Время «шторма» для нашего благочестия
Представьте себе человека, произносящего пламенную речь на злободневную тему. Его слова льются рекой, аргументы – веские, логика – безупречна, эмоции – на пределе… Но по каким-то неясным причинам ситуация во мгновение ока изменяется – он быстро умолкает, прячется, закрывая рот ладонью: проблема, о которой он только-что мудрствовал и полемизировал, предстала перед его глазами реально воплощенной, и, как мы любим говорить, «во всей красе».
Не знаю, как вам – но мне однажды пришлось самому ощутить страшный дискомфорт от подобной ситуации. Чувство, преследующее меня в тот момент вообще трудно каким-либо образом описать, даже сейчас, спустя более семи лет. В тот момент, конечно, я никак не претендовал (и до сих пор не претендую) на то, чтобы считать себя кем-то очень важным или ультрадуховным. Но мой внутренний мир на тот момент был устроен так, что я был стопроцентно убежден в том, что имею хорошие, весьма перспективные и стабильные отношения с Богом. Меня не съедало изнутри чувство вины от соделанного осознанного или неосознанного греха, совесть моя даже малейшим образом не укоряла меня в недостаточном посвящении по отношению к Богу или ближним. Все это продолжалось до того момента, когда я встретил на служении несчастную женщину, которой не смог помочь…
Бывают ситуации в жизни, когда помощь ближним подразумевает нечто большее, чем просто пожертвовать достаточную сумму денег или поддержать советом, здесь не играет роли твой авторитет. Ситуации подобного рода вообще выходят за пределы человеческих возможностей. Обычно в такие моменты люди с ужасом удаляются от проблемы или в панике разводят руками. То же было и со мной. Этот случай на всю жизнь решительно изменил все мои представления о том, что такое духовность, или, если хотите, благочестие.
Это произошло во время служения посвящения молодежи на евангельский труд, прямо в стенах молитвенного дома. Во время пения последнего гимна я увидел, что женщина лет 55-ти, стоящая позади меня (в той стороне зала, где мы заняли места, к моему удивлению, не захотел сесть никто, кроме меня и еще четырех людей, что показалось мне неестественным) вместе с мужем, вела себя немного странно и в один момент ей стало плохо. Очень плохо, я бы сказал. Медленно она опустилась на церковную скамью, и, заняв свое место, быстро обмякла, потеряв сознание. Не теряя ни минуты, я подскочил к ней в надежде удостовериться есть ли пульс, и можно каким-либо образом привести ее в чувства. Спустя пару секунд после моего прикосновения, она задрожала всем телом. Мои друзья тем временем тоже подбежали и сомкнулись вокруг нас плотным кольцом вместе с некоторыми служителями церкви. Женщина, как будто плача и глотая эмоции, борясь сама в себе, забилась в припадке и до наших ушей донесся страшный, глубокий тембр голоса, который невозможно было соотнести ни с мужским, ни женским. Белый, как стена, я отпрянул с ужасом от бедной женщины. Она была одержимой.
В голове у каждого присутствующего молниеносно пронеслись слова из Евангелий: «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» Мар.9:29. Да, мы были застигнуты врасплох! Это ужасное чувство недостатка доверия Богу и собственной духовной несостоятельности послужило для нас ключом, отпирающим дверь в реальность. В реальности же я чувствовал себя, как тот, кто имеет «вид благочестия, силы же его отрекшийся» 2 Тим.3:5. Видя ужасные муки женщины, чья воля была подавлена демоническими силами, я вдруг осознал, что именно наше коллективное и личное христианское бессилие и впечатляюще низкая практичность нашей веры в жизни породили целое поколение скептиков, не желающих ничего слышать о Христе или Его церкви. «Что мне проку от твоей веры?», — закидывают нам те, кто даже от себя не ждет прочных отношений со Христом. Да, они не претендуют на личную духовность, но их глубоко возмущает то, что такие люди, как я, заявляющие о некой связи с Богом, оказываются не в силах помочь их нуждам. Как это не похоже на Христа и его учеников!
Что же делать, когда чувствуешь себя пустышкой? Как приготовить свое сердце так, чтобы быть готовым прийти на помощь людям, нуждающимся в нашем благочестии? Как развить в себе практичность, а не просто интеллектуальную осведомленность в духовных вопросах?
Ответ на этот непростой вопрос Иисус предоставил в непревзойденной и всемирно известной Нагорной проповеди, в Мт.7:24-27.
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».
Конец Его проповеди был ознаменован притчей о двух строителях, дома которых подверглись жесточайшей проверке силами природных стихий. Все произошло точно так, как и в моей истории: проверка пришла внезапно и открыла все, что могло быть упущено в далеком прошлом. Если мы здесь остановились бы, то, конечно, это была бы слишком поверхностная попытка понять суть этой глубокой притчи, ведь нам, слушателям двадцать первого века, не всегда понятно то, что было элементарным для аудитории времен Иисуса.
Во-первых, стоить отметить, что любая речь Христа была построена так, чтобы даже самые глубокие истины выражались в словах понятных и доступных, она была направлена на самую неискушенную аудиторию. Весть Иисуса была ясна даже для детей. Часто, именно с этой целью, Христос прибегал к таким приемам, как сравнение, метафоры и образы из повседневной жизни. Если речь шла даже о природных явлениях и климате, то все проистекало только из того, что евреи могли наблюдать в обычной жизни.
Когда Иисус рассказал историю о невероятно сильном ливне, грозящем смести с лица земли дома обеих строителей, то каждый внимательный слушатель осознавал, что таких ситуаций в Палестине с ее климатом ждать стоит, наверное, не более раза за всю жизнь. Дождь в той местности – самый долгожданный праздник. Весь сельскохозяйственный цикл Палестины отталкивался от сезонов Раннего и Позднего дождей.
Однажды мой папа побывал в Израиле и рассказал о том, как отправился на прогулку со своим братом. Небо завлекло тучами, и, казалось, обещало, что вот-вот на них обрушится мощный ливень и домой они прибегут промокшими до костей. Он даже взял с собой большой семейный зонтик. Но брат тут же успокоил его: «Можешь не бояться! Как угрожающе не выглядело бы небо – сейчас не сезон дождей. Сегодня на землю не упадет и капля влаги!».
Поэтому бедствие, описанное Христом, символизирует собой ситуацию, которая действительно выходит за рамки обыденного – это стресс огромнейшей силы, который способен навредить даже самому подготовленному по средним меркам человеку!
Большинство людей видят в этой притче последнего строителя как небрежного и ленивого. Но они ошибаются. Они думают, что, зная об опасности, тот просто не удосужился поработать над фундаментом. Но он не был таким. Иисус не говорил об этом. Все, что Он сказал в этой притче – так это то, что этот человек строил, как и все – он отлично знал климатические условия своей страны и строил, исходя не только из своего опыта, но и опыта всех предшественников. Этот человек наверняка хорошо подумал над тем, где стоит его дом и безопасно ли место. Ведь это ему жить в нем, а не кому-то другому!
Посмотрите на строителей в Японии – все они строят дома с повышенным показателем сопротивления сейсмической активности, поскольку землетрясение – для них есть дело обыденное. Но, несмотря на то, что ты построил дом, способный сопротивляться колебаниям в 4-5 баллов по шкале Рихтера, любое даже немного более сильное колебание сметет твои старания с лица земли, точно так, как будто ты и не готовился вообще! Это точно то, о чем говорит Иисус в притче. Проблемой этого человека было то, что ему даже в голову не пришло строить с учетом сильнейшей стихии, которая приходит не чаще раза за всю жизнь!
В тот вечер, когда я соприкоснулся со сверхъестественным проявлением духовной реальности, я осознал, что немногие из нас выстраивают свою духовную и материальную жизнь с учетом грядущих событий, как самых жестоких и испытывающих веру. Мы верим, что такие вещи происходят где-то в далекой Африке, с неизвестными миссионерами и необразованными аборигенами, или, возможно, только с самыми видными духовными личностями, и то раз за всю жизнь.
Итак, рецепт постоянной готовности и практичности нашего благочестия, исходя из проповеди Христа, весьма прост – не стоит считать «строение» своей жизни среднестатистическим, свои отношения с Богом – вполне стабильными, а возможность испытания их на сверхпрочность – чем-то нереальным и полезным исключительно для «титанов веры», таких, как лидер Всемирной церкви, мой знакомый пресвитер, пастор и т.п.
Иисус говорит этой притчей: «Как-только ты услышишь слово от Бога, сейчас же, в сию минуту старайся применить его в своей жизни. Не откладывай. Не довольствуйся средним. Не живи по программе-минимум. Твое строение будет испытано. Не только слушай – слушать умеют все. Слушай и исполняй. Задай себе вопрос: “Что мне стоит сделать с этим?” – ответь на него и делай так». В жизни каждого человека хотя бы раз, но придет шторм подобной силы – будет это в начале или в конце жизни. В это время никто не сможет помочь ничем. Не помогут деньги, не поможет влияние. Все будет зависеть только от того, не жил ли я призрачными идеями о лучшей жизни в то время, когда надо было строить с оглядкой не на ветер, а на бурю, не на дождик, но на ливень.
«Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит…
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон…» 1Кор.3:9-10, 12-15а
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» 1Кор.3:19
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» Иак.2:14-26
Бакалаврант богословия Бурсук Василий
Комментарии (10):
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
АМИНЬ!
Всякая практика начинается с теории. И насколько верна теория, настолько будет успешна практика.
«Бог нередко отвечает на наши молитвы так, как мы меньше всего ожидаем. Он ставит нас в такое положение, где мы подвергаемся самым сильным испытаниям, дабы обнаружилось, что у нас на сердце. Чтобы способствовать развитию христианских добродетелей, Он поместит нас в такие обстоятельства, которые потребуют от нас постоянно упражнять свою веру.
Будем же помнить, насколько драгоценны Божьи дары — добродетели Его Духа. И тогда мы не станем уклоняться от испытаний, какими бы болезненными и унизительными для нас они ни были» (Письмо Э.Уайт, 9, 1873 г.).
В первом квартале в субботней школе разбиралась очень важная для спасения человека тема – о Духе, по воле Отца дарующем истинные знания о Жизни, а с ними – утешение в испытаниях – как в текущих, так и в грядущих. Все уроки прочитаны и выводы каждый слушатель сделал. Очень хочется, чтобы они были верными и не принесли огорчения впоследствии. И очень не хочется, чтобы впоследствии мучили угрызения совести от того, что не сделал вовремя то, что должен был сделать. Поэтому, выразив свою позицию в нескольких постах, я готов стать «полигоном» для испытания веры в этом важном вопросе, чтобы каждый брат смог проверить свою позицию. Ложная скромность или стеснение здесь излишни: я – всего лишь человек, Господу будет смотреть в глаза сложнее.
саша
| Ссылка на комментарий
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
(Иак.2:20)
Бакалаврант богословия Бурсук Василий, скажите : — неосновательный человек, по вашему, это кто?
саша
| Ссылка на комментарий
Если уж быть до конца последовательными, то вы должны мне показать свою веру в своих делах, а я должен решить, ваша вера мертва или нет.
Так просит вас Иаков сделать, коль вы начали определять веру другого человека.
Я буду ждать, чтобы оценить.
Извините, если моя оценка будет зависеть от моего настроения, я грешный человек, что с меня взять!…. И все же жду!!!
Иаков вас тоже просит, уважте Иакова.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Господь сказал:
«1 Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Матф.7:1,2)
«8 Наблюдайте за собою…» (2Иоан.1:8, 9; Лук. 17:3)
саша
| Ссылка на комментарий
Юрию Тимошенко……………Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
(Иак.2:18)
Юрий, разве Иаков судит других?
саша
| Ссылка на комментарий
Юрий, Иаков просит человека показать свою веру в делах другому человеку. Я человек, вот пусть Бакалаврант богословия Бурсук Василий, покажет мне свою веру из своих дел. Все в точности по Иакову.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Саша, если Вы внимательно читали статью, то должны были увидеть, что основной акцент в ней сделан на подготовке к грядущим (и видимо уже скорым) испытаниям. Автор говорит, что теоретической подготовки, не имеющей практического опыта труда с Богом, совершенно недостаточно, чтобы выстоять в этих испытаниях. Поэтому, вникая в Слово и используя опыт братьев, пристальное внимание следует нам с Вами обращать прежде всего, внутрь самих себя «7 дабы испытанная вера наша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа…» (1Пет.1:7).
саша
| Ссылка на комментарий
открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
(Гал.1:16,17)
Павел, после получение откровения от Иисуса Христа, не пошел советоваться с плотью и кровью. Опасно!
саша
| Ссылка на комментарий
Юрий, вы написали, —Поэтому, вникая в Слово и используя опыт братьев.
Мне было откровение, что опыт другого человека, дает мне только знания, а понять сердцем, я могу, только, когда у меня будет личный опыт, с Богом.
Христос говорил, что разумом уразумеют, а сердцем нет, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Аминь.