О храмовых праздниках в христианскую эру
Иисус никогда не участвовал в храмовых обрядах, но всегда использовал их (и не только праздники, описанные в Лев.32, но и позднейшие, даже небиблейские типа Хануки —Иоан.10:22) как визуализацию Своего учения. Кстати, именно на Хануку Он произнес великие слова «Я и Отец — одно».
Это подчеркивает и Эллен Уайт:
«Спаситель использовал это символическое служение [речь идет о празднике Кущей — М.Б.] для того, чтобы обратить внимание народа на благословения, которые Он пришел принести. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей»» («Патриархи и пророки» 37:7).
Иисус показывает нам, как работает храмовое служение в мессианскую эру — не как спасительное, но образовательное действие. Иисус никогда не использовал Храм для обрядов, но всегда для учения. Земной Храм мог бы сохраниться, если бы священники (вослед за священником Иоанном Крестителем) сообщили народу о разорванной завесе, остановили бы ход реальных жертвоприношений и стали бы раввинами — учителями Закона, (по-церковному, евангелистами), которые, как фарисей Савл-Павел и левит Иосия-Варнава, на примере храмовых действий объясняли бы паломникам их пророческий, небесный, мессианский смысл. Увы, начальники иерусалимские завесу зашили и сделали вид, что ничего не случилось. Превратить Храм в огромную синагогу не вышло. Пришлось его разрушить. Так и сегодня поездки в Израиль не несут спасительного значения, но очень хорошо помогают в образовательном плане.
Кущи указывают на кончину мира и собирание спасенных на Небо:
«Праздник кущей имел не только памятное, но и прообразное значение. Он указывает и на прошлые скитания в пустыне, и, как праздник жатвы, празднуемый в честь собирания всех плодов земли, на тот великий день последнего сбора, когда Господин жатвы вышлет Своих жнецов, чтобы связать плевелы в связки для огня, а пшеницу положить в житницу. В тот час все нечестивые будут истреблены. Окажется, что «как бы их не было» (Авд. 16). И вся Вселенная объединится в радостном прославлении Бога» («Патриархи и пророки» 52:26).
Нашли ли эти события пророческое исполнение? Конечно же, нет. Кущи в этом отношении тот храмовый праздник, который христиане имеют основание отмечать.
«Праздник поставления кущей был последним в года праздником.
За несколько дней до праздника [Кущей — М.Б.] был Судный день, когда, исповедав свои грехи, люди примирялись с Небом и таким образом подготавливались к этому радостному празднику» («Христос — надежда мира» 49:4).
Описывая храмовые обряды времен Иисуса, Уайт выказывает потрясающее знание той традиции, которая не описана Моисеем, но подробно изложена в фарисейских источниках Второго Храма — у Иосифа Флавия и в Талмуде.
Интересная деталь относительно храмовых форм празднования Кущей:
«Седовласые старики, священники храма и правители — все вместе исполняли праздничные танцы под музыку и пение левитов» («Желание веков» 51:4).
Вообще же стиль, в котором Уайт восхищенно описывает храмовое служение, изумляет.
Вот ее совет относительно этого праздника:
«Подобно Пасхе, праздник кущей посвящен памятному событию. В память о скитальческой жизни в пустыне народ теперь должен был оставлять свои дома и жить в палатках, или шалашах, сделанных из зеленых ветвей «красивых дерев, ветвей пальмовых и ветвей дерев широколиственных и верб речных» (см. Лев. 23:40, 42, 43).
В первый день происходило священное собрание, и к семи дням праздника прибавлялся еще восьмой день, который праздновался таким же образом.
Эти ежегодные собрания воодушевляли сердца молодых и старых на служение Богу, а общение людей из разных концов страны способствовало укреплению их любви к Богу и к ближнему. Было бы хорошо, чтобы народ Божий и сейчас отмечал этот праздник — радостное воспоминание о благословениях Божьих, дарованных ему. Подобно тому как Израильский народ праздновал освобождение, совершенное Богом для их отцов, и Его чудесную защиту во время странствования из Египта, так и мы должны с благодарностью вспоминать различные пути, какими Он направлял нас, чтобы вывести из мира, из мрака греха в Свой чудный свет истины и милосердия» («Патриархи и пророки», с. 540, 541).
Всякие наши жертвы хвалы (плод уст — молитвы) должны быть во имя Иисуса, — нашей единственной и универсальной жертвы. Так мы приносим жертвы? И нет, и очень даже да. Земной Храм отменен? Да, но открыт Небесный. Обряды Небесного Храма затрагивают нас и нашу жизнь сейчас, непосредственно, физически, буквально? Любой церковный консерватор, начиная с Эллен Уайт, утверждает именно это. Физическое обрезание удалено, а духовное обрезание сердца (Вт.10:16) по-прежнему является признаком Божьих детей. И так далее. Так и тему ритуальной нечистоты Уайт толкует выборочно: к жене во время месячных не приближаться (буквальное исполнение), экскременты закапывать (буквальное), содержать тело в чистоте (идея физических омовений воспринята буквально), изолировать заразных больных (буквально), и т.д.
Если же мы принимаем все части Закона Моисея, включая т.н. обрядовую его часть (а именно так должны и делать, в этом нет сомнений), то что делать с библейскими праздниками? Опять же использовать их как великолепную возможность погрузить наших слушателей в атмосферу религиозного года Древнего Израиля — как образовательные информационные поводы. Об этом Уайт пишет десятки раз по поводу каждого из праздников. Не приносить кровавые жертвы, но рассказывать об их смысле, визуализируя этапы и способы Божьего спасения. Кроме того, они позволят идеально отобразить и их мессианский смысл: Пасха — выход из рабства греха и Голгофа, первый сноп — благодарность Богу за дар жизни и воскрешение Иисуса, Пятидесятница — дарование Торы и сошествие Святого Духа, праздник труб, День искупления, Кущи… — готовая евангельская программа, растянутая на год. Идеальный план работы для местной общины.
Максим Балаклицкий