Рецензия видеоролика «Иисус Христос и вино»
Прослушал я несколько раз видеозапись Отто Робертовича Венделя. Мало того, записал все в словах…мало ли, чтобы ничего не пропустить и не исказить, ведь тема-то серьезная. Я думаю, эту тему надо проанализировать. Давайте честно и объективно подойдем к рассмотрению этого вопроса.
Для тех, кто не слушал тему, а может, и слышал, но разве сразу все ухватишь? — я буду цитировать отдельными фрагментами из лекции, и давайте вместе размышлять «вслух».
Начинается тема словами:
Я хочу обратиться к нашим уважаемым зрителям. Извините, может быть, за некоторый переполох, который наша беседа прошлая произвела. Сегодня я хочу ответить на массу вопросов, которые были заданы вот так в эфир. Я не отвечаю каждому, потому что это просто физически было бы невозможно. Вопрос: «Превратил ли Иисус Христос воду в вино броженное, то есть, алкогольное, или все-таки в виноградный сок?»
Да, переполох, естественно, следовало ожидать. Заявление смелое, даже, сказал бы, дерзкое, и что интересно, «против шерсти» не только адвентистам, но и всему христианству. И мало того: все человечество борется с пьянством, а тут на тебе…, впрочем, давайте, посмотрим аргументы.
Для начала нужно сказать, что в греческом языке, в новозаветном, вообще отсутствует слово виноградный сок. Как виноградный сок, так и броженное вино определяется одним словом ойнос.
Конечно, в отношении греческого языка это правильно, действительно, в Библейские времена было одно слово и для определения виноградного сока и для вина с градусами, вот его написание: ????? (ойнос). На то он и греческий язык, что греки, носители этого языка, будучи испокон веков язычниками, не пытались даже соку виноградному дать определенное слово, для них вино было в основном для увеселения сердца, хотя не надо считать, что они были сплошными алкоголиками и пили только алкогольное вино. Об этом мы еще поговорим.
Но не так обстояло дело у евреев, которые были народом Божьим и различали алкогольные напитки от неалкогольных. Вино (обычно перебродивший сок винограда) они называли ????? (яин)?, а молодое вино, виноградный сок они называли ? ????????? Вы зрительно видите разницу между этими словами? Для закрепления этого аргумента я приведу некоторые тексты из Библии.
«И выпил он вина — ??????- (яин), и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:21).
«Итак напоим отца нашего вином — ??????-, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя» (Быт. 19:32).
«Вина — ??????- и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Лев. 10:9).
«И покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина — ??????-, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор. 14:26). Это особый текст. Да, израильтяне пили перебродившее вино, но Бог не благоволил к этому. Он терпеливо их наставлял, и вот следующий текст:
«Вино — ??????- их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор. 32:33).
«И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина — ??????- твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина — ??????- и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1 Цар. 1:14-15).
«Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина — ??????-, и я скажу вам: «поразите Амнона», тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны» (2 Цар. 13:28).
«Вино — ??????- — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч 20:1).
«И вина — ??????- не должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор» (Иез. 44:21).
А вот тексты со словом, которое означает молодое вино, виноградный сок:
«Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина — ??????????-; (Быт. 27:28).
«То дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино — ??????????- твое и елей твой» (Втор. 11:14).
«Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином — ??????????-, и небеса его каплют росу» (Втор. 33:28).
«И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина — ??????????- и масла в кладовые» (Неем. 13:12).
«Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок — ??????????-. (Ис. 65:8).
«И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок — ??????????-, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд (Агг. 1:11).
Как видим, если у греков, на их языке было одно слово, то на еврейском языке было слово для обозначения виноградного сока или молодого вина, а для алкогольного вина было у них другое слово.
Здесь мы чуть слышим русское вино — Ой нос. И уже само греческое ойнос. В греческом языке если мы услышим эту приставку ой, означает нечто хорошее ойаггелион, ой нос. Это приподнимает настроение. Как Евангелие поднимает настроение ой аггелион, так и ой нос приподнимает настроение.
Красивый аргумент, ничего не скажешь! «Евангелие поднимает настроение, и вино алкогольное – тоже». Только Евангелие, я скажу, поднимает возвышенное настроение, а вино алкогольное — низменное. И к тому же это «ой» присутствует только в слове ????? (ойнос). А в слове ?????????? евангелие, благая весть, благовествование не «ой», а «еу» или «ев». Нельзя здесь путать греческий язык с немецким. Это в немецком языке буквосочетание «eu» читается «ой», а на греческом оно так и читается: еуаггелион или еваггелион.
А если идти путем сопоставления приставок, тогда и евнух чем-то родня Евангелию, так как у этих двух слов воистину схожая приставка. ???????? евнух и ?????????? евангелие. Так что экзегеза по приставкам – слабое звено в этой цепи рассуждения.
Сделал ли Иисус Христос в Кане Галилейской то, что поднимает настроение или нет? И вот во второй главе в описании происшедшего в Кане Галилейской Иоанн употребляет глагольную форму, которая употреблялось исключительно лишь только тогда, когда речь шла об употреблении вина алкогольного.
Здесь автор устанавливает кредо, что для питья воды, в смысле для утоления жажды употребляется на греческом языке один глагол, а для употребления вина для увеселения сердца употребляется другой глагол. Мы можем проверить, это же лучше, чем поверить.
В Новом Завете на греческом языке употребляется самое распространенное слово при употреблении жидкости через рот. Это глагол: ???? (пино) пить; перен. впитывать, поглощать, всасывать. Как и на русском языке, ко всему можно применить глагол «пить»: и воду можно пить, и водку, и компот, и сок и квас — тоже, все пить.
Приведу Библейские примеры:
«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет -????-; и говорят: в нем бес» (Матф. 11:18).
«Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить -????- (Матф. 20:22).
«Ибо, как во дни перед потопом ели, пили -????-, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег» (Матф. 24:38).
«И начнет бить товарищей своих и есть и пить -????- с пьяницами, — (Матф. 24:49).
«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте -????- из нее все» (Матф. 26:27).
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить -????- с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матф. 26:29).
«Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить -????- вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук. 1:15).
«Ядущий Мою Плоть и пиющий -????- Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:54).
«Итак, едите ли, пьете -????- ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).
«Тот будет пить -????- вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр. 14:10).
Вы видите, какой широкий спектр применения слова: ???? – пить.
Все, что пьется: и воду пить, и из чаши на Вечере, и вино ярости Божией, и Кровь Христа, и вино, и сикеру пить, да и вино в царстве Божием тоже будем пить. Я надеюсь, там-то Христос нас напоит безалкогольным вином.
Тоже самое и в отношении древнееврейского. ????? A(qal): пить, напиваться. B(ni): быть пьяным.
«И выпил — ?????- он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:21).
«И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь — ?????-» (Быт. 24:14).
«И стали копать все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить — ?????- воды из реки» (Исх. 7:24).
«Итак берегись, не пей — ?????- вина и сикера, и не ешь ничего нечистого» (Суд. 13:4).
Также одним глаголом описывается питье и воды, и вина и сикеры. Я не вижу здесь основания для аргументации того, что Христос сотворил на свадьбе в Кане Галилейской алкогольное вино.
Но автор находит еще аргументы.
Здесь во второй главе интересно Иоанн говорит, когда принесли напиток, сделанный Иисусом Христом, то управитель пира говорит, приглашая жениха: Как ты лучшее вино до сих пор сохранил? Все делается по-другому. Лучшее вино подается вначале, а потом худшее. Уже это само должно было бы любого читающего Библию насторожить, о чем идет речь.
Может быть любого, но меня не насторожило. Если бы я был пристрастен к вину, то насторожился бы. Для меня лучшим вином было бы тогда то вино, в котором побольше градусов. Но это если бы я был пристрастен к вину, а так лучшее или худшее можно определить и по разным сортам винограда, из которого делали сок или по другим признакам (ниже об этом напишу). Вообще-то, надо мной смеялись в армии, что у нас свадьбы бывают без спиртного. «И вам, — говорили, — на свадьбе весело? С компотиком вам весело?». Я отвечал – «Да, весело, и после свадьбы молодежь до двух часов ночи в игры играет». «А в какие игры?» — меня спрашивают. И когда узнавали, что игры без секса, им это было совершенно непонятно. Сегодня свадьба в мире – это увеселение сердца, а потом разврат. Мы это же хотим приписать Христу? Он что, начал Свою деятельность с того, чтобы споить жителей Каны Галилейской?
Александр Болотников комментирует это место Писания так:
«Для многих христиан, особенно для тех, кто формально причисляет себя к христианству, чудо, произошедшее в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, 2:1-13 зачастую служит доказательством того, что Иисус поощрял «умеренное» употребление спиртного. Действительно, у читателя, воспринимающего эту историю в отрыве от ее библейского, исторического и религиозного контекста, может создаться впечатление, что Иисус начинает свое Мессианское служение в роли эдакого «фокусника-самогонщика». Однако, прежде чем принять эти «неоспоримые библейские аргументы» из уст любителей провести время с рюмочкой, вдумчивым читателям Библии следует обратить внимание на несколько деталей Евангельского текста, которые указывают, что эта история не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, чудо превращения воды в вино описано только в Евангелии от Иоанна и не имеет аналогов среди других чудес. По сравнению с исцелением, изгнанием бесов и воскресением из мертвых превращение воды в вино выглядит как какая-то забава.
К вашим услугам компьютерная обработка видео со свадьбы и видеосъемка в Черкассах.
Во-вторых, невдумчивые читатели, говорящие о «лёгкой выпивке», сделанной Иисусом для того, чтобы «выручить» хозяев на свадьбе, не отдают себе отчет в том, сколько вина было произведено. Согласно Евангелию от Иоанна 2:6-7, Иисус приказывает налить воду именно в каменные водоносы, «стоявшие по обычаю очищения иудейского». Русское слово «водонос» зачастую сбивает читателя. Однако это витиеватое и длинное греческое выражение «каменные водоносы, стоявшие по обычаю очищения иудейского» выражает еврейский однословный термин «миква». Сегодня в каждой синагоге есть миква, которая представляет собой небольшой бассейн, в который необходимо погрузиться для совершения очищений, описанных с книге Левит, 15 глава. В древние времена миквы были меньшего объема, но все равно достаточные для того, чтобы человек мог туда полностью погрузиться. Евангелие от Иоанна говорит о том, что их было шесть штук. Они находились во дворе синагоги недалеко от которой, и скорее всего, на той же площади проходило свадебное торжество. Исходя из размера каменной миквы того времени, которая хранится в подвале Доминиканской церкви, построенной на месте событий в Канне, можно рассчитать, что Иисус сделал не менее 600 литров крепленого вина. Даже на свадьбе, на которую приглашены двести человек 2-3 литра на человека переходят границы всякой «нормы». Предположить, что Иисус ставил целью споить всю Кану, очаровав их своим «чудотворчеством», является явным абсурдом. Даже в секулярном мире пьянство является злом. Согласно позиции Нового завета пьяницы, воры, прелюбодеи и т.д. не могут наследовать Царства Божьего (1 Кор., 6 глава). Для того чтобы прослыть прелюбодеем или вором достаточно единожды совершить нечестие. В славянской же культуре, пьяницей является тот, кто каждый день приползает домой на четвереньках. Библейское определение пьяницы к счастью отличается от народного, и использование свадьбы в Кане для оправдания «выпивания по праздникам» является весьма неуместным» (конец цитаты).
Свадебные пиры у иудеев продолжались до семи дней. Начиналось пиршество после того, как жених приводил невесту в свой дом или в дом своего отца. Вероятно, Иисус и Его спутники пришли не к началу свадьбы. Мария, заметив, что у хозяев истощился запас вина, обратилась к Иисусу в надежде, что Он как-то сумеет помочь.
Некоторые толкователи утверждали, что «все гости были уже изрядно пьяны», когда Иисус сотворил это чудо. По их мнению Он захотел еще больше споить их, чтобы показать людям священное происхождение алкоголя. Разве подал бы Иисус ближнему Своему алкогольное питье? Иисус во всем подчинялся закону. Иисус пришел исполнить, а не нарушить пророков (Евангелие от Матфея 5:17). Иначе Он противоречил бы суровому предупреждению пророка Аввакума: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным» (Аввакум 2:15)
Иисус не был аскетом; Он пришел, чтобы человек мог получить жизнь с избытком. Он хотел принять участие в свадебном пире, сделать его еще веселее, но трудно допустить, что Он превратил воду в 500-600 литров алкогольного вина. Возможно, объяснение может быть найдено в том, что «лучшее вино», согласно Плинию, это вино с наименьшим содержанием ферментов или плесени. Но это другой вариант, который я привел в отношении лучшего вина. Я ниже приведу еще аргумент.
Интересно, я не знаю почему, но скорее всего в новом царстве будет новое вино, которое не будет влиять на веселие сердца, потому что люди все будут веселы и так, в новом царстве, в царстве небесном не надо будет веселить сердце, потому что люди будут веселы. Люди будут освобождены, там не будет слез, не будет горя, не будет страданий, не будет смерти, не будет разлук. Там не надо будет искусственно подталкивать сердце для веселья.
Это от кого я слышу такие слова, от адвентистского пастора, от доктора богословия? Я крайне удивлен. В царстве Божьем нам стимуляторы радости не нужны будут, ну, это естественно, а вот здесь на земле людям нужен алкогольный стимулятор радости и веселия?! Так что ли? Случилось горе — запил, слеза скатилась – ушел в запой. Пришло страдание – спился, разлука – напился в стельку. У нас же нету больше никакого утешения. А что же бедному Иову оставалось делать? Неужели пить с горя, в надежде, что там, когда Бог восстановит его распадающуюся кожу, и когда горя уже не будет, вот тогда и пить перестану?! А к чему призывает Павел?
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4).
Как радоваться предлагает Павел, в обнимку с сухим вином как со стимулятором радости и веселия сердца? И апостолы в тюрьме, когда их заковали, тоже пели псалмы от вина, может их там в тюрьме потихоньку подпаивали стимулятором веселия сердца?!
Так только попы наемные в советское время рассуждали. Пришел один поп посещать свою паству и его спрашивают: «Что Вы, батюшка, пить будете: водку или вино?» Он отвечает: «И пиво». Он тоже наверно чудеса Христа определял по приставкам и по глагольным признакам.
Ну, ладно, это речь шла о смертных людях, они пили, спивались, по неделям пили на свадьбах и в пьяном угаре зачинали еврейчиков. Но как Христос сам относился к вину алкогольному? Посмотрим, что об этом говорит автор.
Также в Матфея 11 глава 19 стих Луки 7:34 речь идет о Сыне Человеческом, Который ест и пьет вино. Здесь говорится о вине. Во взгляде на Иисуса Христа оказывается уже знакомое нам слово ПИНО, хотя речь идет о вине. Этим автор подчеркивает, что Господь Иисус Христос, хотя принимал участие в пирах с мытарями и грешниками, которые употребляли вино для веселия сердца, Он тоже употреблял его, но не для веселия сердца, а просто для участия, для причастия, чтобы показать, что Он один и них.
О, как получается, оказывается, не главное, что пьешь, а главное из каких побуждений. Христос приходил к мытарям и грешникам, они употребляли вино для увеселения сердца, а Христос — это же вино принимал, но только не для увеселения сердца, а просто для участия, для причастия, чтобы показать, что Он один из них. Но Вино видимо понимало, как действовать в организме. Те, кто пил его для веселья – пьянели, веселились, и «гуляй поле», а Христос пил вино не для увеселения, а для общения, и оно видимо, как-то мягко растворялось в Нем без пьянящего действия, ведь он пил не для веселья, а для причастия.
К такому выводу мы приходим тогда, когда считаем, что виноградный сок нельзя было хранить, и он на третий день уже становился вином с градусами; и тогда у нас представление, что раньше все были пьяницами, и бедный Христос тоже должен был пить с ними алкогольное вино и даже в угоду их развеселившихся сердец делать им вино с градусами. Вот что говорит автор:
Сам факт невозможности сохранения в те времена виноградного сока в герметически закрытых сосудах говорит о том, что виноградного сока в те времена почти не было. Он был во время начала сбора винограда, когда его бросали в точило и топтали, и он тут же начинал отдавать брожением. Поэтому как для виноградного сока, так и для вина есть одно слово ойнос, потому что другого они не знали. Консервантов таки как сахара в те времена не существовало. Они имели виноградный сок в году несколько часов. Поэтому для него и термина не существовало.
Это заявление безосновательное. Существовали различные способы для предотвращения брожения сока и превращения в алкоголь. Одним из них является метод приготовления густого сиропа путем кипячения, охлаждения, фильтрации и повторного нагрева. Другим методом являлось добавление химикатов, таких как сера, которые были хорошо известны даже тогда для сохранения сока. Для приготовления алкогольного напитка виноград отжимался в хорошо проветриваемом месте, и сок пропускался через различные каменные сосуды. В соке появлялись споры дрожжей, что свидетельствовало о начале ферментации. В наши дни вино производится подобным же образом.
Вино производится путем частичного или полного брожения сахара, содержащегося во фруктовом соке. Основную роль в процессе брожения играют дрожжи. Под микроскопом дрожжевые клетки выглядят как грибообразные растительные организмы, часто встречающиеся в природе. Эти дрожжевые клетки вырабатывают энзимную систему, которая расщепляет сахар на алкоголь и СО2.
Дрожжевые споры, находясь как в воздухе, так и в самом плоде, автоматически начинают бродить во время контакта с растворенным фруктовым сахаром; достаточно лишь раздавить плод, чтобы дрожжевые споры вступили в контакт с соком. Очевидно, что в промышленном производстве вина невозможно полагаться на предполагаемое присутствие дрожжевых клеток, поэтому там для обеспечения быстрого и эффективного брожения применяются специально выведенные виды дрожжей. Количество алкоголя в вине обычно от 6 до 15 процентов, и количество произведенного алкоголя зависит от того, когда процесс ферментации был остановлен или завершился. Количество доступного для ферментации фруктового сахара, тем самым, очень важно. При идеальных условиях максимальное количество произведенного во время брожения алкоголя может достичь 20%. Этот предел не может быть увеличен, так как дрожжевые клетки не выживают при более высокой концентрации алкоголя.
Действительно ли в древние времена люди не знали, как предохранить сок от брожения? Неужели все вина через три дня после отжима становились алкогольными? В действительности, существуют доказательства древних писателей, поддерживающие мнение, что на самом деле обычно люди пили безалкогольные вина и иногда их называли лучшими винами. В своем достоверно подтвержденном «Библейском комментарии трезвости», авторы Ф.Р. Лиис (Ph.D) и Досон Бернс (MA) цитируют Аристотеля, Геродота, Иосифа, Плиния, Коллумелла и других греческих и римских авторов. В этой книге описано по меньшей мере 5 методов сохранения плодов и предотвращения фруктового сока от брожения. Как было упомянуто ранее, одним из методов было добавление химических веществ, таких как сера. Другим — удаление воды из загустевшего фруктового сока и обращение его в сироп. Дрожжевые клетки не выживают при концентрации сахара, превышающей 32%, и, таким образом, брожение прекращается. Все, что нужно было, чтобы получить не забродивший виноградный сок — разбавить сироп водой.
Плиний, целиком посвятивший один из 14-ти томов «Естественной истории» (60 г. н.э.) теме вина, обнаружил, что существует более 185 различных вин для питья.
Павел в ряде случаев должен был упрекать своих слушателей определенным образом: «Будем вести себя благочинно… не предаваясь ни пированиям и пьянству» (Послание к Римлянам 13:13). Среди действий, которые исключают человека из Царства Божия, предупреждает он, есть пьянство: «Не обманывайтесь … пьяницы… Царства Божия не наследуют». (1 Послание Коринфянам 6:9-10). И вновь он указывает нужное направление ефесянам: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». (Послание к Ефесянам 5:18). Галатам также необходимо было предупреждение, что те, кто пребывает в «пьянстве, бесчинстве и тому подобном … никогда не наследуют Царства Божия» (Послание к Галатам 5:21).
Матфей и Лука отмечают, что враги Иисуса называли Его «человеком, который любит пить вино».
«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: “вот человек, который любит есть и пить вино” …» (Евангелие от Матфея 11:19, Евангелие от Луки 7:34)
Но не было приведено никаких улик, чтобы подтвердить обвинения. Его также ложно обвиняли в богохульстве и угрозах разрушить храм. Иоанн, будучи назареем, воздерживался от любого вида продуктов из винограда (Числа 6:2-3). Иисус не был обязан этого делать, но вывод, что Он употреблял крепкие напитки, в целом безоснователен. Его враги критиковали Иоанна Крестителя за аскетизм, они также критиковали Иисуса. В одном случае, когда Иисусу предложили крепкий напиток, Он отказался (Евангелие от Марка 15:23). У богатых женщин Иерусалима был обычай подносить преступникам, прямо перед распятием, глоток вина, смешанного с мирром или другим наркотиком. Но хотя Иисус был томим жаждой и измучен болью, когда Ему предложили наркотическое вино, Он отказался. Иисус готовился осушить чашу страданий, и Он желал сделать это во всей полноте силы Своего разума, а не притуплять ее наркотическими напитками.
Пасха бывает спустя шесть месяцев после сбора урожая, что дает основание утверждать, что «чаша», которую принял Господь, должна быть забродившей и поэтому алкогольной, но, как уже говорилось, было известно множество способов предотвратить брожение и, поэтому, эти аргументы не имеют силу. Более того, виноград может храниться более года путем подвешивания в подвалах и пещерах Палестины, в которых сотообразные известняковые камни служат идеальными холодильными камерами. Арабы до сих пор пользуются этим, что описано Нибуром в его книге «Путешествие по Аравии». Было, безусловно, легко приобрести свежесохраненный виноград во времена Иисуса.
Что мы можем сказать о вине для желудка?
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. (1 Тим. 5:23).
Этот совет апостола своему другу Тимофею — любимая тема для спора людей, утверждающих, что употребление крепких напитков вполне приемлемо для Божьего народа. Павел не противоречил себе, запретив пить алкогольное вино диаконам и епископам (1 Тим. 3:1-8), а затем повелев Тимофею, находившемуся в апостольском положении, пить «алкоголь» постоянно (1 Тим. 5:23). Как пишут древние авторы книг по греческой медицине, «вино для желудка» — это виноградный сок, переработанный до состояния вязкого неперебродившего сиропа для использования в качестве лекарства для слабых или больных людей. Это был сироп, приготовленный из винограда и других фруктов, и применялся как тоник для желудка.
Способность виноградного сока снимать боль была хорошо известным фактом в Палестине того времени, и это также использовалось для избавления от желудочных проблем. По этой причине, Павел рекомендует использовать виноградный сок Тимофею. Афиний (280 г. н.э.) сообщает о значении «вина» при проблемах с желудком. Он дает рецепт: «Пусть пьет глюкос, или подогретый, или смешанный с водой, особенно тот, называемый “протропос”, так как это очень хорошо для желудка». Сейчас множеством медицинских экспериментов установлено, что алкоголь только увеличивает проблемы желудка. Хотя алкоголь и содержит калории, он не содержит белков, минералов или витаминов и может нанести серьезный ущерб важным тканям мозга, печени и других органов тела. Источники информации:
evangelie.ru — Библия о пьянстве; радость
allbible.info — тематическая подборка текстов из Библии. Радость
Теперь давайте вернемся к вину. Каждый знает, что вино получают путем сбраживания виноградного сока. Подобно тому, как дрожжи (закваска), сбраживают пресное тесто, полностью меняя его консистенцию, так и бродильный процесс превращает обычный виноградный сок в алкогольный напиток. Следовательно, Законом запрещалось не только употребление всего, что приготовлялось путем брожения, но даже хранение подобных продуктов в жилищах.
Однако во время, и после вавилонского пленения, евреи приняли новое толкование данных Господом запретов. Раввины, в том числе и некоторые из «мудрецов» (толкователей Торы и авторов Талмуда), начали пояснять, что запрет относительно квасного, относится только к хлебным и мучным изделиям. Таким образом, согласно новому толкованию, вино можно было пить на пасхальной трапезе. Со временем, новые традиции празднования Пасхи настолько укоренились, что сегодня, почти все Евреи, не представляют себе Пасху без алкогольного вина. Видите, как некоторые богословы смогли увести целую нацию в принятие алкогольного вина на Пасху.
Но давайте поразмыслим немного. Согласно учению раввинов, если маца (пресный хлеб) или мука, из которой ее собираются приготовить, была в контакте с водой более 18 минут – это уже считается квасным, а, следовательно, запретным. Они поясняют это тем, что мука или выпеченный пресный хлеб, имея длительный контакт с влагой, начинает бродить, под действием дрожжевых бактерий (дрожжевые бактерии или их споры есть везде и всегда), таким образом становясь квасным. Поэтому мацу, сразу после приготовления накрывают сухой салфеткой. По идее, эти же правила должны бы применяться к виноградному соку. Но вместо того, чтобы оберегать виноградный сок от брожения, ему создают все «кошерные» условия для ферментации, а происходит этот процесс благодаря тем же дрожжевым бактериям (подробную информацию о винных дрожжах вы можете найти в интернете). И вот парадокс: вино, полученное в результате не считается квасным, а потому его употребляют на пасхальной трапезе. Хотя такое толкование крайне нелогично, его придерживаются большинство евреев. Один атеист, насмехаясь над таким «святым праздником» сказал: «А что здесь странного? Что за праздник без вина?» Но проблема в том, что в его насмешках есть истина. Получается ведь, что «Святым» нужен алкоголь, для увеселения в «святые дни» праздника Пасхи, ну, а на свадьбе тем более.
По сей день не прекращаются споры о том, включает ли в себя запрет о квасном, перебродившее, алкогольное вино или нет? Но сторонников безалкогольной Пасхи становится все меньше. Но сейчас, мы не будем говорить о том, насколько правильно или неправильно евреи празднуют Пасху. Нас интересует другой вопрос: Что пил Христос с учениками на пасхальной вечере? В свете библейских текстов, приведенных выше, с уверенностью можно сказать, что Иисус исполнял Закон в его изначальном, не искаженном значении, а, следовательно, в горнице не было в тот вечер ничего квасного, в том числе и перебродившего, алкогольного вина.
Итак, виноградный сок – является символом крови Христа. А что нам говорит Евангелие о крови Христа и вообще о Нем, как жертве за грешников? «… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:19). «… повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета …» (Евр.10:29).
Прервемся на время и поговорим еще раз о вине. Что такое вино? Это продукт жизнедеятельности дрожжевых (грибковых) бактерий. Позвольте мне еще с другой стороны подойти к этому вопросу и вкратце рассказать, как виноградный сок превращается в вино. Для начала, свежевыжатый сок наливают в сосуд. Поскольку дрожжевые (грибковые) бактерии есть везде и всегда, естественно определенное их количество есть и в этом соке. Любимая пища дрожжей – сахар. Грибковые бактерии большие сладкоежки. Поскольку виноградный сок очень богат сахарами – это прекрасная среда для жизни и размножения дрожжевых бактерий. Если добавить сахару – процесс пойдет еще быстрее. Итак, бактерии поедают сахар. Чем же они «ходят в туалет»? Да, хотите или нет, продукт их жизнедеятельности – этиловый спирт (С2Н5ОН) и углекислый газ.
Теперь вернемся к крови Иисуса. Как то, чем дрожжевые бактерии сходили в туалет (перебродившее, алкогольное вино), может символизировать чистую, непорочную и святую кровь Христа? Никак! Перебродившее вино, не может символизировать кровь Иисуса. Алкогольное вино – символ ложного учения.
Здравый смысл подсказывает нам также, что если вино, которое пили на той свадьбе, было алкогольным, то напившись, люди не узнали бы, хорошее оно или нет. Значит они были трезвы и смогли оценить качество напитка.
Библейский Словарь Смита дает такую информацию: «В древности простые вина были несравнимо менее вредны, чем одурманивающие и чрезвычайно крепкие спиртные напитки современных западных стран. В древнем мире вина скорее были подобны сиропам; многие из них были безалкогольными; гораздо больше — слабоалкогольными; но все они, как правило, употреблялись после того, как их сильно разводили водой. Они содержали, даже в неразведенном состоянии, не более 4-5 процентов алкоголя».
Читая Библию, следует помнить, что слово «вино» в ней редко подразумевает крепкие спиртные налитки, но обычно обозначает безалкогольные напитки. Они были безвредными и безалкогольными, подобно современному чаю, кофе или какао. Если бы эти напитки не были таковыми, то люди, жившие в древние времена, были бы в вечном состоянии опьянения. Когда мы читаем о «вине» в Библии, не следует забывать об этих фактах; это был простой фруктовый сироп, за исключением случаев, где отмечается особо, что это алкогольное вино, причем последнее всегда осуждалось пророками.
Римляне пили виноградный сок, смешанный с водой, и горячим, и холодным. Перебродившее вино редко встречалось в римской империи; оно употреблялось лишь в культовых обрядах в языческих храмах; мужчинам же моложе тридцати лет и всем женщинам запрещалось пить его.
Свежий виноградный сок назывался «мустум». Чтобы он не перебродил при хранении, его кипятили до тех пор, пока сок не становился вязким, подобно мелассе, и в таком состоянии он назывался «дефрутум», то есть «изготовленный из фрукта». Этот продукт хранили в кувшинах. Аристотель писал, что при хранении в течение некоторого времени в кувшинах и мехах он становился таким же вязким, как и сливочное масло, и его приходилось доставать ложкой. Римский писатель Плиний свидетельствует: когда виноградный сок выкипал до одной трети первоначального объема, что делалось для достижения лучшего вкуса, т. е, чтобы это было «лучшее вино», его называли «сапа». И теперь мы видим, что «вино», которое было сотворено Иисусом в Кане, было безалкогольным, и более того, было привычным напитком людей в повседневной жизни. Это серьезный вопрос и подход к нему должен быть также серьезным и ответственным.
Пастор Александр Серков
Комментарии (273):
владимир романец
| Ссылка на комментарий
Отвечу Петрову….Если на ближнем востоке нашли множество амулетов,то согласно методу дидукции Шерлока Холмса ясно—что это страна Израиль и что эти амулеты носили Израильтяне .
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Где можно прочитать этот список пьющих праведников?
Руслан
| Ссылка на комментарий
Все люди будут судимы по их совести и я не завидую фанатикам:-((
романец владимир
| Ссылка на комментарий
я не пойму,почему народ должен выпить все шесть водоносов,неужели хозяин вина не мог дать людям один водонос,а другие сохранить…..так же если это был сок,то после трех дней ,ОН НАЧНЕТ БРОДИТЬ,А ЕСЛИ ЭТО СИРОП,ТОГДА ИИСУС СДЕЛАЛ СИРОП…конечно существовал способ сохранить свежий сок,но где причинно следственная связь,что иудеи применили в этом случае метод аристотеля,поэтому считать пастора Венделя неправым,неправильно,с юридической точки зрения.Я НАПРИМЕР ЗНАЮ СПОСОБ ЗАСОЛКИ ОГУРЦОВ,НО НЕ ПРИМЕНЯЮ ЕГО,поэтому ,НЕЛЬЗЯ ДОКАЗЫВАТЬ,ЧТО Я ЕМ СОЛЕНЫЕ ОГУРЦЫ,ТОЛЬКО ЛИШ ПОТОМУ,ЧТО В 21 ВЕКЕ ЛЮДИ ЗНАЮТ,ЧТО МОЖНО СОЛИТЬ ОГУРЦЫ .Мог ли Христос привести пример евангелия,используя негативные образы,то биш ,что алкоголь ,повышает настроение,? Mог!веддь Он приводил пример,с неправедным управителем(это ж не значит,что можно обманывать)коллекционер жемчужин(тоже не значит,ячто мы должны гонятся за редкими артефактами)богач и лазарь(это не значит ,что есть ад ,в котором мучения)!!!!
допустим адвентисты собрались на общем безалкогольном обеде и пьет виноградный сок(а почему именно виноградный,а почему,не разные соки,неужели в израиле,кроме винограда ничего не растет)и тут приходит человек и говорит,что подвезли фуру с соком сандора и притом виноградным(у меня сразу возникнет вопрос ,а другие соки есть,к тому же я не слишком люблю виноградный,к тому,же если пить,его в таком колличестве—будет такая оскомина во рту,что все будут кривится от него и он останется нетронутым)
романец владимир
| Ссылка на комментарий
ВСЕ НАЧНУТ ПРЫГАТЬ ,ОТ РАДОСТИ,ЧТО СОК МСАДОЧЕК КОНЧИЛСЯ ,ТЕПЕРЬ БУДЕМ ПИТЬ СОК -САНДОРА.умилительная картина.Почему израильтяне собрались ,на свадьбу,не просто безалкогольную,а моно- безалкогольную ОДИН ВИНОГРАДНЫЙ СИРОП…….А почему бы не рассмотреть версию,что алкогольные вина,бывают прокисшие и непрокисшие.Так вот распорядитель попробывал и понял,что вино не прокисшее и все возрадывались.
Я делаю вывод,что .после того,что человек выпивает вина —между ним и Богом,не вырастает китайская стена и корварство и подлость ,в сто крат более наказуемо,чем,то ,что Ной попробовал вина.Потому,что многие ,бросив пить,уже считают,что готовы для вечности,не освободившись,от гордости ,клеветы ,грубости!!!!
романец владимир
| Ссылка на комментарий
пьющий—лот,судя по всему,это было нормальным явлением,пить во время ужина,вооз,давид,даниил,рим 14,21павел писал о том,что братья претыкаются,что пьют виноградный сок,очень чудесно ,в желудке бродит ,тот,же сок,непереваренные куски мяса,это латентное пьянство,
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Исследуя человека, его можно «разложить» на клетки и атомы, но так и не понять его назначение и смысла жизни. Исследуя Библию, можно «разложить» ее на звуки, но так и не понять смысла, который Автор старается открыть. Кто из сторонников алкогольного вина в Библии изучал этот вопрос с искренней молитвой к Господу для непредвзятого исследования?
Весь контекст Библии направлен на спасение человека, что включает в себя обращение его к здоровому образу жизни, без пагубных привычек. И ссылки на любые двусмысловые Библейские сюжеты не дают права к обобщающим выводам.
Не секрет, что слабоалкогольные напитки способны наносить огромный вред здоровью, особенно молодежи. Это объясняется, в частности, тем, что комфортное состояние и хорошее настроение, временно создаваемые ими, стимулируют человека к регулярному употреблению этих напитков. А стремление продлить это состояние приводит к повышению их крепости и количеству выпитого… Разве этого хочет для нас Бог, отдавший Своего Сына за нас на смерть?
романец владимир
| Ссылка на комментарий
вы забыли привести места из моисея ,пророков ,поучительных книг,и евангелий о вреде пьянства
в библии сказано,что мы должны ПИТАТЬСЯ словом Божиим,а ,когда человек ест,то пища ращепляется в организме на белки ,углеводы,жиры и тд,так и мы изучаем ,каждое слово библии
во времена Иисуса ,не знали,что алкоголь ,в любых дозах,вреден и Иисус,будучи,во всем подобен людям,того времени,тоже находился в том мировозрении и на этом мировозрении,Он преподал урок,что ,как алкоголь,изменяет сознание человека и ,каким то образом повышает настроение,то евангелие,это истинное средство,которое побеждает депрессию!!!!
так я и говорю,что виноградный сок,не изменяет сознание человека,и не является наглядным пособием,действия евангелия,который привел Жристос!!
а,что пимть вредно,так это никто не отрицает!!!!
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Романец Владимир. Ваша позиция давно уже ясна. Прекратите, пожалуйста, унижать Христа до уровня Вашего мировоззрения.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Да, в отношении мировоззрения Иисуса — это Ваш домысел, Владимир. А то, что Евангелие — «чистое средство, побеждающее депрессию», совершенно верно.
Тогда какой смысл во всех постах с острыми эмоциональными комментариями?
Ненужные споры мешают служителям нести служение, на которое поставил их Господь. Ведь сатана не дремлет и постоянно пытается всеми доступными способами увести внимание людей от покаяния и обращения – сути трехангельской вести,- а значит, и от последней надежды на обращение и спасение.
Помните об этом, пожалуйста, всегда и анализируйте последствия: какой будет результат от дискуссии – в пользе для братьев или в радости для сатаны.
владимир романец
| Ссылка на комментарий
Да, в отношении мировоззрения Иисуса — это Ваш домысел, Владимир. А то, что Евангелие — «чистое средство, побеждающее депрессию», совершенно верно.
ну вы хоть .какойто стих из библии в подтверждении своих слов дайте,а я пока поужинаю…
романец владимир
| Ссылка на комментарий
в ветхом завете,есть обет назорейства,который косвенно,разрешает употреблять спиртные напитки!!
Иисус был во всем подобен нам,если бы у него был ,какой то особый свет,какаято чистая кровь(если вы верите в непорочное зачатие),то это было бы извинение нашей греховной жизни,мы бы говорили,что у Иисуса были особые способности..,а у нас нет!!!
апостолам ,говорили,что ОНИ НАПИЛИСЬ СЛАДКОГО ВИНА.но другие говорили,что в 9 -ый час ,они не могли быть пьяными,потому,что в это время.пить не принятоТОГДА ВОЗНИКАЕТ ,ТАКОЙ ВОПРОС,ЕСЛИ В ИЗРАИЛЕ ,В БУДНИ,МОЖНО БЫЛО ПИТЬ,ТО ПОЧЕМУ ,ОНИ СДЕЛАЛИ БЕЗАЛКОГОЛЬНУЮ СВАДЬБУ(наверно это было израильское общество трезвости)!!!
позиция брата Серкова,основана на писаниях аристотеля и плиния младшего!!!ЕСЛИ БЫ НЕ ПЛИНИЙ,ТО ПРОСТО НЕЧЕГО БЫЛО БЫ СКАЗАТЬ….по греческому,то пастору Венделю,было бы,что сказать в ответ Серкову…..А ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ПЛИНИЯ тогда бы многие зашли бы в тупик!!!!
допустим,что брат Серков прав——ПРОИЗОШЛА БЕЗАЛКАГОЛЬНАЯ СВАДЬБА С ВИНОГРАДНЫМ СИРОПОМ ,С ДОБАВЛЕНИЕМ СЕРЫ(А НЕ ВРЕДНО ЛИ ЭТО ПИТЬ)вопрос.а,что нельзя бы поразнообразнее аасортимент сиропов,!!почему,только один вид…
все веселятся и вдруг несут свеже выжатый сок и все радуются,но через несколько часов он будет бродить,тогда все мобилизуются и дружно начинают готовить виноградный сироп ,из оставшего сока….достают емкости в сотни литров,рубят дрова,чтоб закипятить и перерабатываютНЕМНОГО СОКА(ОКОЛО 600 ЛИТРОВ)а потом садятся и наливают виноградный сироп ,смешивают его с водой и помешивают ложкой…
а теперь вопросы
1)в чем причина радости распорядителя
2)что значит напится виноградного сока,после чего человек ,уже не обращает внимание,на более низкое качество сока(я например и после трех литров сока,спокойно определю разницу в качестве сока)и ечсли вам ,после виноградного сока,дадут сок из кислого винограда.ТО ВЫ ВООБЩЕ БУДЕТЕ КРИВИТСЯ И ОТКАЖЕТЕСЬ ПИТЬ!!!
3)ПОЧЕМУ НАСВАДЬБЕ ПИЛИ,ТОЛЬКО ВИНОГРАДНЫЙ СОК И ВООБЩЕ ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ ПИЛ ТОЛЬКО ВИНОГРАДНЫЙ,ПРЯМ МОДА ,КАКАЕТО а где персиковый,абрикосовый,апельсиновый ,яблочный,томатный….
также брат Серков написал целую диссертацию,по ферментации,но упустил один момент,что существуют термин БРОЖЕНОЕ МОЛОДОЕ ВИНО И БРОЖЕНОЕ СТАРОЕ ВИНО а разница в том,что новое вино .НЕПРОКИСШЕЕ, старое ПРОКИСШЕЕ(спросите у любого сомелье ,в специализированных магазинах….СКОРЕЕ ВСЕГО РАСПОРЯДИТЕЛЬ И РАДОВАЛСЯ,ЧТО ВИНО ХРИСТА ,БЫЛО НЕПРОКИСШЕЕ,ЧТО СЕЙЧАС ВЕСЬМА ЦЕНИТСЯ У ВИП ПЕРСОН!!!
конечно смущает вопросКАК ЭТО ИИСУС СДЕЛАЛ СОК,ТО НЕУЖЕЛИ ЛИ ОН ЕГО ЕЩЕ И ФЕРМЕНТИРОВАЛ АЙ ЯЙ ЯЙ !!! КАК НЕХОРОШЕ!!! а как же иисус умножил рыбу и хлебПОЧЕМУ ОН НЕ ВЫСЫПАЛ ЖИВУЮ РЫБУ И ЗЕРНО а взял,сотворил рыбу,отрубил ей головы и пожарил !!!
Гость
| Ссылка на комментарий
«в ветхом завете,есть обет назорейства,который косвенно,разрешает употреблять спиртные напитки!!» это просто так сказано чтобы поколебать воздух звуковыми волнами или Вендел ь действительно нашел такой текст?Тогда где он?»но через несколько часов он будет бродить».Почему вы так решили ,что он будет бродить через несколько часов?»а теперь вопросы»1 .Причина радости распорядителя указана в библейском тексте..2.Где ,собственно вопрос?3.Где персиковый,томатный,рябиновый и прочие в библейском тексте не говориться ни об одном из них.Это под силу только гениальному уму Венделя выяснить.Простому человеку для спасения это не важно.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
раз кто то дает обет —не пить вино,то ,логически рассуждая ,остальным —можно пить РАЗ ВСЕ НЕПЬЮЩИЕ,ТО ЕКАКОЙ СМЫСЛ В ОБЕТЕ НАЗОРЕЙСТВА
НУ НЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО,НО ЧЕРЕЗ СУТКИ….
если Серков говорит,что свадьба безалкогольная ТО ПОЧЕМУ ,НА СВАДЬБЕ ПРИСУДСТВУЕТ ТОЛЬКО ВИНОГРАДНЫЙ СОК,А НЕ ДРУГИЕ СОКИ!!!!
ТЕПЕРЬ ВАМ ПОНЯТНО?
РОМАНЕЦ ВЛАДИМИР
| Ссылка на комментарий
УКАЗАНА,ТО УКАЗАНА,А ЧТО ЗНАЧИТ МОЛОДОЕ ВИНО/,А ЧТО ЗНАЧИТ СТАРОЕ…….неужели,те ,кто пил броженое.будут радоватся,когда им принесут неброженный сок?ВЕДЬ ЭТО ЖЕ НЕРЕАЛЬНО!!!НАОБОРОТ БУДЕТ ДОСАДА
А ПРОСТО НА СВАДЬБЕ БЫЛО БРОЖЕНОЕ ВИНО,ТОГДА ВСЕ СТАЕТ НА СВОИ МЕСТА И НУЖНО ЧЕСТНО СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ!!!
Гость
| Ссылка на комментарий
«НУЖНО ЧЕСТНО СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ!!» Это всего лишь ваша теория которая не находит подтверждения в библейском контексте.Вы как свидетелоь сторожевой башни «можете » обьяснить всё что укладывается в ваши представления.Но те хоть видимость истины имеют поскольку пересыпают свои бредни библейскими цитатами..В ваших же длинющих посланиях нет ни одной библейской ссылки.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Наверно у них не было соковыжималок, а ногами топтать яблоки или сливы как-то не додумались; а вот виноград топтали ногами. Да и не только вино пили на свадьбе, наверно и плов ели, но об этом тоже не написано. Не будем же мы теперь приходить к выводу, что если не написано, значит они ничего не ели — только пили и не закусывали?!
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Кому досада, а кому и радость. Распорядитель был приятно удивлен хорошему свежему соку, он намного лучше и вкусней, чем восстановленный разведенный водой концентратный.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Логика Вашего мышления в данном случае не ведет к истинному осмыслению этого вопроса. И это не говорит о том, что всем остальным можно было пить алкогольное вино. Всем можно было есть виноград и пить безалкогольное вино, а назореям даже виноград нельзя было есть. Но никто не говорит, что люди в то время не пили алкогольное вино — пьющих и в то время хватало, как и сегодня оправдывающих их. Но Бог к алкоголю никогда не благоволил, и Христос просто морально не мог сделать пьянящее пойло и споить свадебных гостей.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Вы здесь переплели два критерия:
1. Если бы у него был ,какой то особый свет.
2. Какая-то чистая кровь; особые способности.
Поговорим о первом, не путая со вторым. Почитайте Нагорную проповедь для начала, и Ваш вывод лопнет как мыльный пузырь. Один богослов сказал, что Елена Уайт не знала греческий язык, поэтому написала, что Христос сделал безалкогольное вино. Вы еще круче подошли к этому вопросу, заявив: «Если бы у Христа был бы какой-то особый свет…». Я удивляюсь, что после этих слов Вы еще претендуете на звание христианина. Без особого света не было бы христианства вообще — остались бы сплошные пьяницы с фарисейской закваской.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Моя позиция зиждется на Библии и на Духе пророческом, поэтому мне есть что сказать.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Если бы было, то давно сказал бы.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Неужели Вы считаете, что это было израильское общество пьяниц??? (включая женщин и детей).
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Два дня пили разведенный, а на третий день Христос пришел на свадьбу и сделал чистый, свежий виноградный сок. О вреде алкоголя в любых дозах свидетельствуют сегодня врачи, а о вреде серы нет свидетельств. Горючую серу приписывают при ячменях и фурункулах для очищения крови.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уважаю Вас за остроту сарказма. Однако… даже молоко не скисает через несколько часов, тем более вино, которое сделал Христос.
Теперь в отношении того, что все веселятся. В чем по Вашему заключалось веселье? В том, что образовалась новая семья или в том, что можно на свадьбе даром напиться и пить целую неделю? По Вашему, они на свадьбе ничего больше не делали, как только пили?! А что, по Вашему, пили дети?