Рукоположение женщин. Три позиции

05-11-2014, комментария 62

ewhiteВопрос о рукоположении женщин был одним из главных на Годичном совещании руководителей Всемирной церкви с 9 по 16 октября 2014 г. Ранее президент Генеральной Конференции Тед Вильсон обратился с призывом к самостоятельному изучению данной темы каждым членом церкви (подробнее об этом на adventist.ru).

В течение двух лет вопрос о теологии рукоположения изучал специально созданный комитет. В итоге оказалось, что консенсус по вопросу рукоположения женщин недостижим, а к двум позициям «за» и «против» добавилась третья. Для адвентистов на постсоветском пространстве сама постановка этого вопроса, а тем более бурные дебаты по данному поводу могут показаться странными. Для многих аргумент «раз в Библии нет ни примеров, ни указания рукополагать женщин, то и говорить не о чем» кажется простым и очевидным. Тем более, что вопрос выглядит одним из признаков отступнических либеральных ценностей западного христианства, похожим на тему гомосексуальных браков. Но раз среди братьев и сестер в масштабах Всемирной церкви существуют разные мнения, это повод разобраться с аргументами каждой из сторон. Основной материал для этого – итоговый документ комитета по изучению теологии рукоположения.

Позиция 1. «Нет в Библии, не должно быть и у нас»

Аргументы противников рукоположения женщин, пожалуй, самые простые и предсказуемые (они приводятся в более краткой форме не потому, что менее значимы, а потому, что более понятны и знакомы читателям — примечание автора).

1) Давайте будет просто следовать тому, что говорит Библия, и избегать того, о чем Библия не упоминает. Раз в Библии нет ни одного примера рукоположения женщин и повеления по данному поводу, рукоположение женщин считаем небиблейской практикой.

2) Во 2 главе 1 Тимофею апостол Павел, утверждая «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем», аргументирует это историей Творения. Таким образом мнение апостола о предназначении мужчины как лидера в семье и обществе основано не на культурном контексте или местных особенностях церкви в Ефесе (например, на проблеме лжеучителей), но на библейском взгляде на изначальную роль мужчины и женщины. Это подтверждается в 1 Кор 11:3, где сказано, что «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог», и главенство мужчины основано на вселенском порядке.

3) Что касается Гал 3:28 («нет уже ни мужеского пола, ни женского»), то в этом тексте Павел не отменяет прежде сказанное им о главенстве мужчины и не утверждает, что теперь пресвитерами могут быть как мужчины, так и женщины. Он лишь подчеркивает, что никто не имеет привилегированного статуса перед Богом. Но это не отменяет различия гендерных ролей ни в семье, ни в церкви.

4) Первые две главы книги Бытие рассматриваются как очевидное доказательство, что изначально Бог определил мужчине руководящую роль над женщиной и даже над всей землей до грехопадения. Адам был сотворен первым, роль Евы обозначена как его помощницы, и Бог определил ему быть инициатором в семейных отношениях. Поэтому главенство мужчины определено в Библии с самого начала.

Сторонники позиции № 1 принципиально против того, чтобы вопрос о рукоположении женщин решался отдельно в каждом регионе. Они убеждены, что позиция церкви по этому вопросу должна быть единой во всемирном масштабе.

Позиция 2. «В Библии нет запрета на рукоположение женщин, но есть идея равенства»

У сторонников рукоположения женщин находятся свои аргументы.

1. В вопросе понимания Библии они ссылаются на официальный документ «Методы изучения Библии», принятый на Годичном совещании ГК в 1986 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия. В нем говорится, что Писание описывает жизнь людей, которые были приняты Богом и являются примером для последующих поколений, но при этом в их жизни были моменты, которые не находятся в гармонии с библейскими принципами в целом. Например, многоженство или рабство не осуждается напрямую в Библии, при этом сегодня адвентисты считают их неприемлемыми для христиан. Таким же образом, из того, что в Библии упоминаются примеры рукоположения на служение исключительно мужчин, еще не следует запрет на рукоположение женщин. Это свидетельствует лишь о том, что в ранней церкви была такая практика, также как в апостольской церкви были рабовладельцы, а патриархи имели несколько жен. Представление о Божьем отношении к тому или иному вопросу должно формироваться не на присутствии в Библии прямого запрета и однозначного упоминания, а на изучении Библии в целом. Ведь и прямого запрета на рукоположение женщин в Библии также нет. И если следовать логике «В Библии нет примера рукоположения женщин, поэтому делать это нельзя», то тогда столь же справедливым можно счесть вывод, что «В Библии нет ни одного примера запрета многоженства, поэтому и осуждать его нельзя».

2. Относительно 2 главы 1 Тимофею сторонники рукоположения женщин утверждают: общий контекст послания явно показывает, что у Тимофея в Ефесе были проблемы с лжеучителями. Поэтому напрашивается вывод, что сестрам в Ефесе запрещалось учить не потому, что они были женщинами, а потому что именно они, подобно Еве, попали под влияние лжеучителей (в послании упоминается, что они «ходят по домам» и «говорят, чего не должно»). Те, кто утверждает, что в этой главе Павел изложил универсальный принцип, невольно присоединяются к лагерю критикующих адвентистскую церковь за то, что в ней женщины выходят за кафедру и служат учителями Субботней школы.

Принимая слова «учить жене не позволяю… но быть в безмолвии» буквально, придется поставить под сомнение пророческое призвание Елену Уайт и служение адвентисток в качестве учителей в церкви. Но ведь даже в тех христианских конфессиях, где есть строгий запрет не пускать женщин за кафедру, женщины являются как минимум учителями детских классов, они в личном общении назидают других, независимо от пола, и, как минимум молятся вслух (не «в безмолвии»). Буквальное понимание этих слов должно было бы означать, что переступая порог церкви, женщине следует нести обет молчания. Но в новозаветной церкви ничего подобного не было. Как могли женщины-пророчицы, упоминаемые в Деяниях и посланиях, нести свою миссию, при этому не уча и пребывая в безмолвии?

3. В Гал 3:28 упоминаются три пары категорий (иудей/язычник, раб/свободный, мужчина/женщина), в которых, согласно общественным нормам, статус и права одной категории выше, чем другой. И Павел утверждает, что во Христе в церкви эти статусные различия, обусловленные культурой, упраздняются. Часто этот стих комментируют так: «это относится только ко спасению». Но тогда получается, эти слова Павла на имеют никакого значения для повседневной практике церкви? Контекст же явно показывает, что Павел говорит не о том, что будет в будущем на небесах, а о том, как жить церкви сегодня.

В частности, этот текст показывает, что в наделении дарами Духа для Бога нет ни этнических, ни социальных, ни гендерных различий. Нет оснований подразумевать разделение на мужские и женские дары Духа. К примеру, может ли Дух наделить женщину даром пасторства (Еф 4:11)? Обладала ли таким даром Елена Уайт? В СССР была широко распространена практика призвания женщин в качестве нерукоположенных руководителей адвентистских общин – разве это не свидетельствовало, что у них имеются есть соответствующие дары?

В современной западной культуре всплывает еще один, социальный, аспект. В штате территориальной конференции могут быть и мужчины, и женщины. В качестве руководителей женщины могут нести такую же нагрузку, как и мужчины. Но при этом они получают меньшую зарплату и имеют ограничения в правах, потому что не рукоположены. Получается, платят им меньше, потому что они женщины. Для западного менталитета это явная несправедливость. И на аргумент братьев в африканских странах, что если церковь начнет рукополагать женщин, завтра в Африке люди начнут уходить из церкви, следует ответ, что из наших церквей в Европе молодежь уходит сегодня, потому что, по их мнению, в церкви нет справедливости даже в сравнении с общественными нормами.

4. Сторонники рукоположения утверждают, что первые главы книги Бытие повествуют о равенстве мужчины и женщины при творении. Слово «помощник» в оригинале указывает не на подчиненное положение ассистента, а более на роль благодетеля, который вступает в партнерские отношения. Именно в этом в смысле это слово употребляется в отношении Бога (Пс 45:2). В третьем томе Свидетельств для церкви Э.Уайт писала: «Когда Бог сотворил Еву, то определил, что она, с одной стороны, не должна ничем уступать мужчине, а с другой — не должна ни в чем превосходить его, но во всем оставаться равной ему» (стр. 485).

По данному вопросу главным адвентистским учебным заведением, университетом Эндрюса, было сделано специальное заявление. А чуть позже 25 богословов и пасторов изложили противоположную точку зрения и попросили преподавателей университета пересмотреть свое заявление. Первый документ можно прочитать здесь, второй здесь.

Сторонники рукоположения приводят еще один любопытный аргумент. Они утверждают, что Новый завет вообще не знает понятия «рукоположение» в том смысле, в котором оно используется сегодня. В Библии упоминается возложение рук. Но руки возлагались не только при посвящении на служение, но также и во время молитвы об исцелении и при принятии Духа Святого. Во всех случаях производилась одна и та же процедура, а при молитве и принятии Духа очевидно, что она производилась и над женщинами. Современное рукоположение или ординация подразумевает получение особого статуса (наделение благодатью через таинство в православной церкви), и вошло в практику в средние века при разделении верующих на мирян и клир, что не соответствует новозаветной идее о священстве всех верующих. Поэтому аргумент «Библия ничего не говорит о рукоположении женщин» сторонники рукоположения парируют встречным — «Так Библия ничего не говорит и о рукоположении (в смысле ординации) мужчин».

Позиция номер 3. «В Библии есть прецеденты, когда Божий идеал адаптировался к конкретной ситуации»

Члены Комитета по изучению богословия рукоположения не смогли достичь консенсуса. Хотя они основывались на единых методах исследования, но пришли к противоположным выводам. Исходя из этого, сторонники третьей позиции более озабочены тем, как церкви двигаться далее, сохраняя принципы авторитета Писания и церковного единства.

Сторонники третьей позиции разделяют веру в то, что до грехопадения в отношениях мужчины и женщины не было иерархии, их роли дополняли друг друга, и нет оснований говорить о мужском главенстве до грехопадения. После грехопадения Бог поручает именно мужчине нести ответственность в качестве главы в семье, но это не означает главенства мужчин над женщинами в целом. На протяжении истории, что лидерство среди народа Божьего было возложено на мужчин, и эта модель остается актуальной, невзирая на время или культурные особенности. Позиция же апостола Павла о предпочтительности роли мужчины в качестве руководителя имеет функциональный характер и была призвана обеспечить порядок и дисциплину в церкви.

Отмечают два ключевых момента. Во-первых, нужно осознавать различие между 1) вечными Божьими заповедями, имеющими абсолютное значение, и 2) данными Богом организационными и церковными нормами. Во-вторых, в Библии есть прецеденты, когда Божий идеал корректировался в ответ на обстоятельства или даже желание Своего народа. Наиболее ярким примером такого подхода является избрание Саула царем. Также в связи с этим приводятся в качестве иллюстраций истории Варака и Деворы, Давида в ситуации с хлебами предложения, законами о наследовании и пророчеств о будущем Иерусалима. Во всех этих случаях Библия проявляет гибкость в адаптации идеала к сложившейся ситуации.

Поэтому церковь может выработать комплексную позицию по вопросу рукоположения, которая позволила бы в соответствующем регионе дать свободу посредством водительства Духа Святого искать применение Божественного идеала для местной ситуации.

Божий идеал — это мужское лидерство, но порой в силу различных обстоятельств женщинам приходится брать на себя роль духовного лидера. Именно так происходит сегодня в Китае, где церковь насчитывает сотни тысяч членов и большая часть пасторов там — женщины.

Сторонники третьей позиции считают, что вопрос рукоположения не является одной из десяти заповедей, это не вопрос спасения и не одно из доктринальных оснований церкви. Это вопрос применения библейского принципа, и здесь уместна определенная гибкость, обусловленная миссией церкви. Это не компромисс в библейском учении, а призыв прислушаться к тому, как сама Библия применяет различные стандарты и учения, сосредоточиться не на разногласиях, а на достижении людей для Царства Божьего.

Рекомендация на основании позиции № 3: «Позволить руководителям соответствующих подразделений Всемирной церкви решать этот вопрос так, чтобы это наилучшим образом содействовало единству, благополучию и миссии церкви».

Что в итоге?

На годичном совещании Всемирной церкви в октябре 2014 г. решили, что на предстоящей сессии Генеральной конференции в июле 2015 г. вопрос о рукоположении женщин будет вынесен на голосование. В следующей части мы рассмотрим историю развития данного вопроса в адвентистской церкви, ведь первое голосование не нему происходило на сессии ГК еще в конце 19 века.

Члены комитета по изучению рукоположения проголосовали следующим образом:

Позиция № 1 — 32 голоса,

Позиция № 2 — 40 голосов,

Позиция № 3 — 22 голоса.

Роман Гейкер


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

Комментарии (62):

  • романец владимир

    |

    Позиция 2. «В Библии нет запрета на рукоположение женщин, но есть идея равенства»

    У сторонников рукоположения женщин находятся свои аргументы.

    фактически этот вопрос никогда не стоял ,у нормальных людей,а этот вопрос житро навязуется,как бы из под тежка,как бы по просьбе трудящихся….я статью ,принципиально не читал и размышлять ,даже не хочу,чтоб не нарушить мир с Богом….

    в новом завете нет такого обращения к собранию,как БРАТЬЯ И СЕСТРЫ,а есть МУЖИ БРАТИЯ это говорит о том,что или женщин не было в собрании или они сидели молча на камчатке ,без права голоса…

    это все равно,что сказать ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ КОВЧЕГ ИЗ ДУБА,ВЕДЬ БОГ НЕ ЗАПРЕЩАЛ НАМ СТРОИТЬ ИЗ ДУБА……или ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СКИНИЮ НЕ ПРЯМОУГОЛЬНУЮ,А КРУГЛУЮ,ВЕДЬ БОГ НЕ ЗАПРЕЩАЛ НАМ ЭТО ДЕЛАТЬ

    это библейские горе-юристы,которые принимают библию,как уголовный кодекс и ищут уловки в законодательстве….
    Христос не ставил женщин апостолами,хотя и уважал их и везде ,КОГДА ЖЕНЩИНА ЗАНИМАЛА АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОСТ ,В БИБЛИИ,БЫЛО ПЛОХО……


  • Олег

    |

    Интересно было бы услышать ответ на вопрос: какой пост важнее -административный или духовный — для проповеди благой вести? Имею в виду, кого надо слушаться- пророка или начальника, когда надо услышать волю Бога.
    Так вот, в пику вам братья и Девора пророчица и Елена Георгиевна Уайт.Перед Богом нет ни мужского пола ни женского, а есть сердце, в котором либо живет Христос либо нет.
    Думаю, понятно, что речь не идет о том, чтобы женщин теперь ставить,на божничку, а о том речь, что перед Богом все равны в духовных вопросах.
    Ну, а если, говорить о том, что главой все- таки Бог назначил Адама, так это факт, но чтобы быть не главой ходячей амбицей, а мудрым управителем, то нужно видеть, что в твоем управлении люди(сестры) отнюдь не глупее, отнюдь не менее важнее, отнюдь не второсортней, одним словом совсем ничем не хуже тебя ни перед людьми, ни перед Богом.
    ООн все же здесь совсем ни при чем.

    Мира всем


  • романец владимир

    |

    короче рукоположение женщин обязательно примут,но нужно пустить пыль в глаза,всеобщими демократическими обсуждениями….

    А ребята из ООН к Ватикану не обращались?

    а ватикан играет роль правильного агента джеймса бонда,который прийдет и всех исправит..

    ВЫ ЗА ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВА—-А МЫ ПРОТИВ
    ВЫ ЗА ГОМОСЕКОВ—-А МЫ ПРОТИВ !!!

    И ВЕСЬ МИР ЗАХЛЕБНЕТСЯ ОТ ВОСХИЩЕНИЯ И ПОКЛОНИТССЯ ВАТИКАНУ..


  • романец владимир

    |

    у женщин есть такая черта,что они будут сотрудничать с теми мужчинами,с которыми,они потенциально могли выйти за муж,а других они просто не уважают…
    ввот почему многие министры раскритиковали Тимошенко на посту премьера,потому,что она так сотрудничала сминистрами ЦЕМУ ДАМ,ЦЕМУ ДАМ,А ЦЕМУ НЕ ДАМ…

    какая тут может быть обьективность….я с ними полностью согласен….


  • романец владимир

    |

    я когда то работал электриком в жеке…и при обходе,а начальником была женщина,она увидела вводной кабель на лифты….а он был сложен в кольца,с запасом,что б ,если отгорит,то можно было продолжить….и она говорит ПОЙДИ ОТРУБИ ЛИШНИЙ КАБЕЛЬ И СДАЙ НА СКЛАД…
    я ей еле еле обьяснил,что кабель под напряжением,что это сделано специально,с запасом….она вообще в технике ,совершенно ничего не понимало,и с ней постоянно были проблеммы,когда их быть не должно..


  • романец владимир

    |

    это как анекдот ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ,А РАЦИЯ НА ТРАНЗИСТОРАХ ИЛИ НА ЛАМПАХ,—ПОВТОРЯЮ РАЦИЯ НА БРОНЕПОЕЗДЕ….


  • Валерий

    |

    Вопрос рукоположения женщин, это вопрос того, что мы подразумеваем под этим самым «рукоположением», что происходит в «этот момент», и кто стоит за кафедрой.Иными, словами, если рукоположение, это «делегирования полномочий», группой х некоему у, в определенной организации, тогда ни каких проблем с рукоположением нет, и быть не может (за исключением местной культуры разве, что). Если рукоположение, это что то вроде того, что происходит в православии и католицизме — «священник, а уж тем более епископ, образ Христа» и.т.д., «особая благодать» То тут возникают проблемы.Хотя и там, есть сторонники на западе. Другой вопрос, это вопрос о геях и лесбиянках. Чаще всего, аргументы рукоположения женщин, как и аргументы, связные с вопросами «принятия» геев и лесбиянок в лоно (церкви, или руководящего состава), очень схожи.Ибо апеллируют к культуре (апостол Павел, был иудеем, потому не мог он, что то сказать про рабство ли, рукоположение женщин или гомосексуализм). Или к прогрессирующему откровению (вот здесь евнух — «не войдет в общество Господне», а вот тут «куча обетований», вот тут нет язычникам, а уже вот тут и.т.д. и приняты в лоно «церкви»). И тут уже нужно думать, а надо ли).


  • Влад г.Черновцы

    |

    В нашей стране все так: на верху решат, а мы все равно сделаем по своему:) Каждая община все будет делать так как «прилежно» и «чтобы большинство не спугнуть». В Китае проблемы… женщин при деле много и все хотят официально трудоустроится и получать деньги, а в Украине от этого проблемы потому что православная культура веками поставляла в церковный сан батюшек с бородами и в рясах. У нас такое точно «не съедят».
    Уверен, как бы не принялось решение все равно одна сторона будет не довольна: сёстры китайки скажут что ещё на 5 лет нас оставили с «конвертными» зарплатами, а братья украинцы начнут проверять «подлинность чистоты» своих церквей и подумывать что с запада и без входа в ЕС что-то «попахивает ни тем» и возможно даже будут подумывать о «более чистых» альтернативах.


  • По делу

    |

    Официальные Церкви АСД давно перестали быть движением ,а значит будут делать не то, что надо с удивительным упорством.


  • Elle

    |

    Думаю,что важнее обратить внимание на решение конкретных проблем конкретных женщин, (например китаянок), если их права в чем-то ущемляются по сравнению с мужчинами, а не стараться причесать все регионы мира под одну гребенку, решая вопрос рукополагать нам женщин или нет.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"