Царство Божье внутри вас есть
Предположим, у вас есть возможность побывать в Палестине. Вы поехали, все внимательно посмотрели, возможно, потрогали. И в память о поездке какой бы вы сувенир привезли? На мой взгляд, лучшим таким сувениром стало бы горчичное семя.
Иисус говорит: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).
Какова природа этого Царства Небесного? «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Нам не совсем понятна эта мысль. Как это Царствие Божье может быть внутрь нас? Ведь фраза «внутрь нас» – нам указывает на направление, но не на место. «Внутрь» – это направление движения. А Христос говорит о месте нахождения Царства Божьего. И поэтому некоторые могут подумать, что Иисус имеет ввиду, что Царство Божье «внутри» нас есть. Можно ли так интерпретировать слова Христа? «Внутрь и внутри» – это одно и то же или нет?
Другие переводы говорят, что Царство Божье «среди нас есть». Это мы видим в переводе, сделанным, например, Русским Библейским Обществом. «Среди нас есть» — этот перевод более точнее передает смысл греческого текста.
Обратив внимание на контекст, мы видим, что данный перевод не противоречит общему контексту. В 17 главе Евангелия от Луки во 22 и 23 текстах говорится следующее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете увидеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь…». Обратите внимание на повторение фразы: «Вот здесь, или вот там…». Эти слова используются для обозначения Царствия Божьего. Ведь до этого уже использовалась фраза «Вот здесь и вот там… » в Лк. 17 главе 21 стихе. Эти слова сначала он использует для описания Царства Божьего, но в следующем предложении Лука использует эти же слова для описания того, что не увидят Сына Человеческого. Какой можно сделать вывод?
Царствие Божье – это то место, где находится Царь царей и Господь господствующих. Царствие Божье – это то место, где находится Сын Человеческий. Лука говорит Царствие Божье среди вас, хотя вы видите и не замечаете. Это происходит потому, что Я, как царь, как Владыка нахожусь среди вас – здесь. Физически вы Меня не увидите, но Он оставил нам обетование: «Се я с вами во все дни до скончания века». Царствие Божье таким образом представляет собою группу людей, Царем, Владыкой которой является Сын Человеческий – Господь Иисус Христос.
В Евангелии от Матфея 21:41-46 текстах говорится следующее: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».
Обратите внимание на следующие слова: «Царствие Божье отнимется от вас…». У вас – это у кого? По контексту мы видим, что фарисеи и первосвященники поняли, что Он о них говорит. То есть мы видим, что Царствие Божье будет отнято у вождей и будет передано другому народу. Здесь Царствие Божье представлено как общество людей. Эти люди живут на земле. И они призваны приносить добрые плоды. То есть жить в соответствии с волей Царя, который правит этим царством. Из истории мы видим, что именно так и произошло. Управление было отнято от первосвященников и отдано другим.
Таким образом, народ Божий, представляющий Бога на земле представляет собой группу людей, повинующихся гласу Царя. Это те, которые живут по законам Царствия, по законам Божьим. Люди этого Царства учат других законам Божьим.
Итак, что же такое Царствие Божье, по мнению Иисуса Христа? Царствие Божье – это сообщество, народ Божий, живущий на земле, соблюдая Его заповеди и проповедуя это Царствие другим людям. Не только в узком кругу людей, а на всей территории, по всему миру.
Размер горчичного зерна — полтора миллиметра. Иногда бывает оно чуть больше или чуть меньше. Но по сравнению с другими зернами оно очень маленькое.
Господь берет и сеет зерно в сердца людей. В этой притче человек представляет собой Господа и Царя всего.
Вот отрывок из произведения Льва Толстого «Липунюшка»:
«Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?». Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..». А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?». А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке…».
Откуда появился мальчик в этой истории? Он вывелся. Таким образом только в сказках могут появляться дети.
А Царство Бога на земле не могло зародиться само собою. Царство Божье не получилось случайно, потому что Господь является родоначальником этого царства, строителем. Он взял инициативу в свои руки. Несмотря на то, что мы в лице прародителей ушли от Него, согрешили против Него, Он не оставил нас на погибель. Он пришел и начал Свою проповедь следующими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божье!» Он взял и насадил это семя. Он пришел и совершил великий труд, великий труд спасения. Здесь на земле, ради всех нас. Здесь и начинается Царствие – Царствие Божье. Труд – это Божье действие.
Что Еще сказано о горчичном зерне? Человек взял его и посеял на поле своем. Так это звучит у Матфея. У Луки сказано, что «Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Лк.13:19).
Горчичное семя — не дикое растение. Семя высажено на участке, который постоянно обрабатывается, за ним постоянно ухаживают. Этот участок Богу принадлежит. Не важно, что действия происходят в Божьем саду или на Божьем поле. Здесь Он может ухаживать за посеянным семечком и смотреть, чтобы оно хорошо росло.
Второй момент — зерно высажено в особую почву. Приготовленную. Можно вспомнить притчу о сеятеле. Он идет и бросает семя. Но семена падают на разную почву. Одно падает при дороге, другое на каменистые места, иное в тернии. И только четвертая часть семян попадает на добрую почву.
Здесь представлена картина приготовленной земли. На этой земле уже работали. Мало того, на этой земле и дальше продолжают работать, когда семя растет и находится в процессе роста. Бог не только стал родоначальником и создателем. Он не только работал над тем, чтобы семя появилось на земле и проросло. Он поместил его в Своем саду. Он поместил его в особом месте, где семя сможет полноценно вырасти. Это Он делает для того, чтобы продолжать за ним ухаживать и проявлять за ним заботу.
«Хотя оно меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф.13:22, РБО). Действительно ли горчичное зернышко самое маленькое? Знаете ли вы какие-нибудь другие семена, которые, возможно меньше этого семени?
Это может быть маковое зернышко, либо кипарисовое. Горчичное семя – это самое маленькое семя, которое высаживают палестинские земледельцы.
В иудейской литературе, Талмуде горчичное семя часто обозначает что-либо маленькое.
Семя растет. У Матфея сказано: «Становится деревом». У Марка: «Пускает большие ветви». У Луки: «Стало большим деревом». В плодородной почве Иордана черная горчица становится в высоту от 1 м 80 см до 4 м 50 см. До таких размеров она вырастает за один сезон. Если сравнивать скорость роста с ячменем или пшеницей, то горчичное зерно растет значительно быстрее. Таким образом, Христос показывает не только идею роста семени, но и идею скорости, с которой это семя растет.
В Мф. 13:32 сказано: «прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Что означает эта фраза?
В Палестине щеглы и коноплянки очень часто сидят на ветвях, наслаждаются покоем на горчичном дереве и едят его плоды. Эта картина обычная и понятная для той местности.
Что это может значить в духовном контексте, в духовном понимании этой детали? Где в Библии мы можем увидеть подобные образы? Когда на дереве гнездятся и питаются птицы и что это означает?
В Иез. 31:1-6 сказано: «В одиннадцатом году, в третьем [месяце], в первый день месяца, было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым. От того высота его превысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы».
Под одним деревом многочисленные народы жить не могут. Вторая фраза в этих стихах объясняет первую. Вот эти птицы, которые гнездятся в ветвях – это различные многочисленные народы. И тоже самое было сказано в отношении Иудеев.
В Иез. 17:23-24 говорится: «На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю».
И именно это место, в соответствии с общебиблейским контекстом значения птиц в ветвях дерева, в Иудаизме понималось, что языческие народы придут под сень Израиля и обретут благословения в служении Господу. Присоединятся к Царствию Божьему.
Таким образом, в этой притчи мы находим, что Иисус Христос добавляет еще один важный момент. А именно: В Царствие Божье войдут представители многих разных многочисленных народов.
Итак, давайте повторим. Каким образом начинается царствие Божье? Оно начинается с Божьего действия. Господь берет и высаживает семя. Он совершает спасительное действие и создает это царствие.
Высаживает где? На поле своем или в саду своем. Он помещает его на защищенное приготовленное место, где будет дальше продолжать о нем заботиться. Дальше мы узнаем, что Господь желает нам показать необыкновенный рост от маленького семени до большого ветвистого дерева. Потом Христос желает нам показать и быстроту роста этого горчичного семени. Это говорит, что Царствие Божье в контексте проповеди евангелия будет очень и очень быстро распространяться. Он также хочет показать, что в это Царствие войдут многие разные народы.
Эта притча является по своей природе пророчеством. Исполнилось ли это пророчество? Многие идеологи, философы, многие религиозные и политические вожди считали, что именно учение каждого из них разрастется, распространится и станет больше других. Но только Иисус Христос смог сделать это.
Кого на земле больше всего сегодня в религиозном мире? Христиан. Это факт. Царство выросло из небольшого маленького семени и стало больше всех других. Это пророчество стало исполняться еще в дни апостолов. В Деян. 1:8 сказано о направлениях, в которых разрасталось это царство Божие: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Начинается откуда? Из Иерусалима. Иисус говорил, что спасение «от Иудеев». Дальше распространяется где? По всей Иудее. А потом? Распространяется по Самарии и даже до края земли.
Здесь записана программа, по которой распространяется весть евангелия. Весть о Царстве Божьем.
В Деян. 6:7 говорится следующее: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». Со слов учеников мы видим, что слово Божье росло и очень сильно умножалось и распространялось. «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян.12:24). В Деян. 13 Дух Святой посылает на миссионерское путешествие по Европейской территории.
В Деян. 19: 18-20 говорится: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм . С такою силою возрастало и возмогало слово Господне».
Эта притча исполнилась в человеческой истории. Царствие Божье, которое провозгласил Иисус Христос с небольшого количества, быстро распространилось на обширные территории, и продолжает свой рост и свое распространение и сегодня.
Что способствует этому росту? Что нужно, чтобы Царствие Божье росло, без остановок, распространялось и превратилось в большое и огромное дерево?
Нужна работа. Христос взял и посадил семя в саду Своем, на поле Своем. Усилия нужны и действия нужны. Нужен нелегкий труд.
В Мк. 6:30-31 описывается усердие учеников: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».
Настолько усердным и интенсивным был их труд, что им даже есть, было некогда. Они трудились день и ночь не покладая рук. Чтобы Царство Небесное росло и распространялось, необходимо усердно трудиться.
Трудимся ли мы лично для роста Горчичного зерна? На какие жертвы мы готовы пойти, чтобы пророчество Иисуса Христа продолжало исполняться? Каково горчичное дерево в нашем саду?
Давайте подобно Христу, подобно апостолам сделаем со своей стороны все, чтобы радость познания Божьей любви обрели еще многие.
Евгений Бабаков
Иллюстрация
Комментарии (5):
Эдуард
| Ссылка на комментарий
Царствие Божие внутрь вас есть — к этому нечего прибавить, внутрь,не среди вас,не между вас,всё остальное словоблудие о лукавого и ума убогого и ленивого.Ищи внутри себя.Точнее и сказать не возможно.Остановись на мгновение,замри снаружи и обрати взор внутрь себя и увидишь,как умишко суетливый идейки и вопросики беспокойные задаёт,замри,не отвечай и увидишь царствие божие внутри!
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Царство Бога – иными словами есть Царство Истины. Царство Божье внутри вас – зерно Истины, посеянное Иисусом в сердца внимающих Его Слову. Это зерно, даже будучи малым, как горчичное семя, способно принести богатые плоды и совершить много полезного для человека и его окружающих. «17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
Людмила
| Ссылка на комментарий
Да конечно.но всё-таки Иисус пришёл и показал совсем другого бога.резко отличающегося от ветхозаветного.хотя 10 заповедей говорили тоже что и Иисус. Но на деле все духовника ветхо заветного времени преподносили законы бога не удобоносимыми. Может поэтому и распространен был грех? Хотя и сейчас его не меньше стало а может даже больше. И всё-таки Иисус показал другой характер бога. Можно сказать другого бога.за что и был распят . что и тогда и сейчас с трудом воспринимаетя новозаветный бог. Любящий со страдающий. Готов помочь. Открыл законы бытия . не делящий на овец и козлов .придите ко мне все .кто?труждающие и бремененные .чем. Проблемами .грехами. Не справедливостью . болезнями .и т.д. и я помогу вам. Чем открою вам не обьятное.что .куча примеров в жизни Иисуса. Он показал все возможности человека.он сказал что делаю я и вы это можете. Скажи горе сей.хороший совет. Только поверь.. А вот это и было покрыто от человечества. Так даваите следовать за Иисусом а не за церквями. В которых сидят фарисеи и саддукеи.и закрывают слово бога..Иисус не открывал церкви он открыл бога.его характер его любовь к человеку. К человечеству в целом. Разве не так.?
По делу
| Ссылка на комментарий
Царство Божие там где Бог управляет.Чего Бог достигает своим управлением?Максимальной общественно полезности .Посему и в ком больше царства Бога больше и общественно полезности.Как достигается общественно полезность ?Не просто послушанием Богу(это полумера), а пониманием в чём общественно полезность Его воли и как это касается вас.Общественно полезность не может быть ни фанатична ни допускающая ценность догм.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Людмила, спасибо за комментарий. Давайте рассмотрим Ваши основные аргументы.
Для начала мне непонятно, почему Вы, призывая
, пишете слово «бог» с маленькой буквы. Если Бога нет (а такое написание в русскоязычной среде практикуют атеисты), то какой смысл в нашей беседе? Если же Вы доверяете Библии, то она говорит о Боге как о личности, и заглавная буква здесь будет полностью кстати.
Если это даже и так (хотя лично я в этом сомневаюсь), то как это объяснить? Богов два? Или Бог один и тот же, а Иисус показал другие Его стороны и черты характера? Если другие, зачем?
И далее Вы сами приводите противоречивые аргументы: и Десять заповедей явно присутствуют в учении Иисуса, и греха в христианскую эру меньше не стало…
Так уж и все? Это ж смотря чьи интересы исполнение той или иной заповеди защищает. Например, заповедь против изнасилований (Втор.22:23-29) защищает интересы потенциальной жертвы нападения или совращения. Для насильника и развратника это неудобоносимые ограничения. Но я подозреваю, что Вы бы хотели жить в обществе, где потенциальные насильники несут эти неудобоносимые заповеди, не смея напасть на Вас. И так во всех случаях: Закон Божий ограничивает эгоизм сильных, защищая права слабых. Пока мы себя считаем сильными, Закон кажется помехой. Как только наши интересы оказываются под угрозой, мы начинаем быть убежденными сторонниками строжайшего соблюдения правил, которые наши интересы защищают. Это работает как с людьми, так и с Богом. Его интересы также постоянно нарушаются людьми.
Какие заповеди отменил Иисус? Своей смертью Он упразднил иерусалимский Храм, чтобы открыть нам Храм Небесный (Евр.8-9). Даже ритуальные, церемониальные заповеди сегодня нам нужно изучать, чтобы понимать, что сегодня для нашего спасения делает Иисус как наш Первосвященик Небесного Храма. А остальные заповеди Закона Моисеева — моральные, социальные, политические, гигиенические, экологические и пр. — и подавно важны и актуальны, потому что ограничивают человеческий эгоизм, самодурство и глупость.
Всё наоборот: иудаизм является национальной религией, а христианство — всемирной и самой распространенной и быстрорастущей.
А разве библейская книга Бытие эти законы не раскрывает? А книга Исход, Левит, Числа, Второзаконие? А остальные книги Библии?
А разве Бог еврейского Писания людей дискриминировал?
Исаия 2
1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
Ис.56:6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.
А что говорит Иисус об овцах и козлах?
Мф.25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Кого Иисус называл Сыном Человеческим? Себя. Именно Он обещает нам поделить людей на овец и козлов и дать этим двум группам совершенно противоположную судьбу.
Где, когда, кому и на каком языке это сказал Иисус? К слушающим Его евреям, дело было в Галилее, говорил Он на Своем родном арамейском языке. Язычников среди Его последователей никогда не было. Все неевреи узнавали о Нем от других евреев и были подготовлены к слушанию Его учения либо посещением синагоги (Капернаумский сотник), либо общением с евреями (сирофиникиянка).
Сравним:
Ис.65:2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, —
3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
5 который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
6 Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их
7 беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их.
К кому, когда и на каком языке обращался с этими словами израильский Бог? Его пророк здесь говорит на иврите к иерусалимлянам, предвещая вавилонский плен и разрушение Храма.
Чтобы услышать библейского Бога, надо войти в общение с Его народом. По-другому никак. А вести одинаковые.
Это цитата из слов не Иисуса, а еврейского пророка Иеремии:
Иер.33:3 воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.
А разве Моисей и пророки мало говорят о вере? Разве в их книгах мало примеров ответов на молитвы, исцелений и т.д.? Открываем Новый завет:
Евр.11:32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Вера находится в сердце еврейской Библии — это утверждает новозаветный автор.
Теперь о прыгающей в море горе?. Вы много гор переместили? А знаете тех, кто переместил? Правильно, таковых перемещений никогда не было. Читайте весь отрывок:
От Матфея 21
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
Иисус говорит ученикам об этой — храмовой горе Сион. Проповедь апостолов после смерти и воскресения Иисуса должна была «потопить» Храм — подорвать его богословское значение для иудео-христиан, подготовить их к окончательному разрушению Храма римлянами в 70 году н.э. Только эту гору ученики Иисуса и «сдвинули с места». И никаких других.
Если и было сокрыто, то только для нежелающих вникать в Библию. В 9 главе пророка Даниила четко сказано, что после вавилонского плена Храм будет восстановлен, затем придет Мессия, и земной Храм будет разрушен вскоре после жертвенной смерти Мессии. Разрушен теперь уже навсегда.
Что конкретно Вы имеете в виду? А как узнать об Иисусе и Его учении, если не от какой-нибудь церкви? Нет, ну еще путь есть — пойти в синагогу и изучать то Писание, которое Сам Иисус советовал исследовать — Моисея и пророков, говоря, что они пишут о Нем:
Иоан.5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Но и в церкви, и в синагоге надо будет еще постараться, чтобы отличить то, что реально говорил и делал Иисус от человеческих мнений о Нем.
Как это Иисус не открывал церкви? А кто?
Мф.16:17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
А (иудейские и христианские) «фарисеи» и «саддукеи», как я уже сказал, выполняют незаменимую функцию: копируют, сохраняют, распространяют, соблюдают, изучают и преподают Слово Божье. Преподают не идеально. Но никакой замены этим людям и их работе не существует.