Комментарий Александра Серкова на Евангелие от Матфея. 1 — глава

20-12-2015, Комментариев нет

Hand drawing a black process diagamГЛАВА — 1

Родословие Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама.

2 Авраам был отцом Исаака; Исаак был отцом Иакова; Иаков был отцом Иуды и его братьев;

3 Иуда и Фамарь были родителями Фареса и Зары; Фарес был отцом Есрома; Есром был отцом Арама;

4 Арам был отцом Аминадава; Аминадав был отцом Наассона; Наассон был отцом Салмона;

5 Салмон и Рахав были родителями Вооза; Вооз и Руфь были родителями Овида; Овид был отцом Иессея;

6 Иессей был отцом Давида царя; Давид царь и бывшая жена Урии были родителями Соломона;

7 Соломон был отцом Ровоама; Ровоам был отцом Авии; Авия был отцом Асафа;

8 Асаф был отцом Иосафата; Иосафат был отцом Иорама; Иорам был отцом Озии;

9 Озия был отцом Иоафама; Иоафам был отцом Ахаза; Ахаз был отцом Езекии;

10 Езекия был отцом Манассии; Манассия был отцом Амоса; Амос был отцом Иосии;

11 Иосия был отцом Иоакима. Иоаким был отцом Иехонии, который, как и его братья, родился до Вавилонского плена.

12 В Вавилонском плену родился Салафииль, его отцом был Иехония; Салафииль был отцом Заровавеля;

13 Заровавель был отцом Авиуда; Авиуд был отцом Елиакима; Елиаким был отцом Азора;

14 Азор был отцом Садока; Садок был отцом Ахима; Ахим был отцом Елиуда;

15 Елиуд был отцом Елеазара; Елеазар был отцом Матфана; Матфан был отцом Иакова;

16 Иаков был отцом Иосифа, который женился на Марии; Мария, это та, которая родила Иисуса, называемого Христом.

17 Таким образом, от Авраама до Давида четырнадцать поколений; от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать поколений и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать поколений.

18 Рождение Иисуса Христа произошло так: мать его Мария была помолвлена с Иосифом, но прежде чем они сочетались и вступили в брак, оказалось, что она беременна (сверхъестественным образом) от Святого Духа.

19 Иосиф, жених ее и будущий муж, был человеком праведным, и поэтому не хотел предать это огласке и решил тайно отпустить ее.

20 Но ангел Господа не допустил осуществить задуманное, он явился ему во сне и сказал: «Иосиф, Сын Давида, прими Марию в жены и не страшись при этом, потому что То, что в ней зачато, Оно от Духа Святого.

21 Она родит Сына, и когда родит, ты дашь Ему имя Иисус, потому что Он спасет народ Свой от грехов их».

22 И все это произошло именно так, как об этом было предсказано Господом через пророка, который сказал:

23 «Вот, девушка будет беременна и родит Сына, и будет назван Он Эммануилом, что переводится: “с нами Бог”».

24 Пробудившись ото сна, Иосиф поступил так, как повелел ему ангел Господа: он принял Марию, и она стала его женой;

25 Но он не приближался к ней для интимной связи весь срок беременности; и вот, она родила Сына, и назвал он Его Иисусом.

Содержание главы:

  1. Родословие (1:1-15)
  2. Об Иосифе и Марии (1:16)
  3. Три части родословной (1:17)
  4. Помолвка (1:18)
  5. Праведный муж (1:19)
  6. Решение проблемы (1:19-25)
  1. Родословие (1:1-15)

Открывая Евангелие от Матфея, нашему вниманию предлагается, казалось бы, самое скучное, что только попадалось нам в литературе: кто-то был отцом кого-то, а тот в свою очередь также был чьим-то отцом, и так весь этот длинный перечень родословной линии. И имена какие-то не привычные для нашего восприятия; и так стих за стихом. И хочется уже закрыть книгу и отложить в сторону этот скучный перечень чьей-то родословной. А зря. Немного терпения, и вот с 18 стиха начинается интересная история.

Но нас все же волнует вопрос: для чего помещен здесь этот перечень родословия? А вам не приходилось слышать от вашего дедушки или бабушки вашу родословную о вашем прапрадедушке, который с самим Кутузовым воевал и по рукам с ним здоровался?! Как вам это? Ну, это я так для примера, чтобы ощутить, как нам дорога наша родословная линия.

Матфей начинает в типично иудейском стиле, с семейного родословия Иисуса, предназначенного первоначально для читателей еврейского происхождения. Народ иудейский гордился своей родословной. Они знали свою генеалогию гораздо дальше, чем мы сегодня. В Ветхом Завете мы часто встречаем родословие знаменитых людей (Быт. 5:1; 10:1; 11:10; 11:27). Когда великий иудейский историк Иосиф Флавий писал автобиографию, он начал ее с родословной, которую, по его словам, он нашел в архивах. Родословные архивы хранились в синедрионе. Чистокровные иудеи всегда презирали царя Ирода Великого, потому что он был наполовину идумеянином. Для них родословная информация была ценным материалом, и эта информация передавалась из поколения в поколение; и Матфей воспользовался этими данными. Но цель Матфея – не углубиться в историю, чтобы кичиться родовым происхождением, он целенаправленно протянул линию от Авраама и показал, что она достигает самого Иисуса Христа. Его целью было указать Иудеям, что Тот, Которого ждали они и их предки, вот Он пришел, это Иисус Христос, и в Нем исполнились все предсказания и все чаяния народа, и не стоит ждать еще какого-то другого Мессию.

И вот Матфей начинает раскрывать всю родословную Христа, прежде чем говорить о Его рождении. Если нам дорог Иисус, а я верю – Он дорог вам и мне, тогда родословная Христа нам не будет скучной, в ней мы найдем что-то близкое, родственное, родословная нашего дорогого Иисуса.

Автор показывает, что Иисус из Назарета действительно Тот, о Котором свидетельствовали Моисей и пророки. В виду того, что Мессия должен был быть семенем отца еврейской нации Авраама, и также основателя царской линии Давида, Матфей представляет доказательство того, что Иисус является потомком этих двух знаменитых мужей. В то время, когда писал Матфей, вероятно, имелась возможность сверить эту родословную с доступными официальными документами.

Чем примечательна эта генеалогия? Что здесь особое мы можем заметить? Почему такое разнообразие имен? Они почти не повторяются. Когда исчерпались, казалось бы, все имена, лишь имя Иосифа, мужа Марии и его отца Иакова повторяется. Это сегодня имена — не более чем опознавательные ярлыки, и они очень часто повторяются. О, нет, раньше так не было! В Библейские времена имя выбиралось с величайшей тщательностью, потому что оно означало веру и надежду родителей, обстоятельства рождения ребенка, его личную характеристику, или же относилось к его жизненной миссии – особенно, если имя было дано по Божественному указанию.

Чем еще характерна эта родословная линия? Ладно, здесь фигурируют такие знаменитые имена как Авраам, Исаак, Иаков, Иуда. Иуда – очень значительное имя; люди гордились, что они являются потомками именно Иуды, ведь они были иудеями. Но при упоминании имени Иуды, фигурирует женское имя: «Иуда и Фамарь были родителями Фареса и Зары». В иудейских родословных вообще крайне редко встречаются женские имена. У женщины не было юридических прав: на нее смотрели не как на человека, а как на вещь; она была лишь собственностью отца или мужа, и они могли делать с ней, что им угодно. Недаром евреи молились каждое утро: «Благодарю Тебя, Существующий вечно, за то, что я не язычник, не раб и не родился женщиной». Вообще уже само существование женских имен в родословной представляет собой чрезвычайно удивительный и необычный феномен. А здесь упоминается не одна, а целых пять женщин. Кто они, чем они знаменательны? Может это самые порядочные женщины, что их просто нельзя было обойти?

Конечно, о Марии, той, которая родила Иисуса, одной из пяти, можно действительно сказать, что она была благочестивой, и даже не женщиной она была, а девушкой в полном смысле этого слова, это уникальный случай. О Фамари мы уже упомянули. И еще три женщины, кто они? Рахав, это та самая Раав — Иерихонская блудница. Руфь. А имя третьей даже не упоминается, о ней сказано в самом уничиженном варианте: «Давид царь и бывшая жена Урии были родителями Соломона». Хорошая характеристика, ничего не скажешь! Но мы знаем из Библейской истории ее имя, это была Вирсавия.

Но почему же здесь нет таких почтенных имен как Сарра, Ревекка, Рахиль или Лия? Это наводит на мысль, что эти некоторые женские имена включены в список по необычным обстоятельствам. Знаменательно, что все четыре — Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавия — были языческого происхождения (Вирсавия, во всяком случае, была замужем за хеттеянином, по всей видимости, присоединившемся к народу Божьему). В этом можно усмотреть скрытый упрек иудейской исключительности, а также безмолвное упоминание той истины, что Иисус принадлежит язычникам столько же, сколько и иудеям. За исключением Руфи, имена этих женщин связаны с позором; но линия родословная проходит именно через них. Конечно, эта хронологическая линия Христа юридическая, потому что фактически и генетически с Иосифом, мужем Марии, к которому приходит родословная от Авраама и через Давида, Иисус ничего общего не имел. Но надо учесть, что Мария, как и Иосиф, тоже была из рода Давида. И если брать не юридическую, а фактическую линию, то только через Марию было возможно, чтобы Иисус был «от семени Давида по плоти» (см. Рим.1:3).

Во всяком случае, хоть юридически, хоть фактически, рождение Христа произошло через грешных людей. Да, наша земля вся замарана грехом: кто больше, кто меньше, но все согрешили и лишены славы Божией. Но Христос пришел в наш мир, чтобы из этого никчемного сообщества грешных людей сделать жителей, пригодных для вечных чертогов вблизи чистого и святого Бога и безгрешных ангелов. Это удивительное явление. На то Бог и есть Бог любви.

Из некоторых евангельских мест видно, что иудеи не только подразумевали происхождение Христа — Мессии от Давида, но и рождение Его в том самом городе, где родился Давид (см. Мф. 2:6). Евреи не признали бы Мессией такого человека, который не происходил от Давида и Авраама.

Пророки пророчествовали о Христе как о сыне Давида, например, Исаия (Ис. 9:7; 55:3), Иеремия (Иер. 23:5), Иезекииль (Иез. 34:23; 37:25), Амос (Ам. 9:11) и др. Поэтому, сказав о Христе или Мессии, евангелист тотчас же говорит, что Он был Сын Давида, Сын Авраама, — Сын в смысле потомок, — сынами часто у евреев называли потомков.

Еще одна особенность в этом родословии. У Давида, кроме других, были сыновья Соломон и Нафан. Так вот, евангелист Матфей ведет дальнейшее родословие по линии Соломона, Лука же – по линии Нафана (Лк. 3:31), поэтому и такое различие в количестве потомков у двух евангелистов. И еще нужно учесть, что Матфей писал для евреев и не старался поэтому показать ничего более, как происхождение Христа от Авраама и Давида; между тем как Лука, писавший для всех вообще, возводит родословие выше, доходя до Адама. Затем, первый начинает с рождения Иисуса Христа, поскольку для иудея не могло быть ничего более приятного, как услышать, что Христос есть потомок Авраама и Давида; а второй не так начинает, он упоминает предварительно о многих других событиях и затем уже приступает к родословию.

Читая это родословие, возникает множество непонятных вопросов, таких как: для чего излагается родословие Иосифа, который не был отцом Христа? Откуда нам знать, что Христос происходит от Давида, когда мы не знаем родословную Марии, от которой Он родился, ведь здесь не показано ее родословие? Да и вообще странно то, что автор вплетает в родословную женские имена, что вообще было неприемлемым в народе израильском. Видите, сколько нам нужно осмыслить уже в самом начале Евангелия, хотя при беглом прочтении это начало кажется очень ясным, и некоторые считают вообще излишним это перечисление имен.

Есть здесь еще одна особенность, которая также заслуживает исследования, это то, что Матфей умолчал о трех царях. Почему он это сделал? Если они были слишком нечестивы, то кроме них были подобные им, которых он все же включил в родословный список. Это что, подгонка под четырнадцать? Да и вообще, почему именно четырнадцать, а не другое количество? И наконец, еще один вопрос, который приводит нас в недоумение: каким образом Елизавета, происходя из колена Левия, могла быть родственницей Марии? Видите, какими нам нужно быть бдительными, чтобы заметить эти проблемные нюансы, и еще нужно больше разумения, чтобы разрешить эти недоумения.

В первом стихе мы читаем: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давида, Сына Авраама». Не задумывались ли вы, почему имя Давида стоит прежде имени Авраама? Разве Авраам, отец еврейского народа, не был лицом более значительным в глазах иудеев? Да, Авраам является родоначальником еврейского народа, однако обещано, что именно от Давида должен был произойти Царь Израиля (2Цар.7:12-17). Недаром народ с ликованием кричал: «Осанна Сыну Давида!» (Мф.21:9). Цель родословной – доказать с самого начала, что Иисус – сын царя Давида. Надо учесть еще тот факт, что если Авраам был родоначальником всего еврейского народа, то через царя Давида проходит ветвь Иуды; а ко дням Христа в основном остались из двенадцати колен именно иудеи.

В виду того, что Мессия должен был быть семенем отца еврейской нации Авраама, и также основателя царской линии Давида, Матфей представляет доказательство того, что Иисус является потомком этих двух знаменитых мужей. В противном случае Его притязания на мессианство были бы признаны недействительными. И Матфей начинает раскрывать всю родословную Христа, прежде чем говорить о Его рождении.

Интерес к родословию объяснялся тем, что иудеи придавали большое значение чистоте своего происхождения. Человек, в крови которого была малейшая примесь чужой крови, лишался права называться иудеем и членом избранного Богом народа. Так, например, священник должен был представить полный, без всяких пропусков, список своей родословной от самого Аарона, а если он женился, то и жена его должна была представить свою родословную по меньшей мере на пять поколений назад. Когда Ездра вносил изменение в богослужение после возвращения Израиля из изгнания и устанавливал снова священничество, сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца и сыновья Верзеллия были исключены из священства и их стали называть нечистыми, потому что «они искали своей записи родословной и не нашлось ее» (Ездр. 2:62).

Исходя из этого, нам следует полагать, что Иосиф, будучи праведным, а это особый статус, который нужно было заслужить и отстоять, не мог взять себе жену не из колена Иуды, у иудеев не позволялось брать жену не только из другого колена, но и из другого рода или племени. А это значит, что достаточно показать родословную линию Иосифа, и это уже доказывает, что и Мария была из рода Иуды. Да и к тому же у иудеев не было обычая вести родословие по женской линии, поэтому, чтобы соблюсти и обычай, и не оказаться с первых же слов повествования его нарушителем, и все же, чтобы показать нам происхождение Марии, евангелист, умолчав о ее родословии, предоставил родословие Иосифа, надеясь, что читатель еврейского происхождения сразу же поймет, что это значит, а значит это то, что и Мария того же рода, что и тот, кто взял ее себе в жены. Если бы автор представил родословие Марии, это сочли бы за неприемлемое новшество; если бы он умолчал об Иосифе, мы не знали бы предков Марии. Видите, с какой проблемой столкнулся Матфей, но он нашел правильное и мудрое решение в разрешении этой проблемы. Итак, чтобы мы знали, кем была Мария, откуда она происходила, и вместе с тем чтобы не был нарушен обычай, евангелист представил родословие мужа и показал, что он происходит из дома Давида. А раз это доказано, тем самым доказано и то, что и Мария была из того же рода, потому что этот праведник, как я упомянул выше, не допустил бы себе взять жену из чужого рода.

  1. Об Иосифе и Марии (1:16)

В этом родословии самыми последними стоят Иосиф и Мария. Интересно заострить внимание на том, как Матфей преподает эти две личности. Он исключает их из общего правила повествования и не пишет, что Иосиф был отцом Иисуса или Иосиф и Мария были родителями Иисуса, как он пишет о других предшественниках. Он здесь очень осторожен и пишет: «Иаков был отцом Иосифа, который женился на Марии; Мария, это та, которая родила Иисуса, называемого Христом». Этим он подчеркивает, что Иосиф был родственником Иисуса не как Его отец, но как муж Его матери. Формула родословной «был отцом или родителем» в данном случае им опускается. Матфей, таким образом, подчеркивает факт беспорочного зачатия.

Где родилась сама Мария, нам неизвестно, но к моменту, когда явился ей ангел Господень, она жила в Назарете. Мы читаем: «Спустя полгода ангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к девушке, помолвленной с человеком по имени Иосиф из рода Давида. Звали эту девушку Мария» (Лк.1:26-27).

У Марии была родственница Елизавета, жена Захарии, которая в старости своей родила Иоанна, да, да, того самого Иоанна, который станет Крестителем. Также у нее были родственники в Кане. Кана, это небольшое селение в 15 км. на север от Назарета. Каким образом Мария и Елизавета были родственницами, нам до конца не понятно, потому что степень их родства евангелисты не определяют.

Почему Бог избрал именно Марию для рождения обетованного Мессии? Многие матери в Израиле желали быть удостоенными этой чести. Рождая своих первенцев, не одна мать лелеяла мысль: а может ее первенец и будет тем обетованным «семенем». Мария была удостоена этой чести. Она была избрана потому, что к тому времени, когда должно было родиться Христу, ее характер более ярко отражал Божественный идеал материнства, нежели характер любой другой девушки из рода Давида. Она искренне ждала Мессию, и эта надежда сделала ее жизнь чистой и определила ее для этой священной миссии.

  1. Три части родословной (1:17)

Мы видим, что Матфей разделил все родословие на три части. Для чего? Что он хотел этим показать? И почему именно на три части разбивает евангелист родословную? Потому что каждая часть – это определенный период иудейской истории. Первая часть охватывает историю Израиля до появления его величайшего царя Давида. Давид сплотил Израиль в народ и сделал из Израиля сильную державу, с которой должны были считаться в мире. Вторая часть охватывает период до вавилонского плена. В этой части говорится о позоре народа, о его трагедии и несчастье. Третья часть охватывает историю до Иисуса Христа. Иисус Христос освободил людей из рабства, спас их от горя и в Нем трагедия обернулась победой.

А вот почему в каждой части автор берет именно по четырнадцать родов, это еще интересней. Это что, просто совпадение или некая подгонка? Объективности ради скажу вам, что здесь действительно присутствует элемент подгонки, если можно так выразиться, что-то вроде округленности, в данном случае до четырнадцати. Это интересный вопрос. Некоторые обращаются в данном случае к гематрии или цифровому значению. В данном случае имя Давид имеет цифровое значение «четырнадцать» по еврейской нумерации и с учетом, что имя Давид имеет на иврите три согласные буквы. ? Далет – 4 + ? Вав – 6 + ? Далет – 4 = 14.

Матфей очень предусмотрительно относится к написанному материалу. Раскрывая родословную Иисуса и доказывая, что Иисус — Сын Давида, он разбивает перечень на три равные части, по четырнадцать поколений в каждой. Такое расположение носит название «мнемоника», то есть, расположение таким образом, чтобы было легче запомнить. Надо всегда помнить, что Евангелия были написаны за сотни лет до того, как появились печатные книги, и лишь немногие люди могли иметь их копии, потому-то родословная линия и составлена так, чтобы ее легко можно было бы запоминать. Поэтому здесь есть упущение некоторых имен, чтобы в каждом из трех периодов было по четырнадцать поколений. Прием этот несколько искусственен, но вполне согласуется с обычаями и мышлением иудеев. Нечто подобное встречается в Быт. 5 гл.; Быт.11 гл., где от Адама до Ноя и от Ноя до Авраама исчисляются до десяти родов. Под «родами» подразумеваются поколения — от отца к сыну. Евангелист, насчитав от Авраама до Давида четырнадцать поколений, а также и от Иехонии до Христа четырнадцать поколений, в средней части, от Давида до переселения в Вавилон, упускает несколько поколений, чтобы и в средней части также было, как в первой и в третьей, – четырнадцать поколений. Что хотел Матфей этим показать? Да, в общем-то, ничего, но этим факт родословной от Авраама через Давида не исказился, родословная все равно пришла к Иисусу, даже если и выпущены были некоторые имена. По крайней мере, четыре имени были выпущены.

Таким образом, родословие Христа из Евангелия от Матфея можно представить в следующем виде:

  1. Авраам. Исаак. Иаков. Иуда. Фарес. Есром. Арам. Аминадав. Наассон. Салмон. Вооз. Овид. Иессей, Давид.
  2. Соломон. Ровоам. Авия. Асаф. Иосафат. Иорам. Озия. Иоафам. Ахаз. Езекия. Манассия. Амос. Иосия. Иоаким.

III. Иехония. Салафииль. Зоровавель. Авиуд. Елиаким. Азор. Садок. Ахим. Елиуд. Елеазар. Матфан. Иаков. Иосиф. Иисус Христос.

  1. Помолвка (1:18)

Чтобы лучше представить картину произошедшего, нам следует окунуться в историю и посмотреть, как в те древние времена происходил обряд обручения. В общем-то, обручение — это помолвка. При обручении составлялся договор или же давалось в присутствии свидетелей торжественное обещание в том, что-такой-то берет себе в жены такую-то невесту. После обручения невеста считалась обрученной женой своего жениха, и их союз разрушить можно было только официальным разводом. Но между обручением и самим браком протекали порой целые месяцы. Причины на то могли быть самые разные, например, жених желал доделать жилье, где могла бы разместиться вновь образовавшаяся семья. Но Иосиф не был юнцом, он, по всей видимости, был вдовцом, и у него были дети, по крайней мере, четырех сыновей мы можем насчитать; и дочерей не известно сколько было. Естественно, все они были старше Иисуса. Мария была, по всей видимости, еще совсем молоденькой девушкой, и по этой причине помолвка затягивалась, чтобы ей немного повзрослеть.

  1. Праведный муж (1:19)

Что значило в то время быть праведным? Слово «праведный» евр.  цадик, греч. ??????? «дИкэос» имело большое значение в те времена среди иудеев. Словом «цадик» был назван в свое время Ной: «Ной был человек праведный (цадик) и непорочный в роде своем» (Быт.6:9). К дням рождения Иисуса «цадик» было почетным званием, и его надо было заслужить. Сегодня тоже есть что-то подобное, например, присваивают звание «почетный гражданин города или страны», и этот человек старается поддерживать свой имидж. В те времена «цадик» означал того, кто верен был в соблюдении правил и обрядов, или праведен в смысле согласованности с этими правилами. Он был строгим исполнителем закона Моисеева и раввинских преданий. «Цадик» был в почете. А что значило, если нарушить какое-либо правило? Это можно сравнить с назареем, который нарушил обет назарейства, и естественно, он терял уже это звание.

Когда Иосиф узнал, что Мария беременна, что должен был он сделать по всем правилам и предписаниям, как цадик? Он должен был вывести ее на площадь, где собирается множество людей, и объявить в прелюбодеянии, и первым бросить в нее камень; после чего толпа должна была побить ее камнями. Тогда он продолжил бы иметь это почетное звание «цадик». У Иосифа мог возникнуть вопрос: будет ли это с нравственной точки зрения правильно, если он доведет до конца процесс сочетания и женится на женщине, по его представлению, виновной в прелюбодеянии. Он был в тупике: кого предать, изменившую жену или простить ей и этим самым предать свой имидж «цадик»?

Чем чревато было «уронить» свой имидж? Это означало потерю клиентов в плотницкой мастерской, и в конечном итоге влачить жалкое нищенствующее существование. «Цадик» не означало, что он должен быть добрым и любвеобильным, нет, «цадик» – это тот, кто тщательно соблюдает все правила. Но в данном случае вырисовался истинный характер Иосифа. Он был не только «цадик», он не мог представить, как он будет предавать толпе свою возлюбленную юную невесту-жену на экзекуцию и сам первый бросит в нее камень. Ища компромиссный вариант, он смягчает свое чувство справедливости милостью по отношению к предполагаемому обидчику и намеревается законно отпустить ее, просто объявив, что она ему больше не нравится, без упоминания истинной причины. Но это не спасло бы его положение, люди непременно увидели бы истинную причину в ее внебрачной беременности и рождении ребенка. Он вдвойне был бы виновен: не предав ее суду и обманув народ в истинной причине развода. Но Бог все предусмотрел. Нам непонятно, почему Мария не стала рассказывать Иосифу о чрезвычайных событиях, которые сопровождали ее беременность? Возможно, ее собственная история показалась ей настолько невероятной, что она сочла за лучшее предоставить все объяснения Богу. Представьте себе, по возвращении в Назарет после трехмесячного пребывания в Иудее (Лук.1:39-56), стало очевидно, что она ждет ребенка. Что мог подумать Иосиф? И были бы вескими слова оправдания Марии, что она беременна от Духа Святого? Она просто молчала.

  1. Решение проблемы (1:19-25)

Интересная разворачивается картина. Бог через ангела решает эту проблему. Хочется отметить один факт: если Марии ангел Гавриил явился видимым образом, не во сне или в видении, а наяву (см. Лк.1:28), то к Иосифу он пришел во сне, в то время как он размышлял о проблеме и готов был уже что-то предпринять. В словах: «Не бойся» он должен был оставить все свои сомнения и боязнь лишиться праведности. Он должен был теперь проявить веру, веру в то, что его жена невиновна. Ангел дает ему ряд указаний, что он должен теперь сделать. А должен был сделать он следующее: принять жену свою, как невиновную и имеющую в животе от Духа Святого; и когда родится Младенец, дать Ему имя Иисус. Фактически ангел объявляет его юридическим отцом, потому что именно отец имел преимущество давать имя родившемуся сыну. Мария также должна была участвовать в наречении имени Иисуса: «И вот, зачнешь и родишь Сына, и дашь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31). Имена еврейским мальчикам давались обычно на восьмой день от рождения, при обряде обрезания.

Имя Иисус с еврейского означает «Иегова спасение»; поэтому ангел и подчеркивает: «Дашь Ему имя Иисус, потому что Он спасет Своих людей от грехов их». Это удивительная весть, она касается и нас. Мы – те, которых Он тоже спас. Христос пришел, чтобы снять наручники, открыть двери тюрьмы и избавить осужденных от смертного приговора. Он пришел не для того, чтобы спасти нас в грехах, но, чтобы избавить нас от наших грехов; а это уже совершенно разные вещи. Он пришел, чтобы освободить нас от всякого наследственного или приобретенного влечения ко злу.

Дальнейшую жизнь и деятельность Иисуса Христа мы рассмотрим в последующих главах; а первая глава заканчивается словами: «Она родила Сына Своего первенца, и он дал Ему имя: Иисус».

Пастор Александр Серков.


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"