Пасторы и жизнь на майдане
Многие из моих друзей-христиан считают себя социал-консерваторами и поддерживают свою политическую организацию. Я тоже интересуюсь событиями и политикой и полагаю, что мы должны знать, что происходит вокруг нас, принимать участие в событиях, оказывающих влияние на жизнь людей, и голосовать. Христиане должны изменить свой мир. Но, когда вы испытываете давление со стороны наиболее активных в своем политическом блоке людей, я думаю, что оставаться верным, значит следовать примеру Иисуса, и активно заботиться о благополучии людей, не позволяя политическим организациям влиять на наше мировоззрение. В конце концов, Иисус руководствовался в своих поступках мировоззрением, родившимся из его отношений с Богом, а не аргументами политических организаций или заявлениями религиозных общин, стремящихся служить интересам каких-то лидеров.
Чтобы понять мировоззрение Иисуса, следует обратить первоочередное внимание на его заботу о благополучии общества. Когда Его спросили, как нужно молиться, Он произнес молитву Господа, образец, который используется в богослужении Церкви, не только за его ритмическую форму, но и за проникновенное содержание. Просьба в третьей строке этой молитвы бросает вызов всем мыслящим христианам в вопросе их социальной ответственности: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). Выражая стремление к установлению господства Бога в настоящее время, молитва напоминает буквальную структуру и просьбу Кадиш, древнеарамейской молитвы, обычно использовавшейся в завершении служения в синагоге. Будучи евреем 1-го века, Иисус наверняка часто произносил Кадиш, где говорится: «Да будет его великое имя превознесено и свято в мире, который Он сотворил по своей воле. Пусть его царство пребудет в вашей жизни и в ваши дни и в жизни всего дома Израилева, быстро и скоро».
Толкование Иисуса было противоречивым. Слова «Да будет воля Твоя на земле», сказанные в контексте угнетения, рабства, несправедливости, неравенства, жестокого обращения и равнодушия представляют собой весьма радикальную просьбу. Для Израиля времен Христа предложение исполнить Божью волю могло означать свержение деспотичной и безбожной власти Рима. Мессианские ожидания переплелись с политической властью, и очень легко могло показаться, что Спаситель пропагандирует политические решения. Тем не менее, Иисус в Кадише намеренно не упоминает Израиль, но призывает, чтобы воля Божья исполнилась на всей земле, включая все страны и народы.
Что Иисус имел в виду? И почему последователи Иисуса попросили Его научить их молиться? Жизнь Евреев в 1-м веке была наполнена молитвой. Люди еврейской веры, подобно Иисусу и Его ученикам, молились утром и вечером, произносили псалмы, как молитвы, признавали местом молитвы храм и молились в синагоге. Зачем был нужен новый образец молитвы? Не исключено, что как ученики, они ожидали от Наставника указаний по поводу молитвы. Но намерением Иисуса было, помимо этого, через молитву дать новое видение сообщества верующих. Иисус упомянул то, что Бог считал самым важным в обществе, и стремился запечатлеть эти ценности в Своих учениках. Что Он подразумевал, продемонстрировано Его последующей жизнью.
Иисус продемонстрировал сострадание к людям
Божья воля на земле приводит к мысли о служении другим. Пасторское богословие, предметом которого является участие Церкви в оказании помощи обществу, начинается с опыта Иисуса. Несмотря на то, что Спасителю было отведено относительно мало времени для выполнения Его миссии, в своем служении Он проявлял сострадание к людям. Высота эсхатологической цели не была для него аргументом, чтобы пройти мимо чьего-либо страдания в конкретной ситуации. Пять следующих примеров проявления Иисусом заботы о людях помогают нам понять и Его мировоззрение, и Его активность.
Иисус защищал детей. Когда к Нему приводили детей, Он подчеркивал их значимость. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). В стране, которая предлагала детям только селективное образование, Он сказал: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:42). По крайней мере, в двух случаях Он учил, что служение ребенку было служением Ему. Для Иисуса дело царствия Божия не отрицало беспокойства об образовании, защите и благополучии детей.
Иисус пропагандировал здоровье и исцеление. «При захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк. 4:40). Он постоянно заботился о больных. Он изменял Свои планы, чтобы послужить людям, ищущим исцеления. Часто физическое исцеление выражало духовное восстановление. Но часто, как в доме Симона, Иисус просто служил больному, потому что нужды страждущих были в центре Его служения. Забота о здоровье и исцелении, которую Он осуществлял, была универсальной. Он не обращал внимания на благосостояние, образование, социальный статус или вероисповедание.
Иисус демонстрировал равенство. Он поощрял общение с людьми, не следовавшими за Ним. Ни один Иудейский раввин при всех не заговорил бы с женщиной, не говоря уже о самарянке. Вот сцена у колодца Иакова в Самарии: «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:7). Последующее благословение этой женщины на служение являло собой разительный контраст с неравенством, существовавшим в культуре Его времени. Ученики Иисуса, основывая в первом веке Церковь, хорошо знали Божью волю на земле относительно равенства. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Иисус помогал бедным. Т.к. Он отдавал Свои средства на служение, у Него не было богатств. Но бедняки получали от Него уважение. Дар бедной вдовы был превознесен, как свидетельство ценного характера (Лк. 21:3,4). Он проповедовал спасение бедным (Мф. 11:5), осуждал накопительство в присутствии бедняков (Лк. 18:18-25) и кормил голодных. В первой заповеди блаженства говорится, что нищие духом (независимо от материального состояния) блаженны. Церковь, основанная в первом веке по Его свидетельствам, явно научилась у Него состраданию к бедным, т.к. у прихожан все было общее (Деян. 2:44,45).
Иисус искал справедливости. Представ перед женщиной, обвиняемой в поступках, за которые по Иудейским законам полагается смерть, Иисус столкнулся как с вопросом наказания, так и проблемой обвинителей: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). В одном поступке Иисус защитил беззащитных, провозгласил справедливость для всех и связал искупление со справедливостью. Очистив храм от тех, кто превратил место для общественной молитвы в рынок, Он показал Свою заботу об общих правах (все должны иметь доступ), не обращая внимание на власть или положение.
Иисус, праведность и политические структуры
Если слова «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе» означают, что человеческое общество должно управляться божественным законом, и для осуществления этого требуется установить религиозные нормы, то подобная позиция не проявилась в жизни и учении Иисуса. Он, действительно, стремился к переменам здесь и сейчас. Он защищал детей, был заинтересован во всеобщем здоровье и исцелении, показывал веру в равенство, помогал бедным и стремился к справедливости. Его волновали все нравственные вопросы, отражающие общественную праведность, но Он не полагался на правящие власти в решении всех этих проблем. Иисус знал об испорченности человечества и злоупотреблении властью, которое неизменно присутствует во властных структурах в человеческом обществе, будь то политика или религия.
Честолюбие развращает. Иисус предостерегал тех, кому предстояло стать костяком ранней христианской Церкви, об искушении властью: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:25,26). Иисус столкнулся с этим искушением, когда ученики убеждали Его, что способность исцелять и напитать голодных, которой Он обладал, послужит национальным интересам: «Иисус же узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6:15).
Дело вовсе не в том, что Иисусу нечего было сказать о политике, или Он избегал публичных действий. Возьмите хотя бы Нагорную проповедь, где ясно отстаиваются Его взгляды и позиция, записанные Матфеем, как кульминация Его раннего служения. Проповедь, действительно, знакомит читателей Евангелия от Матфея с Иисусом. Родословная, рождение, сообщение Иоанна Крестителя, исцеление – все внесло свой вклад в популярность Его служения. Иисус создает движение, сопровождающееся все возрастающим общественным интересом. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии…И следовало за Ним множество народа» (Мф. 4:23-25).
Затем следует проповедь. С невероятной смелостью Он опровергает иерархические идеи как политической империи Римлян, так и религиозной элиты Иудейского мира. По настоящему блаженны не элита и не власть имущие, а бедные, кроткие, гонимые и миротворцы. Это их царство, где нет приоритета верхов, но власть отдана наименьшим.
Совершенно ясно Иисус исправляет поверхностность формальных подходов к закону, при которых игнорируется дух. Он рисует плюралистический мир, в котором любят не только своих ближних, но и тех, кто далек, и даже врагов; мир, в котором верность измеряется душевной чистотой, в котором предпочитают отдавать, а не ссужать под проценты, в котором истинное сокровище, – сердце и нет осуждения. Иисус высказывает Свой самый понятный этический принцип: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
В середине проповеди Он вставляет молитву с просьбой: «Да будет воля Твоя на земле». Мы не можем не замечать этого. В Нагорной проповеди Он заявляет о Своем желании создания справедливого порядка на земле.
В мире, где политика и религия слились в правящих структурах, Иисус просил изменить сердце, отказался от личной политической власти и проявлял сострадание. Он служил другим бескорыстно; т.е. зачастую облегчал человеческое страдание просто потому, что это было человеческое страдание. Зная состояние людей, Он проявил мудрость и не стал возлагать ответственность за праведное поведение в обществе на политические структуры.
Следуя примеру Христа
Как же нам, последователям Христа, сохранять веру в политизированном мире?
Первое наблюдение – наше призвание служить другим, независимо от религиозных убеждений. Такие проблемы, как образование, защита детей и их прав, здравоохранение, равенство, уничтожение нищеты и гарантия справедливости должны быть частью нашего христианского мировоззрения лишь потому, что мы являемся последователями Христа.
Второе наблюдение – риск возложения ответственности за поведение, обусловленное религиозными убеждениями, на политические структуры. Многие из нас безоговорочно признают наличие опасности в теистическом обществе, где происходит слияние правительства и религии, и население приветствует давление правительства на религиозные институты. Однако демократии также являются поводом для праведных и неправедных предпочтений религиозного большинства. Когда люди прибегают к политическому влиянию, чтобы навязать религиозные взгляды в вопросах культуры, они ненамеренно в ложном свете выставляют мировоззрение Иисуса и характер Бога. Бог предоставляет и уважает свободу выбора. Политические организации неизбежно хватаются за отдельные проблемы в интересах политической целесообразности, одновременно не замечая других, более важных вопросов. Представители церкви должны сохранить пророческий голос, призывая общество к праведности без предвзятости, присущей политическим и религиозным институтам.
Значит ли это, что наши политические структуры всегда игнорируют или должны игнорировать представление о праведном мире? Нет. Как уже говорилось, образование, защищенность и права детей, здравоохранение для всех, равенство, уничтожение нищеты и гарантия справедливости должны представлять интерес для нашего общества и правящих институтов. Духовные лица должны поддерживать благополучия общества и идти на жертвы ради него. Наши общественные институты необходимы и могут служить человечеству. Но эти интересы обязательно должны преследоваться в плюралистическом обществе бескорыстно, без предпочтений, предвзятости или интересов в вопросах веры.
Христиане, особенно священнослужители, должны положительно влиять на общественную жизнь. Проявляйте сострадание к людям, принимайте участие в решении проблем, которые отражают заботу Иисуса обо всем человечестве. Занимайте определенную позицию в критических вопросах. Стремитесь к благонравию в обществе, как это делали многие до нас. Побуждайте людей добросовестно исполнять свои гражданские обязанности. Служите миру. Но помните, что Иисус никогда не использовал политическую власть для того, чтобы навязать религиозные убеждения. Будьте уверены, что вашим сердцем и разумом управляют не политические институты, а Иисус. Мы служим от Его имени.
Скип Белл,преподаватель христианского служения и директор программы доктор служения Адвентистской духовной семинарии университета Эндрюса, Бэрриен Спрингс, Мичиган, США
Журнал «Альфа и Омега», 2011, № 2, С. 8-10.
Иллюстрация: источник
Комментарии (2):
jhjkk
| Ссылка на комментарий
рыба гниет с головы !
По делу
| Ссылка на комментарий
Эти путинские игры уже до войны довели.