Адвентисты присоединяются к наставничеству сирот
Моя собеседница, Татьяна Иордан, человек увлеченный. У нее есть заветная мечта – сделать счастливым хотя бы одного ребенка сироту. Татьяна не только мечтает об этом, но и старается сделать все возможное, чтобы осуществить эту мечту. Проблемами сирот она начала заниматься более четырех лет назад. Тогда во главе волонтерской группы из 25 человек она каждый месяц ездила из Киева в Житомирский интернат. Волонтеры проводили с детьми время, дарили подарки. За три года такой работы было потрачено много средств на подарки, на обслуживание колонны машин. Но, проанализировав деятельность волонтерской группы, результат оказался неутешительным. В жизни детей ничего не изменилось. Они продолжали приобретать вредные привычки, оставались такими же агрессивными, недружелюбными. А когда такие дети выходят из стен интернатов, пополняют ряды безработных, бомжей, преступников, девушек легкого поведения. Многие заканчивают жизнь самоубийством.
Однажды, группа волонтеров узнала, что их интернат расформировали. Дети попали в разные другие интернаты, которые посещать запретили. Им также не разрешили видеться с детьми, несмотря на то, что они к ним очень привыкли. Татьяна стала ревностно молиться Богу, чтобы Он помог ей в дальнейшем более эффективно трудиться для сирот, открыл новые методы работы.
Вскоре, на конференции по сиротству, куда съезжаются неравнодушные люди со всей Украины, она услышала о проекте наставничества «Одна надежда». Программа предусматривает совершенно новый, персональный, подход к работе с сиротами. Целью проекта является найти каждому нуждающемуся ребенку наставника, учитывая психологические, социальные, эмоциональные, физиологические проблемы сироты. Наставник – человек в возрасте от 18 лет, который желает и может посвящать ребенку время, знания, силы, хочет стать для него значимым другом жизни. Дети, оказывающиеся без родителей и попадающие в интернаты, часто страдают от одиночества, безразличия к ним, низкой самооценки, они чувствуют свою невостребованность, неспособность чего-то достичь, стать полноценным членом общества. Но больше всего им не хватает любви, нежности, поддержки.
За четыре года в проекте «Одна надежда» работает около 700 обученных наставников по всей Украине. С ними сотрудничают 6 партнерских организаций и 11 волонтерских групп в 15 городах Украины.
Татьяна поняла, что Господь показывает разные пути совершенствования работы с сиротами. Поэтому и решила принять непосредственное участие в этой программе. Сегодня Татьяна Иордан – координатор проекта наставничества сирот «Одна надежда» в Церкви адвентистов седьмого дня.
Она также является наставником для 15-летней девочки Кати.
Татьяна делится своими размышлениями, впечатлениями и планами, связанными с программой наставничества «Одна надежда».
— Насколько востребован сегодня этот проект?
— Современная статистика в отношении детей-сирот неумолима. Сегодня в Украине около 80 тысяч детей находятся в интернатах и детских домах. В течение 5 лет после интерната: каждый второй совершает преступление, каждый пятый становится бомжом, каждый седьмой совершает попытку самоубийства. Эти дети в сотни раз больше склонны к зависимости от вредных привычек.
Многие из них не могут сделать элементарного: готовить еду, следить за личной гигиеной, вести себя в обществе, решать конфликты, создавать семьи.
К сожалению, некоторые дети до восьмого класса уписываются, потому что их не оставляет тревога и страх. Они чувствуют, что никому не нужны.
Если стать другом ребенку в 12–13 лет, наставлять его, помогать социализироваться, стать полноценным членом общества, то есть огромная вероятность, что в 15 лет он не станет преступником. Если 1000 людей согласятся стать наставниками, 1000 детей реально спасти.
За мою практику служения сиротам я знаю случай, когда мальчики сироты из восьмого класса избили девочку и ограбили, или красивый парень, прекрасного телосложения из восьмого класса выбросился из окна и погиб. Сегодняшнее наставничество – будущая безопасность, уменьшение роста преступности и проституции.
Каждый ребенок уникален. Невозможно раскрыть его потенциал, не выделяя из толпы. Бывают случаи, когда даже директор не знает, что с ребенком, а наставнику он раскрывается и доверяет то, что не может доверить больше никому.
Если ребенок улыбается и радуется при появлении своего друга – это уже отличный результат. Это проявление доверия.
За полгода–год дружбы воспитанник обычно начинает интересоваться духовными ценностями своего наставника, затем может принять Бога как Своего Спасителя, начинает посещать церковь. Таким образом, наставник спасает юную душу для вечности. Благословения от этого служения просто невозможно измерить.
Думаю, тем, кто сегодня посещает интернаты с подарками и программами, стоит задуматься об альтернативе участия в проекте «Одна надежда».
— Расскажите подробнее об этой программе наставничества.
— Цель наставника – помочь ребенку стать самостоятельным членом общества. Привить культурные, моральные и духовные ценности, развить его потенциал. Помочь воспитаннику определить цели в жизни, стать для него настоящим другом.
Наставник может работать с любым учреждением, где есть сироты: приюты, интернаты, детские дома и др.
Обычно наставник встречается со своим маленьким другом один раз в неделю. Они строят доверительные отношения, привыкают друг к другу, становясь близкими людьми.
Одному ребенку нужно, к примеру, помочь с математикой или английским. С другим – покататься на велосипеде или на скейте. А можно просто посидеть на лавочке и погрызть семечки. Для ребенка сироты даже это очень ценно. Подход к каждому ребенку очень индивидуальный.
Главное: ребенок понимает, что кому-то нужен, кто-то о нем переживает. Ведь, кроме усыновления, никакая программа в полном объеме не может помочь сироте удовлетворить психологические и физиологические нужды. А стоит уделить ему внимание персонально, он расцветает прямо на глазах. Он уже начинает стремиться к чему-то лучшему, потому что дорог в глазах другого человека.
С ребенком можно просто делиться новостями и переживаниями, звонить, играть, проводить вместе свободное время, как ему нравится. Необходимо также выявить интересы ребенка и развить их.
Через некоторое время регулярного взаимодействия с ребенком завязываются правильные тесные отношения, благодаря которым вы можете осуществить все цели наставника.
— Какого возраста избираются наставники и воспитанники?
— Воспитанники – дети от 10 до 18 лет, которые могут понять, что наставник это просто друг. Как правило, маленькие дети не участвуют в этом проекте.
Хотя бывают разные случаи. К примеру, одна женщина посещала ребеночка, больного ДЦП, который к трем годам не ходил, не разговаривал, практически вообще не двигался. Женщина-наставница посещала это дитя 3 раза в неделю, обнимала, играла с ним, катала, проявляла любовь. Через несколько лет ребенок стал двигать ручками и ножками, улыбаться и уже мало чем отличался от здоровых детей.
Процесс наставничества может длиться всю жизнь. Но обычно это от года до трех. Далее отношения переходят в стадию дружбы, то есть звонки по телефону, переписка через Интернет и т.д. Даже когда ребенок оставляет интернат, общение с ним продолжается.
Наставником может стать любой человек в возрасте от 18 лет: и молодежь, и люди среднего возраста, и пенсионеры.
Некоторые люди принимают больных детей, ВИЧ-инфицированных. И получают отличные результаты.
— Существуют ли критерии отбора наставников?
— Не имеет значения семейное положение, образование, зарплата, место работы. Важно искреннее и бескорыстное желание помочь хотя бы одному ребенку.
Вообще отбор производится обоюдный. Специалисты подбирают ребенка и наставника, чтобы они подходили друг другу по характеру, по хобби и другим критериям. У педагогов имеются все анкеты наставников. Они решают, какой наставник какому ребенку подходит. Надо сказать, что в основном люди, задействованные в этом проекте, верующие. Координатор, тренер и психолог молятся над каждой кандидатурой, чтобы Господь руководил процессом соединения ребенка и наставника.
Все же, главное – это правильная мотивация. Она выражается в том, что наставник понимает проблемы сироты и хочет помочь ему максимально эффективным путем.
Всех наставников обучают на специальном тренинге.
После этого подбирается пара, наставнику сообщают сведения о ребенке из личной биографии, окончательно выясняют все детали, и если он готов взаимодействовать с таким ребенком, то пара состоялась.
Наставник ни в коем случае не выступает в роли спонсора. Да, он может предложить ребенку поездку в зоопарк или прогулку по городу в качестве поощрительного приза, к примеру, за хорошую учебу или же просто подарить небольшой презент в знак уважения.
— Расскажите о вашем личном участии в проекте.
— Когда я узнала о новом методе работы с детьми сиротами, я сразу же пожелала стать наставником для девочки. Прошла долгий путь, включающий обучение, консультацию у психолога. Получила сертификат наставника. Ждала встречи с тем ребенком, которому могла бы принести максимум пользы.
Мое взаимодействие с Катей началось в феврале 2014 года. В проекте обычно подбирают ребенка для наставника двумя путями – по сходству характеров и увлечений. Нас с Катей больше подобрали по темпераменту. Она – энергичный человек, как и я. Хотя хобби у нас разные, мы вместе активно проводим отдых. Катя увлекается ездой на скейте, сноуборде, велосипеде. Меня больше интересует музыка и пение. Но она меня учит кататься на скейте и, ради нее, я с радостью соглашаюсь.
Несмотря на то, что Катя живет в отличных условиях, имеет отдельную комнату, полноценное питание и уход, у нее тоже есть свои проблемы. Я ее воспринимаю как младшую сестричку. Могу отдать ей свою одежду, так как у нас одинаковый размер, поделиться какими-то мелочами. К примеру, привезла ей мой любимый гель для душа. А Катя, в свою очередь, подарила мне на день рождения чашку. Теперь эта чашка – моя любимая, ведь для меня бесконечно дорого то, что я смогла завоевать доверие и привязанность ребенка. Моя девочка собирается стать поваром, и я помогу ей устроиться в сентябре на практику.
Еще для меня ценным явилось то, что на третьей встрече моя воспитанница уже поделилась своей проблемой. Она поссорилась с воспитательницей, грубо ей ответила, и та ее отчитала. Выслушав девочку, я постаралась очень тактично наставить ее и помочь примириться. Катя очень возмущалась и говорила, что никогда первая не пойдет на примирение. Я, конечно же, начала молиться об этой проблеме. Через несколько дней девочка сообщила, что подошла, помирилась и подружилась с этой воспитательницей. Невозможно передать, какое удовлетворение я испытала от того, что реально поучаствовала в жизни этой сироты. Теперь она знает, как решать конфликты.
Уже на третью встречу посредством индивидуального контакта с ребенком, я получила такой результат, который несравним с трехлетней предыдущей работой с классом детей из интерната.
Девочка отказывалась посетить со мной церковь. Но с удовольствием побывала у меня на субботнем обеде. Затем я пригласила ее на христианскую театральную постановку. Она еще взяла с собой волонтера и его подругу. Кате очень понравилось.
Я поняла, что общение с воспитанником – обоюдный процесс. Я научилась больше понимать нашего Небесного Отца, Который принимает и любит Своих детей такими, какие они есть. Стараюсь иметь больше такта, смирения и терпения, чаще и ревностней молюсь. А ведь это все – составляющие христианского роста.
— Что делать, если человек пожелал стать наставником?
— Сегодня Церковь Адвентистов седьмого дня делает первые шаги участия в этом проекте. Организаторы дали нам, как церкви, трехмесячный испытательный срок. Осталось всего две недели. Руководители различных отделов конференций неоднократно представляли этот проект в общинах. Но пока, к сожалению, отклик минимальный.
На сегодняшний момент крайне необходимо выявить тех волонтеров, которые посещают интернаты, детские дома или приюты и привлечь их к созданию групп наставников в количестве 10–15 человек, желающих пройти обучение. После того как группа соберется, необходимо связаться со мной, приедут тренеры из Киева и БЕСПЛАТНО проведут обучение, после которого люди будут знать кто такие сироты, что им нужно и как с ними работать.
Хочу еще раз подчеркнуть. Уже сегодня нужно создать группы волонтеров-наставников, чтобы пройти обучение и приступить к сотрудничеству. Если вы хотите пройти обучение, сообщите мне по телефону или электронной почте.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
(044) 38-39-389
(094) 92-86-389
(063) 49-92-292
Электронный адрес:
Адрес сайта:
Информация Вконтакте. Здесь можно познакомиться с новостями по проекту, информацией о месте и времени проведения обучающих семинаров и тренингов в церквах АСД.
http://vk.com/odna_nadezhda_asd
Татьяна ИОРДАН, координатор проекта наставничества сирот в Церкви Адвентистов седьмого дня.
Беседу вела Наталья ЛАСТЮК.
Комментарии (2):
Татьяна Иордан
| Ссылка на комментарий
На данный момент уже проведено первое обучение для АСД в городе Буча.
Координатор по Буче — Маша Мысь — http://vk.com/id13949241
Наставники будут работать с детьми из ДДСТ.
В планах:
Обучение в Дубно и Каменец-Подольском.
Презентация проекта в Белой Церкви
Татьяна
| Ссылка на комментарий
На данный момент Координатор по церкви АСД — Таисия Колесник — 063-696-3-696.
За 2 года работы проекта в церкви АСД по всей Украине, мы провели 17 тренингов!!! Обучили 207 человек.
Около 60 человек стали Наставниками и ходят к детям.
Остальные еще ждут соединения пар, или отсеялись по различным причинам.
Мы продолжаем искать волонтеров, желающих обучиться.
Звоните Таисии.