Опровержение телепрограммы «Секретные материалы. Традиционный налог на Церковь»
Церковь адвентистов седьмого дня прежде всего благодарит создателей передачи «Секретные материалы. Традиционный налог на Церковь», которая вышла в эфир на телеканале «2+2» 22 июля 2015 года, за внимание к своей деятельности и вероучению. Религиозная тематика отличается особой сложностью и спецификой. Крайне нелегко человеку, особенно без внушительного церковного опыта (не говоря о богословском образовании), разобраться в дискуссионных вопросах многотысячелетней библейской традиции, к которой относятся иудеи, христиане и мусульмане, и всесторонне изложить выбранную тему в коротком телесюжете.
Среди позитивов этого сюжета необходимо отметить следующие.
Корректно охарактеризована принадлежность Адвентистской церкви к протестантской ветви христианства. Почти везде эта всемирная конфессия названа церковью. Видеоряд сформирован из кадров именно адвентистских (а не харизматических, как это «модно» делать на украинском телевидении в подобных случаях) служений на постсоветском пространстве. Использованы игровые фрагменты из фильма «Адвентисты» (2010 г.) голливудского документалиста Мартина Доблмайера.
Приведено немало фактических данных об этой конфессии. Говорится о распространенности адвентизма в мире, об отсутствии икон на служениях, акценте адвентистов на исполнении Божьих заповедей, основании жизни верующих и церковной деятельности на Библии.
В отличие от подобных сюжетов, на роль экспертов пригласили НЕ спикеров других конфессий (т.е. априори конкурентов критикуемой церкви), а преподавателя кафедры психологии Львовского университета имени И. Франко Кристину Турецкую и специалиста по религиозным коммуникациям, директора Религиозно-информационной службы Украины Тараса Антошевского.
Среди комментариев госпожи Турецкой отметим научно корректный анализ процесса религиозного обращения: когда человек переживает личный кризис, то в новой церкви он нередко находит теплую и надежную семью, а в Боге — доброго Отца.
Господин Антошевский указал, что явление десятины имеет библейское основание. И которое, добавим, с древности практиковалось на украинских землях. Доказательством этого служит название первой каменной церкви Киевской Руси: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Десятинная (Х в.)
В сюжете много прямой речи. Приведены или перечислены цитаты из проповедей адвентистов: о призывах «помогать бедным, быть честным и молиться… отдавать деньги в храм». Что адвентистская «десятина расходуется на проповедь Евангелия». Включили в сюжет фрагмент, где и во время провокационных «переговоров» адвентисты не требовали денег, не устанавливали плату за проведение религиозного мероприятия. Что киевские представители адвентистов соглашались призвать программистов жертвовать на «благотворительность» (10:58 — здесь и ниже так обозначаем хронометраж). Что «службу» пообещали провести бесплатно, потому что заинтересованы в распространении своей веры (проповедь библейского учения Адвентистская церковь отмечает как главную цель своей уставной деятельности).
Журналисты «целый» раз предоставили слово самому пастору (Александру Слободскому), сняли с ним обычный синхрон. Предоставили возможность объяснить свою позицию. Включили в сюжет упоминание пастора о благотворительном проекте украинских адвентистов «Восточный ангел», направленном на помощь жертвам конфликта на Донбассе. Лечение военных и мирных жителей, предоставление гуманитарной помощи населению, поддержка сотен переселенцев — все это делается на пожертвования верующих.
Прокомментировал пастор и упрек о молитве за здоровье президента соседней страны. Адвентистская церковь, имеющая своих членов в большинстве стран мира, не присоединяется ни к одной из воюющих сторон, неизменно призывая к пониманию и миру.
Есть в сюжете и кадры о распространении гуманитарной помощи. На пакетах заметен логотип ADRA (5:45). Это основанная адвентистами одна из крупнейших благотворительных организаций мира, которая является партнером ООН в помощи пострадавшим от стихийных бедствий и военных конфликтов.
Требованиям нейтральной подачи материала соответствуют фрагменты закадрового текста: «приветливо подошла местная прихожанка»; «Здесь все друг друга знают»; «Позже познакомиться подошел и сам пастор. Оставил номер телефона. На случай, если вдруг возникнут вопросы».
Львовяне узнают помещение церкви бывшего францисканского монастыря в переулке Короленко, 1, где теперь расположено собрание адвентистов. Там в мае проходили публичные просветительские встречи «Тайны библейских пророчеств».
Уважаемых журналистов просим избегать языковой путаницы наподобие: «распространилась миром» вместо «по миру»; «урывок» вместо «отрывок»; «Тайны древних пророцтв» вместо «пророчеств»; «ставало» вместо «становилось».
В то же время анализируемый сюжет нарушает ряд базовых принципов профессиональной журналистики.
- Жанр сюжета обозначен как журналистское расследование (12:16). Какие правонарушения или сокрытие общественно значимой информации дали основание что-либо расследовать при посещении журналистами публичных, бесплатных просветительских мероприятий адвентистской церкви в центре Львова? На каком основании львиная доля материала снята скрытой камерой?
С каким выводом оставлен зритель? Что за расследование стало причиной «легенды» (то есть лжи журналистов), фальшивых договоренностей, которых никто из этих медийщиков не собирался соблюдать, очернения репутации своих сограждан (в Украине почти 50.000 адвентистов, в мире — 18.000.000)? Какая цель «оправдывает» такие средства?
- Не приводя доказательств, человек со скрытым лицом обвиняет адвентистов в «давлении на психику», «доведении (последователей) до безумия и самоубийства», «принуждении отдавать десятину», «фальсификации документов» (7:42).
КОММЕНТАРИЙ. Такие серьезные заявления не подтверждаются никакими фактами и основываются исключительно на словах неизвестного человека, к тому же, как становится понятно из текста ниже, не знакомого с учением Церкви адвентистов седьмого дня.
Официальные положения Адвентистской церкви говорят о добровольности в пожертвованиях и возвращении десятины: «Наше признание Бога Владыкой всего мы выражаем в верном служении Ему и ближним, а также в добровольном возвращении десятины и пожертвований для возвещения Евангелия и для поддержания и роста Его Церкви» («Церковное руководство» (2010), глава 14, пункт 21, «Доверенное управление»). Невозвращение десятины не влияет даже на членство в Адвентистской церкви.
- Закадровый текст говорит, что «часть пожертвований отдается нуждающимся, а остальное, сколько считают нужным, пасторы оставляют в своих карманах как зарплату и на другие цели».
КОММЕНТАРИЙ. Пастор адвентистской церкви не имеет никакого прямого отношения к распределению любых финансов общины. Текущие средства пожертвований распределяются Советом общины — людьми, которых на открытых выборах путем голосования выбирает сама Церковь. Зарплату пастору выплачивает не поместная община, а Конференция (вышестоящий уровень церковной организации). Эта зарплата фиксированная и не зависит ни от количества членов общины, ни от собранных в общине, где служит пастор, десятин и пожертвований.
Все виды религиозных «услуг» — молитвы, погребение, венчание, крещение или причастие — в 209 странах мира, где присутствует Адвентистская церковь — ее служители оказывают совершенно бесплатно.
- На заданный пастору А. Слободскому вопрос о размере зарплат пасторов зритель получает «ответ» — фразу пастора: «члены церкви не спрашивают: “а сколько мы пожертвовали?”».
КОММЕНТАРИЙ. Однако сюжет ничего не говорит о связи пожертвований и размера пасторской зарплаты. Если же, по словам закадрового текста, львовский пастор «убежал от» ответа на вопрос о размере пасторской зарплаты, почему этот вопрос журналисты не задали его начальству — сотрудникам киевского офиса? Разве отъезд киевской администрации адвентистов на зарубежную встречу недельной продолжительности освобождает журналистов от обязанности довести расследование до конца — найти и обнародовать проверенные факты?
- Журналистка утверждает, что зашла в казначейство церкви, а на самом деле была в кабинете и разговаривала с пастором, который отвечает за подростковое (т.н. следопытское) служение Церкви.
- Апогеем эмоциональной речи человека со скрытым лицом было свидетельство, что кто-то угрожал ему «адскими муками» (7:02).
КОММЕНТАРИЙ. Даже те, кто только начинает знакомиться с учением Библии в Адвентистской церкви, знает, что эта Церковь является одной из немногих христианских деноминаций, где не учат о вечных адских муках. Этот пункт библейского учения является важным признаком ее отличия от догматики других Церквей. Такие утверждения свидетельствуют о сомнительности источника информации, а именно человека со скрытым лицом.
- Адвентистская церковь ни одну из христианских конфессий, в том числе и католическую, не называет «сатанинской» (7:26). Адвентисты толерантно относятся к представителям любого вероисповедания, хотя могут считать учение определенных Церквей небиблейским и в таких пунктах ложным.
- Адвентистская церковь названа в материале «нетрадиционной». На основании чего употреблен такой термин? Как может Церковь, существующая на украинских землях с конца XIX века и имеющая здесь легальный статус с 1906 года, считаться нетрадиционной? Сколько лет должно пройти (или что должно произойти), чтобы она стала «традиционной»? Церковь адвентистов седьмого дня является членом Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, и на сегодняшний день ее руководитель в Украине является председателем в этом совете.
- В самом начале закадровый голос говорит: «Они ожидали конца света 22 апреля 1844 года».
КОММЕНТАРИЙ. Адвентистская церковь основана двадцать лет спустя вышеупомянутого события — в мае 1863 года, а события в 1844 году были результатом взглядов объединившихся людей из разных (преимущественно протестантских) церквей.
Следовательно, телесюжет «Секретные материалы. Традиционный налог на Церковь» в целом:
А. Не отвечает требованиям профессиональной журналистики и безосновательно порочит репутацию Церкви адвентистов седьмого дня.
Б. Содержит признаки нарушения законодательства Украины, в том числе — Конституции Украины, Закона Украины «Об информации», Закона Украины «О телевидении и радиовещании», разжигая религиозную рознь.
В. Однобоко, предвзято и в негативном ракурсе подает материал о Церкви адвентистов седьмого дня, используя скрытую камеру, создавая искусственный эффект расследования чего-то незаконного или безосновательно скрываемого. Церковь адвентистов седьмого дня дорожит своим авторитетом как открытой и всемирно признанной организации. Необходимая информация могла быть получена журналистами сюжета в официальной, открытой форме, что не было сделано.
Экспертиза в отношении журналистских стандартов — Максим Балаклицкий, доктор наук по социальным коммуникациям
Богословская экспертиза — Игорь Корещук, докторант теологии
Украинская версия текста: http://www.religion.in.ua/main/30000-yak-cerkvi-zaxishhayut-reputaciyu-dosvid-adventistiv.html
Перевод на русский язык предоставлен Отделом информации Церкви АСД в Украине
Комментарии (3):
Александр
| Ссылка на комментарий
я так и не понял а телеканал опроверг свою программу или нет?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Руководство Украинского униона связалось с каналом. Там сообщили, что администрация в отпуске. Ждем-с
Elena
| Ссылка на комментарий
Вопрос о зарплате вообще некорректный. Когда я устраивалась на работу, то одним из пунктов договора было неразглашение о размере заработной платы. На многих предприятиях подписываются такие договора. Почему бы не спросить у православных попов об их зарплате? Это только они пугают людей вечными муками в аду.