Почему апостолы отменили обрезание язычников?
Оязычивание церкви (пророческий «малый рог» — Дан.7-8) начинается с разделения библейской традиции на иудаизм (этого слова нет у Моисея и пророков, но оно есть у Павла и только в Послании к галатам 1:13-14, в Синодальном переводе «иудействе») и христианство (а вот этого слова и в Новом завете нет, а лишь три упоминания слова «христианин»: два у Луки, причем одно из них он вкладывает в уста Ирода Агриппы и одно у Петра). А вот библейских названий для учения Иисуса есть масса, только вот никто их сейчас не употребляет: ересь назорейская (думаю, что корректнее было бы переводить «учение Назорея»), Путь, Путь Господень. Иудеи оставили себе Моисея и пророков (то единственное Писание, о котором Иисус говорил, что оно свидетельствует о Нём), а христиане из язычников, которые с 4 века получили полный контроль над церковью, оставили себе апостольские писания и всё спорят, зачем им вообще «жидовская Библия». И всем удобно: у всех Божье слово, есть две религии, верящие в разные версии Бога и никакого отношения якобы друг ко другу не имеющие. У иудеев Закон без Иисуса, у христиан Иисус-беззаконник.
Иисус — это Автор Закона. Закон отражает вечный Божий характер. Характер-то неизменный, но вот формы открытия этого характера людям изменчивы.
Когда-то Бог обходился без избранного народа, а имел лишь семью сифитов. Обходился Он, похоже, без централизованого Святилища. Хотя Мелхиседек и Иофор называются священниками (похожие задачи духовного посредничества выполняют и Иов, и ходатайствующий о Содоме Авраам), но нет свидетельств о том, что они принадлежали к наследственной линии. Скорее, Бог в Израиле хотел ввести ту же систему левитов из первенцев, как это было в семьях упомянутых праведников. Жертвы патриархов обходились жертвенником всесожжений без Святого и Святого святых. Разрозренные ссылки на не вошедшие в канон книги типа Браней Господних не рисуют никакой целостной картины. И так далее.
С другой стороны легко показать, что до Моисея евреи и соседние народы считали правильным многое из социальной и ритуальной этики, нормы которой Моисей кодифицирует как Божий Закон (под этим словом имею в виду всё Пятикнижие, а не только произвольно отделяемый от него христианами Декалог). Однако до Моисея Бог рассказывает скорее о жизни и отношениях праведников, нежели об их убеждениях и формах религиозности. О многом приходится догадываться. Скажем, об Аврааме сказано не только в контексте его веры, но и о том, что наследие обещано ему на основании того, что он «послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:5). Ого! Три вида норм! И это при том, что фактически ему напрямую дана одна-единственная заповедь — об обрезании.
Дотоле мы ничего о ней не слышали. Дана она в контексте того, что Сара положила в койку Авраама свою рабыню Агарь. Бог молчит 13 лет (!), а затем разъясняет (Быт.17), что именно Сарра родит обетованного сына, а Аврааму следует обрезать весь мужской пол в своем доме (а это за тысячу человек как минимум, т.к. одних мужчин-воинов у него более 300 человек). Проблема этого укора в том, что в Быт.12 Господь говорит Аврааму «лех леха́», буквально «иди сам, в одиночку», а он берет с собой Сару, Лота и десятки (если не всё те же сотни) слуг. Я не увидел, где до Быт.17 Бог давал Аврааму понять, что именно неплодная Сарра родит обетованного сына. Какой смысл дать человеку преткнуться от незнания, затем молчать 13 лет и лишь потом укорять? Да еще как монументально укорять — учредить знак на все поколения на том самом месте, которым Авраам (как теперь выяснилось) нарушил волю Божью.
Исторически обрезание ассоциируется с отступлением Авраама, его непониманием деталей Божьего плана, с рождением Измаила от Агари, который (Измаил) в иудейской традиции, знание которой выказывает Павел во всё том же письме в Галатию (4:25-26), называется сыном рабыни и духовным тупиком. Мало того, Измаил начинает в конце концов представлять опасность для Исаака, что вынудило Авраама с тяжким сердцем изгнать рабыню и ее сына в пустыню на верную смерть.
Обрезание предстает аналогом работы садовника — задачей селекции, окультуривания, создания Божьей цивилизации, потерянного Эдемского сада. Обрезание дано человеку, который уже находился в завете с Богом, но сбился с пути, согрешил, зашел в тупик.
В Израиле как государстве обрезание играет роль и знака гражданина (Исх.12). И еврей, и язычник не могут родиться израильтянами. Они должны ими стать через обрезание и принесение жертв во Святилище.
Одному ли Павлу удалось продавить отказ от обрезания язычников? Напомню, что первым с дарованием Духа Святого (заключением завета) с необрезанными (как когда-то с еще необрезанным Авраамом) столкнулся Петр в доме Корнилия. Да и не один фарисей Савл-Павел свидетельствовал о принятии Богом необрезанных по плоти, но верующих сердцем, а и левит Иосия-Варнава. Павла и Варнаву Лука напрямую называет апостолами (Деян.14:14), и в отличие от Матфия, мы четко понимаем, почему. Итак, Петр, Павел и Варнава были «за», Иаков колебался, но затем попытался подвести под это решение библейский текст (Ам.9:11 — кстати, очень стоит разобраться, что имел в виду Иаков, цитируя здесь этот текст) и изрек, как кажется, центральную на том «съезде ГК» мысль — что церковь должна ориентироваться на пример не Храма, а синагог с ежесубботне читаемым там Моисеевым Законом (Деян.15:21).
А чем синагога отличалась от Храма? Да всем. В Храме были кровные жертвы, в синагоге Писание, читаемое всей общиной. В Храме царствовали священники и левиты, в синагоге первенствовали сведущие в Писании, а не рожденные от Аарона или Левия. Храм был один, синагоги находились «по всем городам». И главное отличие их в том, что доступ в синагогу не требовал обрезания. И именно поэтому Павел находил в синагоге в Иудее и в диаспоре как потомков Авраама, так и чтущих/боящихся Бога — язычников, слушающих Закон и готовящихся к обрезанию.
Итак, что у апостолов было против обрезания язычников?
1) Пророчества о разрушении второго Храма (Дан.9, Лук.19). Если Храм исчезнет, зачем язычникам израильское гражданство само по себе?
2) Учение Иоанна Крестителя, Иисуса и апостолов о Мессии как Божьем Агнце — исполнителе прообразного служения Храма. Если пришла реальность, прообраз не нужен.
3) Откровение о служении Иисуса в Небесном Святилище, «путь в которое не открыт, доколе стоит прежняя скиния» (Евр.9:8).
4) Опыт самодостаточной работы синагог во время 70-летнего отсутствия Храма. Именно в это время были даны видения Иезекииля, Даниила и других пророков. Т.е. отсутствие Храма не отняло Святого Духа от Божьего народа. «На это скажи: так говорит Господь Бог: хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез.11:16).
Земной Храм был частью той преграды между язычниками и иудеями, которую разрушил Иисус. Обрезание было доступом, ключом к земному Храму. Иисус отменил и то, и другое.
Максим Балаклицкий
Иллюстрация: Израиль, национальный парк Барам. Синагога галилейской группы. V–VI века
Комментарии (16):
Др.
| Ссылка на комментарий
Смелое умозаключение.
» 11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.»
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Др.
Я показываю, при каких условиях появилась эта заповедь.
Др.
| Ссылка на комментарий
А Павел говорит, что «..знак обрезания он получил, как печать праведности через веру», т.е. он не то что согрешил, но наоборот, стал героем веры.И получил за это обряд обрезания как знак праведности. Интересно, что этот знак распространяется и на его потомков..
А то что мы считаем его грехом..не нам судить, в общем-то, а Богу.
Антон
| Ссылка на комментарий
Верно подмечает, Андриан. Обрезание — печать (свидетельство) предыдущей праведности Авраама, а не печать греха с Агарью. Именно Исаак родился от обрезанного Авраама, но не Измаил.
Измаил родился от необрезанного Авраама, Исаак от обрезанного Авраама. И даже в этом Исаак получил преимущество.
По делу
| Ссылка на комментарий
Там и праведность и грех смешаны.Праведность была в том что Авраам послушался Бога, а грех в том что послушался без достаточного рассуждения.
алек
| Ссылка на комментарий
По нашей вере, что Бог силен исполнить обещанное нам, Бог вменяет Свою праведность, — вменяет но, пока еще не наделяет. Наделять Своею праведностью Бог будет в явлении Иисуса Христа….а до тех пор все мы повинны перед Богом
Др.
| Ссылка на комментарий
Если исповедуете грехи ваши, то Бог, будучи верен и праведен, простит вам…
Антон
| Ссылка на комментарий
Чем больше рассматриваю тему обрезания, тем больше восхищаюсь красотой и глубиной этой печати праведности, которую оставил Бог верующим в Него.
Всевышний отдал себя человечеству навсегда. Человек изменчив, колеблется, но Бог постоянен и непоколебим.
Уже Иакову, внуку Авраама, Господь говорит: «Я буду с тобою». (Быт 31:3)
Авраам ищет основы для веры и Бог дает ее ему.
«Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (Быт.15:2-6)
Звезды оказались тем внешним, что утвердило внутреннее. После взгляда на великий космос Авраам поверил Господу.
В 17 главе Бытия, Бог говорит: «Поставлю завет Мой между Мною и тобою… завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». (Быт.17:7)
«И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой… да будет у вас обрезан весь мужеский пол… сие будет знамением завета между Мною и вами». (Быт.17:9-11)
Я — твой навсегда, говорит Господь. Но знак этого на теле, ты – обрезывай крайнюю плоть.
Не все всегда гладко в жизни верующего. Бывают падения, грех одолевает, человек впадает в уныние, тоску и подавлен гнетом вины и сомоосуждения. Кажется, что Господь отвернулся, ушла благодать навсегда, дьявол шепчет – осужден. Мысли могут путаться и память подводить.
Человек восклицает: «Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?» (Пс.73:1) «Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?» (Пс 76:8)
Можно ли отменить завет Божий? Можно ли отменить благодать? А вернуть Голгофу вспять?
Когда наступает кризис и всё против тебя – на тебе есть знак Божьего завета, простертой руки с небес – обрезание. Смотря на него, вспоминая и размышляя – помни, как невозможно отменить обрезание и вернуть все обратно на теле – так невозможно и отменить завет Божий, Его благодать к тебе, милость и спасение. Это утешает и успокаивает.
Если ты неверен, то Бог верен и не отступит от тебя.
«Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь». (Ис.54:10)
«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может». (2Тим 2:13)
«Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною». (Ис 49:16)
«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». (Ис 49:15)
В одном комментарии хорошо сказано: «Он всегда будет им Богом. Для этой цели Он заповедал им делать обрезание, которое будет знаком неразрывной связи и близости между Богом и исполняющими Его заветы…» (Согласно Сефер Аикарим)
Если ты — не верен, то обрезание напоминает тебе, что Бог — верен. Обрезание – единственный знак завета, знамение, которое навсегда, пожизненно ставится на теле, что ты – Божий и что Бог – твой.
«Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня». (Зах.13:6)
Знак нашего спасения – рубцы, раны от гвоздей на руках и ногах – вечное свидетельство нашего спасения на теле Господа – на все века, никогда не исчезнут.
Когда тебе плохо, согрешил или дьявол угнетает душу – смотри и помни свое обрезание. Как этот знак завета невозможно стереть с твоего тела, так и раны Господни с Его тела. Благодать и завет Божий на Голгофе не отнять от тебя никогда.
Господь говорит: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». (Быт.26:3-5)
Послушны ли мы сегодня голосу Господа? Будем ли соблюдать «что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои»?
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (Быт.15:6)
Др.
| Ссылка на комментарий
Обрезанное сердце — вот истинная печать Божьей праведности. А плотское обрезание сродни наколкам, разве что его не видит никто.
По делу
| Ссылка на комментарий
Обрезание ещё и знак рабства ибо логики и практичности и общественно полезности в этом знаке крайне мало , за то фанатизма, стадности ,не рассудительности полно(((.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
«6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность« (Быт.15: 6), «18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…» (Быт.15:18).
Если принять, что знак обрезания, как говорит Павел, Авраам получил за его праведность, то возникает вопрос: чем тогда объяснить новое психологически крайне тяжелое испытание, которое Бог дал Аврааму, призвав принести в жертву его сына по обетованию? И как объяснить слова Ангела: «12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт.22:12). Выходит, что после рождения Измаила от Агари Бог усомнился в верности Авраама? а Павел неточен в приводимом аргументе?
Преимущество Исаака в том, что родился он от законной жены (свободной женщины) и по обетованию.
Александр
| Ссылка на комментарий
Но ведь Мессия должен был родиться именно из обрезанного народа…
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Совершенно верно. Но когда Мессия умер за грехи человечества, Он стал универсальной и окончательной жертвой и тем самым упразднил земные кровные жертвы. Теперь земной Храм не нужен, а потому не нужен и доступ к этому Храму, предоставляемый обрезанием.
Антон
| Ссылка на комментарий
Это только ОДИН из ДРУГИХ факторов и значений обрезания, но видим только его.
Храм земной исчез, но другие смыслы и значения обрезания остались. Но этого не видим…
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Я отталкиваюсь от того, что апостолы приняли коллективное решение от обрезания язычников отказаться. Для меня такое решение — факт. Остальное — попытки объяснить эту аксиому Нового завета.
А что Господь спасает только обрезанных — да и аминь.
Рим.2:25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
Рим.3:1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? 2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
Фил.3:3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
Кол.2:11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
То, что от Богом избранного народа, родоначальником которого Бог выбрал Аврама – это бесспорно. Но, какие тексты говорят, что именно из обрезанного народа?
Я нахожу, что Бог заключает завет с Аврамом (Быт.15), видя его верность (Быт.12:1-4; 13:14-18; 14:14-24), а также доверие Его Божьему обетованию о многочисленных потомках (Быт.15:3-6). Причем это обетование прозвучало четырежды за одиннадцать лет (с 75 до 86-летнего возраста Аврама). И ни о каком обрезании, как предмете договора, здесь речь не шла.
Появляется заповедь обрезания лишь через 13 лет после рождения Измаила в 99-летнем возрасте Авраама. И является она не сутью, а знамением договора. А если это так, то и форма проявления этого знамения, в принципе, могла быть любой.
Можно уточнить – какие?