Комментарий Александра Серкова на Евангелие от Матфея. 4 — глава

20-01-2016, Комментариев нет

Hand drawing a black process diagamГЛАВА 4

Тогда Дух возвел Иисуса в пустыню, где Ему предстояло перенести искушения от дьявола.
2 Сорок дней и сорок ночей провел Он в посте и напоследок ощутил сильный голод.
3 Вот тут-то искуситель и подошел к Нему и говорит: «Если Ты Сын Бога, тогда вымолви слово, чтобы эти камни превратились в хлеб».
4 Иисус же ответил ему: «Написано: “не только хлеб поддерживает жизнь человека, но и каждое слово, исходящее от Бога”».
5 Тогда берет Его дьявол в святой город и ставит на парапет крыши храма;
6 И говорит Ему: «Если Ты все же Сын Бога, то бросься вниз, ведь написано же: “Ангелам Своим Он повелит оберегать Тебя, и на руках они понесут Тебя, и Ты даже ногой Своей не споткнешься о камень”».
7 На что Иисус ответил ему: «Написано также: “Не искушай Господа Бога твоего”».
8 Затем берет Его дьявол на очень высокую гору, показывает прелести и славу всех царств мира
9 И заявляет: «Все это я отдам Тебе, если Ты падешь предо мной и поклонишься мне».
10 Иисус ответил ему: «Отойди от Меня, сатана! Писание свидетельствует: “Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”».
11 Дьявол тут же оставил Его, и ангелы стали служить Ему.
12 Услышав, что Иоанн был отдан под стражу, Иисус удалился в Галилею.
13 Однако Он не остался в Назарете, Его местом обитания стал Капернаум, приморский город в земле Завулона и Неффалима.
14 Так исполнилось пророчество Исаии:
15 «Земля Завулона и земля Неффалима, расположенная на пути к морю, за Иорданом, Галилея языческая,
16 Народ, живущий во тьме, увидел свет великий; для живущих в стране, объятой тенью смерти, воссиял свет».
17 С тех пор Иисус начал проповедовать: «Покайтесь, потому что Царство Небесное приблизилось!»
18 Проходя по берегу Галилейского моря, увидел Он двух братьев, которые закидывали сеть в море, потому что они были рыбаками. Один из них Симон, по прозвищу Петр, и другой Андрей, его брат.
19 «Идемте со Мной! – говорит им Иисус, – И Я сделаю вас ловцами людей».
20 Они тут же оставили сети и пошли с Ним.
21 Идя дальше, Он увидел двух других братьев: Иакова, сына Зеведея, и брата его Иоанна; они вместе со своим отцом Зеведеем сидели в лодке и чинили сети; Он призвал и их.
22 Они, сразу же оставив лодку и отца, пошли тоже с Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее и учил в синагогах, неся радостную весть о Царстве и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в народе.
24 Слух о Нем дошел до Сирии; и стали приводить к Нему и приносить страдающих от различных болезней: одержимых эпилепсией, лунатиков, парализованных; и Иисус исцелял их.
25 Люди толпами шли за Ним из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана.

Содержание главы:

1. Искушение Иисуса (1-11 стихи)
2. Иисус в Галилее (12-17 стихи)
3. Призвание Симона, Андрея, Иакова и Иоанна (18-22 стихи)
4. Проповедь и исцеления в Галилее (23-25 стихи)

1. Искушение Иисуса (1-11 стихи)

Словом «тогда» начинает Матфей четвертую главу. Это излюбленное слово не только Матфея, но и других евангелистов, которым они начинают новое сообщение, когда событие, о котором они собираются писать, следует сразу же за предыдущим. Третья глава закончилась описанием крещения Иисуса и свидетельством с неба, подтверждающим Его мессианство. И вот Тот Дух, Который при крещении сошел в виде голубя на крестившегося Иисуса, ведет Его теперь сразу же после крещения в пустыню. Но Иоанн же крестил в пустыне, в какую это еще пустыню ведет Его Дух? Заметьте, Дух Святой не просто повел Иисуса, а «возвел», греческое слово ????? (?? ???) – анаго (ан-аго) – имеет значение «вверх вести». Аналогичный текст мы находим у Луки: «И, возведя (????? – анаго) Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени» (Лк.4:5). Видите, из пустыни в низовьях Иордана, где Он крестился, Иисус поднялся в верховья, по всей видимости к вершине горы Нево, в горную местность пустыни, где было много обветренных гладких камней, которые и использовал дьявол, как предмет соблазна для искушения Иисуса.

Остается не понятным, был ли это ЭГ (экзамен Господа) перед публичным выступлением Иисуса, или Он уединился для того, чтобы обдумать дальнейшую Свою деятельность, а дьявол воспользовался случаем и приступил к Нему с искушением? Хоть это и не так важно, но, тем не менее, что-то мы можем предполагать и сделать какие-то выводы. Конечно, быстрей всего Иисус сознательно не шел на встречу с сатаной для искушения, чтобы продемонстрировать Свою победу над ним; Его целью, я думаю, было, перед тем, как выйти в люди и открыто предстать перед ними как Мессия, побыть наедине с Отцом и поразмыслить о предстоящем деле, возможно обдумать некоторые проповеди, которые Он потом и выскажет народу. Одним словом, подготовиться к предстоящему служению, для чего Он в течение сорока дней и голодал.

Какую цель преследовал Иисус этим воздержанием от пищи? Обычно постом достигается ясность мысли, так как обилие пищи притупляет разум. Но вряд ли Он до этого питался обильно. Быстрей всего, зная, что это один из самых трудных элементов борьбы человека, Иисус начал с победы над аппетитом.

Обычно под постом понимается не всегда полное воздержание от пищи, а умеренное, без применения жирной пищи, питание, отчего и название «пост» — «постная пища». Но чтобы подчеркнуть, что Иисус не просто умеренно питался сорок дней, автор Евангелия применяет фразу: «напоследок ощутил сильный голод». Эти слова вам ни о чем не говорят? Вопрос голодания, и как этот процесс проходит, я изучал, и несколько раз сам голодал (правда всего по восемь дней, обстоятельства не позволяли голодать дольше). На второй или третий день аппетит совсем пропадает, приходит только физическая слабость. Если человек совсем ничего не ест, то организм перестраивается и начинает жить за счёт внутренних резервов. Язык обкладывается белым налетом, покрывая вкусовые рецепторы, и аппетит прекращается, чего не происходит, если человек продолжает есть, хоть даже и очень понемногу. И когда резервы заканчиваются, язык очищается, и голодавший ощущает сильный голод. Это момент окончания полного голодания, и надо теперь обязательно приступить к еде, иначе человек умрет, так как все резервы его организма истощились. Но приступать к еде надо очень и очень осторожно. Рекомендуется даже начинать не с сока, а с сока, разведенного водой. Дьявол что предложил? Наесться сразу хлебом, и при том, не одним караваем, он не предложил «сделай этот камень хлебом», а «чтобы камни (мн. число) превратились в хлеб». Но это только одна сторона соблазна, в физическом плане это означало бы смерть — наесться вдоволь хлебом после сорокадневного голодания. О другой стороне искушения мы еще поговорим. Таким образом, в словах, констатирующих, что Он напоследок ощутил сильный голод – мы видим ясное свидетельство того, что голод был не частичным, а полным. При голодании речь не идет о воде, воду наоборот при голодании надо пить, и омывать тело водой – тоже.

Матфей, как и в прошлой главе, пропустив детство и юность Иисуса, не описывает во всех деталях, чем занимался Иисус во время сорокадневного поста, а начинает сразу описывать искушения, с которыми подошел к Нему дьявол. Лукавый знал, когда подойти с искушением, он хороший стратег, его нападение происходит тогда, когда слабость человека наиболее уязвима.

При первом искушении самым первым словом стоит «если». Здесь надо остановиться и разобраться, что имел в виду дьявол, употребляя выражение: «Если Ты Сын Бога…». Неужели сатана не был свидетелем при крещении Иисуса, когда голос Божий засвидетельствовал: «Это Сын Мой возлюбленный, к Нему Моя благосклонность» ?! Неужели он пропустил свидетельство Симеона (Лк.2:25-32), свидетельство самого Иисуса в двенадцатилетнем возрасте: «Зачем вам надо было искать Меня? Разве вы не знаете, что Мне надлежит быть в доме Отца Моего?» (Лк.2:49); свидетельства мудрецов и пастухов? Нет, дьявол знал точно, кем был Иисус. Здесь акцент слова «если» падает не на сомнение дьявола в Божественности Иисуса, а на желании спровоцировать Его доказать, что Он именно сыном Божьим и является. Здесь слово ?? (и) «если» имеет также значение «так как; поскольку». Для ясности этого вопроса приведу пример: приближенные царя говорят своему правителю: «Ты что ли не царь, как ты можешь допустить в стране такое безобразие?! Если ты царь, прикажи сделать то-то и то-то». Придворные не сомневаются в том, что он царь, но они провоцируют его к каким-то конкретным действиям, которыми он подтвердит, укрепит и докажет всем, кто здесь в государстве царь. Так и в данном случае, дьявол непременно знал, кем был Иисус, но его цель была – сломить Иисуса, спровоцировать Его показать Свою способность творить чудеса и этим доказать Свое Божественное происхождение.

Слова дьявола имели возбуждающий смысл. Он хотел сказать: «Ты Сын Божий, не Ты ли при крещении получил это удостоверение?! И Ты теперь умираешь с голоду! Что Ты делаешь, неужели Ты в самом деле собираешься теперь умирать? Давай, предпринимай что-то, используй Свою Божественную силу, твори Себе еду, ешь и живи». Наступление против Иисуса Искуситель повел по трем направлениям. Первое, что он предпринял, он попытался искусить Иисуса превратить камни в хлеб. Вокруг было много известняковых камней, обточенных ветрами и дождями, которые были очень похожи на булки (караваи) хлеба, которые могли вызвать у Иисуса искушение. Но Иисус, во-первых, не только в данном случае, но и в дальнейшей своей жизни, не применял сверхъестественное чудо в личных целях. А во-вторых, и это главное в данном эпизоде, дьявол пытался склонить Иисуса сделать чудо в подтверждение того, что он является Сыном Божьим. Иисус же ответил искусителю теми словами, которыми Бог хотел научить Свой народ в пустыне: «Не только хлеб поддерживает жизнь человека, но и каждое слово, исходящее от Бога» (Втор. 8:3). Есть только один способ обрести подлинное удовлетворение – понять, что мы полностью зависим от Бога. В пустыне народ только и думал об еде, и все проблемы строил вокруг нее, хотя в той манне, которой Бог кормил их, было вложено все необходимое человеку для жизни. Израильтяне должны были доверять словам Бога, но они этого не делали. Словами, которыми Иисус отразил первое искушение, Он хотел сказать: «Бог при Моем крещении засвидетельствовал, что я Его Сын, и эти слова не следует подвергать испытанию». Так Иисус словами из Писания отразил первую атаку дьявола.

Но этим искушением дьявол не ограничился. Потерпев фиаско, искуситель возобновил свое наступление с другой стороны. Он берет Иисуса на крышу храма, на парапет крыши. Парапет, это ограждение по краю крыши, узорчатая стена, которая ограждает человека от падения. Поднявшись на парапет, они были, в таком случае, на самом верху храма. Перед ними открывалась панорама города, тем более надо учесть, что храм стоял на вершине горы Сион. Под ними внизу был двор храма с людьми. Почему бы не прыгнуть вниз, что здесь предосудительного? Может именно таким образом и предстать первый раз пред людьми, это возымеет вес, и таким образом, сразу влиться в бурную мессианскую деятельность?!

Здесь мы имеем урок в том, как важно знать Писание, и не поверхностно, надо знать его контекстуальное значение. Видя, что Иисус ответил ему при первом искушении из Писания, дьявол решил при последующем обольщении воспользоваться тоже Писанием, но он исказил контекст, процитировав его не полностью и в искаженном виде. Сравните текст Писания со словами, произнесенными дьяволом:

11 Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею (Пс.90:11-12).

Что процитировал дьявол? «Ангелам Своим Он повелит оберегать Тебя, и на руках они понесут Тебя, и Ты даже ногой Своей не споткнешься о камень».

В чем здесь искажение контекста? Он пропустил слова: «на всех путях твоих». А что, прыгнуть с крыши храма, это что ли «путь»? Читая весь 90 Псалом, нам открывается воля Божия по отношению к тем, кто «живет под кровом Всевышнего» и «покоится под сенью Всемогущего» (1 ст.). Таковым «не приключится зло» и «язва не приблизится к их жилищу» (10 ст.). И вот дальше говорится, что во всех путях (следования за Господом), не только человек не преткнется о камень, потому что ангелы будут его охранять, но и на аспида и василиска наступит, и тогда Бог защитит его (того, кто познал имя Божие). Иисус знал этот текст, и сразу же понял, что он здесь не в теме. Речь в тексте идет о нечаянном спотыкании о камень, но не об умышленном искушении Бога с целью что-то кому-то доказать, и потом надеяться на то, что Бог пошлет ангелов, и они понесут бросившегося вниз на руках. Эксперимент со спасительной силой Божией здесь не уместен.

Иисус ответил дьяволу текстом Писания, который записан во Втор. 6:16. Хотя Иисус взял тоже концептуальную часть этого текста, но мысль, приведенная Им, была кстати и очень уместна: «Написано: “Не искушай Господа Бога твоего”». Дьявол и здесь потерпел поражение.

Но вот он предпринимает еще одну попытку и предлагает Иисусу еще одно искушение. Он заявил: «Все это я отдам Тебе, если Ты падешь предо мной и поклонишься мне». Да, если дьявол пытался как-то прикрываться до этого, то теперь пошел он в открытую и напролом. Он предложил Иисусу кротчайший путь: зачем, мол, Тебе добиваться этого мира таким трудным путем, путем страданий и смерти? Тебе стоит только поклониться мне, и я Тебе все миры отдам. Да, Иисус не противоречил, что это принадлежит ему, эту власть дьявол хитростью захватил у Адама. Но что он предложил фактически Христу? Поклонись мне, и я сделаю Тебя управителем над землей, но я буду выше Тебя, ведь — «кто кому поклоняется, тот тому и раб».

Иисус ответил дьяволу также лаконично и ясно: «Отойди от Меня, сатана! Писание свидетельствует: “Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”».

Тогда на время дьявол Его оставил, а Иисус приступил к Своей мессианской деятельности.

2. Иисус в Галилее (12-17 стихи)

Вот и наступило время, когда Иисус должен был приступить к выполнению Свой миссии. По словам Матфея, Иисус начал свою деятельность в Галилее. Мы не будем в рамках этого Евангелия рассматривать Его служение до ареста Иоанна Крестителя. По свидетельству Иоанна (Евангелиста) Он уже целый год проповедовал в Иудее. Матфей оставляет это и заостряет внимание на том, что Иоанн был отдан под стражу, и это явилось причиной тому, что Иисус направился в Галилею, а именно в приморский город Капернаум. Но до Капернаума Он посетил Свой город, видимо пытался начать проповедь именно оттуда, но, по всей видимости, там надолго Он не задержался, так как в своем отечестве пророк не бывает в почете.

Да, коротка была деятельность Иоанна Крестителя. Он к тому и был призван, чтобы приготовить путь Господу. Путь готов, Иисус пришел, миссия окончена, но судьба Иоанна печальная. Какое-то время, видимо, два глашатая проповедовали вместе, но в разных местах: Иисус в Иудее, а Иоанн в пустыне. Лидерам народным это не очень-то нравилось, да тут еще и гордость Ирода была задета тем, что Иоанн обличил его в незаконном браке. И вот Иоанн был арестован. А какой финал мы хотели бы иметь? Может два Божьих посланника пусть проповедуют?! А не начал бы народ группироваться в таком случае по признаку: «я Христов», а «я Иоаннов»? Бог часто допускает верным Его слугам горькую участь, зато в вечности ждет их великая награда. Что говорить о людях, когда земная участь и Иисуса была весьма трагична, но об этом мы поговорим позже, в последних главах Евангелия.

Почему Иисус удалился? Обстановка видимо накалилась, а у Иисуса весь мессианский путь еще впереди, на рожон лезть нет никакого смысла. Да и к тому же народ, живущий в Галилее, тоже нуждался в вести спасения. Вот так и исполнились слова пророка Исаии, и в стране Галилейской воссиял свет, народ, живущий во тьме, увидел свет великий.

В чем заключалась весть Иисуса этому народу? «Покайтесь…». Эта весть звучала и жителям Ниневии, и пророки призывали народ Израильский еще в годы до Пришествия Христа к покаянию, и Иоанн Креститель приходящих к нему призывал к покаянию. С этой вестью выступил и Иисус перед народом галилейским. Он фактически подхватил эстафету у Иоанна, и эта весть прозвучала и к жителям Капернаума: «Покайтесь, потому что Царство Небесное приблизилось!»

Иоанн не творил никаких чудес. Он не имел цель привлечь людей чудесами. Иисус тоже не начал с чудес, хотя дьявол и предлагал Ему начать именно с этого, бросившись вниз с храма и живым, невредимым предстать перед народом, как чудотворец. Именно чудесам сегодня люди уделяют очень много внимания, хотя те чудеса, которые они имеют, вряд ли можно назвать подлинными. Однако, на первый взгляд кажется, что весть у Иоанна и у Иисуса была одна, но что-то диаметрально противоположное в них есть. Если Иоанн проповедовал: «Покайтесь, потому что скоро придет Царь и поэтому близко Царство Его», то Иисус, хотя тоже и провозгласил: «Покайтесь!» И тоже говорил о том, что «Царство небесное приблизилось», но приблизилось оно в том смысле, что вот оно уже с вами, вы только примите его. Царство небесное — это дух неба, явившийся в жизни и учении самого Иисуса Христа.

3. Призвание Симона, Андрея, Иакова и Иоанна (18-22 стихи)

Проходя берегом Галилейского моря, Иисус встретил двух братьев, Симона и Андрея. Они были рыбаками, это была их профессия. Не описывает Матфей прелюдию к призванию рыбаков стать учениками и последователями Иисуса. Он пишет коротко и ясно: «Идемте со Мной! И Я сделаю вас ловцами людей». По описанию, они долго не думали, тут же оставили сети и пошли с Ним. Коротко, конкретно и ясно: «Призвал, оставили, встали и пошли…». Да, если бы мы были так мобильны в отклике на призыв Божий, Евангелизация давно была бы уже завершена.

Но имея в виду краткость Матфея в описании начального служения Иисуса и учитывая информацию других евангелистов, мы можем прийти к выводу, что ученики уже ходили с Иисусом, попробовали роль Его последователей на базе пробных временных учеников. Возможно, на предложение Иисуса стать Его постоянными учениками, они просили срок, чтобы обдумать этот ответственный шаг. И вот Иисус приходит к ним, по всей видимости, зная место их обитания, вряд ли это была случайная встреча с совершенно незнакомыми рыбаками; и вот Он предложил им принять конкретно решение идти с Ним, как постоянные Его ученики, то есть, теперь произошло официальное призвание, к которому они, в общем-то, были уже готовы. Не хотелось бы забегать наперед в Евангелие от Иоанна, но сопоставление описания этих двух Евангелистов дают именно такое видение этой картины призвания. Если у Иоанна Андрей призывает Петра (Ин.1:41-42), то у Матфея Христос призывает обоих. У Иоанна Христос называет Симона Кифой или Петром, то здесь Он называет его «Симон, по прозвищу Петр».

Из этого призвания молодые люди, желающие стать миссионерами, могут извлечь для себя что-то полезное. Заметьте, не бродяг, не лентяев, не лодырей призвал Иисус, Его ученики были трудящимися людьми. Их надо было только перепрофилировать. «Я сделаю вас ловцами людей» — сказал им Иисус, и они ими стали. Сам Иисус не в бездеятельности проводил свои годы до выхода на миссионерскую деятельность, по всей видимости, Он трудился вместе с Иосифом в плотницкой мастерской. Мы не будем обращаться ко всем тем апокрифическим источникам, в которых описывают детство Иисуса, но лентяем мы не можем представить Иисуса в детском возрасте.

Иаков и Иоанн также были тружениками, они тоже были рыбаками. Рыболовство, по всей видимости, не такую уж огромную прибыль приносило рыбакам. То, что они сидели и чинили сети, говорит о том, что новые приобрести для них было просто не по карману. Приходилось трудиться всем мужчинам семейства, и, по всей видимости, не так уж и молодой их отец занимался ловлей рыбы вместе с сыновьями. Но что трогательно, на призыв Иисуса, они оставили сети, отца, все свое занятие, всю свою прибыль, и пошли с Иисусом. Они не стали расспрашивать Его: «А что мы будем иметь в материальном плане, если пойдем с Тобой?» Они не искали отговорки при обещании, что, вот, мол, когда умрет отец и мы похороним его, тогда и пойдем с Тобой. Нет, они встали… оставили… и пошли. У нас сегодня очень много отговорок, и такие они все веские! Как бы мы ответили Иисусу, будь на месте Петра, Андрея, Иакова или Иоанна? Это серьезный вопрос, он эхом звучит сегодня и в наших ушах. Что значит для нас решимость Иакова и Иоанна, которое описывает Матфей словами: «Они, сразу же оставив лодку и отца, пошли тоже с Ним?»

Интересно Баркли описывает этот момент призвания: «Иисус призвал этих рыбаков следовать за Ним. Интересно отметить, что это были за люди. Это не были очень образованные, влиятельные или богатые люди, или люди особого происхождения. Но они были бедняками; это были простые труженики. И вот этих-то простых людей избрал Иисус. Однажды к Сократу пришел совсем простой человек по имени Эсхин. “Я бедный человек, – сказал Эсхин, – у меня ничего нет, но я отдаю тебе себя”. “А разве ты не видишь, – ответил Сократ, – что ты отдаешь самое драгоценное?” Иисусу тоже нужны простые люди, которые отдают Ему себя. С такими людьми Он может сделать все. Кроме того, они были рыбаками. Многие богословы указывали на то, что хороший рыбак должен обладать качествами, которые могут сделать его хорошим ловцом человеков.
1. У рыбака должно быть терпение. Он должен терпеливо ждать, пока рыба клюнет на наживку. Из того, кто не спокоен или слишком подвижен, никогда не получится рыбака. Хорошему ловцу человеков очень нужно терпение. В проповедовании и в наставлении результаты лишь иногда видны сразу. Надо научиться ждать.
2. У него должна быть стойкость. Он должен научиться никогда не падать духом и каждый раз уметь начинать сначала. Хороший проповедник и хороший учитель не должны отчаиваться, если на первый взгляд нет никакого прогресса. Они всегда должны быть готовы попробовать еще раз.
3. Он должен быть мужественным. Рыбак должен быть готов пойти на риск и смело встречать ярость моря и шторма. Хороший проповедник и хороший наставник должны хорошо сознавать, что всегда есть риск и опасность в том, чтобы говорить людям правду. Человек, говорящий правду, часто рискует своей репутацией и своей жизнью.
4. Он должен хорошо улавливать правильный момент. Мудрый рыбак хорошо знает, что иногда совершенно бессмысленно ловить рыбу. Хороший проповедник и хороший наставник выбирают удобный момент. Иногда люди приветствуют правду, иногда они обижаются на правду, иногда правда трогает их, а иногда она ожесточает их, и они еще яростнее выступают против нее. Мудрый проповедник знает, что иногда нужно сказать, а иногда лучше промолчать.
5. Он должен подбирать правильную наживку для каждой рыбы. Одна рыба бросается на одну наживку, а другая на иную. Павел говорит, что он станет всем для всех, если сможет таким образом завоевать кого-нибудь для Христа. Мудрый проповедник и мудрый наставник знают, что нельзя подходить ко всем людям одинаково. Они иногда даже вынуждены признать, что есть границы их возможностей, и что в определенных сферах они могут работать, а в определенных сферах – нет.
6. Мудрый рыбак не должен выставлять себя напоказ. Если он будет выставлять себя напоказ, то даже тень его напугает рыбу и она не будет клевать. Мудрый проповедник и учитель всегда будет показывать людям не себя, а Иисуса Христа. Их цель – обратить внимание людей не на себя а на Него. [1]

Да, что-то стоило для учеников — оставить свое обычное дело, свой бизнес и откликнуться на призыв Иисуса Христа. Если кому-то надо было оставить сети, лодку, кто-то отдал последние две лепты, а кому-то стоило не полениться и подать чашу холодной воды. Поэтому Царство небесное стоит столько, сколько мы имеем, а не наши избытки. Для того, чтобы мы имели доступ в это Царство, Бог отдал также все, что имел, самое драгоценное, Сына Своего. Ценим ли мы этот дар Неба? Какова наша отдача Царю Небесному? Это серьезные вопросы. Задумаемся над ними.

4. Проповедь и исцеления в Галилее (23-25 стихи)

Говоря о местности, в которой проповедовал Иисус, а это была Галилея, стоит немного поговорить о Сирии, о Десятиградии и области за Иорданом, так как народ приходил именно и из этих мест. Приходили, конечно, и из Иерусалима и из всей Иудеи, но с этой местностью мы уже знакомы, да и c самой Галилеей тоже.

Начнем с Десятиградия. Это страна к востоку от Иордана, и включает она в себя, согласно Плинию («Естественная история», 18, 74), десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу (Герасу) и Канафу. Количество городов, естественно постоянно менялось, их могло быть со временем больше, чем эти десять, но страна по-прежнему называлась Десятиградием. «Это был союз свободных эллинистических городов. Десятиградие прекращает свое существование в начале II века нашей эры, когда некоторые из важнейших городов этого союза были присоединены к римской провинции Аравия». [2] За Иорданом была Перея, это область к востоку от реки Иордан. В конце 2 века до н.э. была подчинена Иудее. Сирия – это Римская провинция, в составе которой во дни Христа была и Иудея.

Сирия занимает важное место в истории христианства — согласно Библии, Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, это столица Сирии, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами. Люди приходили ко Христу со всех этих и близких и отдаленных мест.

Христос не ограничивался только проповедью. Он сочетал слова с делами. Он просто не мог смотреть на страдания людей, и Он их исцелял. Как и сегодня, люди страдали всевозможными болезнями и немощами. Если человек хочет пить, полезет ли ему сухой хлеб; если же он хочет есть, что ему вода? Если человек болеет, до наставлений ли ему? Христос исцелял недуги и различные болезни, тогда весть, с которой Он пришел, могла быть более доходчива умам людским.

Итак, Иисус ходил по всей Галилее, уча в синагогах их, где иудеи собирались на богослужение. Он не только учил, но и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях. Это доказывало, что Он – истинный Пророк, потому что словам Его сопутствовали знамения. Все это должно было убедить иудеев, что пришел воистину Мессия. От них же ожидалось, что они покаются в своих грехах, признав Иисуса своим Мессией.

1. Баркли комментарий на Матфея 4 глава.
2. Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея 4 глава: http://bible.by/macarthur-study-bible/read-com/40/04/ © bible.by


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"