Двойной патриотизм
Любое государство существует за счет патриотизма своих жителей. Патриотизм — это верность государству во всех его проявлениях. Ожидается, что патриот будет предпочитать «свое», местное всему, что считается «чужим» и далеким. Показатель патриотичности — готовность к самопожертвованию ради своей страны. Более всего государство нуждается в патриотизме во время кризисов — социальных, экономических, военных. Патриот тот, кто готов защищать целостность государства даже ценой своей жизни и здоровья и кто одобряет тех, кто поступает так же.
Любая нелояльность государству подозрительна. Скажем, двойное гражданство человека обычно толкуется как признак его политической неблагонадежности, потенциального изменничества. Государства рассматривают собственных граждан, обладающих также иным гражданством, исключительно как собственных граждан.
Во все века дети Божьи принадлежали к двум царствам, двум мирам. И это их двойное гражданство, с одной стороны, требовало от них двойного патриотизма, побуждало их заботиться о земной и небесной отчизне, а с другой, порождало конфликты и напряжения между их лояльностью к этим царствам.
Евр.11:8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Отец всех верующих начал свой путь с того, что оставил землю своих отцов. Его отец Фарра ранее переселился из Ура Халдейского в Харран, но затем впал в идолопоклонство (Ис.Нав.24:2), и Господь вызвал Авраама в одиночку продолжать этот путь в надежде стать хозяином другой земли.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
Его наследование затянулось. За четверть века кочевания по Ханаану Авраам получил в собственность только фамильную гробницу, да и то купленную за огромные деньги. Не только он, но и его сын и внук жили в палатках — жилищах странников, а не местных жителей.
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Авраам, как и все верующие в истории, ожидал. Вместо того, чтобы захватывать или покупать землю, он ожидал, что Сам Господь даст ему дом в городе-царстве, где Авраам будет иметь полноту гражданских прав.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
Город нуждается в жителях. Этих жителей Господь производит чудом, от бесплодной бабушки.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
По-человечески у Авраама не было шансов унаследовать Ханаан. У него не было армии, денег и дара дипломатии (он не взял военные трофеи Содома и не закрепил за собой колодцы, выкопанные его слугами в Гераре). Но даже если бы земля и досталась ему, у него не было наследников, чтобы ее заселить. В любой стране чужак обладает ограниченными правами по сравнению с коренным населением. Господь призывает бездетного чужака населить землю, которую ему никто не собирается отдавать. Понадобилось 450 лет, чтобы Моисей впервые сравнил потомков Авраама с количеством звезд (Втор.1:10). Призывая Авраама идти в Ханаан, Господь превращает патриарха в маргинала без реальных прав. Все аспекты этого призвания говорят о благодати: Авраам должен был идти один, оставить преимущества своего гражданства и национальности, и даже его ребенка, прижитого от египетской рабыни, Господь отверг в пользу чудом рожденного Исаака. Омертвелость Авраама — это символ того, как Бог оценивает потенциал человечества выжить и справиться со стоящими перед ним вызовами. Человечеству нечего предложить Богу. Отец всех верующих — это генетический труп, чужак и нищий.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
Любой верующий в этой жизни всегда находится в ожидании, предвкушении чего-то большего, чем он имеет сейчас. Это ожидание оптимистично и называется надеждой. Надеждой на то, что, теряя в этой жизни, мы приобретем нечто более ценное.
Любой верующий в этой жизни всегда находится в движении. Авраам показывает верующего как путешественника, чужака, переселенца, мигранта, беженца, бездомного, «понаехавшего». «Не зарекайся ни от тюрьмы, ни от сумы», — говорит народная мудрость.
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Максим Балаклицкий