Что делать с церковными традициями?
Фраза «я строю свою веру только на Библии» является декларацией новообращенных людей. Библия описывает жизнь церкви в самых общих чертах, оставляя за каждым поколением верующих право и необходимость наполнить эти заповеди конкретными действиями и формами религиозной жизни. Подавляющий процент того, что мы делаем в своей церковной жизни, не имеет буквального основания в Писании, а является церковной традицией. Как встречать субботу и надо ли ее встречать вообще? Как проводить субботнее служение? Надо ли проводить служения на неделе? Что делать и чего не делать в субботу? Как относиться к современной культуре? Как одеваться, отдыхать, чем увлекаться, как совершать служение? На эти и тысячи других вопросов церковь находит ответы не в Писании, а в традиции. И происходит это, в частности, потому, что на многие из них Писание буквального ответа просто не содержит.
В Библии мы находим две традиции: еврейскую и языческую. С языческой (опять же в теории) как бы «всё ясно»: ее, заявляют новообращенные, надо отвергнуть. Да, надо. Но для этого нужно ответить на два вопроса. Первый: в чем проявляется языческая традиция. Второй: что придет на ее место. Ведь мы уже сказали, что совсем без традиции церковь существовать не может.
В ходе своей истории иудаизм и христианство приравняли, отождествили Писание и свою традицию (христиане ее называют преданием). И для религиозного иудея, и для католика и православного Писание — всего лишь часть их традиции, которая последовательно ведет к теперешнему состоянию их веры и религиозной организации.
До поры отличить Слово Божье и традицию было весьма нелегко. И то, и другое приходило к верующим в устном виде, зачастую от одних и тех же людей. Разница стала заметной, когда возникло Писание — Слово Божье в виде группы книг, письменных источников, претендующих на пророческий статус. Всю ветхозаветную историю шло формирование этого канона. Трехчастную структуру этого канона подтвердил Иисус: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук.24:44). Не изобрел, а именно подтвердил, потому что представление о еврейском Писании, состоящем из трех частей — Закона Моисеева, Пророков и Писаний (или Псалмов), — существовало и до воплощения Божьего Сына.
И когда стало ясно, что́ является Писанием, стало также возможно определить, что́ в религиозной жизни опирается на Писание, восходит к нему, а что нет. И то, что не является буквальным исполнением Писания, то и есть традиция — человеческие (не обязательно неудачные) попытки применить Слово Божье к переменчивым реалиям жизни.
Апостольские писания упоминают ряд проявлений еврейской традиции. Многие из этих проявлений дошли до наших дней, но при этом о них молчат Моисей и пророки. Например, это учение об устной Торе (Матф.5:21, 27, 33), якобы также дарованной Моисею на горе Синай, упоминание такой меры расстояния, как субботний путь (Деян.1:12), ссылки апостолов на апокрифические книги (Успение Моисея в Иуд.1:9, Книга Еноха в Иуд.1:14), благочестивое избегание имени Божьего (Матф.26:64, Мар.14:61), общение Иисуса со знатоками Закона именно в двенадцатилетнем возрасте (Лук.2:42), когда еврейские юноши готовятся к обряду бар-мицва — религиозному совершеннолетию в иудаизме, требующему от них умения прочитать на иврите отрывок из свитка Закона.
Отношение Иисуса и апостолов к этим проявлениям традиции разное. Например, субботний путь в Деян.1:12 Лука упоминает безоценочно, как мы — этажи дома или километраж дороги. Более того, этот нееврей пишет свою книгу другому нееврею и даже не считает нужным объяснить, что это за расстояние и какое отношение оно имеет к субботе. И вот вопрос: кто из известных вам христиан способен более-менее внятно объяснить, что такое субботний путь? И если Лука и его адресат, по-видимому, ответ знали, то не значит ли это, что их осведомленность о еврейском образе жизни была значительно выше, чем у современных христиан? Итак, субботний путь для Луки был обычной реалией еврейского сознания, не нуждавшейся в оценке. Он просто существовал, и всё.
Другой пример — весьма своеобразное празднование Пасхи Иисусом и Его учениками. Давайте сравним заповедь о Пасхе у Моисея с тем, что делал Иисус.
Пасха Моисея | Пасха Иисуса |
Пасху совершают в 14 день авива (нисана) — первого месяца года (Исх.12:2-6, Вт.16:1) | Иудейские вожди, на следующий день распявшие Иисуса, собирались после этого есть Пасху (Иоан.18:28) |
Уничтожают квасное в домах, богослужение в 1 и 7 дни праздника, запрет на работу, кроме приготовления пищи (Исх.12:15-16) | Горница, «готовая» для Пасхи (Мар.14:15) |
Иисус встает с вечери, снимает верхнюю одежду, препоясывается полотенцем, и, влив воды в умывальницу, омывает ноги ученикам и отирает полотенцем, призывая учеников омывать ноги друг другу (Ин.13:5, 14) | |
Агнец однолетний (Исх.12:5) | Иисусу 33 года (Лук.3:23) |
Агнца закалывает собрание Израильское вечером на заходе солнца, мажут кровью косяки и перекладину дверей (Исх.12:6-7, Вт.16:6) | Вечером Иисус уже возлег (Матф.26:17). Никто кровью ничего не мазал, т. к. агнцев приносили только в Храме. Пасха Иисуса ограничилась одной комнатой на верхнем этаже |
Мясо пекут на огне и едят ночью с пресным хлебом и горькими травами (Исх.12:8) | Едят пресный хлеб, пьют вино. Традиция предполагает горькие травы (символ горечи рабства). Иисус обращает внимание на хлеб и вино (Матф.26:26-27) |
Бедра препоясаны, обувь на ногах, посохи в руках, ели поспешно (Исх.12:11) | Ели лежа (Матф.26:20), разувшись и омыв ноги (Ин.13), без посохов и без спешки |
Пасха — это агнец (Исх.12:11) | Агнец не упоминается, ведь Агнец Божий — это Сам Иисус (Иоан.1:29). Пасха — закланный за нас Иисус (1Кор.5:7) |
Не выходить из дома до утра (Исх.12:22) | Иуда ушел с вечери — по мнению учеников, купить что-то к празднику (Ин.13:29-30), Иисус с учениками ночью ушли на гору Елеонскую (Матф.26:30) |
Ответ на вопрос детей: что это за служение? Это избавление от египетского рабства (Исх.12:26-27) | Ответ Иисуса на предполагаемый вопрос учеников: «знаете ли, что Я сделал вам?» (Ин.13:12). Совершайте Пасху «в Мое воспоминание» (Лук.22:19), «смерть Господню возвещаете» (1Кор.11:26) |
В одном доме едят Пасху, всё общество Израиля должно совершать ее (Исх.12:46-47) | Пейте из чаши все (Матф.26:27) |
Неделю — с вечера 14 до вечера 21 дня — едят пресный хлеб (Исх.12:18) | Пасха начинает опресночную неделю (Лук.22:1) |
В дальнейшем Пасху приносят только в святилище (Вт.16:2-7) | Иисус ест Пасху в доме, где есть горница «большая, устланная, готовая» (Мар.14:15) |
Вино — «кровь Моя Нового завета» (Матф.26:28). В Исх.24:8 кровь завета — это жертвы после получения скрижалей Закона. Нигде в Торе Пасха не связывается с заветом. Иисус берет чашу дважды: до хлеба и после хлеба (Лук.22:17-20). Чаша «после вечери» (1Кор.11:25) | |
«Кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля», необрезанный не может есть Пасху (Исх.12:15, 48), «кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, — истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время» (Чис.9:13), «из мяса, которое ты принес в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра» (Вт.16:4) | «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29-30) |
«Очень желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лук.22:14-16). Будут ли в царстве Небесном приносить в жертву агнцев? | |
«Воспев, пошли на гору Елеонскую» (Матф.26:30) |
Видим, что Пасха Моисея и Пасха Иисуса имеют мало общего. Иисус не дополняет и не изменяет обряды Торы. Он опирается на традицию Пасхального сэдэра (ужина или порядка), особенно распространенного в то время в иудейской диаспоре, и наполняет Его нужным Ему смыслом.
Иисус различал заповеди Божьи и человеческие предания. Чтобы их различать, надо знать Слово Божье. И постоянно переосмысливать традицию во свете Божьего Слова, быть готовым отказаться от тех или иных традиций, готовым изменить их, чтобы не повредить Божьи заповеди.
Максим Балаклицкий
Комментарии (73):
Др.
| Ссылка на комментарий
2+2=16
По делу
| Ссылка на комментарий
Тема крайне важная ибо время тратится впустую благодаря тому что многие в АСД слепо следуют традициям не желая разбираться что к чему .А в это время вопросы жизни и смерти не исследуются должным образом.
Др.
| Ссылка на комментарий
Перечитал несколько раз.. Очень много натяжек. Все спорно, с самой первой фразы до последней. (Спорно не значит неверно, просто спорно, т.е. может иметь несколько обьяснений)
То, что в описании вечери не упоминается ягненок, не означает, что его там не было. Равно как и горькие травы. Да и вообще — нельзя делать никаких выводов из того, что не упомянуто.
Мы можем судить только о том, о чем говорится — совершалась Пасха Иисуса с учениками. И все, что для этого нужно было, было заранее приготовлено. А то, что это расходится с буквальными требованиями закона Моисеева..ну, о причинах этого нам не сообщают.
С другой стороны, может быть и такое, что там вообще в тот вечер не совершалась буквальная пасха. И тогда сравнение с законом Моисея просто неуместно.
Но думаю все же, что текст говорит именно о Пасхе, совершенной по каким-то причинам в четверг.
В конце концов, почему Иисус не мог совершить обряд пасхи именно в четверг, зная, что в пятницу Он сам станет Пасхой? Нет никаких причин, запрещающих приготовление пасхального ягненка в четверг, а не в пятницу.
Соответственно, некоторые отступления от буквы закона в данном случае не имеют никакого значения — формально по букве закона это и не пасха, но для Иисуса и учеников это именно то, чем они ее называют.
Кроме того. Я так понимаю, вся эта тема есть продолжение разговора о роли закона Моисеева.
И с этой точки зрения ваш пример свидетельствует против вас 🙂
Вообще, если задуматься..закон требует (и он не может быть изменен или отменен, согласно положения этого же закона), пасха должна быть принесена на определенном месте, а именно в Иерусалиме в храме.
Предположим, миллион израильтян собрался в Иерусалиме совершить Пасху. И сделать это не в течении дня, а вечером 14 нисана.. представляете этот процесс?
Теперь предствьте гипотетический вариант, что люди всей земли приняли иудаизм и пришли в Иерусалим на поклонение и на Пасху..Каково это будет принести столько жертв за вечер на очень ограниченном пространстве?
Это нереально.
И закон тут прийдется либо нарушать, любо изменять.
И закон Моисеев предлагает для таких ситуаций только один вариант, и это слова Бога, сказанные через Моисея —
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему».
Т.е. то, что повелел Моисей в законе, с того момента будет отменено, а сказано будет нечто другое, более сответствующее текущему моменту. И соответственно названо это будет не законом Моисея, а законом того пророка, о котором предвозвестил Моисей.
И который, как многие верят, является никем иным, как Иисусом Христом.
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Видим, что Пасха Моисея и Пасха Иисуса имеют мало общего. Иисус не дополняет и не изменяет обряды Торы. Он опирается на традицию Пасхального сэдэра (ужина или порядка), особенно распространенного в то время в иудейской диаспоре, и наполняет Его нужным Ему смыслом.
Это — ложь!
Пасха Господня, накануне Его смерти — это неизменно та же Пасха, накануне исхода Израиля из Египта.
Косяки, правда, мазать кровью не было нужды, ибо исход совершал Один только Господь.
Иисус совершил Пасху в точности, как Сам о ней и повествовал Моисею в свое время.
Да и не мог Он иначе, ибо Христос не изменяется, но вчера и сегодня и во века Тот же.
Вечеря пасхальная происходила, как и положено было Богом, в ночь на 14-е нисана.
С точки зрения истинных действий Христа нужно рассматривать Писания апостольские.
Вы же рассматриваете их с точки зрения «иудейской традиции» и всегда будете в пребывать в обмане…
Традиций всегда было полно, но Господь непрестанно укорял народ Свой за подмену Чистого Слова «заповедями и правилами», придуманными человеками.
С уважением.
По делу
| Ссылка на комментарий
Ну а на каком же основании слушаться назвавшегося Пророком?Тут чудес и слабо обоснованной логики будет не достаточно.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Др.
На Ваш комментарий не отвечаю, ибо Вы (спасибо) наконец-то видите противоречивость Иисусовой Пасхи и спокойно пытаетесь (как и я) осознать эти противоречия. Оснований для спора не вижу.
Шаббат шалом!
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Дмитрий,
Еще раз внимательно просмотрите таблицу в моей статье и потрудитесь проанализировать все те различия этих двух событий, которые я пошагово показываю. Там далеко не только в косяках было дело. Там ягненка они просто физически не могли бы принести, ибо до храмовой Пасхи оставалось время. И так далее.
Др.
| Ссылка на комментарий
Так а я и с самого начала говорил, что с приходом Христа закон Моисеев отменен 🙂
Воистину шалом!
Субботних благословений вам и вашей семье! 🙂
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Максиму.
Мар.14:12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
Лук.22:7,8 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
Пасха (ягненок) заколалась 14 нисана. При захождении солнца, Вечером, когда 13-е число переходило в 14-е и наступал первый опресночный день.
Об этом и пишут нам апостолы Христовы.
С этого момента (с вечера 14-го нисана) в течение семи дней и надлежало есть только пресный хлеб.
Все атрибуты той первой Пасхи, как помазанные перекладины, посохи в руках, поспешность, не покидание домов до утра и др. были связаны, исключительно, с исходом Израиля из Египетского рабства.
Что касается Вт.16:2, то это место Писания говорит не о святилище, а о жилище Израиля под названием Иерусалим.
«И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его.»
» Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих…» говорит не о домах, а о городах Израиля, ибо это ясно из текста ниже:
Втор.16:18
Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;
По сей причине весь мужской пол должен был три раза в год стекаться в Иерусалим для исполнения праздников Господних.
Каждое семейство заколало и приготовляло пасхальную жертву самостоятельно, без помощи священников.
Не могли священники принести жертв по количеству всего в Израиля «при захождении солнца», когда это полагалось делать.
И, пожалуйста, не ссылайтесь на действия Езекии и Иосии, когда народ был в глубочайшем отступлении и напрочь забыл о том, как полагалось праздновать Пасху Господню.
Добавление «крупного скота» обуславливалось ожиданием сильного умножения Израиля с течением времени, по сравнению с тем, каким он был на момент исхода из земли Египетской.
Др.
| Ссылка на комментарий
Где-то я слышал, что если 14 нисана выпадало на субботу, то пасха для пришедших в Иерусалим переносилась на день раньше — связано вроде как с запретом на приготовление еды в субботу.
Священники однако могли есть пасху и в субботу, поскольку для них закалание и приготовление
в субботу это не грех.
Проверить, понятное дело, невозможно..
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Наш источник Истины — Слово Божие, а не всевозможные слухи и правила человеческие.
И сверять мы должны все с этим Словом.
То, что Иисус с учениками пасхального агнца (Пасха Господня) накануне Своего распятия — безусловный факт.
А то, что священники и фарисеи сместили празднование Пасхи на один день позже положенного (пасха иудейская), в этом нет ничего удивительного — так они поступали со многими заповедями Божьими.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Дмитрию,
Как я понял, в этой фразе пропущено слово «ел»? Вот в этом как раз у меня масса сомнений: Агнец ел агнца? Где вообще Иисус принимал участие в каких-либо храмовых обрядах? Ничем, кроме учения, Он в Храме не занимался.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Дмитрию.
Как факт исхода Иисуса отменяет заповедь о помазании косяков кровью агнца?
Традиционное для христиан карикатурное представление об Израиле. А как же слова фарисея Савла-Павла о себе как о «по правде законной непорочном»? О строжайшем следовании всем деталям Закона? А это, напомню, воспитанник фарисея Гамалиила, члена иерусалимского Синедриона.
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Да, пропущено…
А все прежние 30 лет своей жизни разве не ел?
Совершенно верно, потому что агнца должно было есть не в храм, а каждому в доме своем.
Но Сын Человеческий не имел дома своего, где преклонить голову, поэтому это и происходило в чужом доме.
Я, ведь, написал вам выше, что день, в который Иисус был распят, был днем, когда заколали ягненка.
Если в этот день заколали, значит и ели.
Как же нужно превратить Писания, чтобы утверждать обратное…((
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Это действие совершалось только однажды — в Египте.
Это была защита от ангела-губителя, который проходил в ту ночь мимо дверей, с помазанными косяками.
Это «традиционное для христиан карикатурное представление» не сильно отличается от Христова.
Матф.23:13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Матф.15:3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
У Павла есть и такие слова (привожу не вырывая из общего контекста):
» я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.»
И вы же прекрасно знаете, что фарисеи хотели убить Павла, после его обращения, как они всеми силами желали убить (побить камнями) и Иисуса.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Я не спорю, что они хотели убить Иисуса. Но не забывайте, что в исполнении Закона они упражнялись сотни лет. И весьма преуспели.
Итак, было ли знание Савлом Закона преимуществом? Да.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Я и пытаюсь показать, что все аспекты Пасхи Иисуса отличались от описания Исх.12. А не только косяки.
А где доказательство, что ел? Где и когда в Храме Он занимался чем-либо, кроме изучения Закона? Где Его участие в обрядах?
Вы что-нибудь знаете о пасхальном сэдэре — семейном ужине накануне Пасхи, имеющем целью объяснить детям значение этого праздника (Исх.12:26-27)?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Дмитрию.
Это всё, что Вы знаете о фарисеях? А как же Никодим, Гамалиил, Иосиф Аримафейский, Савл? Эти тоже не вошли? А законник Зина (Зенон — Тит.3:13)? А священник Иоанн Креститель? А это Вы читали?
Деян.6:7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Все книжники плохи? А как же слова Иисуса ниже?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
Оказывается, были и книжники, посланные Самим Иисусом. И Он их ставит наравне с пророками.
Первым книжником был Ездра, основавший раввинистическую традицию и движение синагог.
Др.
| Ссылка на комментарий
М.Б.
Видимо тут имеется ввиду их вера во Христа как обещанного мессию, но скорее всего не отказ от обрядов Моисея и их толкования — как известно, ревнителей закона в иерусалимской общине было множество.
Я тут ради интереса поискал, что современные иудеи говорят о пасхе..
Если честно, то это мрак 🙂
Такого махрового.. (даже не знаю как сказать..предрассудков? предрассудничества?..ну, короче) даже у язычников не найти. То же православие этим очень славится, но куда им до современных фарисеев!
https://toldot.ru/pesach.html
Одна только процедура удаления квасного может полностью замылить весь смысл пасхи и отучить думать навеки.
Если это продолжение традиционной фарисейской практики изьяснения писаний, то не удивительно, что Иисус велелел бежать от такого.
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
А что, Исх.12:26-27 говорит об ужине накануне Пасхи??
Максим, расскажите,где вы, вообще, это слово нашли? Не иначе, в талмуде…
Если бы они «преуспели», Господь не отстранил бы их от священнодействия..
До.
| Ссылка на комментарий
Т.е. то, что они преуспели в исполнении закона, выработало у них понимание, что убивать праведников это нормально?
надежда
| Ссылка на комментарий
Братья? А как написано в Желании веков «Они собрались праздновать Пасху, очень желал Я есть с вами сию пасху,когда Спаситель вместе с учениками ел пасху Он учредил вместо неё в память о Его великой жертве.» И ещё во время бегства из Египта израильтяне ели пасху стоя — препоясанные..но во время Христа положение изменилось…поэтому люди участвовали в Пасхальной Вечере полулёжа. И в «Великая борьба» по тексту видно. что агнец был. А перевод М.П.Кулакова написано Лук.22:16 говорю вам.что больше не буду праздновать её пока весь смысл её не откроется в Царствии Божием». А от себя дополню. если не было на столе агнца. тогда, что Иисус Христос отменил? и это не традиция Церковная. зачем же так наговаривать на святое..и ещё в нашем комментарии от Матфея параграф№1 очень сильно сказано, только читать там надо долго и внимательно..Но некоторый человек взял отрывок с комментария и напечатал в свою защиту, а я проверила.и не совпадение.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Выделяя главное в пасхальных действиях времен Моисея и апостольских, нужно отметить два ключевых момента:
1) Обе эти Пасхи представляют собой, прежде всего, торжество в честь освобождения духов людей от гнета греха – рабства грешному образу жизни: Первая – есть праздник освобождения от Египетской власти, Вторая – есть праздник искупления, заключающий в себе память о воскрешении и вознесении Господа, и дарующий надежду спасения для Его учеников и последователей.
2) Это торжество объединяет абсолютно всех духов Божьего народа.
Поэтому, о празднике Пасхи – в общем смысле, как прошлого, так и будущего («Очень желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» Лук.22:14-16) – можно, думаю, сказать, что она представляет собой торжественное собрание на праздник «Единения во Христовом Теле» искупленных (а в Небесном Царстве – воскрешенных к новой Жизни) людей.
Все же сопутствующие действия соответствуют духу конкретного времени.
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Друзья!
Пасха одна. Не две.
Всегда означала смерть агнца (Христа) ради нашего избавления из рабства греха.
Человек Христос Иисус ел пасхального агнца (так же и на кануне смерти крестной), как и положено было иудеям, ибо не нарушить Закон явился, но исполнить.
Надежда, зачем вы приводите эти сомнительные цитаты, когда у вас Есть Истинное пророческое Слово?
Разве это Слово не способно наставить нас на всякую Истину?
А поступая таким образом, вы уничижаете Духа Святого…(((
надежда
| Ссылка на комментарий
Дмитрий. я потому привожу тексты из книги «Желание веков». чтобы было яснее Слово Божье. А то, что у меня сомнительные цитаты, так это неправда. Они настоящая истина..особенно для тех. кому непонятна Библия. Да и я адвентистка. которая верит Э.Уайт и комментарий АСД.