Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 4
Изучая урок этой недели, мы попытаемся выяснить, какой смысл вкладывал Павел в доктрину об оправдании по вере. Мы выясним – действительно ли единственный способ для получения оправдания перед Богом на суде – вера в Божью благодать, дарованную нам через Иисуса Христа. Если это так – мы имеем великие преимущества. Вот об этом наш очередной урок.
I Вопрос оправдания
Прочитаем текст Писания:
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
(Гал 2:15).
Как далеко зашел Павел в своем обличении? Приурочены ли его замечания, обращенные непосредственно к Петру, только к четырнадцатому стиху или продолжаются до конца главы? Об этом спорят богословы. Но поскольку с уверенностью это определить невозможно, остается думать, что, укоряя Петра, Павел не ограничился одним предложением. В стихах после 14-го развивается таким образом мысль о несоответствии между поведением Петра и его же верованиями. В то же самое время эти стихи являются переходом к главам 3 и 4 и введением в эти главы, в которых Павел защищает ключевую доктрину своего благовествования — оправдание верой.
Павел обращается к иудеям по происхождению, включая Петра и самого себя, которые, несмотря на преимущества, данные им свыше, спасение получили по вере. Зачем же нужно «грешникам из язычников» навязывать узы закона (слова Павла относительно действий Петра звучат иронически), если они также спасаются верой во Христа?
Павел, по-видимому, гордится своим римским гражданством и тем, что провел детство в богатом киликийском торговом городе Тарсе. Сложившаяся там греко-римская культура обеспечивала широкие возможности для получения образования. В этом городе Павел научился говорить и писать на общепринятом греческом языке.
Будучи иудеем, Павел также получил и иудейское образование в Иерусалиме. Однако, возвращаясь на историческую родину, он, возможно, чувствовал себя чужеземцем. Может быть, его одежда или акцент стали причиной насмешек? Возможно, именно для того, чтобы компенсировать эти отличия или какие-то физические недостатки, он и стал фарисеем. В этом качестве он фанатично противостоял учению и последователям Мессии. По мнению Павла, спасти избранный народ Божий от гибели могло только добросовестное соблюдение каждой детали, изложенной в законе Моисеевом.
Однако тот Павел, что написал Послание галатам, был совершенно новым человеком. От холодного законничества он перешел к теплу спасительной благодати. Теперь перед ним стояла новая задача — распространять весть Евангелия. Но для иудеев-христиан он все еще являлся тем чужаком, которому нелегко было поверить. Скорее всего Бог избрал Павла именно из-за его прежней фанатичной преданности традициям. Поэтому апостол понимал необходимость изменить сложившееся положение вещей и свидетельствовать о Христе таким несведущим в иудейской религии людям, как жители Галатии, и не требовать от них соблюдения еврейских традиций и обычаев. Новый завет Христа предусматривает существование культурных различий. Чувство общности должно преодолевать расовые и культурные границы, ведя к равенству в вере, а не к мысли о собственной исключительности.
II Дела закона
Прочитаем текст Писания:
16 Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал 2:16).
В этом тексте, одном из самых главных в послании, впервые употреблено слово «оправдывать»; это — юридический термин, позаимствованный из судебной практики, который означает «объявить правым, оправданным». Термин, противоположный ему по значению, – «осудить, объявить виновным». Но как же грешный человек может быть оправдан перед святым Богом? На этот подразумеваемый вопрос Павел отвечает заявлением — сначала как бы в негативной форме, что не делами закона оправдывается человек, и затем в форме позитивной: а только верою в Иисуса Христа.
Из дальнейшего объяснения Павла следует, что упомянутая доктрина была испытана им на личном опыте, в результате чего он убедился в ее истинности. Стих кончается повторением утверждения, с которого он начиняется, а именно: «делами закона не оправдается никакая плоть», то есть, никто.
Христиане часто спорят о том, что ведет христианина в дом Отца: добрые дела или вера в Христа, но не кажется ли вам, что спорить об этом — все равно что спрашивать, какое лезвие в ножницах более необходимое. Пусть же наша вера всегда побуждает нас к высоконравственному поведению, и да простит нас Бог за непредвиденные последствия наших ошибок. Видите, как все взаимосвязано: делами оправдаться мы не можем, мы оправдываемся верой; но истинная вера ведет нас к послушанию. Вера без дел – это одно весло в лодке. Дела без веры – хоть и другое, но тоже одно весло. И в том, и в другом случае лодка будет вертеться по кругу. При наличии двух весел (вера и дела) лодка планомерно будет двигаться вперед.
Многие полагают, что достаточно быть «добрыми членами» той или иной церкви, чтобы пребывать в безопасности. Но единственно значимым является вопрос о том, присоединился ли я к Господу и хожу ли я в Его истине? Если человек присоединился к Господу, он вскоре найдет свое место среди народа Божьего. Когда Варнава пришел в Антиохию, он убеждал братьев «держаться Господа искренним сердцем» (см. Деян 11:22-23). Это было все, что требовалось. Если мы делаем это, то, безусловно, вскоре найдем людей Господа и будем с ними в полном единстве.
Оставившие Господа пребывали «без Бога в мире». А пребывающие без Бога называются язычниками. Следовательно, галатийские братья впали вновь в язычество. Только до принятия Христа они поклонялись идолам и благодаря этому поклонению рассчитывали на благополучную загробную жизнь; теперь же их язычество заключалось в том, что свое упование они возложили не на благодать Христа, а на исполнение ритуального закона. Иначе и быть не могло, ибо всякий раз, когда христианин утрачивает связь с Господом, он неизбежно возвращается к прежней жизни, из которой был спасен. Нет более безнадежной ситуации в мире, чем пребывать без Бога.
Итак, мы должны стать учениками в школе Христа. Одна только Его праведность может дать нам право на благословения завета благодати. Мы давно желаем и стремимся обрести эти благословения, но не достигаем их, потому что лелеем мысль, будто мы можем совершить нечто, что сделает нас достойными этих благословений. Мы еще не отвратили взгляда от самих себя и не уверовали, что Иисус — живой Спаситель. Мы не должны считать, что наши собственные достоинства и заслуги спасут нас; благодать Христа — наша единственная надежда на спасение.
III Основание нашего оправдания
Прочитаем текст Писания:
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил 3:7-9).
В этом высказывании Павел желает подчеркнуть контраст между его предыдущим положением и состоянием, которое он занял теперь, когда стал христианином. Прежде он пользовался определенным преимуществом. Между тем, любой из людей, смущавших своим учением святых в Филиппах, желал бы «украсить» свою репутацию тем, чем мог бы похвастаться Павел. С человеческой точки зрения у него в вопросах религиозной жизни были все основания для самоуверенности. Однако все перечисленное им в стихах 5-6 Павел ради Христа почел тщетою (стих 7). Несомненно, решающим моментом в своей жизни он считал тот, когда на пути в Дамаск отказался от «надежды на плоть» и целиком доверился Христу.
Павел никогда не преуменьшал ценности своего прошлого, но скорее возвеличивался в нем и почитал его как преимущество или выгоду, просто исходя из человеческой точки зрения. Но он настолько был увлечен религией Христа, что почел все свои естественные «преимущества» как ничего не стоящие. Прежние его «преимущества» (стих 7) сделались сором в его глазах — ради того, чтобы приобрести ему Христа как своего Спасителя. Все другое потеряло для него значение, начиная с того, чем он так гордился в иудаизме. В некоторой степени все христиане призваны проявлять подобное отречение. Они будут счастливы, если смогут поступать также охотно и искренно, как поступал Павел!
Что значит для нас «приобрести Христа»? Это значит найтись в Нем (стих 9) и в Нем находиться. И Павел хотел, чтобы вся его жизнь отражала эту истину. Будучи во Христе, он уже не пытался угодить Богу собственной своею праведностью, основанной на делах закона, сознавая, что в глазах Божиих такая праведность и не праведность вовсе, а нечто подобное «запачканной одежде» (Ис. 64:6). Спасающая праведность, на которую полагался Павел, — это праведность чрез веру во Христа, и исходит она только от Бога, а дается по вере. Когда грешник, принявший Христа, верою отвечает на действие Святого Духа в своем сердце, то облекается в «одежды» Христовой праведности (Рим 3:24-26) и становится тогда «облагодатствованным в Возлюбленном» (Еф. 1:6). Облеченный в эти одежды, верующий, хоть и грешник, но он утверждается во Христе.
IV Послушание веры
Прочитайте Бытие 12:1–8; 15:5-6
История Авраама и его отношения с Богом описаны в самых первых главах первой книги Библии. Он родился через несколько сотен лет после потопа и через две тысячи лет после Адама. Хотя другие люди тоже общались с Богом, Авраам был первым человеком, жизнеописанию которого автор книги Бытие уделяет столько внимания. В своей жизни Авраам много раз лично общался с Богом, и мы можем увидеть, как Бог взращивал веру в человеке, который в течение долгих веков будет примером истинного доверия.
Описание жизни Авраама начинается с того, что Бог повелел ему оставить свою землю, а затем пообещал благословить его и сделать отцом многих народов. Авраам жаловался, что остается бездетным, но Бог даровал ему обетование о потомстве, которое по численности будет соперничать со звездами. Господь сообщил, что его потомство наследует землю обетованную. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6). Затем Бог сказал, что земля обетованная, по которой он скитается, не будет принадлежать ему или его потомкам еще четыреста лет.
Аврааму пришлось ждать до ста лет, пока родился обещанный Богом сын, чудесный ребенок. Один ребенок — это отнюдь не бесчисленное множество потомков, обещанных Богом. Он стал первым из них. Бог повелел Аврааму на склоне лет принести в жертву долгожданного сына на одинокой горе, где свидетелем этого могла стать вся Вселенная.
Вера Авраама подвергалась испытаниям. Иногда он сомневался, пытаясь взять все в свои руки. Однако Авраам возрастал в вере. Когда ему велели принести в жертву любимого сына, он не стал искать объяснений или оправданий, не задавал вопросов. Он знал, что Бог справедлив и праведен во всех Своих требованиях, и повиновался Его повелению буквально. «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак 2:23). Этот пример безоговорочного доверия Богу сияет, как великий маяк, освещая путь тем из нас, детям Авраама, кто также учится ходить в вере.
Возвращаясь к посланию галатам, мы видим, что Павел ясно дает понять, что невозможно оправдаться перед Богом, соблюдая закон. Иисус Христос оправдывает нас благодаря Своей праведности, которую мы получаем по вере. Эта же вера ведет и к послушанию. Если мы верим в Иисуса, то ничего от Него не утаиваем в нашей жизни. Если мы ежедневно умираем для греха, распинаем все, что занимает место Бога, и принимаем жизнь Христа вместо своих дел и заслуг, значит, живем верой в Сына Божьего. Хотя жизнь веры в Иисуса приводит к послушанию — ведь Сам Иисус был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2:8), — послушание само по себе, без Христа, не может оправдать нас перед Богом. Никогда наша добродетель не сравнится с добродетелью Христа. Он безупречно исполнил закон. Чтобы оправдаться, мы нуждаемся в такой добродетели. Получить праведность мы можем только через веру и принятие обетований Спасителя, что Он даст нам Свою безупречную праведность взамен наших грехов.
Павел утверждает, что оправдание (юридический термин, с помощью которого объясняется наше освобождение от вины греха) дается нам даром через Христа. Дела не имеют к нему никакого отношения. Что касается участия Бога, оправдание становится возможным благодаря жертве Христа. Что касается участия человека, мы должны верить, что Бог может и хочет оправдать нас, грешников. По вере, и только по вере мы получаем оправдание.
Для Павла этот принцип прежде всего указывает на стремление человека обрести любовь Божью и Его мир, явленные во Христе. Даже если оправдание и является юридическим термином, оно просто означает, что Бог принял нас, разрешил войти в Его семью и признал Своими детьми, наделяя всеми возможностями, какими обычно обладают наследники. Наш статус восстановлен, так же, как и в случае с блудным сыном, который вернул свое прежнее положение благодаря милости отца, хотя желал лишь быть слугой. Обратите внимание, что Павел подтверждает свою мысль цитатой из Ветхого Завета (см. Пс 142:2). Для иудеев Писание было высшей судебной инстанцией.
Утверждая принцип оправдания верой во Христа и оставляя позади дела закона, Павел избегает двух сложных моментов. Во-первых, возникает необходимость в благодати Божьей, тогда как если бы мы могли оправдаться делами, благодать была бы не нужна. Во-вторых, смерти Христа отводится главная роль, в то время, как если бы мы искали спасения в законе Моисея, в смерти Христа не было бы необходимости. Однако мы читаем:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
V Поощряет ли вера грех?
Прочитаем текст Писания:
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал 2:17-21).
Если взять в пример Авраама, то он верил и строго следовал повелению Бога принести в жертву своего сына. Он верил Богу и Его слову, действуя в соответствии с ним. Эта вера, подтвержденная делами, вменилась ему в праведность. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» (Иак 2:21-22).
Однако и Авраам, и кто-либо иной считаются оправданными перед Богом не потому, что соблюдали закон. У Павла не было проблем с законом, но он понимал, что соблюдать его по-настоящему можно лишь благодаря доверию Богу. Авраам в ответ на требование принести в жертву своего сына укреплял свою душу, полагаясь на доказательства Господней милости и верности. Он вспоминал обетование, что Исаак станет отцом потомства, многочисленного, как песчинки на берегу и как звезды в небе. Вера дала ему силы подчиниться, и эта вера вменилась ему в праведность.
Оппоненты Павла возражали на это, рассуждая, по-видимому, так: поскольку принцип оправдания верою делает ненужным Закон, то это ведет к греховной жизни. Человек, мол, может поверить во Христа и, получив спасение, жить в свое удовольствие, не заботясь о том, чтобы делать добрые дела. Павел отвергает такое мнение, замечая: если мы сами оказались грешниками, то это никак не означает, что Христос служит греху.
Напротив, если человек, доверившись Христу в спасении своем, вновь возвращается к закону, то последний, лишь выявляет в нем грешника, другими словами — нарушителя этого закона или преступника. Именно так надо понимать стих 18. Хотя Павел и говорит здесь от первого лица, ясно, что он имел в виду Петра, который тем, что избегал общения с язычниками, свидетельствовал, что возвращается к закону, т. е. «снова созидает то, что разрушил».
Затем Павел подчеркивает разницу между собою и Петром в их отношении к закону. Процесс преобразования человека, который пришел к Богу, уверовав во Христа, Павел описывает, пользуясь понятиями смерти и воскресения. Концепция эта присутствует в обоих стихах, и в обоих говорится о союзе верующего со Христом в смерти Его и в Его воскресении. Прежде всего Павел констатирует, что законом он умер для закона.
Закон требует, чтобы нарушитель его был предан смерти, но Христос умер за всех грешников. Таким образом, закон умертвил Его и всех тех, кто соединился с Ним посредством веры, предоставив последним свободу «принадлежать другому» (уже не закону, а «Воскресшему из мертвых») чтобы жить для Бога (Рим 7:4).
В 20 стихе Павел шире раскрывает значение предыдущего стиха. Апостол «умер для закона», потому что сораспялся Христу; и способность «жить для Бога» он обрел потому, что Христос живет в нем. Главное для понимания данного стиха заключается в глубоком осознании того, что значит подлинный союз верующего со Христом.
Соединившись таким образом со Христом и объединившись в Нем, они соучаствуют в Его смерти, погребении и воскресении. Потому и мог написать Павел: «Я сораспялся Христу». Это и означает смерть по отношению к закону. И этим же обусловливается изменение во взгляде человека на самого себя: И уже не я живу… самоправедный и самолюбивый Савл умер.
Затем: смерть со Христом положила конец возвеличению Павлом себя; сделаться центром его жизни он предоставил другому, а именно — Иисусу Христу. Однако не своею силой способен был Павел жить христианской жизнью, но сам Христос поселился в его сердце: но «живет во мне Христос», — заявляет он. Тем не менее, это не означает, что Христос действует в жизни верующего автоматически; дело тут в том, чтобы жить обновленной жизнью верою в Сына Божия.
Именно вера, а не дела или соблюдение закона, дает силе Божией проявлять себя в жизни верующего. А вера эта, по заявлению Павла, имеет своим основанием жертву Иисуса Христа, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (по другим переводам – «нас» и «за нас»). Другими словами, «Если Он так возлюбил меня, что отдал за меня Свою жизнь, то Его любви хватит и на то, чтобы жить во мне».
Подводя итог обличению Петра, Павел заявляет: «Не отвергаю благодати Божией». Это явный намек на то, что Петр и те, кто последовал его примеру, эту благодать отвергали. Сущность же благодати заключается в том, что Бог дает людям то, чего сами они не заслужили. Настаивать на оправдании или освящении посредством дел, значит сводить к нулю действие благодати Божией. Более того, подобные настояния подразумевают, что Христос напрасно умер. Если бы праведности можно было достигнуть исполнением закона, то Крест оказался бы пустым жестом, величайшей ошибкой в мироздании.
Заключение
Итак, быть ревностным иудеем в первом веке нашей эры подразумевало борьбу за свою самобытность. Время процветания израильского народа закончилось еще несколько поколений назад. И неважно, жил ли еврей в Иудее или в Галатии, ему приходилось сталкиваться с равнодушным отношением властей к его религиозным принципам. Чтобы сохранить свое самосознание, люди большое значение придавали традициям, отличавшим их от остальных. Проблемы начались, когда обычаи, которые должны были указывать на Бога, стали затмевать Его. Когда христиане из иудеев стали заставлять обращенных язычников следовать иудейским традициям, Павел напомнил им, что спасают нас не поступки как нечто внешнее, а наша вера, сокрытая внутри, в сердце. В конце концов, Павел сказал, что, если бы мы могли избежать наказания благодаря своим делам, Иисус мог бы избежать прихода на нашу землю.
Пастор Александр Серков
Комментарии (9):
По делу
| Ссылка на комментарий
А может надо было упомянуть о Джоунсе и Вагонере и о том почему их поддержала Уайт и не поддержала ГК того времени и чем нынешняя ГК лучше от той что по сути оттянула второе пришествие Христа до крайнего срока ?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Вы еще предложите упомянуть Виланда и Шорта и корпоративное покаяние церкви за то, что она «оттянула» Пришествие Христа. Благодарите Бога за то, что Христос не пришел во дни Ваггонера и Джоунса, иначе Вам не суждено было бы даже родиться и иметь шанс на спасение.
По делу
| Ссылка на комментарий
Ну про Виланда и Шорта не понятно какая от них польза , а вот про Джоунса и Ваггонера то наверняка известно если верить Уайт.И ещё , не серьёзная у вас байка про то что кто то там не родился бы .Думаю все кто должен родиться ,родятся не зависимо от пришествия)))
В Шортах с вилами
| Ссылка на комментарий
Наследие покойника Ваггонера несомненно актуально для народа божьего .Теперь надо все мысли отдать размышлениям над страстями кипевшими 130 лет назад.Главное чтоб покойники были довольны.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
На небе? Если да, то это уже супербайка. А на небе спор продолжится о Джоунсе и Ваггонере, которые начали хорошо, а потом ушли из церкви?
По делу
| Ссылка на комментарий
В 1888 г Вагонером и Джоунсом был поднят вопрос об оправдании по вере и Уайт говорит что если бы он был принят должным образом то Христос бы уже давно пришёл..АСД утверждает что уже должным образом давно приняли вопрос об оправдании по вере, но почему почему же тогда Христос не приходит .Даже из такой примитивной логической цепочки понятно , что АСД не правильно понимает вопрос оправдания по вере и занимает в значительной мере те же позиции что и до 1888 г.Хотя бы это признайте чтобы можно было начать решать сию проблему.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
А почему Христос не пришел в 1888 году ради Ваггонера, Джоунса и Уайт, коль все остальные не приняли весть, если пришествие Христа зависит от принятия этой вести? И почему Христос сегодня не приходит ради Вас и таких же, как Вы, зависших на 1888 годе? Значит Бог считается с неготовностью церкви? Но неготовность церкви может заключается не в непринятии вести об оправдании по вере, а в чем-то другом? Разве непринятие вести — единственная проблема? Может сторонники комитета 1888 года тянут церковь в позапрошлый век, и Богу приходится ждать, когда церковь станет единой и начнет выполнять свою задачу в полном объеме? Вот Вам и «примитивная логическая цепочка». Вот Вам и «церковь не приняла вопрос об оправдании верой». А к чему тогда церковь изучает на уроках субботней школы «Евангелие в послании Галатам». А почему она в следующем квартале и в 20 году в 3 квартале запланировала изучать послание Римлянам? Вот и признайте сами, кто принял весть, а кто топчется на одном месте или вертится по кругу, как лодка с одним веслом, вытесанном в 1888 году. И запомните как пишется слово Ваггонер (с двумя «г»).
А выражение Уайт надо понимать образно «давно бы Христос уже пришел». Это призыв принять весть, а не время назначения дня Пришествия. Павел тоже пишет: «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фесс 4:17). Ну-ка примените свою «логическую цепочку». Может Христос во дни Павла должен был уже прийти, он же пишет «мы, оставшиеся в живых»?! Вот Вам и «признайте чтобы можно было начать решать сию проблему». Давайте признавать тогда ошибки церкви, начиная с дней Павла.
По делу
| Ссылка на комментарий
Вы вообще способны признавать что были не правы и если способны ,то что вам для этого надо?
По делу
| Ссылка на комментарий
Взглянем как представлял оправдание по вере Христос и как его представляет АСД.Наряду с остальными сектами нынешний официальный АСД очень любит цитировать Ин 3:16 когда поясняет как они поняли оправдание верой , но есть более точные стихи разъясняющие суть проблемы у того же Иоанна в 8 главе начиная с 30 стиха :
Казалось бы они уже уверовали в Христа и всё , уже спасены.Чего этот Христос от них хочет ?