Проблема прозелитизма в ранней иудео-христианской общине
1) Почему (Деян.15:5) оказались неправы христиане из уверовавших фарисеев, учившие о необходимости уверовавшим язычникам соблюдать Закон Моисеев?
Во-первых, вопрос, который обсуждают апостолы на совете в Иерусалиме, касается гиюра, то есть перехода язычников в иудаизм. (Именно перехода в иудаизм, поскольку иудео-христианская община не видела себя вне иудаизма). Но они обсуждали, каким этот гиюр у ранних христиан должен быть: каким, на каких условиях, что изменилось в процедуре гиюра после пришествия Мессии и Его жертвы на Голгофе. На эти вопросы как раз отвечает 15-я глава Деяний.
В чем же была проблема? По древнееврейской традиции (Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот; Мидраш Ялкут Шимони, раздел «Бо») для перехода в иудаизм было три условия: бритмила? (обрезание), твила? (крещение), ола? (всесожжение). Все язычники до момента, в котором Павел поднимает вопрос о гиюре, присоединялись к Израилю посредством исполнения этих трех условий. Эти условия составляли обряд гиюра, потому что до разрешения совершить этот обряд человек долго готовился. Когда раввинский суд давал добро на гиюр, он должен был пройти этот обряд из трех составляющих.
Поэтому когда христиане из фарисеев подняли вопрос о легитимации еврейского гиюра в отношении обращенных язычников, Павел восстал и вынес этот вопрос на совет. На совете было решено, что христианский гиюр должен отличаться от гиюра иудейского. Обрезание не требуется, поскольку Иисус был обрезан ради язычников. Его обрезание засчитывается как заслуга Мессии. Жертвоприношение (ола) тоже отменяется, поскольку Мессия принес в жертву Самого Себя. Остается погружение в воду. Иисус дал пример, что это надо делать. И четвертое: от язычника на первых порах требуется минимум исполнения заповедей, перечисленных в 15-й главе, что сравнимо с минимумом требований семи заповедей Ноя (в иудаизме) по отношению к язычникам. Но ожидалось, что крещенный язычник (пришедший в христианство из языческой религии наряду с язычником, пришедшим в христианство из синагоги и знающим законы Торы, и соблюдающим их, но необрезанным), будет посещать синагогу и узнает о всех требованиях Торы, которую читают каждую субботу. Христианские учителя помогут ему увидеть, как Тора, Пророки и Писания исполнились в жизни, служении, смерти и воскресении Иешуа Машиаха.
Следовательно, апостолы на совете в Иерусалиме оказались правы, облегчив обряд гиюра для язычников в контексте пришествия и смерти Мессии, показав этим начало новой эры, где Бог снизил планку для язычников в вопросе присоединения к народу Божьему, явив к ним великую милость и снисхождение.
2) Что и почему Петр и Иаков (выпускники школ священника Иоанна Крестителя и раввина Иисуса) называют непосильным ярмом и обременением для язычников (15:10, 19): обрезание, соблюдение Закона Моисея или и то, и другое? Как Петр (2 Петр. 2), Иаков (Иак. 2) и Павел (Рим. 2-3) могли в других своих письмах призывать соблюдать Закон?
Во-первых, Тора в иудаизме и в Новом Завете, и даже в Танахе имеет несколько значений, и только контекст определяет, какое из них имеется в виду:
1. Тора — учение, наставление.
2. Тора — Пятикнижие, Хумаш, Священное Писание.
3. Тора — весь Танах, всё Священное Писание.
4. Тора — Десять Заповедей.
5. Тора — система храмовых законов и ритуалов.
6. Тора — Священное Писание и устная еврейская традиция.
7. тора — учение конкретного раввина.
Непонимание этого рождает множество ошибок и злоупотреблений, особенно в толкованиях посланий Павла. Павел, имеющий рукоположение раввина, прекрасно знающий эти значения, часто под словом «закон» — «тора» может использовать всё множество их оттенков в своих посланиях.
Во-вторых, одно дело, когда человек рождается в иудейской среде, проходит обрезание на 8 день, и всю свою жизнь исполняет заповеди Закона, и другое — когда человек, рожденный в языческой культуре, поклонявшийся другим богам, приученный к законам и обычаям, в зрелом возрасте принимает иудаизм со всем корпусом религиозных предписаний. Для одного иудаизм — естественное состояние, для другого — приобретенный опыт, требующий полного посвящения и самопожертвования. В обоих случаях цель одна: верность Творцу. Но и в первом, и во втором случае существует одна проблема: формализм, — необрезанное сердце.
Так зачем, — поднимают вопрос апостолы на совете, — обрезываться язычникам, если даже те, кто рождается в иудаизме, не в состоянии своими силами достичь цели?
«И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их (Иез. 33:31). Вот поэтому Бог говорит о новом завете, в котором достигается цель — верность Богу посредством обрезания сердца. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иер. 36:26-27).
Поэтому в книге Иеремии новый завет подразумевает, что Тора будет не вне (снаружи тела), а внутри — в сердце.
Когда же Павел, Петр и Иаков говорят в своих посланиях о соблюдении Закона, надо учитывать, что Мессия уже пришел (истинная жертва принесена, истинный Храм явлен), поэтому законы о жертвоприношениях и, связанные с ними, о ритуальном очищении, не актуальны, поскольку исполнились. Это первое.
Второе: в связи с облегчением гиюра для язычников переход в иудаизм и все, что с этим связано (обрезание, жертвоприношение), тоже потеряли смысл.
Во времена Второго Храма для фарисейского иудаизма понятие «тора» без всяких прилагательных всегда подразумевало Десятисловие и моральные законы Священного Писания. Каждую субботу в синагогах читались Десять Заповедей. Этот обычай был принят и иудео-христианами, что послужило отмене этой традиции в иудейских синагогах, поскольку иудеи заявили, что Тора — это не только Десять Заповедей, но намного больше.
Поэтому когда апостолы пишут свои послания, универсальные как для христиан-иудеев, так и христиан из язычников, они говорят об абсолютном, универсальном и вечном Законе нравственности, существовавшем до Храма и до избрания Израиля, и который будет существовать как необходимое требование для Израиля и не для Израиля, как написано: «один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исход 12:49).
3) На основании чего апостолы и пресвитеры решили, подписав в свою партию еще и Святого Духа (15:28), что язычникам надо дать (только / именно) четыре (эти) заповеди: запрет идоложертвенного (позже Павел покажет, что христиане из иудеев теоретически могли этот запрет обходить — 1 Кор. 8), запрет разврата (единственный из четырех восходящий к Десятисловному откровению), удавленины и крови (15:20)? Похоже, первые два запрета относились к идолопоклонству (и связанной с ним храмовой проституции), вторые два к пищевым законам. типично иудейская проблематика, надо сказать.
Заповеди, которые дают апостолы, имеют, скорее, временный характер не в смысле их временного соблюдения, а в смысле опыта духовного взросления новообращенных. Эти заповеди касаются актуальных проблем для людей, обращенных из идолопоклоннических религий, и сексуальной развращенности, пока прозелиты не узнают больше о нравственных законах иудео-христианства в синагогах во время чтения Торы. Это похоже на сегодняшние минимальные требования для приходящих в адвентизм: оставление вредных привычек, соблюдение диетарных законов, соблюдение субботы и других Заповедей Десятисловия, как моральный, но не достаточный минимум.
4) Как понимать аргумент после этого перечисления: «Ибо (???) [закон] Моисеев от древних родов (похоже, с эпохи вавилонского плена) по всем городам (!) имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (15:21). Главная мысль фразы: Закон узнать реально — его «всегда» и «везде» читают в синагогах. Эта мысль не потеряла истинности за 2000 лет. Вот только как ее применять: апостолы рассчитывали, что уверовавшие язычники будут ходить (наряду с христианскими служениями или вместо них — и баптист привычно думает о собраниях по воскресеньям) в синагоги? Но в Деяниях видим, что Павел начинал проповедь в синагогах, где со временем вычленялась группа христиан из уверовавших иудеев и язычников, начинались гонения, и он эту группу откалывал и начинал отдельные собрания. Как верят адвентисты, по субботам. И у этих групп, похоже, своих свитков Закона и пророков быть не могло из-за их дороговизны (8:28) и необходимости их заказывать у всё тех же иудеев. Иисус предупреждал, что синагоги станут базой преследований и судилищ, от которых, кстати, страдали и пророки (Матф.23:34). Так ходить уверовавшему иудею и язычнику в синагогу или нет?
Иудео-христианская община вплоть до 80-х гг. первого века н.э. (после разрушения Второго Храма) не отделяла себя от синагоги. Следовательно, утреннее субботнее служение с чтением Торы в синагогах было служением, которое посещали христиане. Абсолютное большинство христиан из язычников первого века н. э. принадлежало группе людей, называемой «богобоязненные» («себомай» или «теос гюпсистос»). Эти люди посещали синагогу, соблюдали некоторые заповеди, включая субботу и диетарные законы, но не принимали обрезания, то есть не переходили иудаизм. Именно они стали ядром христианских языческих общин, помимо евреев по плоти. Поэтому и Павел, и другие апостолы проповедуют Мессию иудеям и язычникам именно в синагогах, и именно там потом уверовавшие иудеи и язычники вместе со своими братьями поклоняются по субботам, поскольку для язычников первого века не было другой возможности услышать о Мессии, кроме синагоги, за редким случаем — на рынке и городских площадях от апостолов и христианских вестников.
Относительно свитков Торы. Большинство иудеев диаспоры читали Тору на греческом языке, то есть из Септуагинты. Поэтому Новый Завет пишется на греческом (за исключением Евангелия от Матфея, первоначально написанного на арамейском или древнееврейском), рассчитывая на грекоязычного читателя. Но, независимо от цены, каждая община имела свой свиток, может, даже и на древнееврейском, потому что христиане диаспоры были намного богаче, чем их собратья в Израиле, и могли себе это позволить.
Из-за того, что иудео-христиане посещали синагогу и после разрушения Храма, в диаспоре и в Израиле, иудейские учителя постановили включить в ежедневную молитву «Амида» вставку «Проклятие отступников» (против иудео-христиан и язычников-христиан, посещающих синагогальные службы), с целью их изгнания: никто не будет читать проклятие на самого себя и говорить после этого «Аминь». Но и это не остановило многих.
После того, как иудеи восстали против Рима в 130-х гг. н.э. под руководством Бар-Кохбы, Рим утопил восстание в крови, разрушил Иерусалим и выгнал евреев из Палестины. На евреев во всей Римской империи начались масштабные гонения. Но поскольку образ жизни иудеев и христиан в общем был очень похож, их отношения и связи оставались очень тесными, эти гонения коснулись и христиан. Именно по этой причине в среде христиан-язычников и возникают корни и предпосылки антииудейских и антиеврейских учений с целью отмежевания от гонимых иудеев. Но и в следующие столетия христиане не переставали посещать синагоги, что вызывало «праведный гнев» Отцов церкви (Иоанн Златоуст и другие).
Относительно вовлеченности апостолов в храмовое служение. В 1-м веке Храм становится чем-то большим, чем место жертвоприношений. Поскольку синоптические Евангелия были написаны до разрушения Храма, мы видим, как многие иудео-христиане и христиане-язычники не переставали посещать Храм в праздники и поклоняться в нем как в месте молитвы, но без принесения жертв, ссылаясь на слова Христа: «Дом Мой будет домом молитвы для всех народов», процитированные Им из книги Исаии 56:7.
Подводя итог сказанному, можно заявить: Церковь адвентистов седьмого дня никогда не считала, что Десять заповедей — это достаточный моральный минимум для каждого человека, поскольку и Тора (Пятикнижие), и Пророки, и Писания, а также Новый Завет включают в себя намного больше моральных требований и заповедей, которые касаются всех сфер жизни. Адвентистская церковь всегда делала важный акцент на том, что Божественный Декалог незыблем и вечен.
Виталий Обревко, специалист по иудаике
Иллюстрация: раскопки синагоги І века н.э. в г.Магдале на севере Израиля. Источник
Комментарии (18):
Др.
| Ссылка на комментарий
Всего один вопрос автору.
Иисус сказал — » Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.»
Следует ли эти слова понимать так, что если очевидно перестала действовать добрая часть Моисеева закона, а не просто иота, то это соответственно означает, что исполнилось все?
Валерий
| Ссылка на комментарий
Относительно Мф.5:18. Под «законом» Христос, как и слушавшие Его, понимал Пятикнижие Моисеево и книги Пророков, как это видно стихом выше: «…не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я , но исполнить». А так же в Лк.22:37. «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному:» и к злодеям причтён.Ибо то, что о Мне, приходит к концу». Ср. Мф.5:18 «…ни одна черта не прийдёт из закона, пока не исполнится всё».
Спрашивается: Что «всё»? «Всё» — это то, что написано о Христе в законе и пророках. «Вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой у Меня в сердце»(Пс.39:9).
Таким образом, речь идёт о пророчествах о Христе, которые должны были по последней йоты исполниться в Нём, ибо такова была воля Отца, а Сын был послушен Ему до смерти и смерти крестной.
Александр
| Ссылка на комментарий
Не согласен с вами. «Пока не исполнится все» — подразумевается все пророчества Ветхого Завета, которые как известно заканчиваются следующим: «Пока небо и земля не прейдут», что имеет прямую паралель с последним пророчеством Откровения: «И увидел я новое небо, и новую землю» (Ис. 66:22-23, Откр. 20:1).
Напомню вам также следующий стих: «Разъярился дракон на женщину и ушел воевать с остальными ее детьми, хранящими заповеди Бога и свидетельство Иисуса» (Откр. 12:17).
Вашей логике, что речь идет именно о пророчествах, связанных со Христом, не хватает аргументации. Пророчества Библии не делимы и следуют определенной взаимосвязанной логике.
Др.
| Ссылка на комментарий
Ждем автора.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Валерий,
классная экзегеза.
но ясно, что для исполнения всей Торы нужно 1) жить в Израиле, 2) в стране должна доминировать аграрная культура, 3) нужна Скиния или Храм.
со времени вавилонского плена большинство мирового еврейства проживало в диаспоре (за пределами Израиля) и в лучшем случае появлялась в Иерусалиме на одном-двух паломнических праздниках (Деян.2).
в еврейской историографии сегодня преобладает мнение, что в Израиле под римским владычеством основные доходы приносила торговля, а не сельское хозяйство.
но это «мелочи» по сравнению с главными проблемами — разрушением Храма, что делало невозможным исполнение, согласно Болотникову, почти половины заповедей, и изгнание евреев из Палестины при императоре Адриане после восстания Бар-Кохбы в 135 г. н.э. а вот это уже не шутки.
причем две книги из апостольских Писаний — евангелие Иоанна и Откровение — писаны после разрушения Храма в 70 г. н.э.
Иисус недвусмысленно предсказал разрушение города и Храма (см. Дан.9).
на мой взгляд, разрушение Храма идеально укладывается в ту реформацию иудаизма, которую осуществил Иисус, а реализовал Павел.
поэтому что-то отменилось точно. даже в Торе мы видим переход от Закона пустыни (книга Исход) к Закону Ханаана (книга Второзаконие). изменяются акценты, связанные с новым образом жизни Израиля. разрушение Храма повлияло на еврейскую жизнь самым радикальным образом — см. книги Иеремии, Иезекииля и Даниила. разрушение Храма недаром было аналогом конца света, т.к. религиозный еврей жизни без Храма не представлял.
поэтому вопрос стоит иначе: что должно было измениться с приходом Мессии (добавление) и отменой храмовых жертв (отмена).
Др.
| Ссылка на комментарий
+
Александр
| Ссылка на комментарий
Валерий, к своему предыдущему комментарию добавлю, что вы манипулируете стихами, выдергивая их из контекста:
Мф. 5:18: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Из этого становится понятным, что речь идет обо всех пророчествах Библии, вплоть до последних апокалиптических событий, которые я перечислил в предыдущем комментарии.
Валерий
| Ссылка на комментарий
Слово Божие есть то Слово, о Котором свидетельствует Иоанн(Ин.1:1-4); это — Иисус Христос, о Котором говорят пророки и апостолы от Моисея до Иоанна; это -«семя», о Котором свидетельствует Он Сам в «начале книги»(Быт:3:15); и это Тот, Который заканчивает книгу словами:» Я Иисус…(Откр.22:16).
Так в чём между нами разница? Вся Библия — это свидетельство о Христе: в Ветхом завете, то есть в Законе и Пророках — об «Агнце, Который берет на Себя грехи мира», а в Новом — «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною…»
Валерий
| Ссылка на комментарий
Максим, ваш комментарий относится скорее не ко мне, а к Александру.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
(Гал.5:3) ——то есть обрезываешся ты или не обрезываешся ,все равно нужно соблюдать нравственные принцыпы …..а в наше время——-пишеш ли ты стихи,поеш ли пестни,пишешь ли ты статьи о Христе,все равно нужно исполнять нравственные принцыпы,как и неимеющему таланты….а еще ,после смерти Христа,израилем стал весь мир и в деяниях это,косвенно подтверждается—ЧТО ГОСПОДЬ ОЧИСТИЛ,ТОГО НЕ ПОЧИТАЙ НЕЧИСТЫМ…..и люди по умолчанию,спасены,с условием личной веры в это…..но верят не многие,тем самым отвергают спасение и сделаный грех,христианина—-ЭТО ОТКАЗ ОТ СПАСЕНИЯ!!!!!
Виталий Обревко
| Ссылка на комментарий
Благодарю вас за комментарии!
В контексте Нагорной проповеди Иисус являет себя как новый Моисей, дарующий новые заповеди – заповеди блаженства. В древнееврейском мышлении «новое» не противоречит «старому».
Поскольку Его учение для фарисейского иудаизма было радикальным, многие из фарисеев посчитали, что оно (учение — Тора Иисуса) отменяет Священное Писание, Тору и Пророков. Поэтому Иисус и говорит: «Не думайте», тем самым утверждая, что Его учение не только не упраздняет или отменяет, но исполняет все, что возвестили Тора и Пророки.
Во-первых, Он пришел исполнить Тору, ее законы и заповеди (моральная составляющая), храмовые постановления и ритуалы (обрядовая составляющая), пророчества и предсказания (сотериологическая – учение о спасении – и апокалиптическая – учение о последнем времени — составляющие), — все, что указывало на Мессию.
Второе: Он пришел наполнить (греч. плеросай) древние богодухновенные слова, законы, изречения, истории новым содержанием и новым, более глубоким смыслом.
Третье: древнееврейские мудрецы учили: «Когда придет Мессия, он даст новую Тору, которая, по сравнению с Торой Моисея, будет настолько выше, как небо выше земли». Таким образом, Иисус пришел дополнить Тору и Пророков (прогрессирующее откровение) совершенным и необъятным, полным учением о Боге как Отце, явив Его своей жизнью, служением и смертью.
Итак, слова Матфея 5:18 «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» обозначают:
1. Вечность, неизменность Божьего Слова: из него не исчезнет ни одна йота (буква «йуд», наименьшая в еврейском алфавите), ни одна черта («коц» — «шип» на еврейских буквах. Например, в букве «тав» — ? – выдающийся «хвостик» вверху, отличающий ее от другой).
2. Все, что предсказано в Торе и Пророках, все пророчества о Мессии и о мире грядущем обязательно исполнятся, даже если этот мир перестанет существовать. Здесь Иисус использует еврейский риторический прием «каль вахомер» — «легкое и тяжелое», — «тем более, и подавно». Скорее исчезнет небо и земля, чем наименьший элемент буквы Торы, тем более наименьшая буква, тем более слово, тем более пророчество, не говоря обо всей Торе и Пророках вместе взятых.
3. Вся система символов, прообразов, ритуалов Торы (Храм, жертвоприношения, законы о жертвах, о чистоте), указывающая на грядущего Мессию, исполнилась и исполнится в Иисусе Христе настолько точно, что скорее небо и земля перестанут существовать, нежели хоть один элемент, наименьшая заповедь, самый незначительный символ не исполнится (не исполнился) в Его жизни.
Др.
| Ссылка на комментарий
Виталий,
И заповеди о жертвоприношениях? И заповеди и ежегодном очищении святилища?
Вы действительно считаете их вечными?
Разве не очевидно, что этих заповедей больше нет, т.е. никакие они не вечные?
Уууу..если мир перестанет существовать, то никому и дела не будет, исполнятся ли они или нет.
Хотя — вот тогда-то они уж точно не исполнятся 🙂
Вообще в словах Иисуса речь идет не о пророчествах и не о писаниях, а исключительно о законе, Да там прямым текстом об этом сказано — «не прийдет из ЗАКОНА».
Пророчества будут исполнятся, не взирая ни на что и в свое время, и они не могут НЕ ПРЕЙТИ после своего исполнения.
Т.е. слова «будут продолжать действовать и после своего исполнения, пока не исполнится все», применительно к пророчествам звучат как нонсенс.
А вот закон в какое-то время должен прекратить выполнять свою работу. И произойдет это одновременно для всех заповедей закона. Да и по другому и быть не может — невозможность исполнять храмовые обряды ставит крест на всем законе сразу и бесповоротно — что толку исполнять половину заповедей и находиться под проклятием из-за второй половины, которую невозможно выполнить чисто физически.
Заповеди закона, относящиеся к храмовому служению, перестали действовать и более не будут действовать никогда, согласно учению адветистов.
Отсюда следует следующий вывод —
В соответствии со словами Христа, НЕ ОТМЕНИТСЯ НИЧЕГО, пока не исполнится ВСЕ.
И когда исполнится ВСЕ, то и отменено будет ВСЕ, поскольку Моисеев закон не предполагает его изменения.
Т.е. либо ты тщательно исполняешь все, написанное в законе, включая все храмовые обряды, либо ты грешник.
Ну а если ты грешник, то нет разницы, есть закон или нет его, снаружи он или внутри — с Богом мира нет, а все остальное не существенно.
Если вы согласны с тем, что со времени воскресения Христа Моисеев закон более не является средством освобождения от греха (хотя думаю, что по инерции не согласны)
то каким образом, по вашему, человек может примириться с Творцом?
Сделать христианский гиюр? (смешное сочетание, иудеи наверное долго будут смеяться над этим)
Извините, но он не соответствует требованиям Моисеева закона.
Александр С.
| Ссылка на комментарий
У вас неправильное представление о Ветхом Завете. Закон Моисеев не был средством освобождения от греха, он был «добавлен в связи с беззакониями», как детоводитель к завету благодати Авраама. Закон — это всего лишь инструмент, указательный знак, в каком направлении двигаться. Примирение с Творцом, как в Ветхом Завете, так и в Новом, происходит через Жертву Ягненка.
То что евреи пост-вавилонского плена пытались спасаться исполнением Закона — было их фатальной ошибкой.
Др.
| Ссылка на комментарий
Александр С.
Что такое закон, обуславливает сам закон — «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
Коротко и очнь доходчиво.
Это все понятно. Мы все в это верим, но проблема в том, что из закона Моисеева этого не следует.
Поэтому базовый вопрос дискуссии остается в силе —
Виталий Обревко
| Ссылка на комментарий
Уважаемые комментаторы, пожалуйста, прочтите внимательно публикацию, особенно о значениях слова «Закон».
Др.
| Ссылка на комментарий
Виталий Обревко
Прочитал еще раз.
И должен заметить, что книга закона была только одна — Моисеева. Поэтому в каком бы месте и в каком смысле не использовалось бы слово «тора», проклятие закона находится только в одно месте — в законе Моисея.
Согласно которого весь Израиль должен быть обрезан.
Скажите, вас не смущает то, что призывая следовать законам Моисея после крещения во Христа, вы первым делом их же и нарушаете? Ведь обрезание никак не связано с храмовым служением, и поэтому оно не должно быть отменено, согласно вашей логике.
Если Христос был обрезан ради язычников, и принес в жертву Самого Себя, то почему Он не мог быть также и крещен в воде ради язычников? Т.е. исповедания веры могло бы быть вполне достаточно..
Но как бы там ни было, я не согласен с самим подходом — язычники не были крещаемы в иудаизм. Писания говорят о новом творении, т.е. это не иудеи и не язычники. Поэтому стараться перетянуть язычников в иудаизм и считать это христианством также неправильно, как и перетягивать их в язычество (чем успешно занимаются основные христианские религии).
И в любом случае, ваш комментарий не дает ответа на основной вопрос — почему оказались неправы христиане из уверовавших фарисеев, учившие о необходимости уверовавшим язычникам соблюдать Закон Моисеев?
Ведь, судя по вашему толкованию, они были как раз правы — соблюдать закон Моисеев надо. Ну может не сразу, но надо.
Ведь вы именно это имели в виду, не так ли?
Александр С.
| Ссылка на комментарий
Там ниже написано по тексту, что это была «фарисейская ересь» (стих 5) спасением делами, которой было противопоставлено спасение по благодати (стих 11).
В этом, пожалуй, заключается парадокс Ветхого Завета — проклятие соседствует со спасением по благодати. В чем заключалось проклятие, надо размышлять. Во-первых, люди были лишены свободы — рожденный в Израиле автоматически попадает под завет. Во-вторых, осознанное нарушение десяти заповедей приводит к тяжким последствиям — побиению камнями. В христианстве этого нет, однако осознанный бунт против воли Божьей также несет проклятие в виде потери спасения. Да и в этой жизни грешникам, согласитесь, не сладко.
Всем спасибо за интересную дискуссию. Прошу прощения за возникающие недопонимания, это неизбежное свойство виртуального общения, в особенности, если затрагиваются сложные темы.
Др.
| Ссылка на комментарий
Ну, я бы так не сказал..они были обращенными из фарисейской ереси, это да. Это были те ревнители закона, о которых говорится в Деян.21:20.
Но логика в их убеждениях была в точности такой же, как и у автора. Просто тогда вопрос обрезания не был еще рассмотрен, поэтому они и вели речь об обрезании, а мы сейчас уже знаем, что решили апостолы — обрезание язычникам не нужно принимать. Поэтому и говорим — обрезание не нужно.
Но вот все остальное!..(Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу и т.д..)
В ответ на эту логику (на тот момент в принципе безупречную, поскольку Храм еще стоял и не было никаких признаков того, что закон отменен) апостолы привели основание намного более убедительное, чем закон — «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;»
Т.е. если они получили тот же Дух, что и мы, при этом не будучи обрезаны, то для чего их заставлять обрезываться, если они УЖЕ получили свидетельство от Бога о своем спасении?
Т.е. они были рождены свыше помимо закона (не зная и не имея его), и раз так, то закон им и не нужен.
И эта логика перевесила, поскольку она была основана не на абстрактном теоретизировании, а на практических делах Божиих. Которые оспаривать ни у кого желания не оказалось.
Вот почему оказались неправы те христиане из уверовавших фарисеев, которые учили о необходимости для уверовавших язычников соблюдать Закон Моисеев.
Так я это понимаю.