скоро у нас было 43 точки. Успешно платили кредит, потому что брали товар у этой фирмы. Оплачивали текущие платежи. В августе 2009 я позвонил нашим партнерам, которые должны были купить сеть. «Ну что, ребята, готовы?» «Да, вот-вот. Мы сейчас под Киевом запустим огромный собственный логистический центр и с тобой подпишем договор». Через неделю звоню. «Чего-то у нас зависает кредит под твой проект. Давай подожди немного». Я же понимал, что кризис уже при дверях.

И когда мы до сентября дотянули, я делаю последний рывок: продаю собственную квартиру, выплачиваю часть кредита, переезжаем в кредитную квартиру, и тут начинается самое интересное. В октябре в один день доллар становится с 5 – 8 гривен, с 8 – 10, с 10 – 12. На глазах активы обесцениваются. Кредиторы всё вынимают из бизнеса, текущие платежи забирают все деньги, оборотных средств для бизнеса больше нет. Поставщики переходят на предоплату за поставки, все требуют денег наперёд.

Три месяца я ещё пытался. Познакомился с инвесторами из Киева, с инвестиционными фондами. Познакомился с днепропетровскими евреями, которые держат основные деньги Украины. У меня было два варианта выхода из ситуации. Первый: в одну ночь закрыть фирму, а наутро зарегистрировать новую, например, аптека «Филин-сервис». Про долги сказать: «Простите. Кризис». А на новой фирме оставалось бы оборудование, недвижимость, всё остальное. И шагай дальше. И был второй вариант, который я для себя и выбрал: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». Поэтому я собрал поставщиков: «Забирайте товар». Кому не хватило товара, сказал: «Забирайте оборудование».

Фирме, которая должна была купить у меня сеть, я должен был определённую сумму за их поставленный товар в счёт будущей сделки. Чтобы не остаться должным, я им отдал десять своих аптек, самых лучших на тот момент.

На мне осталась пара кредитов. Я остался жить в кредитной квартире, но с поставщиками по максимуму разошёлся. Некоторые до сих пор считают, что у меня где-то лежит куча денег, которые мне стоит просто «достать из кармана».

– Ты ведёшь дневник?

– Веду. Это и духовный дневник, и ежедневник с опытами и достижениями. В них записываю, чему и когда научился. Потом листаю: это проходил в 1990 году, а это – в 2005-м. Повторять одни и те же ошибки – дорогое удовольствие.

– Как ты пережил распад твоего предприятия? Как это сказалось на трудовой или духовной сфере?

– Было очень тяжело, особенно морально. Самое неприятное для меня вспоминать, как со мной вели расчёт некоторые работники по зарплате, особенно несколько моих братьев и сестёр, которые кричали: «Мы не уйдём, пока не выплатишь все деньги».

– Какая была задолженность по зарплате?

– За полтора месяца. Хотя на то время люди уже по два года работали, не получая зарплаты, и уходили с других фирм без каких-либо компенсаций.

О себе и семье не успевал подумать. Понимал, что Бог нас не оставит, но что будет, не знал. Остались долги. Где брать деньги, чтобы оплачивать квартиру в кредите, две машины? Раньше я об этом не задумывался, потому что у меня было предприятие с прибылью, я получал дивиденды и платил кредит. А сейчас 25-е число три кредита оплачивать. Начались чудеса. Однажды меня пригласили как консультанта: нужно было в Николаевской области оценить стоимость аптек государственной фармации. Что значит оценить? Мне нужно поехать, посмотреть в каком они состоянии, оценить их платежеспособность, в каких местах находится каждая торговая точка. За полтора месяца заплатили деньги, на которые мы прожили 3,5 месяца. Причём заказчик появился, заплатил и пропал. Потом я спрашивал: «Сеть купили?» «Нет».

Одно из главных качеств бизнесмена умение планировать, расставлять приоритеты, принимать решения, отвечать за поступки. А когда ничего не осталось, один расход, хотя всё спланировал? Жить по благодати это когда утром: «Что сегодня будет? Я не знаю!», а перед сном: «Господи! Столько всего произошло! Слава Богу!» Это продолжалось примерно два с половиной года. Выводов можно много назвать. Вот некоторые.

Любое предложение о продаже фирмы нужно фиксировать на бумаге. Второе как бы ни было стабильно или нестабильно, надо всегда иметь определенную сумму, чтобы в ближайшие полгода смог с семьей прожить, решая, что дальше. Третий вывод: «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, – надолго ли? – и обременяет себя залогами!» (Авв.2:6). Кредиты для меня теперь зло. И четвёртое: какими бы близкими отношения ни были с работниками, они никогда не станут ближе семьи, поэтому нужно поддерживать с коллегами только деловые отношения. А настоящая опора это семья!

Вопросы Максима Балаклицкого

Написать Константину Сычу

 

От наших спонсоров:
Компания DST Group (Киев) - ваш надежный помощник при оформлении документов на недвижимость, узаконении и легализации при строительстве, получении Сертификата геодезиста для работы с объектами архитектуры. Работаем быстро и качественно!

Рубрика: Жизненные истории, Образ жизни, Семья, Церковь и общество, Экономика

Комментарии (8):

  • anton.z

    |

    Из текста не понятно, Костя таки продал свои аптеки? Чем он сейчас занимается?


  • Максим Балаклицкий

    |

    anton.z,

    да, предприятие обанкротилось

    добавим об этом инфу в текст


  • Коля

    |

    На своем опыте убедился, что братьям и сестрам из церкви в займы давать, естественно без процентов, ни в коем случае нельзя. Я так считаю: Бог хочет, чтобы они молились Ему и просили мудрости у него, а они вместо этого идут к вам и просят взаймы. Получается, вы вместо Бога. Поэтому Бог делает так, что братья и сестры не отдают деньги обратно. Поэтому я сейчас не даю, пусть лучше просят у Бога.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Коля,

    на какие библейские положения опирается Ваше решение?


  • Юрий Тимошенко

    |

    Коле.

    «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42). Это слова Иисуса. А Апостол Лука приводит слова Господа еще конкретнее: «34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:34,35).

    Наши братья и сестры, конечно, нам не враги. Но, наш общий враг может влиять на них, вводя в заблуждения, мешая правильно вести свои дела, заставляя попадать в нужду и зависимость. «Он будет пытаться возбудить ваши чувства, разжечь ваши страсти, завлечь вас тем, что не послужит вам ко благу. Но только от вас зависит, удержите ли вы свои эмоции и страсти под контролем, спокойно подчинив их рассудку и совести» (Ревью энд Геральд, June 14, 1892).

    Вопрос не в том, «давать или не давать», а в том, «ЧТО нужно давать». Чаще всего люди нуждаются не в «рыбе», а в «удочке». Неправильное ведение хозяйственных вопросов, неправильно построенные отношения ставят человека в зависимое положение (от им же спровоцированных обстоятельств или от помощи людей). Поэтому, правильная расстановка приоритетов духовных/материальных вопросов в своей жизни, познание своих талантов и способностей, которыми Бог нас одарил и правильное их использование в СОВМЕСТНОМ с Господом труде (Иоан.15/5) – залог жизни в Божьем покое.

    Давай взаймы, Коля. Но столько, сколько будет тебе не в ущерб, и не будет вызывать у тебя сожаления, если к тебе не вернется назад. Потому что Господь дает нам ПО МИЛОСТИ Своей несравненно больше, НЕ ЖАЛЕЯ, даже если мы и пользуемся Его благами не так, как Он хотел.
    А просить у Бога мудрости нужно нам всем. И постоянно.

    Жить по благодати – это когда утром: «Что сегодня будет? Я не знаю!», а перед сном: «Господи! Столько всего произошло! Слава Богу!»
    …как бы ни было стабильно или нестабильно, надо всегда иметь определенную сумму, чтобы в ближайшие полгода смог с семьей прожить, решая, что дальше.
    «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, – надолго ли? – и обременяет себя залогами!» (Авв.2:6)
    ..какими бы близкими отношения ни были с работниками, они никогда не станут ближе семьи,
    А настоящая опора – это семья!

    Аминь !
    Слава Богу. Автор сделал правильные выводы.
    А как к бизнесмену у меня к нему вопрос: неужели не было тени сомнения в предложении фирмы, которая накануне надвигающегося кризиса (о котором, кстати, они, думаю, были осведомлены не хуже автора) предлагала расширить сеть (реализуя при этом свою продукцию и, соответственно, получая гарантию прибыли от «честного партнера», каковыми считают верующих людей), не заключая при этом никаких письменных договоров – т.е. не беря на себя абсолютно никаких юридических обязательств?


  • Руслан

    |

    Давать нужно то ,что действительно нужно человеку , а соответственно это не всегда то, что просит человек.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"