Историческая и эсхатологическая части книги Откровение
Давайте еще одну тему посвятим макроструктуре книги Откровение. В этой теме мы увидим удивительную конструкцию книги, — где конкретно расположена ее историческая часть, а где — эсхатологическая.
У нас есть два текста, которые являются ключевыми; они расставят все на свои места.
Вот они эти два текста:
1 текст: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град» (Откр. 11:19).
2 текст: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (Откр.15:5).
Эти два текста являются рубежными вот этих двух частей. Откр.11:19 дает конечную грань исторической части книги. А Откр. 15:5 дает начальную грань эсхатологической части.
Размышляя над этими констатациями, у нас возникают две основные неясности:
1 неясность: Почему именно эти тексты являются рубежными?
2 неясность: А что же между этими текстами? Куда эту середину отнести?
Вот об этом мы и поговорим в этой теме.
1 неясность: Почему именно: Откр.11:19 и Откр.15:5?
Это два текста, в которых мы видим открывающуюся завесу в храме, и вот перед нами ковчег завета.
Если мы посмотрим, что происходит перед текстом: Откр.11:19, то увидим очень интересную закономерность. Вот посмотрите, что непосредственно предшествует тексту Откр.11:19? Мы видим ангелов, совершающих трубный звук.
Например:
7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла (Откр. 8:7-9). И так далее. Мы видим, что здесь происходит.
Давайте посмотрим, что происходит после того, как открывается Святое святых снова в Отк.15:5.
Мы видим, — вновь ангелы что-то изливают на землю. Это семь язв.
Посмотрите, как это происходит:
Например:
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь (Откр.16:3-4) и так далее.
Мы видим, как события, предшествующие Откр. 11:19 и последующие за Откр.15:5 явно пересекаются, как бы перекликаясь друг с другом. На этом месте многие спотыкаются. Они смотрят на эти два события (семь труб и семь язв) не с позиции структурного разделения книги на две части, на историческую и на эсхатологическую, а с позиции аллюзии. Да, эти два события похожи, и очень даже похожи. Я не буду приводить эти соответствия, вы сами сравните их.
Но если смотреть на эти события с позиции литературной структуры книги Откровения, то мы увидим интересную закономерность. Эти два события путать не надо. Ни в коем случае мы не можем заявить, что это одни и те же события, только о них дается, мол, два описания, чтобы усилить важность этих событий; и что это все, якобы произойдет перед Пришествием Христа. И другое толкование также неверное, когда эти два события ставят оба рядом в эсхатологическую часть, в будущее. Это не соответствует структуре самой книги.
Да, язвы изольются перед самым пришествием Христа, так как это описано в эсхатологической части книги; а трубам отведено место в истории, в исторической части.
Давайте вникнем еще глубже в описание этих событий; и мы непременно утвердимся в последнем высказывании.
Суд после 15 главы, это явно такой суд, против которого никто не устоит, это явно суд наказывающий.
А в описании суда до 11 главы 19 текста мы видим явно суд не наказывающий, а предупреждающий.
А куда мы определим 12-14 главы, которые явно не вписываются ни в историческую, ни в эсхатологическую части?
Давайте, приведем пример.
Вы помните трагедию Титаника? Что было причиной гибели этого супергиганта на то время, потонувшего в океане? Айсберг. Что собой представляет айсберг? Где его основная часть? Она под водой. А над водой только его малая часть, — вершина айсберга. У нас нечто подобное наблюдается и в структуре книги Откровение.
Вот эта верхушка айсберга, эта вся видимая часть, — это нечто подобное 12-14 главам книги Откровение. В этих главах, в этой вершине консолидировалась главная, видимая, центральная часть книги Откровение, которая открывает нам фактически основную идею великой борьбы (этой верхушке айсберга мы посвятим еще не одну тему, когда будем рассматривать книгу в ее микроструктуре).
Этот стиль литературного приема в нашей русской практике не применяется. Мы привыкли развязку видеть в конце рассказа. В иудейской же литературе, да и вообще в те древние времена, — вся суть рассказа сосредотачивалась на середине, в самом сердце рассказа. Вот эта вот вершина айсберга. Для того чтобы в иудейской литературе увидеть главную идею повествования,- надо внимательно всмотреться в ее основную часть – в эту вот видимую часть айсберга — и затем надо уметь увидеть то, что невидимо. Надо уметь увидеть все то, что находится под водой, точно так, как аналитик видит не только артиста, играющего свою роль, но и режиссера, поставившего этот фильм или театральную постановку.
В этом «Айсберге» Откровения мы видим три этапа. Первый и третий – невидимая часть айсберга, как две грани, левая и правая, если смотреть на айсберг с одной стороны. А средняя часть — это видимая верхушка. Два текста (Откр. 11:19 и Откр.15:5), — это те точки, где вода соприкасается с воздухом, это два момента, разделяющие айсберг на видимую вершину и на невидимую его часть.
Богословы называют этот литературный прием хиазмом. Давайте, сделаем и это сравнение, подойдем и с этой стороны к рассмотрению этого вопроса. Хиазм происходит от греческой буквы Х[хи], похожей на русскую Х. Если представить эту греческую букву Х, то две нижние палочки буквы, — это развивающиеся в историческом плане две проекции: служение в небесном храме и предупреждающие суды на земле. В середине они пересекаются. Вот эти вот два текста (Откр. 11:19 и Откр.15:5), в которых мы видим Святое святых небесного святилища, они пересекаются; и в точке пересечения раскрывается в главах 12-14 главная идея великой борьбы между Богом и сатаной. Дальше в следующих двух палочках буквы Х идет уже эсхатологическая часть: небесное святилище, где принимается решение и карающие эсхатологические суды.
«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр.16:1).
Видите, как перекликаются две службы: Происходит служение в небесном храме, там выносится решение, и Ангелы выходят из храма, чтобы совершить суд на земле.
Вот это такая вот макроструктура книги Откровение в плане суда и служения в небесном святилище. Первое, — это предупреждающие суды, эта историческая часть, историческая подводная сторона «айсберга». Затем у нас идет второй этап, вот эта видимая часть айсберга, или в хиазме место пересечения событий исторического плана с событиями эсхатологическими. В этом пересечении консолидирована главная идея великой борьбы между добром и злом. Затем идет у нас третий этап, — это наказывающие или карающие суды.
Я пока даю только оценку этим событиям, — мы еще рассмотрим их глубже в других темах.
Вот эта вся структура книги Откровение, в которой вырисовывается служение Христа в небесном святилище. И мы можем проследить, как небесный первосвященник движется в сторону Святого святых, а затем в обратном направлении. Мы видим, как это откликается с судебными процессами, эти вот три этапа суда: следственный суд над святыми Всевышнего, затем суд над нечестивыми, и наконец, исполнительный суд.
Вот эта вся структура суда и следствия прослеживается в суде над Иисусом Христом. Только суд над Христом, в отличие от Божьего суда, происходил в совершенном игнорировании всяких судебных правил.
Давайте проследим, как происходил суд над Христом.
Вы помните, с чего начиналась процедура суда над Иисусом? Она начиналась с того, что искали свидетелей.
А книга Откровение с чего начинается? Какое самое первое упоминание, связанное с судебным делом, находим мы в книге Откровение? Прямо в самом первом приветствии Иисус называется Свидетелем Верным. Почему заостряется внимание на том, что Он именно Верный Свидетель? А потому что есть и неверные свидетели. Во Второзаконии мы читали: «По словам двух или трех свидетелей состоится дело».
И кого только первосвященники и старейшины и весь синедрион ни находили в роли лжесвидетелей против Иисуса, ничего у них не получалось. Их лжесвидетельства были не вескими, чтобы предать Его смерти.
Что делает дальше Каиафа, видя, что со свидетелями ничего не получается, Он подходит к Иисусу и прямо спрашивает: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? И что Иисус ему отвечает?
64 ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Матф. 26:64-66).
Знаете, в чем здесь проблема? Эта судебная процедура, которая происходила над Иисусом, она происходила в нарушении всех норм иудейского и библейского законодательств. В иудейском законодательстве есть такой трактат синедриона, который очень четко регулирует все то, что происходит на суде. Иудеи очень тщательно соблюдают эти правила. В частности, там как раз есть такой пункт, как и в Торе, что смертный приговор можно вынести преступнику только при двух или трех свидетелях. А может ли преступник сам себя инкриминировать? Это очень серьезное обстоятельство: Если человек пришел и сам сознался в своей вине, что он совершил преступление, то смертной казни он не подвергался, к нему были применены смягчающие обстоятельства.
В суде над Иисусом это правило было нарушено. Был нарушен и ряд других правил, и суд над Христом состоялся нелегитимный.
Этот суд проходил в три этапа. Было следствие, определяющее: виновен — невиновен. Второй этап, когда Его перебрасывали между Пилатом и царем Иродом: кто же разберет дело, кто вынесет смертный приговор? Потом, когда приговор был все же вынесен, Иисуса повели на казнь. Это третий этап суда – экзекуция или казнь.
Что делает Бог в книге Откровение через Иисуса Христа? Он показывает образец суда. Образец истинного, правильного, справедливого легитимного суда. Поэтому первая часть книги Откровение, повествующая о семи церквах, семи печатях и семи трубах, — представляет собой не что иное, как первый этап суда, который называется — судебное дознание, где выясняется, прежде всего, вопрос: А совершено ли преступление или нет. Сегодня этот принцип действует в государственном законодательстве. Подозреваемого преступника арестовывают, и прокурор обосновывает, почему этого человека арестовали и почему его привлекают к ответственности. И судья должен посмотреть на все факты и сказать, есть здесь состав преступления или нет. Если доказательства окажутся убедительными, тогда происходит следующий этап, который можно назвать судебным следствием. Дело слушается перед присяжными. В книге Даниила мы видим, что этими присяжными является вся вселенная. Судьи сели и раскрылись книги, то есть, начинается основной этап суда. Затем результатом основного суда является следующее определение: признать виновным или признать невиновным.
Вы помните, что признал Пилат? Я не вижу никакой вины в этом человеке. Но Христа все же инкриминировали. И после мы видим третий этап суда, где идет непосредственное исполнение приговора.
Вот эти все три этапа мы с вами пройдем теперь уже в микроструктурном исследовании. Со следующей темы начнем рассматривать первый этап суда, куда входят семь церквей, семь печатей и семь труб. Следующая тема будет о семи церквах.
РЕЗЮМЕ
1. У нас есть два текста, которые являются ключевыми; они расставят все на свои места. Вот они эти два текста:
1 текст: И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град (Откр. 11:19).
2 текст: И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе (Откр.15:5).
2. Размышляя на эту тему, у нас возникает вопрос:
Почему именно эти тексты являются рубежными?
3. Мы видим, как события, предшествующие Откр. 11:19 и последующие за Откр.15:5 явно пересекаются, перекликаются.
4. Суд после 15 главы, это явно такой суд, против которого никто не устоит, это явно суд наказывающий.
А в описании суда до 11 главы 19 текста мы видим явно суд не наказывающий, а предупреждающий.
5. А куда мы определим 12-14 главы, которые явно не вписываются ни в историческую, ни в эсхатологическую части?
6. Знаете, в чем здесь проблема? Эта судебная процедура, которая происходила над Иисусом, она происходила в нарушении всех норм иудейского и библейского законодательств, эта процедура была явно нелегитимной.
7. Что делает Бог в книге Откровение через Иисуса Христа? Он показывает образец суда, — образец истинного, правильного, справедливого и легитимного суда.
Пастор Александр Серков
Комментарии (16):
Др.
| Ссылка на комментарий
А что мешает принять, что и Откр.11:19 и Откр.15:5 это одно и то же? тем более, что и Откр.11:20 и Откр.16:18-21 явно говорят об одних и тех же событиях?
Может, вы просто перемудрили? не стоит этого делать, если нет достаточных оснований для этого.
(Есть такое правило, бритва Оккамы называется — не умножай сущностей без необходимости. Незаменимый аппарат при любых исследованиях)
Др.
| Ссылка на комментарий
Извиняюсь, опечатка вышла — не Откр.11:20. а Откр.11:19 конечно же..
Владимир
| Ссылка на комментарий
Уважаемые братья и сестры.
Действительно книга откровеня
делится на историческую и эсхатологическую.
И делит ее 12 глава. Но есть время
и буквальное, то в котором мы жывем
сейчас. Это 13 глава , которая говорит
о времени буквальном. 14-16 главы
говорят о суде. 17 глава показывает
суд над блудницей ( папством ) , с
8-11 стихи в какое время мы живем.
Кому интересно пишите коментарий.
С уважением ваш брат Владимир.
Др.
| Ссылка на комментарий
Ну хорошо, давайте смотреть.
В гл.11 говорится о двух судах — точнее, начнем мы не отсюда.
С 1-го по 15 -й стихи мы имеем продолжение вспомогательного видения (начавшегося с Откр.10:1), которое раскрывает суть того, что будет происходить во время 6й трубы.
Войско выстроится, и это произойдет накануне второго пришествия, и в это время произойдет убиение двух свидетелей, которых представил Иоанн в ЭТОЙ САМОЙ КНИГЕ ОТКРОВЕНИЕ!!
Сразу после этого эти два свидетеля воскреснут (судя по тексту) и будут восхищены на облака к Богу.
Сразу после этого идет страшное землетрясения, грады и умерщвление 7 тыс имен человеческих — судя по числу, будет уничтожен весть мир, поскольку 7 — это полнота, помноженная на тысячу. Т.е. речь явно идет о втором пришествии, восхищении 144 тыс на облака и всеобщей гибели всех живущих.
А далее звучит 7-я труба!
И — внимание! — эта 7я труба звучит ПЕРЕД событиями, описанными в последних стихах предыдущего вспомогательного видения.
Понимаете суть? понимаете почему так?
Трубы — это совсем другое видение.
С 14-го стиха мы возвращаемся к видению о трубах и о последнем горе из 3-х, о которох возвестил Ангел в Откр.8:13.
И после 7-й трубы мы видим открытие Храма, воцарение Бога и обьявление суда над МЕРТВЫМИ!
О каком суде над мертвыми идет речь?
О тысячелетнем суде, о так. наз. миллениуме, о котором говорится в Откр.20:13. Там этот суд назват буквально теми же словами — суд над мертвыми. Это последний страшный суд
Но! Последний стих 11 гл. говорит об этом суде как о будущем событии.
Оно еще не наступило.
24 старца сидящие на престолах встали, сняли свои короны и положили к ногам Бога, показав тем самым, что их работа закончена. Далее будет происходить суд самого Бога.
Ну и теперь самое время перенестись к главе 15-й.
Открылся храм, вышли ангелы с чашами гнева. Что находится в этих чашах? Кровь Агнца.
Только масштабы кропления уже другие, не один народ, а вся земля. И теперь это кропление производит не Моисей, а сам Бог через своих Ангелов. Превосвященника уже нет, посредника нет, заступника нет. И жертвы за грех больше нет
Теперь те, на ком будет обнаружена кровь Христа, будут судимы самим Богом-Отцом. Судимы без милости, судом праведным.
При этом Христос еще НЕ пришел.
Христос прийдет тогда, когда закончится запечатление 144 тыс, (3,5 года отведены на это все) которое будет происходить одновременнно с излитием чаш гнева.
Поэтому и говорится, что гнойные раны появятся только на тех, кто имеет начертание зверя.
Теперь видите какая связь между открытием Храма в 11гл и открытием Храма в 15 гл?
Это одно и то же событие.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Нет, не вижу, только и того, что схожесть событий, и не больше. Я в статье ясно писал: «Суд после 15 главы, это явно такой суд, против которого никто не устоит, это явно суд наказывающий. А в описании суда до 11 главы 19 текста мы видим явно суд не наказывающий, а предупреждающий». Вы этим словам Вы не вняли.
Дело в том, что, подобно тому, как семь церквей (историческая часть Откровения) своим «хвостом» касается эсхатологических событий и встречается с описанием сугубо эсхатологических событий; так и семь труб (исторические события) своим «хвостом» (седьмой трубой) соприкасается с язвами. И вот она ошибка многих, и Ваша в том числе, начинается смешивание семи труб с семи язвами. А Вы писали на другой странице, что я не угадал Вашу позицию. Вот она, в которой Вы упорствуете ровно два года, с тех пор, как я выставил эту статью.
Др.
| Ссылка на комментарий
Извините, Александр, у меня нет привычки внимать всяким басням. Слишком много фантазеров в мире, чтобы всем верить.
Из всех обьяснений я выбираю самое простое и логичное, а остальные пусть верят, во что хотят.
И я вам с самого начала сказал, что вы умножаете сущности без необходимости, посмотрите первый коммент, если не верите.
Да, мое понимание не было завершено на тот момент, но такое событие как прекращение жертвы и выход из святилища могло произойти только один раз, о чем я вам и указывал.
Вы же произвольно вводите совершенно не необходимый элемент — «эсхатологическое истолкование» — да книга Откровение вся эсхатологическая, от начала до конца!
Чем же вы заниметесь, делаете простое сложным и запутанным?
Поздравляю, достойное занятие.
Только вот будет ли Бог доволен вами, вот вопрос.
Др.
| Ссылка на комментарий
Выдумки, я такого не писал. Перечитайте еще раз, что я написал.
Излитие язв начнется после седьмой трубы.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Значит Вы – футурист. Хотя Вы на этот вопрос мне не ответили. Пусть кто-нибудь еще с Вами согласится, что «книга Откровение вся эсхатологическая, от начала до конца». Это футуристская школа учит этому. Понятна Ваша позиция. А я и церковь АСД – историцисты. Вот и познакомились поближе друг с другом.
Др.
| Ссылка на комментарий
Что, правда?
надо же, а я и не знал..оказывается нахождение в тексте 1844г это футуризм 🙂
А чему какая школа учит, мне как вы наверное догадываетесь, глубоко индифирентно.
Др.
| Ссылка на комментарий
Ну вы можете, если захотите..
Пророчества о событиях конца, называя это «чему надлежит быть вскоре» — это как, эсхатология или нет? «Се, гряду скоро», «Я найду на тебя как тать», «Се, стою у двери» — это эсхатология или нет?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Нет. Пророчество об эсхатологии и исполнение эсхатологических событий — не одно и то же. Вот Вам и «книга Откровение вся эсхатологическая, от начала до конца». О пришествии Мессии обещано было еще Адаму и Еве и ждали это событие 4000 лет. Но Христос пришел только тогда, когда пришла полнота времени. Вы видите разницу между обещанием и исполнением? Или у Вас уже от Адама идет эсхатологическое время, потому что еще тогда было обещано?
Др.
| Ссылка на комментарий
Когда Иисус говорит, обращаясь к церквям, что Он грядет скоро, а мы знаем, что Он точно не мог прийти в то время, то очевидно, что речь Он ведет о грядущем пришествии и о последнем суде.
Поэтому я не делю (и сама книга Откровение не делит) события на исторические и эсхатологические, поскольку и самое последнее время не является последним, равно как и самое первое из пророчеств о Ефессе говорит о нем как о самом последнем времени — «а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься».
Т.е. это разделение на историческое и эсхатологическое очевидно искуственное и это есть ничто иное как плод воображения, никак не подвержденный текстом.
Бог говорит о несуществующем как о существующем, и наоборот (в частности называя живых мертвыми).
Поэтому опять-таки это деление есть умножение сущностей без необходимости. Оно не отражает реальной библейской картины.
Так что спорить о терминологии мне не особо хочется. Пусть себе называют что хотят и как хотят и считают это богопознанием — это их личные проблемы.
Др.
| Ссылка на комментарий
Кстати!
Чуть не забыл самого главного..
Вы обратили внимание на то, что ваша теория не библейская?
Вы не привели никаких примеров ни исторических, ни пророческих, что книгу откровение нужно понимать именно так, т.е. никаких прецедентов с двойным открыванием святилища вы не привели.
По вашим словам, это два разных события, но вы не подвердили библейскими ссылками ни одного из них (в смысле законности такого толкования).
Или другими словами, это толкование сродни ранне-апостольскому «это значит, что хлебов мы не взяли».
Или, если приблизить к современности, это чернобыльский вариант — звезда полынь означает аварию на Чернобльской АЭС.
Т.е. как религиозную беллетристику это может и можно где-то в проповеди и использовать, но как серьезное толкование — сожалею, но нет.
Всего доброго Александр.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Если это самое главное, то что же было во всех остальных Ваших постах? А я самое главное обычно излагаю в самой статье.
Др.
| Ссылка на комментарий
Это легко выяснить — достаточно просто прочитать, что в них написано.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Перечитывают по несколько раз обычно самое главное.