Как быть с логическими противоречиями в Библии

11-11-2014, Комментариев нет

DSCN4742Кажется, Священное Писание не придает особого значения противоречиям как таковым. Они выглядят чем-то предосудительным в системе Аристотелевой логики как части философии — науки о правильном (раз)мышлении. Там непротиворечивость высказывания считается свидетельством ее истинности.

Ничего подобного мы не находим в семитском мышлении. Например:

«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Прит.26:4-5).

Так отвечать глупому по глупости его или нет? Противоречие. Но оно смущает только логика-грека.

Вероучение Библии состоит из соединения взаимоисключающих утверждений:

  • Бог любит грешника, но ненавидит его грех. Но разве грех — не часть грешника, не проявление его сущности?
  • Бог прощает грех. Грех — нарушение данного Им закона. Но если вина реальна, зачем прощать? А если любой человек согрешает, почему бы не отменить Закон?
  • Бог един, но проявляет Себя в трех Личностях. Так Бог один или Их три? Или Его три?
  • Иисус — и Бог, и человек. Но Творец не может стать творением, и наоборот.
  • Если Иисус Бог, как Он мог умереть? Ведь Бог не может умереть.

Таких моментов не просто много — они характеризуют библейское мышление как таковое.

Большинство вопросов, которые люди в европейской (греческой) культуре задают на этапе знакомства с Библией, продиктованы логикой как (в нашем представлении) правильным мышлением. Размышляя над библейским текстом, они таким образом пытаются определить его рациональность, пригодность для анализа.

А надо позволить тексту говорить: внимательно читать его в контексте и той последовательности, в которой этот он был написан.

Библейское мышление исходит из единства мира, созданного единым Творцом. Любое Его проявление законно и имеет место и право на существование: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов1:21).

Творение свободно лишь настолько, насколько ему таковым позволил быть Бог. Иов 1-2 — этому прекрасная иллюстрация. Именно на этой совместной ответственности Бога за любое проявление жизни построено ветхозаветное поклонение (Пс.103:27-31, Плач3:38). Ходить перед Его лицом — значит верить, что нет ничего случайного под солнцем. Что всякий дар приходит свыше (Иак.1:17). Этим даром может быть неизлечимая болезнь, как у Тимофея и Павла, скажем. Или гонения, бедность, война.

Покорность Божьей руке и внимание к Его действиям — вот черты Его слуг. Были ли логичны страдания Иова? Ни с земной точки зрения, ни с небесной (Иов1:1) они таковыми не были. Содержание Иов 1-2 до сих пор сокрыто от земных персонажей той драмы — Иова, его семьи, окружения, друзей. Что от них требовалось? Познавать Божьи послания и повиноваться Его руководству.

Когда мы, имея дело с аудиторией, находящейся в церкви десятилетия, слишком акцентируем логичность Писания, то подрываем его способность объяснять противоречивость жизни. Почему умирают младенцы? Логично ли это? Конечно, нет. Есть ли логика в страдании невинных? Ее там нет.

Вместо этого у верующих есть Божье заверение, что в день Суда Он всё выведет на свет и расставит на свои места. Что Он знает всё, слышит плач страдающих и не остается безучастным.

Этот мир создавал не Аристотель.

На мнимой важности логических противоречий и построена софистика, в частности богословская: «Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?»

В противовес этому попытки христианских апологетов использовать греческую философию, чтобы сделать семитское Писание приемлемым для греческого ума, привели к:

1) эллинизации христианства, где философия заменила исследование Писания;

2) иррационализации, мистификации христианской религии: «верю, потому что нелепо» (Тертуллиан).

Современный пример греческого рационализма в протестантстве — свидетели Иеговы. Помню фразу из беседы с ними: «Ну не могу я понять — как Бог может умереть?»

Что ты не можешь чего-то понять — для семита никакой не повод что-то отрицать. Иди учись.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация — место в современных Афинах, где, по преданию, апостол Павел выступал в ареопаге перед философами. Фото — Нина Олефиренко


Рубрика: Библейские исследования, Наука и религия

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"