Зачем изучать Библию?

11-07-2015, комментарий 31

galileemsaic2014_3Изучать — значит достигать понимания. Словом передают знание. Рациональную, т.е. проверяемую информацию. Библия обращается к разуму верующего. Зачем понимать Библию? Религиозному настроению, ощущению, эмоциям понимание не всегда нужно, а может и существенно мешать.

Эллен Уайт в книге «Великая борьба» (с. 219) цитирует слова английского реформатора XVI века Хью Латимера (сожжен как еретик): «Где поселяется дьявол… там избавляются от книг и ставят свечи; там исчезают Библии и появляются четки; там заслоняются от света Евангелия и в полдень зажигают свечи… отвергают крест Христов и возвышают чистилище… перестают помогать бедным, несчастным и немощным, отказываются одевать нагих, но украшают иконы, поклоняются бездушным идолам, утверждают человеческие предания и законы, отвергая Бога и Его Святое Слово».

Понимание требует изменения, действия. Все реформы в библейской традиции начинались с нового или обновленного понимания. Настоящее понимание всегда конкретно, энергично и решительно.

Традиция записывать слово Божье начинается с Моисея. До него волю Всевышнего открывали пророки в устной форме. В эпоху Моисеева Святилища и Первого Храма свитки Закона находились в исключительном ведении священников.

«Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев.10:9-11).

Как и до них пророки, священники преподавали народу Закон в устной форме.

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7).

В вавилонском плену священные свитки стали достоянием нелевитов.

«В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Дан.9:1-2).

Обретенное в результате изучения новое понимание подвигает Даниила к действию.

«И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3).

После возвращения из плена священник Ездра ставит религиозное образование народа «на поток».

«Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Ездр.7:10).

«Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. …левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8:1-2, 7-8, 12).

Происходит рождение синагоги — по-гречески «собрания». Этот новый вид богослужений построен вокруг не жертвоприношения, а священного текста. Происходит он на площади, что подчеркивает его совершенно открытый и доступный характер в противовес Храму, где не везде даже левиты и священники имели доступ. Условие для участников этих собраний — способность понимать и готовность воплощать в жизнь полученное знание.

В Новом завете мы на синагогальных служениях обнаруживаем массу благочестивых неевреев. Те из них, кто еще не принял обрезания, назывались боящимися или чтущими Бога (Деян.10:22, 16:14, 17:4, 17:17, 18:7).

«Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего» (Деян.13:14, 26).

Вот образ идеального уверовавшего язычника:

«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1-2).

Не о нём ли во время дислокации его войска в Капернауме говорит евангельский эпизод?

«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк.7:2-5).

Неожиданные слова о начальнике оккупационных войск говорят люди, известные своей склонностью бунтовать против римского ига.

Пророки нередко критиковали порядки во Святилище. Господь передал юному Самуилу предупреждение, что из-за развращенности сыновей первосвященника Илия Всевышний отвергнет Святилище в Силоме и род Илия отстранит от священства (1Цар.3). Иеремия предупреждал, что за грехи священников, аристократии и народа Господь поступит с Первым Храмом так же, как поступил с силомским Святилищем.

«Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, — то Я так же поступлю с домом [сим], над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом» (Иер.7:11-14).

За 40 лет до разрушения Второго Храма Иисус цитировал Иеремию.

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк.19:41-46).

Иисус критиковал и злоупотребления в синагогах (Мф.6:2, 6:5, 10:17, 23:6, 23:34, Лк.6:6-10, 12:11, 13:14-17, Ин.9:22), но никогда ни Он, ни другие библейские персонажи не предсказывали, что по какой-то причине международная система синагог как таковая не устраивает Господа и будет Им отвергнута или уничтожена.

Собрания Церкви наследуют традицию не храмовых жертвоприношений, а синагогальных служений, направленных на изучение — т. е. понимание и применение — священных книг. Через десятилетие после Голгофы апостолы считали синагоги незаменимым способом религиозного образования новообращенных.

«Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:19-21).

Как происходит это изучение? Как читали священный текст?

Основой был Закон (Пятикнижие) Моисея, а гафтаро?й (комментарием) к нему — книги Пророков, к которым относили остальную часть еврейской Библии (Мф.5:17, 7:12, 11:13, 22:40, Лук.16:16, 16:29, 16:31, 24:27, 24:44, Иоан.1:45, Деян.13:15, 24:14, 26:22, 28:23, Рим.3:21). Затем раввин произносил небольшую проповедь.

«После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им [Варнаве и Павлу — М. Б.]: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите» (Деян.13:15).

Остальная часть собрания варьировалась.

«Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26).

Но традиционно включала молитвы, общие пения и сбор пожертвований. Чтение всегда было коллективным и направленным на практическое воплощение услышанного.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр.1:3).

Слово Божье дано не одиночке, а общине, народу Божьему. Дано не для создания у этого одиночки некоего религиозного настроения, а для понимания им воли Всевышнего и применения этого знания в практике жизни. Суть закона — любовь к Богу и ближнему. Практиковать эту любовь можно только в общине, в общении, в отношениях.

Это понимание у народа Божьего носит коллективный характер. Не потому что в церкви люди не умеют мыслить самостоятельно, а потому что Бог говорит к Своему народу, а через него — к человечеству. Это понимание дано народу Божьему не для него самого, а ради спасения его и слушающих его.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

Комментарии (31):

  • Валерий

    |

    Вместе с тем, в случае с самаритянкой Иисус не стал заниматься текстологией с экзегетикой, он просто говорит «Истина у иудеев» (с).


  • Максим Балаклицкий

    |

    Валерий,

    пророки не делают экзегезу. у них свой канал получения истины. а те, кто не пророки, призваны изучать текст.

    кроме того, на этапе ученичества всегда доминирует устное обучение. я бы не считал самаритянку из Сихара (название города означает «пьяница») продвинутым богословом. она была начинающей верующей, хотя и считала себя ого-го каким экспертом


  • По делу

    |

    Сейчас можно перефразировать слова Уайт.Там где появляется диавол исчезает логичное общественно полезное толкование и хотя Библий по 10 штук на человека догматика и демагогия заслоняют здравое , логичное не противоречащее самому себе Слово Бога


  • Максим Балаклицкий

    |

    ну, это не Уайт сказала, а Латимер…

    против демагогии и философствования много выступал Павел в письмах Тимофею и Титу. он предостерегал против бесплодных споров, а призывал усердствовать в добрых делах


  • Валерий

    |

    1.Библия, это не «вещь в себе».Библия это набор текстов, которые можно условно разделить на еврейский («»Старозавентний блок).и «греко-христианский» («Новозаветний»)..
    2.Как Старый Завет, так и Новый представляют имеют разные текстологические традиции в своей традиции истории.В «еврейском блоке» это «семья текстов», которые в последствии приобрели оконченный вариант в ТаНаХе (со всеми разночтениями), Септуагинты, (со всеми разночтениями), Пешиты, Вульгаты и.т.д.
    В Новозаветней традиции тоже есть свои «семейства текста» (Александрийская,Западная и.т.д.).И каждый раз когда мы берем Библию (точнее перевод), мы получаем результат работы ученного (ых) — переводчика (ов), текстолога (ов), редакторов. и.т.д.
    Всегда стоит вопрос какую традицию (семейство) текстов используют при создание перевода, или критического текста.Любой текст Библии, это не только перевод, это ещё и комментарий к нему.Поэтому, лозунг «изучение Библии» всегда возникает больше вопросов, чем ответов).


  • Максим Балаклицкий

    |

    Валерий,

    в том и вопрос, что деления на «заветы» в тексте Библии нет. всё Писание одинаково богодуховенно и написано евреями на основании еврейского менталитета, истории, культуры и традиций. Слово Божье сами библейские авторы делят не на «Старый» и «Новый» заветы какие-то, а на 1) Тору (Пятикнижие), 2) Пророки (остальная часть еврейской Библии) и 3) апостольские Писания.

    существенного влияния греческого мышления и культуры на библейских авторов нет. Лука больше остальных евангелистов подчеркивает еврейское происхождение, привычки и мышление Иисуса и апостолов.

    Танах — это еврейская Библия. Септуагинта — ее греческий перевод, выполненный иудеями. Пешитта — это арамейский перевод еврейской и христианской Библии, выполненный христианами-евреями. Вульгата — это раннесредневековый чисто христианский перевод всей Библии на латынь. Вы тут всё смешали в кучу.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Валерий,

    моя статья не о том, КАК изучать Библию, а ЗАЧЕМ. она о цели, а не о методах.

    о том, как ее изучать, я говорил здесь http://www.asd.in.ua/archives/1188321579 — см. тему «Как изучать Библию». и я просил бы не напускать тумана. это ресурс не для докторов богословия, а для рядовых верующих без богословского образования. так что давайте не пугать людей непонятными словами, а показывать им достижимые и проверенные пути постижения Божьей воли через Его слово.


  • Валерий

    |

    Максим это всё звучит хорошо, Но вот без всякого тумана, есть кроме синодального перевода, перевод Свидетелей Иеговы (т.н. «Новый мир»), есть католический перевод Хоменко (сделанный с ориентацией на Вульгату), есть перевод «Живой поток» («Уитнеса Ли»), недавно вышедшие переводы РБО (второе издание) и Кулакова (ых).И они имеют много разночтений.Еврейский ТаНаХ имеет разночтения с «Христианским» Старым Заветом Заветом. И даже Синодальный перевод имеет две редакции, с так называемыми апокрифами и апокрифическими вставками в книги Даниила и Руфь, 77 книг, и «протестанский» без оных. И это без всякого тумана. И поэтому прежде чем ставить вопрос, «Зачем?», может надо ответить на вопрос «Что», а именно что в этом обилии переводов с их разночтениями, является Библией, которую надо изучать).


  • Максим Балаклицкий

    |

    Валерий,

    всё познаётся в сравнении. разночтения библейских переводов я бы не спешил преувеличивать. эти разночтения не идут ни в какое сравнение с борьбой концепций в мире экспериментальной науки, философии и искусстве, например.

    безусловно, перевод является толкованием. и в своей теме «Как изучать Библию» я пробовал ответить на этот вопрос. перевод — только один из возможных фильтров смысла священного текста. до него Слово Божье было 1) произнесено пророками, 2) записано ими или их слушателями, 3) сохраняемо и переписываемо целые тысячелетия, 4) переведено на разные языки, 5) напечатано, 6) распространено в разных форматах.

    ответ на вопрос «а можем ли мы быть уверены, что хотя бы что-то из первичного смысла прошло через эти фильтры» Писание дает только один: либо за этим следит и за это отвечает неизменный вечный всесильный Бог, либо никакой уверенности в этом у нас быть не может. Библия предлагает рассчитывать на первый вариант:

    Иер.1:12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.

    Мал.3:6 Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.

    Иак.1:17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

    2Пет.1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,

    Тит.1:2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,

    Откр.14:6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;

    насчет разночтений всё зависит от того, как далеко Вы готовы пойти. если изучать текст в еврейско-арамейском и греческом оригинале, то разночтений будет намного меньше (по заявлениям тех, кто это делает). по крайней мере, в иудаизме различия между раввинскими школами никогда не достигали таких крайних форм, как в отступившем от Писания средневековом христианстве. потому что раввинистический иудаизм неотделим от синагогальной опоры на Тору и Пророков. основа там общая. а разнятся толкования.

    так и мы с Вами призваны видеть общее — текст — и комментарии к нему. переводы разнятся на буквальные и динамические (отдающие приоритет пересказу — парафразу). для исследований важны буквальные. в программе Цитата из Библии есть возможность пользоваться подстрочником: посмотреть, как переводится и читается (особенно в греческом) слово в оригинале, где еще в тексте оно употреблено. никогда в истории людям без знания библейских языков не были доступна такая роскошь. поэтому если к какому-то переводы привязаны номера Стронга, это верный знак, что такой перевод признаётся богословами разных конфессий как надежный и точный. таковы русский Синодальный, украинский Огиенко, английский King James и New Standard American Bible…

    на то они и апокрифы, что ни одна конфессия никогда не признавала их относящимися к канону — корпусу именно Священного Писания. еврейские апокрифы сохранили… ранние христиане, тем самым обеспечив идеологическую основу средневекового иудаизма 😉 никто никогда всерьез их претензии на священный статус не воспринимал. для иудеев они в первую очередь исторические документы периода Второго Храма, для христиан — иудейский религиозный фольклор. в этом у них два признака: они существуют только на греческом и их учение разнится в библейским каноном.

    лепить к канону их начали католики во время Контрреформации, чтобы как-то ответить на протестантскую критику своих искажений библейского учения. ведь у иудео-христианской традиции есть общий враг — эллинизация, влияние греческой философии. с этим влиянием воевали раввины (фарисеи в первую очередь), ему в большей степени были подвержены саддукеи, а вот христиане Константиновой эпохи (с 4 в. н. э.) приняли ее как «свою» и безговорочно стали «синтезировать» Христа и Платона с Аристотелем. как тогда говорили, роднить «Иерусалим и Афины». в результате католические и православные богословы пускают туман в плане «аллегоризации» библейского текста — мол, прямое, буквальное значение не нужно и не интересно, а вот что там имеется в виду — я (богослов такой-то) щас вам расскажу и глаза открою.

    с христианскими апокрифами ситуация настолько вопиющая, что даже католики не отважились их включать в издания Библии. наоборот, вопрос христианских апокрифов постоянно будируют различные антихристианские активисты от древних гностиков до Дэна Брауна.


  • По делу

    |

    Кто бы в АСД провёл хоть крошечную программу против бесплодных споров и демагогии(((


  • Максим Балаклицкий

    |

    По делу,

    или высказывайтесь по сути дискуссии, или будем Ваши комменты зачищать


  • Максим Балаклицкий

    |

    По делу,

    и еще: а Вы сами уверены, что своими комментами не толчете воду в ступе? каковы признаки недемагогических «плодовитых» споров? Вас никто не держит на этом сайте. как, впрочем, и на всех остальных. лично я не считаю, что размышление над волей Божьей — пустые споры. но если Вам так всё-таки кажется, займитесь чем-то другим: стройте разрушенные дома на Донбассе, усыновите сироту, консультируйте сокрушенных духом. а вот эти, с позволения сказать, «комменты» ничего позитивного не несут.

    и да: Вы где живете? не в Нигерии, поди? тогда милости прошу: сымите маску, любезный. подписывайтесь настоящим именем и фамилией. а лучше еще и пункт проживания укажите. тогда мы все на Вас посмотрим и решим, чего стоят эти все Ваши «экспертные оценки».


  • По делу

    |

    Балаклицкому.Разве я не прав , что в АСД не учат как избегать пустых споров и демагогии?Когда я сниму маску и расскажу где живу и чем занимаюсь многим здесь вообще может стать не удобно .Поэтому обойдёмся необходимым минимумом.Учитесь говорить невзирая на лица.а чисто соизмеряя факты.


  • По делу

    |

    И ещё .Зачищать меня будете когда будет за что .При мне уже десятки зачищальщиков похорони ли и в буквальном и в переносном смысле.Бог всегда вступается за правого


  • Максим Балаклицкий

    |

    А Вы рискните масочку снять. И пугать тут никого не надо. Итак?


  • Юрий Тимошенко

    |

    Разве я не прав , что в АСД не учат как избегать пустых споров и демагогии?

    А какое отношение имеет эта реплика к теме статьи?

    Когда я сниму маску и расскажу где живу и чем занимаюсь многим здесь вообще может стать не удобно

    Не обольщайся, брат: перед Богом мы все одинаковые.

    Учитесь говорить невзирая на лица.а чисто соизмеряя факты.

    В постах «по делу» вижу больше огульной критики, чем конструктивной дискуссии.

    Зачищать меня будете когда будет за что .При мне уже десятки зачищальщиков похорони ли и в буквальном и в переносном смысле.Бог всегда вступается за правого.

    Это что, угроза самонадеянного человека или реплика духовного брата, помогающего в изучении и применении на практике Слова Бога? Если духовного брата – хочу видеть практический пример братского общения.
    Молюсь за вас, «деловой человек».


  • По делу

    |

    ТИмошенко .Как хорошо что вы объявились .Ну что продолжим тему или вы опять сбежите?


  • По делу

    |

    И ещё .Напрасно насмехаетесь во время суда.Я с ходу могу назвать вам десятки случаев когда такие залихватские настроения были наказаны .30 -40 люди умирали странными смертями.То электротоком убило , то сердечные приступы , то сахарный диабет….то просто были пойманы на прелюбодеянии и лишены пасторства.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Напрасно насмехаетесь во время суда.

    Человек, молящийся за другого, насмехаться и молиться одновременно не может. Господь видит. Он нам Судья.

    Я с ходу могу назвать вам десятки случаев когда такие залихватские настроения были наказаны

    Скажите, зачем вы в постах откровенно провоцируете людей на словесные перепалки? Какая ваша цель? Это что, выражение вашей «правоты» перед Богом?

    То электротоком убило , то сердечные приступы , то сахарный диабет….

    Что посеет человек, то и пожнет. Чем других пугает, от того и сам напуган будет. Не обижайся, брат, если что-то в твоей жизни пойдет не так, как тебе бы хотелось.


  • По делу

    |

    Тимошенко .Я стараюсь обсуждать наиболее важные , актуальные темы .И делаю это добросовестно.А то что делается зачастую в АСД либо повторение заученных догм , либо тщеславные «высоко мудрствования», либо вбросы своих мненений с быстрым уходом от темы обсуждения.


  • По делу

    |

    Балаклицкому.Если я и вышел за пределы темы ,то лишь там где вы меня сами попросили .И кроме того в экстренных случаях я имею право и за пределы темы выходить .


  • Мортаделла Михайловна Пепперони

    |

    Для «По делу»:Будешь хулиганить оштрафую- цветка не дам.


  • Юрий Тимошенко

    |

    А то что делается зачастую в АСД…

    Даже самая правильная критика, озвученная некорректно, ничего кроме споров и обид не приносит. Попробуйте толерантно воспринимать другие мнения. И в случаях расхождений — задавать конкретные вопросы — «почему так, а не иначе» — вместо ненужной критики (тем более с оскорблениями). Мирный диалог всегда полезней любых споров на повышенных тонах. И не смотрите по сторонам — личный пример лучше всяких убеждений и словесных выражений своей позиции (проверено опытом).


  • По делу

    |

    Где ж я кого то оскорбил?И критика моя вроде в стиле Христа и пророков.А хоть бы даже и оскорбительное что то сказал то это не повод и не христианский подход обижаться и фыркнув заканчивать беседу.Так уже поступало наше руководство в 1888 г и их за это Бог не похвалил и не оправдал.Как же вы с мирскими и иноверцами беседуете коли такие обидчивые?Не удивительно что миссионерская работа буксует.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"