Кто распял Иисуса Христа?
«Конечно же, евреи»! А что говорит Священное Писание? Во второй главе книги Деяний Апостолов мы читаем о вдохновенной проповеди апостола Петра в праздник Пятидесятницы (Шавуот) – паломнического праздника, во время которого в Иерусалим стекалось множество иудеев из разных стран мира. Это был один из трех праздников, в который Господь повелел всему мужскому полу приходить на поклонения Богу в иерусалимский Храм. Так, иудеи, пришедшие из разных стран и городов Греции, Рима, Месопотамии, Ливии и даже из (ныне славянских) краев (упоминаемый Понт – это территория Черноморья), слышали проповедь Петра о том, как Господь совершил великое чудо искупления.
Мы читаем в синодальном переводе: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом» (Деян. 2:5). В греческом оригинале употребляется слово «поселились», означающее, что эти люди приехали в город на некоторое время. Кто такие «Иудеи»? Это евреи, приехавшие из разных стран своего рассеяния на праздник.
После объяснения Петра исполнившегося на их глазах древнего пророчества об излитии Святого Духа (Иоиль 2:28), в 22 стихе он обращается непосредственно к жителям Израиля: «Мужи Израильские». Заметим, что перед этим, в 14 стихе, Петр говорит слушающим: «Мужи Иудейские», обращаясь ко всем присутствующим там паломникам.
Историк Иосиф Флавий сообщает нам, что число паломников на Пасху могло достигать более двух миллионов. Холмы вокруг Иерусалима покрывались шалашами и палатками. Город становился огромным лагерем. На Храмовой площади могло вместиться несколько сотен тысяч людей, — территория была немалой. О количестве паломников мы можем судить по размерам жертвенника всесожжений (и, соответственно, по количеству приносимых жертв), который был высотой 7 метров, длиной и шириной 25 метров. Площадь и строения Храма обладали хорошей акустикой, и человека, говорящего или поющего там, было хорошо слышно.
Итак, в 22 стихе Петр обращается к возможным свидетелям распятия Иисуса Христа: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:22-24).
В 14 стихе он обращается ко всем иудеям, но потом говорит непосредственно к своим землякам, израильтянам. Когда мы слышим фразу, что иудеи убили Иисуса, то следует задаться вопросом: какие иудеи? Что говорит нам Петр? Кого он обвиняет? Всех находящихся там иудеев или жителей Израиля? Петр не обобщает и не говорит «мы, все вместе», но конкретизирует: «вы».
Первое свидетельство Священного Писания указывает нам на израильтян поколения Петра: «вы убилируками беззаконных». В 36 стихе Петр снова обращает взор всего Израиля на то, кем Бог сделал Иисуса: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Говоря, что все евреи убили Иисуса Христа, люди часто забывают о том, что сам Петр тоже был евреем, как и Иисус. Не обращая внимания на этот факт, говорящие так причисляют к распявшим Иисуса и Петра, и Иоанна, апостолов и библейских пророков. Но Петр четко указывает на то, что он — еврей — к этой категории не относится.
Петр дает первое свидетельство о несостоятельности обвинения всех евреев в убийстве Иисуса. Он говорит, что не все евреи виноваты, даже не все евреи-современники, а именно те, которые жили в Израиле во время этих событий. Есть ли разница между обвинением всего народа и конкретной группы людей?
Обратимся к 3 главе Деяний Апостолов. Событие, описываемое в ней, происходит после праздника Пятидесятницы, когда многие паломники уже покинули Иерусалим, а его жители остались. Объясняя чудо исцеления хромого, Петр в 12 стихе и далее снова обращается к людям: «мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его». Заметьте, что Петр не причисляет себя к ним и не говорит: «я предал», «мы отреклись», хотя именно он трижды отрекся от своего Учителя. Он продолжает: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (3:14-15). Мы видим, что Петр выделяет определенную категорию людей, виновных в смерти Иисуса. Это израильтяне – современники Петра, слушающие его слова. Нигде в своих речах он не говорит иудеям: «вы, ваши дети, внуки и все потомки до конца времен виновны в смерти Мессии».
В средние века возникла легенда о Вечном Жиде, чтобы обвинить еврейский народ и объяснить его страдания неким проклятием. Легенда гласит, что мимо дома одного еврея вели на распятие Христа. Когда Иисус, несший крест, захотел отдохнуть и прислониться к стене дома, хозяин-еврей отказал Христу в милости и оттолкнул Его. За это он был проклят Богом и обречен на вечное осуждение и скитания по земле до второго пришествия Христа. Есть и иная версия этой легенды о том, что еврей-кузнец согласился выковать гвозди для распятия Христа, тогда как все другие кузнецы отказались. С тех пор он обречен вечно ковать гвозди. Неумирающий Жид в народном фольклоре стал символом народа, покаранного Христом.
А как же апостол Петр, который, наверное, больше всех имел право кого-то обвинить, потому что он был учеником Иисуса и частью Его народа? В 17 стихе третьей главы он говорит: «Впрочем я знаю, братия…», — обращаясь к людям, которые были свидетелями осуждения Христа или даже кричавшим: «Распни Его!». Он называет их братьями. Назвали бы вы братом человека, который желал смерти Иисусу? Только обращенный человек, имеющий в сердце любовь Христа, может назвать врага, убившего Господа, братом. Петр был таким человеком. До дня своего истинного обращения Петр сам был готов убивать врагов. Вспомните, как он отрубил ухо рабу священника в Гефсимании. У него было простое понимание: те, кто за Иисуса — свои, кто против — враги. Но когда он сам осознал, что тоже является частью людей, которые отреклись и предали, он — тот, кто клялся и божился, что не отречется от Иисуса, даже если все отрекутся, — сам оказался в числе первых предателей.
За десять дней в горнице мышление Петра изменилось. Его сердце смягчилось. Он осознал, что ему нечем хвалиться и нет причины возноситься, потому что он оказался даже хуже тех, кто кричал тогда «распни», ведь он был возле Иисуса. Он касался Христа, ел с Ним и отдыхал, всюду был с Ним. И в самый тяжелый момент, когда Спаситель нуждался в поддержке близкого человека, Петр сказал: «Я никогда Его не видел»… Но теперь он смог понять тех людей, которые кричали «отдай нам Варавву». Он называет их братьями, потому что в сердце ощутил прощение Божье. Ощутив его, он сам смог простить других и назвать их братьями. Он говорит «вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению». Потому что если бы они знали об Иисусе то, что знал Петр, разве поступили бы так? Поэтому вина Петра еще более усугубилась, — он ведь знал, а они нет. Интересно, что сам Петр, обвиняя своих земляков, ищет им оправдание. Разве есть оправдание человеку, отрекшемуся от своего Мессии и предавшему Его?
«Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (18 стих). Петр описывает, что во всем этом была воля Божья. Люди стали орудиями исполнения пророчеств. Петр оправдывает их, призывая к покаянию: даже если Бог таким образом исполнил Свою волю — это не снимает с вас вины: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши»… Интересно, что Петр еще более сужает круг виновных, говоря «вы и начальники ваши», говоря не обо всем народе, а о своих современниках и начальниках народа, указывая, что этот Израиль — не некое общество, а конкретные люди.
Давайте посмотрим, что говорят евангелисты о том, кто эти люди, и как Сам Господь отвечает на главный вопрос наших исследований. Все мы много раз читали 27 главу Евангелия от Матфея. Но часто наше культурное окружение и стереотипы как темные очки не дают нам видеть явное. В 21 стихе мы видим, как Пилат спорит в претории с иудеями о том, что делать с Иисусом. Вот как описывает Матфей этот разговор: «И ответил им правитель: кого из двоих хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Говорит им Пилат: что же мне делать с Иисусом, называемым Христом? Говорят все: да будет распят!» Кто эти «все»? Это слово можно понять как «все евреи в конкретном месте», «все евреи — жители Иерусалима», «все евреи всей земли Израиля», «все люди». Что имеет в виду Матфей, когда говорит «все»?
Читаем 23-24 стихи: «Он сказал: какое же зло Он сделал? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Увидев же, что ничто не помогает, но даже начинается возмущение, Пилат взял воды, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника Этого, смотрите сами. И весь народ ответил: кровь Его на нас и на детях наших». Я намеренно привел эту цитату в синодальном переводе. На языке оригинала, греческом, она звучит иначе. Влияние учения о Богоубийстве — о том, что все евреи причастны к отвержению и убийству Христа, — наложило отпечаток на перевод, извратив и его, и понимание текста. В оригинале вместо слова «народ» употребляется «толпа». Есть ли разница между этими двумя словами? Греческое слово «охлос» (толпа) переведено как «народ», потому что, согласно псевдохристианским стереотипам, толпа — это и есть весь еврейский народ…
Израильским археологам удалось обнаружить преторию Пилата. Оказалось, на ее площади могло разместиться около ста человек. Узнав, в какое время происходил этот суд, мы откроем еще более невероятные факты о толпе, находившейся в претории. Распятие Иисуса Христа произошло в праздник Пасхи. Празднование ее начиналось вечером, после захода солнца. Жители Иерусалима и многочисленные паломники готовились к принятию пасхи, очищались в ритуальных бассейнах-миквах, семьи собирались вместе, принимая гостей из дальних стран. Так и Христос, будучи частью еврейского народа, собрал Своих учеников за пасхальным ужином. Могли ли отцы семейств, готовясь к святому празднику, ночью уйти из своих домов, чтобы арестовывать и клеветать на кого-то? Более того, могли ли они войти на нечистую территорию, не боясь оскверниться, ведь претория была местом язычников? Мог ли благочестивый верующий иудей прийти в это место в этот день? Тогда что это была за толпа?
Только нечестивец мог отправиться в преторию на этот суд. Иосиф Флавий называет таких людей разбойниками или «сикариями». Это были убийцы, носившие под своими одеждами ножи и готовые убивать всех, кто проявлял какое-то милосердие к римлянам или имел иное понятие о войне и патриотизме.[1] Почему они свидетельствовали против Иисуса, желая вернуть себе Варавву? Потому что Варавва был одним из них, таким же убийцей и разбойником, фанатиком, убивавшим всех, не разделяющих его «идею» независимости. Эта толпа состояла из худших представителей своего народа, которые не соблюдали заповеди Божьи. Иосиф Флавий пишет об этих людях, рассказывая об их роли в разрушении Иерусалима. Когда город был захвачен римлянами, сикарии осквернили Храм, превратив Святое Святых в разбойничью пещеру. Там они хранили сокровища, награбленные у людей. Эти люди — та самая толпа до ста человек, ночью, когда все другие отдыхали и готовились к святому празднику, подкупленные священниками, пришли в преторию.
Люди, цитируя фразу, произнесенную этой толпой: «кровь Его на нас и на детях наших», используют ее как доказательство вины всего еврейского народа в смерти Иисуса. Но если вникнуть в контекст этой фразы и учесть то, кем были произнесшие ее люди, готовые за деньги предать и отдать на смерть любого, можно понять ее истинный смысл. Говоря «кровь Его на нас и на детях наших», эти несколько десятков человек взяли вину на себя и своих детей. И эти дети, второе поколение разбойников из претории, станут виновными в разрушении Храма. Именно они подняли восстание, приведшее к уничтожению святого Города.
Первосвященник Анна, стоявший там во время судилища, был главой большой священнической династии, и его зять Каиафа в тот год был действующим первосвященником. У Анны (по свидетельству Иосифа Флавия) было пятеро сыновей, и каждый из них в свое время был первосвященником. К сожалению, все семейство было известно своим нечестием, а один из сыновей Анны впоследствии был причастен к бунту и восстанию иудеев, приведших к трагедии. Анна тоже вторил толпе: «кровь Его на нас и на детях наших», и сын его также был убит во время разрушения Иерусалима. Пророчество исполнилось в точности. Эти два поколения погибли за свои преступления от рук римлян.
Когда Писание говорит о том, кто виновен в распятии Иисуса, оно указывает на израильтян и начальников чернь и первосвященников, присутствовавших на суде у Пилата. Посмотрим, как Евангелист Лука описывает этот суд и слова Пилата: «Итак, наказав Его, отпущу» (Лук.23:16). И далее: «Но они всей толпой закричали: смерть Ему, а отпусти нам Варавву. Варавва был брошен в тюрьму за какой-то происшедший в городе мятеж и убийство». Мятеж и убийство — то, что совершали эти так называемые патриоты — сикарии. Для них Иисус был всего лишь человеком, мешавшим овладеть страной.
Кроме первосвященников Лука упоминает еще две категории людей: «И сказал Иисус пришедшим на Него первосвященникам и начальникам храмовой стражи и старейшинам: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями» (Лук.22:52), относя их к тем, кто виновен в страданиях Иисуса. Начальниками стражи были левиты — родственники первосвященника Анны, правившего в Храме как царь. Все его родственники занимались тем или иным видом служения в Храме. Не удивительно, что и эти люди были настроены убить Иисуса. Старейшины — лидеры народа, подкупленные Анной и Каиафой, также были в этом заговоре. Мы видим, что Лука говорит нам и об Ироде, виновном в этом убийстве. Ироду представилась возможность освободить Христа, но он рад был увидеть Иисуса только потому, что надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо (Лк.23:8). Имея власть освободить Христа, Ирод решил не ссориться с римлянами, но использовать этот повод, чтобы укрепить с ними отношения и сблизиться, и отдал Его на смерть: «Ирод же со своими воинами, уничижив Его и надругавшись, нарядив в блестящую одежду, возвратил Его Пилату» (Лк.23:11).
Писание передает нам самое существенное и ценное свидетельство: слова Самого Иисуса о Его убийцах. Исследуя этот вопрос, нам стоит узнать, о ком говорит Мессия, ведь Он точно знал, кто Его предаст и убьет. Его свидетельство даст и ответ на то, как нам относиться к этим людям.
Евангелист Матфей приводит свидетельство Иисуса о Своих убийцах: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф.16:21).[2] Итак, это старейшины — лидеры народа, первосвященники и книжники. Именно лидеры народа и духовные вожди Израиля, люди, имевшие власть и те, кто должны были служить примером духовности, стали причиной распятия.
Матфей трижды упоминает слова Иисуса о предстоящей смерти. В 20 главе он пишет: «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Матф.20:17-19). Часто люди не замечают или не хотят замечать этих слов: «и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие». Иисус говорит, что не только вожди народа, книжники и чернь, но и язычники виновны в Его распятии.
Мы видим, как Священное Писание определяет, кто распял Иисуса Христа. Но что еще говорит нам один из духовных вождей, который сам был гонителем и убийцей последователей Иисуса? «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Павел не говорит, что Христос умер за него или за апостолов или только за хороших и благочестивых людей, не виновных в Его смерти. Он «умер за нас, когда мы были еще грешниками». Павел говорит, что все мы виновны в смерти Христа. И как бы мы ни хотели перенести эту вину на кого-то — мы не можем не признать этих слов: «Христос умер за меня, за первого грешника».
Для Павла не важно, какая у меня национальность или из какого я народа, — все согрешили и все лишены славы Божьей (Рим. 3:23). А если все согрешили, то кто может сказать: «Я невиновен в крови Иисуса Христа»? Кто может сказать, что не имеет отношения к Его смерти? Говоря так, человек делает себя непричастным к спасению. Если я не виновен в смерти Христа, то я не нуждаюсь в Его искуплении. Но если я принимаю слова Павла, я понимаю, что я — тоже часть этой толпы. Я тоже кричал: «Распни Его!». Мои грехи – тот самый гвоздь и крик «Распни!». Не имеет значения – живу ли я в 2012 году или был тогда в претории, потому что Христос умер за всех, кто жил, живет сейчас и еще будет жить. Если только я признаю свою вину и как Петр осознаю, что я тоже предал Христа, тогда Его смерть приобретает для меня совсем другое значение. Тогда я не просто грешник, но грешник, нуждающийся в Его крови. Не в том, чтобы пролить ее, но чтобы она искупила меня и дала надежду, новое сердце и новый разум.
Давайте посмотрим, как искупленный и обращенный грешник — апостол Павел — призывает относиться к этому народу, которого христиане в течение 2000 лет уничтожали вместо того, чтобы поступить так, как сказал Иисус: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Мы должны поступать так, как поступал Он, — не обвиняя и не прикрепляя ярлыки, обращаться к Богу в молитве: «Прости им».
Лука описывает крестный путь Иисуса так: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:26-31). Когда Иисус подошел к Иерусалиму, то не проклинал его как город, который отречется и распнет своего Мессию, а горько заплакал и сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37). Его сердце было преисполнено грусти и глубокого страдания из-за того, что Он увидел пророческим взором грядущее уничтожение города спустя 35 лет. То, что предстоит претерпеть Ему, спустя эти годы повторится над жителями этого города.
Апостол Павел испытывает глубокую любовь и печаль о тех, кто не знает Иисуса, говоря: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». (Рим.9:1-4). В 10 главе послания к Римлянам он говорит: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим.10:1). Он показывает пример, как мы должны относиться к еврейскому народу. Искупитель плакал о них, зная, что город разрушат, и Его народ будет рассеян по всей земле. Молитесь об их спасении, свидетельствуйте им об Искупителе и о том, что Иисус — их Господь и Мессия. Расскажите, что Он — истинный Агнец и истинная Жертва.
Павел говорит, что все мы имеем великую надежду, потому что в последнее время, когда явится Иисус, на горе Сионе с Ним будут стоять 144 тысячи искупленных — 12 племен. И первое племя, о котором говорит книга Откровение — это племя Иуды, — иудеи, поверившие в Иисуса и принявшие услышанную ими весть спасения. А 11 остальных племен — это мы с вами, язычники, принявшие Христа и ставшие частью Израиля.
Аарон Шац
[1] Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» пишет: «Эти разбойники носили название сикариев. Их расплодилось тогда очень много, и они пускали в ход ножи; от этих-то ножей убийцы, умерщлявшие много народа, и получили название сикариев… Они смешивались во время праздников с народною толпою, отовсюду стекавшеюся в город для отправления своих религиозных обязанностей, и без труда резали тех, кого желали. Нередко они появлялись также в полном вооружении во враждебных им деревнях, грабили и сжигали их (Книга 20.8:10). Там же, из примечания редакторов: «Сикарии представляли собой радикальную политическую группировку в Иудее, вероятно, вначале составлявшую крайнее крыло зелотов. Сикарии выступали против римского владычества и против иудейской знати. Они разоряли дворцы аристократов, захватывали имущество богачей, провозглашали свободу рабам, уничтожали долговые записи, выступали против существовавших порядков. Основную массу сикариев составляли социальные низы, в том числе и рабы. Главной формой их борьбы были вооруженные восстания, широко использовался и индивидуальный террор» (Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г. Г. Геакеля. — Спб, 1900).
Комментарии (4):
Валерий
| Ссылка на комментарий
По утверждению миссионеров, Иисус выполнил пророчество о том, что Мессия будет казнен посредством распятия. Они цитируют стих из Псалмов, который в правильном переводе звучит так (Теилим 22:17): «Окружили меня псы, толпа злодеев обступила меня. Как лев, (терзают) мои руки и мои ноги».
«Как лев» — на иврите ке-ари. Однако христианские переводчики изменили ке-ари на кари. Если игнорировать при этом ивритскую грамматику, то можно получить: «он пробил, продолбил меня». В некоторых христианских изданиях Библии это значение было логически увязано с актом распятия: «мне пробивали руки и ноги».
Такой перевод не имеет ничего общего с оригиналом. Даже если изменить буквы в словах, искомый вариант все равно будет выглядеть неубедительно.
Можно привести множество подобных языковых искажений, с помощью которых миссионеры пытаются доказать свою правоту.
Кроме того, нет никаких оснований утверждать, что в приведенной цитате из Псалмов речь вообще идет о Мессии. Если начать читать с первой строфы, то окажется, что автор этого псалма, царь Давид, говорит в нем о себе самом.
Валерий
| Ссылка на комментарий
Пророчества в Торе Израиля — примеры
Исследователь: Можете ли вы привести пример пророчества, приведенного в Торе Израиля?
Рав: Мы займемся несколькими историческими системами, о которых идет речь в книгах Пророков:
1. История еврейского народа.
2. История Земли Израиля.
3. Пророчества, относящиеся к народам мира.
1. История еврейского народа
На протяжении истории в мире существовали многие сотни народов и племен. За прошедшие 5000 лет большинство их исчезло, не оставив после себя следа. Где можно найти какие-нибудь следы шумерских или аккадских племен, вавилонян или потомков племен Инка и ацтеков? Если бы археологи не откопали какие-то каменные и глиняные остатки их цивилизации, мы бы вообще не знали об их существовании.
Народы исчезают по-разному. Есть такие, что вымирают из-за болезней и природных катастроф (землетрясений, пожаров, наводнений, голода и т.п.). Другие были стерты с лица земли врагами, которые завоевали их землю и истребили их. Но, хотя это и случалось, такое исчезновение — вследствие тотального физического уничтожения — встречается не слишком часто, лишь немногие народы прекратили свое существование при таких трагических обстоятельствах. Большинство исчезнувших племен просто растворились в других народах — тех, кто пришли на их землю или тех, с которыми они смешались на протяжении их странствий. Очень мало таких народов, которые бы выжили и сохранили при этом ясную национальную самоидентификацию, не говоря уже о глубоких и ясных корнях.
В противоположность всему этому, выделяется удивительный факт выживания еврейского народа. Само по себе выживание это удивительно, а уж насколько народ Израиля сохранился, и тяжелейшие условия, которые он перенес, не имеют себе подобных в истории.
Как мы сказали, само по себе выживание народа (мы еще не говорили об обстоятельствах, делающих выживание евреев уникальным) — необычное явление, которым могут похвастаться лишь считанные народы. Множество философов, писателей и поэтов и все те, кто занимался историей разных этносов, отмечали уникальность еврейской истории. Кто-то славословил, кто-то бранил и насмехался, пытаясь распространить яд антисемитизма, но никто не остался равнодушным…
На этом этапе мы абстрагируемся от всех особенностей, сопровождающих еврейскую историю, и сосредоточимся только на самом по себе продолжающемся существовании этого народа.
Поскольку речь идет о необычном явлении, его невозможно предвидеть заблаговременно. И тем не менее, Тора заранее обещает, что еврейский народ не исчезнет.
Тора говорит в книге Ваикра (Числа), глава Бехукотай (26:44): «Но и при всем этом, когда они будут в земле их врагов, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, ибо Я Г-сподь, Б-г их». Этот стих сказан посреди главы о гневе Всевышнего и Его возмездии; за несколько стихов до этого Тора описывает разрушение Храма, войну и бедствия, которые предшествуют этому разрушению и будут сопровождать его. Тора, таким образом, знала заранее, что будут бедствия и страдания, но вместе с тем она обещает, что народ Израиля никогда не будет уничтожен.
Пророчества Ирмияу и Йешаяу о Вавилоне
Давайте попробуем встать на место пророка Ирмияу и увидеть то, что видел он. Ирмияу видел Вавилонскую империю во всем ее великолепии, видел, что она покоряет весь мир, что ее армия непобедима и, более всего, — что она завоевывает его землю, изгоняет его народ и разрушает его страну. С другой стороны, он видит разгром Израиля. Это был первый разгром еврейского народа за всю его историю. Ирмияу еще не видел, что у этого народа есть странная жизненная сила: его бьют в одном месте, а он вдруг высовывается и расцветает в другом, совершенно неожиданном. Если бы сегодня какой-то человек обещал бы, что еврейский народ не будет уничтожен, это не было бы особым пророчеством, так как исторический опыт показывает, что этот народ удивительно живуч, он выживает всегда, что бы с ним не случилось. Ирмияу, с другой стороны, жил в эпоху, когда еще невозможно было предвидеть, что история этого народа будет именно такой. Если бы Ирмеяу пророчествовал, что Вавилон будет властвовать всегда, а еврейский народ никогда не оправится от поражения, мы бы сказали, что события, которые лицезрел Ирмеяу, мощь Вавилона и ужасы разрушения так подействовали на него, что он посчитал, что это положение продлится вечно… Но Ирмеяу сказал совершенно противоположное! Могучему Вавилону он предрекал разрушение, а сокрушаемому еврейскому народу — вечное существование…!
Откроем книги пророков Ирмияу и Йешаяу, говорящих о Вавилоне: «И будет Вавилон, краса царств, великолепие халдеев, как Сдом и Амора, низверженные Б-гом. Никогда не будет он заселен, и не будут жить в нем вовеки, и араб не раскинет там шатра, и пастухи не положат там (скота своего)». (Йешаяу 13, Ирмияу 50).
Если бы пророки просто обещали, что Вавилон будет разрушен, не указывая при этом точной даты, они бы не брали на себя никакого риска. Но это пророчество — не просто пророчество о разрушении, перед нами однозначное обещание, что с того момента, как Вавилон будет разрушен, никто не сможет отстроить его —никогда! Какой человек может набраться наглости говорить о вечности? Откуда рожденному женщиной знать,что готовит нам неограниченное будущее? Ведь чтобы позаботиться о том, чтобы это пророчество сбылось, нужно охранять развалины Вавилона, чтобы никто не посмел попытаться его отстроить!
Следует помнить, что даже в наши дни развитой технологии, когда относительно просто создать инфраструктуру, тем не менее города, которые были разрушены — из-за войны или из-за природных катастроф — были отстроены на том же самом месте (например, Минск). Даже Хиросима, пропитанная смертельной радиацией, что, на первый взгляд, обязывало воздержаться от отстраивания города, была восстановлена на том же самом месте. И уж тем более в древние времена, когда было трудно построить инфраструктуру — воду, дороги и т. п. При археологических раскопках, когда открывают останки древних городов, обычно откапывают несколько слоев, среди них — сгоревшие. Это явление указывает на то, что город разрушался и вновь отстраивался раз за разом на том же месте. Предсказывать, что определенный город будет разрушен и никогда более не отстроен — это огромный риск. Реальная вероятность того, что такое пророчество сбудется, очень мала, особенно если учитывать то, что пророчество должно исполняться непрерывно, на протяжении всей истории человечества, буквально вечно! И тем более если идет речь о таком городе, как Вавилон, центре империи, городе, который многие мечтали отстроить и властвовать из него над своим царством как продолжатели дела прославленного Невухаднецара (Навуходоносора). Александр Македонский хотел превратить Вавилон в столицу своей огромной империи и мобилизовал на восстановление города десять тысяч человек. Ничего не вышло из этой затеи: великий завоеватель неожиданно умер, не успев осуществить свои замыслы, его империя распалась. Так сбылось еще одно пророчество: «Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою страну» (Ирмияу 51:9).
Мы видим, насколько центральное место занимал Вавилон. И о таком городе Ирмияу и Йешаяу пророчествуют, что он никогда не будет заселен!
Пророчества о народе Израиля и о Торе
В противоположность пророчеству о вечном разрушении, которое Ирмияу предрекает Вавилону, он предвещает народу Израиля выживание в любой ситуации: «Так сказал Г-сподь, Который дает солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который волнует море, и бушуют его волны — Г-сподь Воинств имя Его. Если исчезнут предо Мной эти законы, — сказал Г-сподь, — то и семя Израиля перестанет быть народом предо Мною». (Ирмияу, 31:34). В этом стихе содержатся три обещания:
• 1. Что народ Израиля всегда будет существовать. (По крайней мере, пока существуют физические законы — прим. перев.)
• 2. Евреи будут знать, что они — из «семени Израиля», будут знать, что они потомки Авраама, Ицхака и Яакова — Израиля. Среди еврейского народа есть левиим и коаним (священники), у которых есть документы о принадлежности их к роду священников, то есть прослежена вся их родословная до первосвященника Аарона! Это весьма и весьма непросто, ведь у народов мира родословная даже у знатных персон прослеживается только на несколько поколений назад.
• 3. Народ Израиля всегда будет «народом перед Всевышним».
Все эти обещания Ирмияу дает народу, разгром которого он сам же и оплакивает!
Перед нами явный парадокс: как можно заранее предвидеть полный и абсолютный разгром правителей, сверхдержавы своего времени, и в то же время обещать, что гонимый и преследуемый народ будет существовать вечно, если не с помощью пророческого видения?
Йешаяу тоже пророчествует, что этот народ не прекратит заниматься Тором. В главе 59:21 его книги написано: «А Я — вот завет Мой с ними — сказал Г-сподь: дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в твои уста, не отойдут от уст твоих, и от уст твоих потомков, и от уст потомков твоих потомков, — сказал Г-сподь, — отныне и вовеки».
Евреи всегда будут заниматься Торой, слова Торы не отойдут от уст народа, а не только от его памяти, то есть евреи всегда будут изучать Тору…
В последнее время, с развитием истории и археологии, в различных местах на земном шаре были найдены останки древних культур, которые раньше не были известны. Такие культуры, как аккадская, шумерская, египетская, вавилонская и ассирийская, греческая и римская, исчезли. Осколки этих культур изучаются в академических учреждениях как история. Принципы, взятые из них, считаются краеугольным камнем современных культур, а некоторые из них известны только считанным исследователям, посвящающим свое время их изучению. Общее для всех этих древних культур — то, что никто на свете не живет согласно им, и никто не занимается ими и не изучает их для того, чтобы следовать им и поступать в согласии с ними.
В то же время Тора Израиля продолжает постоянно изучаться так же, как изучалась всегда, и еврейский образ жизни соблюдается евреями как и прежде. В мире нет места, где бы древний образ жизни сохранился на протяжении столь долгого времени. Когда находят тфилин двухтысячелетней давности, они подобны тем, что мы надеваем сегодня; когда откапывают древние миквы (бассейны для ритуального омовения), выясняется, что они построены по тем же галахическим параметрам, по которым строятся и современные миквы. Удивительно, как Тора сохранилась в качестве системы законов повседневной жизни на протяжении столь длительного времени.
И опять же, поскольку это явление необычно и не встречается у других народов, невозможно предвидеть его заранее.
И тем не менее, пророки знали, что так будет…
Человек, стоящий возле шкафа с еврейскими книгами, не может не отметить, что перед ним — непрерывная историческая цепочка, продолжающаяся тысячелетия, на протяжении которых не прошло ни одного дня, когда бы евреи не изучали Тору и не занимались Торой. В самые трудные времена евреи не прекращали изучать Тору. В тяжелейший период крестовых походов — Раши и Тосафот. В период изгнания из Испании — дон Ицхак Абарбанель, Яавец и многие другие. И то же самое — во всех поколениях и при любых условиях. Даже во время Катастрофы были созданы труды по Торе, содержащие проповеди и открытия в Торе, сказанные в лагерях и в гетто: «Огонь святости» раби из Пиасцана, галахические вопросы и ответы раби Цви Майзлиша и др.
Это неестественное явление тоже было предвидено! И действительно, евреи никогда не прекращали заниматься Торой, обучать ей и создавать труды по Торе. Свидетельство этому — шкаф с еврейскими книгами, среди которых книги, написанные во все периоды еврейской истории.
Во всех цивилизациях принято, что культура развивается при экономическом и политическом благоденствии. Расцвет греческой культуры был тогда, когда государство преуспевало, а когда гегемония перешла к Риму, то и центр культуры перешел туда. И это логично: голодным людям — не до культуры. Перед нами еще один парадокс: Тора пророчествует, что еврейский народ будет в изгнании и будет терпеть все виды бедствий, и тем не менее будет изучать Тору!
Поскольку это явление не имеет себе подобных ни у какого другого народа или племени, никакой народ не может похвастаться настолько ясной непрерывностью изучения своего учения, одного и того же учения на протяжении столь долгого времени, то пророк не мог взять это пророчество из какой-то исторической модели, поскольку такой модели не существует. Нелогично также, что какое-то учение будет считаться действительным на протяжении стольких поколений без перерыва, и нелогично, что народ будет жить согласно древней системе законов тысячелетия.
Малочисленный народ
Чем народ более многочисленнен, тем больше у него шансов на выживание. Если бы еврейский народ включал в себя очень большое количество людей, исполнении пророчества о его выживании было бы более вероятным. Это не значит, что возможно было заранее знать, что народ выживет, ведь, чтобы стать многочисленным, он должен был сначала выжить, но если бы количество евреев постоянно увеличивалось, выживание народа было бы более понятно. И вот та же самая Тора предсказывает, что именно там, где опасность уничтожения и ассимиляции велика сама по себе — в изгнании — на долю народа выпадет еще одно бедствие — резкое уменьшение народонаселения, что совершенно не способствует выживанию.
Тора говорит: «И останется вас мало людей, тогда как вы были подобным множеством звездам небесным» (Дварим (Второзаконие) 28:62). То есть, когда евреи уйдут в изгнание, они будут малочисленны. И действительно, еврейский народ — «с помощью» своих соседей — пунктуально выполняет это пророчество оставаться малым народом… Китайский народ, который не более древен, чем еврейский, сумел достичь громадного числа народонаселения, более миллиарда. При таком количестве народа, даже если случаются тяжелые бедствия и многие расплачиваются своей жизнью, народ не находится под угрозой истребления. С другой стороны, когда идет речь о малом народе, насчитывающем всего 18 миллионов, бедствие порядка Катастрофы европейского еврейства представляет собой угрозу самому его существованию.
И вновь парадокс: та же Тора, которая обещает, что народ не будет истреблен, обещает, что именно в наиболее трудные периоды истории народа, когда он уйдет в изгнание, он будет малочисленным и тем не менее не прекратит существование!
Рассеяние по всему миру
В той же главе Тора описывает, как будут жить евреи в изгнании (и здесь нужно еще раз подчеркнуть, что, по всем мнениям, Тора была написана намного раньше, чем был разрушен Второй Храм, т. е. примерно 70 г.н.э.). «И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли и до края земли» (там же, 64). И действительно, нет места на земном шаре, где жили бы люди и докуда бы не дошли евреи. Нет столь разбросанного по миру народа, как еврейского! Откуда Моше знал, что это будет именно так? (И это пророчество полностью исполнилось только после второй мировой войны, когда евреи в бегстве от фашистов добрались до самых удаленных стран — таких как Новая Зеландия, Мадагаскар и др., так что Моше явно не мог об этом знать — прим. перев.)
Символично, что Америка была открыта в 1492 году, в год изгнания евреев из Испании. Испания была в свое время важнейшим мировым еврейским центром, и, более того, она представляла собой место, где евреи могли немного передохнуть от преследований народов мира, совсем как через многие годы Америка, страна, где евреи обладают полным равноправием и которая очень быстро превратилась в самый большой в мире еврейский центр.
Вернемся к пророчеству о рассеянии и его исполнении: подобное рассеяние является дополнительной опасностью для выживания народа. Ведь речь идет о малочисленном народе, и чем больше он будет рассеян по всему миру, тем больше опасность ассимиляции. Процент смешанных браков (среди нерелигиозных евреев) в районе Нью-Йорка меньше, чем в других городах, где евреев мало: в местах, где процент евреев больше, больше вероятность, что еврей встретит еврейку. Мы уже говорили о том, что большинство народов, сгинувших с лица земли, исчезли из-за ассимиляции… Отсюда мы можем сделать вывод, что пророчество о том, что народ будет малочисленнен и к тому же еще и рассеян, делает предвидение о его выживании еще более нелогичным и противоречащим здравому смыслу; однако факт выживания народа налицо.
Изгнания
Тора продолжает и говорит: «Но и между теми народами ты не успокоишься и не будет покоя ступне твоей ноги» (Дварим (Второзаконие) 28:65). После того, как ты будешь рассеян между народами, тебе не дадут жить спокойно, а будут гонять тебя с одного места на другое…
В мире не было народа, который скитался бы, как евреи. В истории были переселения народов вследствие войны или природных катаклизмов, но не было случая, чтобы официальные правительства выносили постановление об изгнании целого народа. С другой стороны, большинство уважающих себя стран изгоняли своих евреев хотя бы один раз. Изгнание евреев Англии в 13-м веке, изгнание евреев Франции, изгнание из каждого города-государства в Германии, из Австрии, Литвы, Испании, изгнание и уничтожение евреев в Европе во время Второй мировой войны… Кто мог бы предвидеть заранее столь странное явление, что различные страны, населенные народами с совершенно разным менталитетом, будут едины в одном — в своем отношении к евреям? А Тора знала!
И опять же, — несмотря ни на что, — они не смогли уничтожить еврейский народ!!!
Антисемитизм
«И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди народов, к которым отведет тебя Г-сподь»; «И будет твоя жизнь висеть (на волоске) перед тобою, и будешь бояться ночью и днем, и не будешь уверен в твоей жизни. Утром скажешь: “О, если бы настал вечер!”, а вечером скажешь: “О, если бы настало утро!” от страха в твоем сердце, которым ты будешь объят и от зрелища, которое увидишь». (Дварим (Второзаконие) 28).
Антисемитизм — непонятное явление, которое служило материалом для множества исследователей, пытавшихся объяснить его, но и после всех исследований оно остается странным.
Проф. Йосеф бен Шломо пишет: «Эта ненависть принципиальна и ничем не обусловлена, и поэтому она ни от чего не зависима — ни от личных качеств и ни от национального характера, ни от экономического положения и ни от социальных условий, ни от формы правления и ни от отношения евреев к нему, ни от преуспевания и ни от неудачи, ни от отсталости и ни от прогрессивности, ибо все это мы испытали, а ненависть осталась на своем месте.
Нас ненавидят за то, что мы “слишком хорошие”, а с другой стороны — за то, что мы “кровопийцы”, за то, что мы сепаратисты и за то, что мы слишком много принимаем участие в общественной жизни. Нас ненавидят в периоды материального изобилия и преследуют во время экономических упадков. Нас презирают при монархическом, диктаторском или демократическом режиме, а при анархии мы являемся первой жертвой каждого грабителя. Мы ответственны за все провалы и лишние при любой удаче. Преклоняющегося еврея бьют, а на того, кто идет гордо, нападают, евреям не дают исполнять заповеди Торы, но ассимилирующегося еврея не принимают. В любой момент и в любом положении есть причина для ненависти к евреям…»
Такого рода явление, у которого нет естественного объяснения, невозможно предвидеть заранее. А Тора знала! И Тора же обещала, что несмотря ни на что, народ не перестанет существовать! «Ибо не только один восстал на нас, чтобы нас уничтожить, а в каждом поколении встают на нас, чтобы уничтожить нас, но Святой, благословен Он, спасает нас от их руки» (Пасхальная Агада).
Народ, о котором больше всего говорят
Какова вероятность того, что столь малый и разбросанный народ, не имеющий своего национального центра, будет известен, что о нем будут говорить? Кто думает и говорит, например, о цыганском народе, кто знает о них, кроме тех, среди которых они жили?
«И будешь ужасом, притчей и поговоркой ( vbhba, шнина)». (Дварим 28). Раши (около 900 лет назад) переводит понятие vbhba так: « vbhba (шнина) — от слова o, bbhau вешинантем — о тебе будут говорить».
Марк Твен в 1899 году написал в Harpers Magazine: «Если права статистика, евреи составляют не более одного процента человечества (а в наше время — всего лишь около 0. 28% — прим. перев.) Горстка звездной пыли, потерянная в сиянии Млечного пути; было бы естественно, если бы никто не слышал о евреях. Но о них очень даже слышно, о них слышно с древних времен и до наших дней, этот народ — самый заметный на этой планете». И это тоже Тора знала заранее.
Вывод:
История еврейского народа на протяжении двух тысяч лет изгнания уникальна и полна парадоксов. Маленький народ ненавидим всеми, против него измышляют безосновательные наветы, его изгоняют как из своей страны, так и из всех других, он терпит бесчисленные погромы, травлю и дискриминацию. И этот народ продолжает созидать свои духовные творения в условиях бедности и недостатка, гонений и преследований, и продолжает свой древний образ жизни. Он не исчезает ни через ассимиляцию, ни через физическое уничтожение. И вся эта история была написана в Торе заблаговременно, ясно и однозначно! Кто тот, кто мог бы обещать все это заранее?
• 2. История Земли Израиля
Как и у народа Израиля, у Земли Израиля есть уникальная история — без прецедентов, без всякой логики, и поэтому непредсказуемая заранее.
Земля, которая по природе своей плодородна, с мягким климатом, пригодная для земледелия, с нормальным количеством осадков, и тем не менее она готова дать свои плоды только одному народу — еврейскому! Когда евреи находятся в Земле Израиля, она процветает. Так было в период Первого Храма, и так же — в период Второго Храма. Иосиф Флавий описывает, как выглядела Земля Израиля в его время, перед самым разрушением Храма:
«Вся она — земля тучная и земля пастбищ, и также различные деревья растут на ней, и богатство урожая земли привлекает даже людей, далеких от любви к земледелию, и вся земля засеяна обитателями, нет ни одного пустого участка, и из-за благословения земли города Галилеи многочисленны, и множество деревень, полных людей, а число жителей самой маленькой деревни — пятнадцать тысяч» (Иудейская война, 3. 3. 2).
С другой стороны, в тот момент, когда евреи оставили Землю Израиля, она стала пустынной, и оставалась таковой все время, пока в нее не вернулся этот народ (явление, необычайное само по себе, так как никогда еще не было народа, который вернулся бы в свою землю после столь долгого времени, в течение которого он был разбросан по всему свету…) Тогда земля снова начала давать плоды и превратилась в цветущий сад.
Всякая земля, плодоносная по своей природе, не считается с личностью живущих на ней, такие страны, как Италия или Испания переходили из рук в руки, и тем не менее были столь же плодоносны. Не такова Земля Израиля. И это несмотря на то, что страна была свята для больших религий — христианства и ислама (сама по себе достаточная причина превратить ее в цветущий сад), и несмотря на то, что она является важным перекрестком дорог, ничего не помогло — Земля Израиля осталась пустынной.
Есть ли логика в таком явлении? Есть ли у него какой-либо прецедент?
Вся эта необычная история заранее написана в Торе и в книгах пророков!
«Ибо Г-сподь, Б-г твой, приводит тебя в хорошую землю… землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, землю масличных деревьев и меда. Землю, в которой ты без скудости будешь есть хлеб, не будешь иметь в ней недостатка ни в чем…» (Дварим, 8:7).
И действительно, все время, пока народ Израиля находился в Земле Израиля, она процветала.
Тора знала, что народ Израиля оставит Землю Израиля и уйдет в изгнание, как написано: «А земля будет оставлена вами», и интересно, что Тора детально определяет характеристики народа, который изгонит евреев.
Исследователь: Что ты имеешь в виду в словах «Тора детально определяет характеристики народа, который изгонит евреев»?
Рав: В книге Дварим (Второзаконие), в главе 28 стих 49 Тора пишет: «Принесет на тебя Г-сподь народ издалека, с края земли, как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь», а перед этим, в стихе 36, Тора добавляет еще одну характеристику: «Народ, которого не знал ни ты, ни отцы твои». То есть, народ, который произведет все эти разрушения, должен отвечать нескольким характеристикам: он должен прийти издалека, с края (заселенной в то время) земли, он должен быть незнакомым народом с чужим языком и должен быть как-то связан с орлом.
Египетский народ не подходит, так как он не живет «на краю земли», не связан с орлом, и, безусловно, не является «народом, которого не знал ни ты, ни отцы твои» — наши предки хорошо знали Египет. Вавилон тоже не подходит, так как он — не с «края земли», его язык известен, и наши предки были хорошо знакомы с ним еще до того, как вавилоняне пришли разрушать Первый Храм.
С другой стороны, Рим отвечает всем характеристикам:
• 1. «Народ издалека, с края земли» — в от период Рим властвовал над всеми краями заселенной земли: Турцией, Грецией, Италией, Испанией, Францией, Англией и всей Северной Африкой. К тому же, сам Рим находится далеко от Земли Израиля, «на краю земли» по тогдашним понятиям, и добраться до него трудно — прим. пер.
• 2. «Налетит, как орел» — символом римского легиона был орел.
• 3. «Народ, язык которого ты не поймешь» — латинский язык не был известен на Востоке.
• 4. «Народ, которого не знал ни ты, ни отцы твои» — римский народ образовался в результате смешения различных племен незадолго (по историческим меркам) до разрушения Храма, и наши предки не могли быть с ним знакомы.
В стихе 68 той же главы Тора пишет: «И вернет тебя Г-сподь в Египет на кораблях… и будете продаваться там врагам вашим в рабы и рабыни, и нет покупателя». Этим стихом Тора заканчивает свое предупреждение. Тора описывает, что случится с евреями, попавшими в плен. Их повезут в Египет, и именно в Египет! На кораблях! Откуда было известно, что именно на кораблях? Может быть, на повозках или пешком?
Пленников будут продавать в рабы! Есть различные методы обращения с пленными, можно дать им автономию, как сделали вавилоняне, поселить их в другом месте, как сделали ассирийцы, убить их, как пытались сделать персы (Аман), заставить их работать, а затем уничтожить, как немцы… На этот раз — говорит Тора — они будут «продаваться в рабы»… И если этого недостаточно, Тора предсказывает также и положение на рабском рынке: «…и нет покупателя». Это пророчество тоже исполнилось во всех деталях.
Минтер, германский историк, пишет: «После того, как Бейтар был захвачен, все было под властью Рима, но Палестина стала пустыней… Пленные в несчитанном количестве продавались в рабы, сначала на годичных рабских рынках… а те, кто не были проданы там, были привезены в Египет на кораблях…» Ширер, другой немецкий историк, пишет, что количество рабов в Египте было так велико, что цена раба опустилась до цены дневного пропитания коня, и то же самое сказано у Гиронимуса. Таким образом, все детали этого пророчества исполнились:
• 1. «И вернет тебя Г-сподь в Египет» — и действительно, пленники были приведены в Египет.
• 2. «На кораблях» — так и было, по свидетельству Минтера и Ширера.
• 3. «И будете продаваться там вашим врагам в рабы и рабыни» — пленников продавали в рабы.
• 4. «И нет покупателя» — цена раба опустилась до цены дневного пропитания лошади…
Каждое из двух вышеприведенных пророчеств — о народе, который изгонит евреев, и о положении пленников, — впечатляет само по себе обилием деталей. Теперь давайте рассмотрим оба эти пророчества вместе. Тора пророчествует, что врагом будет не Египет, поскольку он должен быть «народом издалека, с края земли», как-то связанный с орлом, с незнакомым евреям языком и народом, новым на исторической сцене. Ни одному из этих условий Египет не отвечает. С другой стороны, он должен привести пленников именно в Египет! Не парадокс ли перед нами? Чтобы это пророчество исполнилось, следует позаботиться о том, чтобы римляне сначала захватили Египет и внушить им, чтобы они привели большое количество пленников именно в Египет, вместо того, чтобы привести их в их собственную страну — Рим!
И сразу же после изгнания евреев, страна должна превратиться в пустыню:
«И опустошу Я землю, и будут пустовать на ней ваши враги, обитающие на ней… и будет ваша земля в запустении, а города ваши будут развалинами» (Ваикра (Левит) 26:32).
Минтер пишет, и его слова уже упомянуты выше: «После того, как Бейтар был захвачен, все было под властью Рима, но Палестина стала пустыней…» Это запустение длилось, в принципе, все то время, пока народ Израиля был вне Земли Израиля — более 1800 лет. (В определенные периоды — во время Византийского царства и во время королевства крестоносцев — в некоторых районах Эрец Исраэль было, в определенной мере, земледелие, но обычно земля была пустынна).
Исследователь: Такое гневное пророчество — что Святая Земля будет пустынна такое долгое время?!
Рав: Действительно, это пророчество гнева и возмездия, и осуществляется оно только при условии, что народ Израиля согрешит. Но нет худа без добра, и поскольку евреи были вынуждены оставить свою землю, в пророчестве о запустении есть добрая весть. Земля Израиля может вместить более десяти миллионов человек, есть меньшие участки земли, вмещающие большее количество народа, и мы можем с ужасом представить себе, каково было бы наше возвращение, если бы земля была полна многочисленными деревнями и городами с большим населением — нам просто некуда было бы возвращаться (естественным путем, конечно). И Тора говорит в вышеупомянутом стихе: «И будут пустовать на ней ваши враги, обитающие на ней»! То есть, земля не будет совершенно ненаселена, на ней будут жить враги, но не сумеют вывести ее из пустынного состояния… Она не будет совершенно ненаселенной пустыней, на ней будут жить люди, которые, естественно, будут стремиться к тому, чтобы развить ее, но она не будет развиваться…
Исследователь: И этот парадокс тоже был известен заранее?
Рав: Рамбан, который жил 750 лет назад, пишет в своем комментарии на этот стих:
«А то, что сказал здесь “и будут пустовать на ней ваши враги, обитающие на ней”, — это хорошая весть, извещающая всем нашим изгнаниям, что наша земля не принимает наших врагов, и это также великое доказательство и обещание нам, что не будет ни в каком заселенном месте доброй и широкой земли, которая была ранее заселена, и была бы так опустошена, и все пытаются заселить ее, но не могут».
Исследователь: До сих пор, пока вы говорили о пророчествах Торы и книгах пророков, — это соответствовало здравому смыслу, ведь Тора — слово Б-га, и пророки получили свои пророчества свыше. Но сейчас вы приводите слова Рамбана, который, хотя и был мудрецом Торы и праведником, но не был пророком?
Рав:1. Рамбан ничего не говорил от себя, он передавал знания, полученные им по традиции от учителей. В талмудической литературе содержатся многочисленные пророчества, и источник ее — не человеческий, хотя сказали и записали ее люди (обсуждением Устной Торы мы займемся в свое время).
• 2. В данном случае Рамбан не добавил ничего нового, что не было бы написано в простом чтении стихов, а именно: Земля Израиля не принимает другие народы. Рамбан только объяснил нам более глубокое понимание смысла и последствий этого.
Сам Рамбан посетил Землю Израиля в середине 13-го века и отправил оттуда письмо своему сыну, в котором он описывает пустынность земли и пишет, среди прочего: «Что я могу сказать тебе по поводу земли? Велико оставление и велико запустение, и все, что более свято — разрушено больше, Иерусалим разрушен больше всего, и земля Иудеи больше, чем Галилея».
Марк Твен, в числе многих других путешественников, посетил Палестину в 1867 году, и увиденное там он описывает, среди прочего, следующими словами: «Земля Израиля сидит во вретище и пепле, над ней витает колдовство проклятия, которое иссушило ее поля и заключило ее силу и мощь в оковы, Земля Израиля пустынна и нежеланна, она не относится более к реальному миру… Земля снов» ( The Innocents Abroad 1867).
Одна из высших точек опустошения была в поколении, предшествовавшем обновлению процветания, — поколении начала двадцатого столетия, когда пришли «халуцим» («первопроходцы») и нашли соленую почву, заросшую колючками, болота и малярийных комаров, а также другие болезни, многие из новоприбывших заболели и поплатились жизнью.
Тора говорит в книге Дварим (Второзаконие) 29:21: «И скажет последнее поколение, сыны ваши, которые встанут после вас, и чужак, который придет из далекой земли, и увидят бедствия этой земли и ее недуги, которыми поразил ее Г-сподь. Сера и соль, пожарище вся земля, не засевается, и не произращает, и не всходит на ней никакая трава…» Это точное описание положения, в котором нашли «первопроходцы» Страну (в этом стихе, как и в предыдущем, есть и добрая весть, так как тот факт, что положение Эрец Исраэль перед началом возвращения народа на свою землю было именно таким, — этот факт явился одним из причин того, что многие арабы продавали свои земли за гроши).
Марк Твен посетил Палестину в 1867 году, в период, когда Эрец Исраэль выглядела так, как будто «не относится более к реальному миру», и кто бы мог подумать, что всего лишь за пятьдесят лет земля изменит свою природу и начнет — в первый раз после того, как ее оставили евреи, — давать плоды?
Евреи начали возвращаться в Землю Израиля! Это явление само по себе чудесно, оно не имеет прецедента в истории, никогда не было такого, чтобы через столь длительный промежуток времени после того, как народ оставил свою землю, он вернулся к ней.
И Земля Израиля снова начала давать плоды! Она цветет… И столь явным было явление процветания в тех местах, где жили евреи, что оно дало границам еврейского расселения имя «зеленой линии», поскольку с высоты птичьего полета можно было ясно видеть, докуда дошли евреи…
Весь «сценарий», таким образом, написан заранее.
1. Само по себе возвращение евреев в Землю Израиля. Пророки, как известно, предрекали возвращение в Сион, например: «Вот эти издалека придут, и вот эти — с севера и с запада, и эти — из земли Синим. Ликуйте, небеса, и веселись, земля, и разразитесь, горы, песней, ибо утешил Г-сподь народ Свой и бедных Своих пожалеет. А говорила Сион: “Оставил меня Г-сподь, и забыл меня Г-сподь!” Забудет ли женщина своего младенца, не жалея сына чрева своего? И эти могут забыть, но Я не забуду тебя. Ведь на ладонях начертал Я тебя, твои стены всегда предо Мной. Спешат сыновья твои; разрушители твои и опустошители твои уйдут от тебя. Подними свои глаза и посмотри вокруг: все собрались, пришли к тебе. Жив Я, слово Г-спода! Всех их, как украшение, ты наденешь, опояшешься ими, как невеста. Ибо твои развалины, и твои опустошения, и твоя разоренная земля… Ибо станешь теперь тесна для жителей, и истреблявшие тебя удалятся. Еще скажут в слух тебе твои потерянные дети: “Тесно для меня место: подвинься, чтобы я мог сесть”» (Йешаяу 49:18). «И отстроят они руины вечные, развалины древние восстановят они и обновят разрушенные города, пустовавшие испокон веков». (Йешаяу 64:1). «…еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими [там] » (Зхарья 8, 4—5), и во многих других местах в книгах пророков. Христиане пытались прорицать, что евреи не вернутся в Иерусалим («Пророчество» Хрисостомуса, о котором шла речь выше), и это пророчество, несмотря на его логичность и соответствие принятому в мире положению вещей, не сбылось. А еврейские пророки предсказывали нечто противоположное здравому смыслу и тому, что принято в мире — что евреи вернутся на свою землю, — и их пророчество сбывается.
• 2. Расцвет Земли Израиля при возвращении евреев предсказывается в словах пророка Йехезкеля, который говорит в главе 36 своей книги (стих 8): «А вы, горы Израиля, ветви свои дайте и плоды свои принесите моему народу Израилю, ибо приблизились, чтобы прийти». Йехезкель обещает, что с возвращением еврейского народа на свою землю она начнет давать плоды.
Исследователь: Почему вы относите пророчество Йехезкеля к возрождению Земли Израиля в двадцатом веке? Он, несомненно, имел в виду то, что произошло в его эпоху — возрождение Страны в период возвращения из вавилонского изгнания.
Рав: Действительно, Йехезкель, безусловно, имел в виду и это тоже (возрождение страны после возвращения из вавилонского изгнания тоже произошло, когда Йехезкеля уже не было в живых), но Талмуд в трактате Санедрин (98) пишет: «Нет
Руслан
| Ссылка на комментарий
Валерию.Чего хотели то ?
романец владимир
| Ссылка на комментарий
Видя же, что это ПРИЯТНО Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, —
(Деян.12:3)
Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ЖДАЛ народ Иудейский.
(Деян.12:11)
Я не сторонник мнения,что Христа распял не народ Иудейский .Почемународ иудейский ,на протяжении 3-х с половиной лет не попробовал искупить свою ошибку в том что распял Христа.Зачем нужно было разрыватся завесе в храме ,зачем говорить СЕ ОСТАВЛЯЕТСЯ ДОМ ВАШ ПУСТ.Иудейское государство было упразднено Христом и иудеи спасаются на общих основаниях.Апостол Петр призвал крестится иудейских священников и многие не крестясь ОТВЕРГЛИ ВОЛЮ БОЖЬЮ О СЕБЕ. сам обряд крещения ,ото соблазн для иудея и страшное унижение.Фактически ,принимая обряд крещения ,иудей отказывался от израильского гражданства,потому,что погружение в воду,это обряд гиюр,для язычников,которые хотели принять иудаизм.Таким образом священники признавали ,крещением,что их иудаизм,есть язычество и принимали крещение в истинный иудаизм Христа и апостолов.Кто побил Стефана ,камнями,кто хотел казнить Павла.Иудеи не только не приняли Христа,но и преследовали Его последователей.
Иудеи ни чем не превосходят язычников.Все твердят о благосл ,от Авраама,хотя ни кто не говорит,что Авраам,был,не евреем и сыном язычника.И получил благословения,только по своей вере.Сразу отпадают все преимущества родословных .И Павел говорил,что для него ВСЕ ПОЧИТАЮ ТЩЕТОЮ все родословные все свое еврейство.Потому,что благословения даются,не по родству,а по вере.Возьмем хананеянку И В ИЗРАИЛЕ НЕ БЫЛО ТАКОЙ ВЕРЫ.К то имеет веру —-тот ИСТИННЫЙ ИЗРАИЛЬТЯНИН.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян.10:34,35)
Кстати Христос ,сам был не еврей,потому,что Его отец был Святой Дух,а в библии родство с израилем через отца,все родословные,по отцу.Также Христа распяли,казнью хананея,а не еврея,(ЕВРЕИ СВОИХ КАЗНИЛИ ,ПОБИВАНИЕМ КАМНЕЙ)Фактически иудеи лишили Христа гражданства и воскреснувХристос ,был уже не иудей.Христианство —не еврейская религия.Да и хананеев изгнали из ханаана ,единожды,а евреев дважды,дважды ерусалим стирали с лица земли.А нынешний израиль,не ведом Богом,это обычный народ.И не хороше получилось,когда в 1948 году,выселили ,коренных жителей (палестинцев) со своих обжытых мест и подселили евреев.Я вполне понимаю палестинцев.А что бы вы делали,если бы вас выкинули из квартиры и поселили в нее когото,по обетованию.Пусть евреи живут мирно с палестинцами,это их братья по плоти и Бог их там сейчас поселил,для совместной жизни.яЯ не сторонник сионизма и строительство третьего храма считаю бредовой затеей.Это не от Бога.
весьма спорное утверждение ,обоснуйте.