На празднике Суккот в общине «Бейт Шалом» говорили о Новом Иерусалиме
Я вошла в зеленую палатку, украшенную цветными воздушными шариками. Сквозь дырявую, как и полагается на Сукк?т, камышовую крышу видны были стремительно летящие белые облака, то и дело заслонявшие собой нежаркое октябрьское солнце на ярко-синем киевском небе.
Облака напомнили мне столп облачный, который вел народ Израиля, мой народ, через пустыню. Три с половиной тысячи лет евреи исполняют эту заповедь — празднуют Суккот. Но здесь праздник особый: Киевская еврейская адвентистская община «Бейт Шалом» («Дом мира») отмечает свой 15-й день рожденья.
Община создана после программы Александра Болотникова, которая называлась «Два народа — две религии» и была приурочена к осеннему циклу еврейских праздников — Рош ѓаШана, Йом Киппур и Суккот. Пастор Болотников, специалист по иудаике, исследователь Священного Писания, приглашает христиан взглянуть на Евангелие глазами авторов — евреев, а последователей иудаизма убеждает на основании Торы, Писаний и библейских пророчеств в том, что Машиах, которого они ждут, и есть Иешуа из Назарета, рожденный в Вифлееме две тысячи лет назад.
После той программы образовалась община, миссия которой, по словам пастора Виктора Вятохи, — помочь народу Израиля узнать своего Мессию.
На праздник собрались, по моим подсчетам, человек 200. Гостям показали фильмы об истории общины, а затем пастор Болотников в белой праздничной кипе вышел к кафедре и рассказал о смысле праздника Суккот.
«Хаг сам?ах! Радостного праздника! Суккот не просто завершает цикл осенних праздников. Это финал вообще всех праздников, связанных со Святилищем — дорожной картой, данной человечеству, чтобы оно не заблудилось на пути к Небесному Иерусалиму. Святилище позволяет нам увидеть свет в конце тоннеля. А Суккот — это обещание Всевышнего, что Его народ, искупленный из рабства греха, однажды обретет счастье и покой в Его святом городе. Путь туда лежит через Голгофу, через жертву Иисуса Христа, Машиаха. Об этом говорят все пророки, а особенно ярко и подробно — пророк Исаия».
Пастор Болотников ссылается на комментарии раввинов, и по всему выходит, что представления самых авторитетных из них не противоречат свидетельству авторов четырех Евангелий и других писаний Нового Завета!
Проповедь обрамляло замечательное пение: Светлана Шаповал, Владимир Полторацкий и детский хор пели на иврите и украинском языке песни о небесном Иерусалиме. Ведь в Суккот желают друг другу «В следующем году — в Иерусалиме».
Между прочим, это пожелание-молитву евреи произносят два раза в год: на Суккот и Песах. Энциклопедия иудаизма объясняет этот обычай, ссылаясь на р. Иеѓошуа: «В Нисане (апреле) были избавлены, а в месяце Тишри (октябре) будут избавлены». Выходит, и евреи, и христиане верят в окончательное избавление от земных страданий в Небесном Иерусалиме!
Мужчинам при входе в зал вручили на память кипы с логотипом общины (многие кипу тут же надели). Женщинам и девочкам подарили наббор субботних свечей, коробок спичек с логотипом общины и «свиток» с разъяснением заповеди зажигать субботние свечи. И всем — календарь на новый 5777-й год от сотворения мира с указанием времени зажигания свечей и праздниками. В календаре на каждую субботу вписано название Недельной главы Торы, которая читается в этот день.
Торжество продолжилось за столом с обильным угощением — сладости, фрукты, традиционный стаканчик с соком виноградных ягод. А потом — беспроигрышная книжная лотерея и песни под гитару вместе с пастором общины Виктором Вятохой.
Когда праздник завершился, всех пригласили заглянуть в сукк? — шалаш, построенный во дворе. И я тоже отправилась туда. Три предусмотрительно поставленных стула звали посидеть, подумать, помолиться. И, конечно, сфотографироваться: вот и я была тут, — и радовалась вместе с общиной «Бейт шалом».
Рядом со мной села женщина, с которой мы познакомились только что, на празднике. Она взяла мою ладонь в свои теплые руки и горячо помолилась обо мне, о моих переживаниях. Я очень была тронута. Под эту крышу сегодня зайдут иудеи и эллины, украинцы и русские, мужчины и женщины, рабы и свободные, богатые и бедные, истово верующие и сомневающиеся… Четыре вида растений, которые надо подержать в этот день в руках (такая заповедь праздника), символизируют четыре типа людей — с разной степенью веры и разными ее плодами. Суккот объединяет всех — и слабых в вере, и сильных. Пока земля еще вертится, для каждого остается надежда, каждому найдется место в зеленом шалаше.
Я видела, как взрослые, выиграв лотерейный приз, радуются, как дети. Радостно было наблюдать за детьми, которые наслаждались подарками, сладостями, воздушными шариками и возможностью послужить гостям.
А еще зеленый шалаш с дырявой крышей напомнил мне детство. Мы с подружкой любили играть в сквере. Забирались под склоненные до земли ветви карликовых яблонь, словно в домик, а все недостающее дорисовывало наше безудержное воображение. Теперь-то я знаю, что мечты сбываются. И не боюсь мечтать: о мире между народами, о любви, которая способна преодолеть ненависть, о красоте, которая отвлекает нас от суеты и напоминает о Творце. Праздник Суккот похож на детскую игру: в ней нет проигравших.
Елена Копылова
Фото Игната Меренкова