Вопрос: Во свете пацифистских взглядов поздних протестантов я привык считать, что Бог был против военного завоевания Израилем Ханаана. Мол, Господь хотел бы послать реальных шершней перед ними, и згинуть їхні вороженьки, як роса на сонці. Но «неверующие евреи подвели, и маємо те, що маємо».
На запрос «шерш» программа «Цитата из Библии» выдает всего три места:
- Исх.23:28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев;
- Втор.7:20 и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего;
- Иис.Нав.24:12 Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим [сделано это].
И если первые две ссылки говорят о намерениях Господа (а адвентисты подчеркивают условность любого пророчества, что дает пространство для богословского маневра), то Нав.24:12 говорит о послании шершней как о свершившемся факте. Что же имеется в виду? Победа над аморрейскими царями Огом и Сигоном, победу над которыми Израиль добыл как минимум не без участия своего лука и меча:
Чис 21:23 Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем.
24 И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до [пределов] Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян;
Итак, шершни как Божье оружие — реальность или метафора?
Готовил ли Бог Израиль к реальной войне, если Тора неоднократно говорит о правилах войны (не мобилизовать молодоженов, не портить фруктовые деревья во время осады, сначала предложить осажденному городу мир, повешение как наивысшая форма осуждения врага…)? Было ли военное завоевание Ханаана полнотой Его воли, если именно непоследовательность в таком завоевании ангел Господень подает в Суд.1-2 как причину для кары от Господа? Ведь в результате близкое соседство с ханаанеями ускорило впадение в идолопоклонство и исчезновение 10 из 12 израильских племен — фактически это смертный приговор большей части избранного народа.
Ответ: Да, вопрос интересный. Давайте, рассмотрим сначала побочные нюансы вопроса, а потом доберемся и до шершней вплотную. В общем-то, Вы сами все расщепили чуть ли не до атомов, привели все места из Писания о шершнях, сделали уже какой-то анализ. Но нужно еще все собрать воедино как некую богословскую мозаику, чтобы картина стала до конца ясна, и тогда нам останется выявить главную неясность: шершни – это реальное нашествие насекомых или это метафора?
Давайте с первых строк исследования этого вопроса посмотрим, что из себя представлял тот народ, на обжитых местах которого Бог намерен был поселить народ Израильский? Однажды в связи с допотопными людьми Бог заявил:
«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).
Беззакония допотопного мира были уже на пределе, но Бог дал им еще сто двадцать лет благодати и милости. Но они не воспользовались этой благодатью. Рождались дети и, вырастая, становились еще хуже, чем их родители. Многие удивляются, даже возмущаются и заявляют: «Какой Бог жестокий, уничтожил допотопный мир, а при чем тут невинные дети, которые тоже потонули в водах потопа?!» Бог видел негодный характер как взрослых, так и детей. Он понимал, что, дай им еще сто лет или больше, новое поколение будет хуже прежнего. Лимит благодати был полностью исчерпан, и Бог уничтожил допотопный мир. Что на это скажут пацифисты?
Видел ли Бог характер, беззакония, мерзости, которые совершали жители Ханаана?
Вы пишите: «Во свете пацифистских взглядов поздних протестантов я привык считать, что Бог был против военного завоевания Израилем Ханаана. Мол, Господь хотел бы послать реальных шершней перед ними, и згинуть їхні вороженьки, як роса на сонці. Но «неверующие евреи подвели, и маємо те, що маємо».
Здесь есть то, что следует подвергнуть сомнению. Во-первых, если это раковая опухоль, то хоть скальпелем ее вырежь, хоть выжигай, хоть применяй химиотерапию, разницы нет, надо зловредную опухоль удалить. Не знаю, как поступили бы пацифисты, может так: мол, пусть растет опухоль, может сама рассосется. И через три месяца можно будет вызывать уже духовой оркестр и несколько человек с лопатами. Вот Вам и пацифисты. Какая разница, шершней послать или войска израильские послать на жителей Ханаана, если они наравне с Содомом и с допотопным миром? Что гуманней? Содом и Гоморру уничтожить Бог послал ангелов, а допотопный мир уничтожил Сам. Что гуманней? А если не ангелов, а людей послать для уничтожения того, что на одном уровне с Содомом и с допотопным миром? Ангелами уничтожать гуманно, а людьми нет? А что гуманней, уничтожить или изгнать народы: Нехай згинуть тут і поселяться де-небудь там за тридев’ять земель? А как их прогнать? Шершнями? А это гуманно? Вы представляете, что это? Налетели шершни и жалят людей: стариков, женщин, детей. А те не поймут, в чем дело. Но вот кто-то их надоумил, что надо бежать из этой страны. И вот они бегут, а бежать не километр, не два, бегут, а шершни их все жалят и жалят. Не знаю, выжили бы они или нет, пока испарились бы они как роса на солнце с земли, которую Бог обещал потомкам Авраама, Исаака и Иакова. Не знаю, как пацифистам, но мне кажется, что пусть лучше огонь с неба спал бы, как он спал на Содом, нежели бежать по всей территории земли, кормя собой шершней. В таком случае, хорошо, что неверующие евреи подвели, и мы «маємо те, що маємо», и это лучше нежели «було б те, що було б». Врагу такое не желаю.
Да, мы имеем три текста в Писании о шершнях: два пророческих и один исторический. Вы правы, есть такие толкования условности первых двух текстов: «Я пошлю шершней». Но реально можно ли это представить? Могли шершни гнать от лица израильтян Евеев, Хананеев и Хеттеев? Или они просто их жалили бы? Это по первому пророческому тексту. А второй текст вообще противоречит первому. Цитирую сразу два текста подряд для анализа:
- «Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев» (Исх.23:28).
- «И шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего» (Втор.7:20).
Если в первом тексте шершни погонят жителей Ханаана, то во втором тексте смысл такой: Вы их будете уничтожать, но кто-то попытается убежать, и вот это оставшееся и скрывшиеся от вашего лица погибнет от шершней. Прочитайте внимательно второй текст, и Вы это увидите.
А вот третий текст давайте разберем, он преподан уже в историческом плане, как факт случившийся. Я цитирую его:
«Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это» (И. Нав.24:12).
Вы правильно привели текст:
Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем.
И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до пределов Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян» (Числ.21:23-24).
Но все мысли надо довести теперь до логического конца или до некой богословской кондиции. Действительно, кажется, что здесь одни противоречия. «Не мечом твоим и не луком твоим сделано это» — читаем мы в Нав.24:12; а в книге Чисел мы читаем: «Поразил его Израиль мечом»; а в 30 стихе добавляется: «Мы поразили их стрелами». Так в чем же дело?
Да, мечом, да, луком, но не благодаря ни мечу, ни луку, а благодаря Богу. Выражение: «не мечом твоим и не луком твоим сделано это» следует понимать, что главная стратегия твоей победы — не меч и не лук. Или другими словами: Победа над двумя Аморрейскими царями была обеспечена не благодаря умелым владением мечом, не навыком метко стрелять из лука, хотя мечи и луки были применены в военных действиях, но скорей победа была обеспечена благодаря особому благословению Бога. Это Бог дал успех израильской армии. Почему? Потому что в Божьем плане этот народ надо было уничтожить, подобно народу Содомскому и допотопному. Что Бог предпринял для успешных военных действий по ликвидации этого народа? «Пошлю «шершней». И Он их послал.
Давайте теперь рассмотрим главный вопрос: Буквальные шершни или это метафора? Кто-то из комментаторов видит здесь буквальных шершней, но мы говорили о нереальности такого буквального исполнения. Исторический факт буквальных шершней мы также не находим, логически мы уже обосновали, что это нереально, хотя для Бога нет ничего невозможного. Если в Египте были жабы, то так и написано, что они были, и что их лопатами вычищали. О шершнях нет таких подробностей. Если это условное обещание, но не исполнившиеся, то мы тоже не можем представить, что если бы народ Божий остался верным, и вот перед ними летит стадо шершней и гонит коренных жителей прочь.
Некоторые комментаторы под шершнями видят египтян. Это тоже реально невозможно представить. Как бы Египтяне это осуществили? Выгнали бы всех аборигенов, освободили территорию, а сами ушли назад в Египет? И заходите, мол, израильтяне и осваивайте территорию, которую мы вам освободили. Если бы Египтяне выгнали жителей тех мест, то они сами заняли бы эту территорию, и надо было бы тогда израильтянам воевать с египтянами за территорию Обетованной земли. В таком толковании выход я тоже не вижу.
Так, реальные это шершни, или это метафора? Шершни – символ ужаса и паники. Бог производил ужас и панику в стане Аморрейских царей: ужас, страх, трепет, смятение, нервная паника, потеря дисциплины в стане. Вот они шершни. А израильтянам оставалось только отстреливать из лука и поражать мечами то, что предназначено к уничтожению.
С уважением, пастор Александр Серков