Вопрос пастору: шершни как Божье оружие — реальность или метафора?
Максим спрашивает: Шершни как Божье оружие — реальность или метафора?
Во свете пацифистских взглядов поздних протестантов я привык считать, что Бог был против военного завоевания Израилем Ханаана. Мол, Господь хотел бы послать реальных шершней перед ними, и згинуть їхні вороженьки, як роса на сонці. Но «неверующие евреи подвели, и маємо те, що маємо».
На запрос «шерш» Цитата из Библии выдает всего три места:
1. Исх.23:28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев;
2. Втор.7:20 и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего;
3. Иис.Нав.24:12 Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим [сделано это].
И если первые две ссылки говорят о намерениях Господа (а адвентисты подчеркивают условность любого пророчества, что дает пространство для богословского маневра), то Нав.24:12 говорит о послании шершней как о свершившемся факте. Что же имеется в виду? Победа над аморрейскими царями Огом и Сигоном, победу над которыми Израиль добыл как минимум не без участия своего лука и меча:
Чис 21:23 Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем.
24 И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до [пределов] Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян;
Итак, шершни как Божье оружие — реальность или метафора?
Готовил ли Бог Израиль к реальной войне, если Тора неоднократно говорит о правилах войны (не мобилизовать молодоженов, не портить фруктовые деревья во время осады, сначала предложить осажденному городу мир, повешение как наивысшая форма осуждения врага…)? Было ли военное завоевание Ханаана полнотой Его воли, если именно непоследовательность в таком завоевании ангел Господень подает в Суд.1-2 как причину для кары от Господа? Ведь в результате близкое соседство с ханаанеями ускорило впадение в идолопоклонство и исчезновение 10 из 12 израильских племен — фактически это смертный приговор большей части избранного народа.
Заранее спасибо.
Дорогой брат Максим,
Глядя на казни египетские, понимаешь, что шершни совсем не метафора.
Вопрос в том, что Израиль заключил с Богом завет — соглашение сторон, при котором обе стороны имеют права и обязанности. Бог гарантировал опеку и водительство при условии послушания народа Его Слову. Это нормально и с человеческой точки зрения, можно ли ремонтировать по гарантии спорткар, в который заливался 76 бензин?
По мере того, как народ отступал от данного Богу обещания («И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» (Исх.19:8), Бог корректировал и Свои.
В случае с Сигоном шершни были, так говорит Слово, но не в таком количестве, чтобы обеспечить победу одними шершнями. Вместо единственного средства массового уничтожения, они стали частичным средством. Поэтому, и народу пришлось приложиться к боевым палицам.
С уважением,
пастор Сергей Молчанов