Рецензия на ролик СТОП ГРЕХ — Покрывало
Просмотрел я и прослушал ряд роликов СТОП ГРЕХ и подумал: содержимое в этих роликах даст что-нибудь церкви накануне Пришествия Христа или нет? Чему эту весть можно уподобить, вести Илии народу? Или воззванию Иоанна Крестителя перед Первым Пришествием Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небес!»? Может в такт эйфории Пятисотлетия Лютера появился еще один реформатор? Лютер, мол, во всеуслышание разоблачал грехи церкви, а почему бы и мне не сделать нечто подобное? Но это мои субъективные размышления. А может в самом деле это актуальная весть 21 века адвентистам седьмого дня?! Может действительно нам есть над чем задуматься? Давайте проанализируем тему ролика СТОП ГРЕХ о покрывале. Покрывать ли голову тканевым платком замужней женщине во время молитвы и пророчества, или волос дан ей вместо покрывала? Давайте посмотрим, может это и есть один из элементов реформы церкви и ускорение Пришествия Христа?!
Начинает автор свой ролик с риторического вопроса: «Не задумывались ли вы, почему в церквах баптистов, пятидесятников и православных женщины покрывают голову платком, в церквах адвентистов и харизматов женщины не покрывают свою голову платком?» Приведя текст Писания 1Кор.11:1-16, он сразу же делает краткий, но вполне исчерпывающий вывод. Я цитирую:
«Если кратко изложить, что апостол Павел говорит и дает рекомендации относительно внешнего вида мужей и жен в церкви, именно речь идет о покрывале, которое должно быть у жен во время молитв и пророчествования. У мужей наоборот – не должно его быть. Многие богословы объясняют, что эта глава не является актуальной для нашего времени, потому что это писалось именно для того времени, именно для той культуры. Мы живем в 21 веке, и это правило никоем образом нас не касается».
Слова рецензента: Безусловно, адвентистские богословы тоже относятся к тому «большинству». А что, если все это «большинство» ошибается? А может и нет. Давайте проанализируем текст 11 главы точно так, как это сделал автор этого ролика. Но, прежде анализа Библейского текста, автор приводит историческую справку о коринфских проститутках, что культовые ритуальные храмовые проститутки брили голову, а непрофессиональные блудницы выстригали волосы в области висков. Эта справка вполне объективная. Но нам предстоит рассмотреть, какую роль сыграли проститутки на внешний образ коринфских христианок.
Что ж, по предложению автора ролика, давайте разберем Библейский текст.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
Риторический вопрос автора ролика: «Это касается только коринфян и их культуры или мы должны подражать Христу по примеру Павла?»
Контраргумент: Ответ подразумевается: «Да, конечно, и мы должны подражать Христу по примеру Павла». Но к данной теме этот вывод не актуален, так как 1 стих является не вводным к теме о покрывале, а резюмирующим к предыдущим главам, он подводит итог рассмотрению вопроса об употреблении в пищу идоложертвенного и участию в языческих празднествах.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ирония автора: «Это снова касается только коринфской культуры или это и для нас с вами в назидание — принимать все Писания и наставления Павла, записанные в Библии?»
Контраргумент: В основанных Павлом церквах он проделал основательную работу и дал новообращенным христианам наставления, которые могли служить для них надёжным руководством, как вести себя на богослужении и в ежедневной личной жизни, которую они согласились проводить по воле Господа. Концепция поведения христиан в доме молитвы и в быту – на все века одна, христианин должен соответствовать своему званию. Но детали культуры того или иного времени могут меняться.
Автор приводит следующий текст:
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
Реплика автора: «Неужели и это относится только к коринфской культуре, а для нас с вами не актуально, что глава мужу Христос, жене глава муж, а Христу – Бог? Не кажется ли вам странным, что апостол Павел начинает данную главу с фундаментальных духовных истин, которые касаются не только коринфских христиан, но и всех верующих, последователей Иисуса Христа?»
Контраргумент: Вот только с этих слов начинается, в общем-то, тема о покрывале словами: «Хочу также…». Нет, ну кто-же не согласен с тем, что мужу глава Христос, а Христу глава – Бог?! Только (и это кстати), Христу глава не БОГ(К), как произносит автор, а БОГ(Х). Вникая и комментируя такие глубокие богословские темы, можно было бы и заглянуть в орфоэпический словарь, чтобы узнать, как на русском языке произносится это самое главное слово в мире.
И очень уж пафосными кажутся слова автора: «Не кажется ли вам странным, что апостол Павел начинает данную главу с фундаментальных духовных истин, которые касаются не только коринфских христиан, но и всех верующих, последователей Иисуса Христа?» С одной стороны, неужели платки на голове — столь фундаментальная духовная истина? Почему же Павел не пишет тогда, что это такой великий грех, без платков молящиеся жены царства Божия не наследуют вместе с идолослужителями, пьяницами, гомосексуалами? Нет, он пишет в 4 и 5 стихах: «постыжает свою голову». Вот вам и «фундаментальная, духовная истина!»
А с другой стороны, автор пишет, что эта фундаментальная истина, с которой Павел начинает главу о покрывалах, касаются не только коринфских христиан, но и всех верующих, последователей Иисуса Христа. Ниже этот тезис «всех верующих, последователей Иисуса Христа» он заменит на «только женатых и замужних».
Слова автора: «Итак, мы выяснили, что глава начинается тремя текстами, которые касаются не только коринфян, но и нас с вами; и это подтверждает актуальность и к нашему времени. Теперь давайте выясним кто и при каких обстоятельствах должен покрывать или не покрывать голову». И автор приводит следующие два текста:
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Комментарий автора ролика к этим двум стихам: «Итак, мы видим, что речь идет о женатом мужчине и замужней женщине. Следовательно, мы можем предположить, что данный отрезок главы относительно покрывала головы не касается ни неженатых мужчин, ни незамужних девушек или женщин, когда муж не должен покрывать свою голову, когда молится или пророчествует. Жена же наоборот, когда молится или пророчествует, должна покрывать свою голову. В остальных же случаях апостол Павел не призывает придерживаться данного дресс-кода. Теперь давайте выясним, о чем апостол Павел говорил, о волосах или о покрывале из ткани, так как большинство богословов считают, что Павел имел ввиду волосы в виде покрывала. Попробуем текст за текстом сопоставлять с этим утверждением».
Контраргумент: Прежде, чем переходить к следующим текстам, надо разобраться с этими. Здесь два нюанса, которые следует выяснить. Первый нюанс: идет ли речь в данном тексте только о женатых мужчинах и замужних женщинах или о всех христианах? Второй нюанс: молящийся(аяся) и пророчествующий(ая). Что это?
Мы читаем: «Всякий муж…» и «Всякая жена…». В нашем современном понимании, муж – это муж какой-то жены; а жена – это жена какого-то мужа. Но в Библейском понимании «муж» — это мужчина вообще (женат он или не женат, не важно – человек мужского пола. То же самое и с женой, это человек женского пола). Приведу Библейские примеры.
«Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа (греч. `андрэс – словарная форма ед. числа ан`ир — мужчина) стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли» (Быт. 18:2).
«И встали те мужи (`андрэс — мужчины) и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их» (Быт. 18:16).
«Блажен муж (ан`ир – мужчина), который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1:1).
«О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его»» (Пс. 86:5). Здесь мы видим, что даже родившийся ребенок (персонифицированный Сион) назван мужем – мужчиной (ребенок мужского пола).
«И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом (Дан. 10:11). Даниил вообще не был женат, но он муж желаний (мужчина желаний).
«Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Марк. 6:20). Иоанн тоже не был женат, но он назван мужем, на современном языке он был мужчиной праведным.
Таким образом, апостол Павел пишет в 1Кор.11:4-5 вообще о мужчинах и о женщинах, а не о женатых мужчинах и замужних женщинах только. «Всякий муж» — (греч. ан`ир – мужчина) и «Всякая жена» (греч. гин`и – женщина).
Второй нюанс: молящийся(аяся) и пророчествующий(ая). Что это? Это не значит, что речь идет о покрывале во время молитвы и в то время, когда мужчина или женщина (коринфские христиане) пророчествуют, а в остальное время можно быть женщине без покрывала, а мужчине с покрывалом. Нет, здесь не написано, как сказал Христос: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Павел не пишет «когда молишься» или «когда пророчествуешь», у него стоят возвратные причастия: «молящийся» и «пророчествующиий». Это не конкретный случай, когда надо быть женщине в покрывале, а мужчине – наоборот. Это их имидж. Например, «собака кусающаяся», «лошадь брыкающаяся». А что такое «человек молящийся»? Это его имидж, он ведет молитвенный образ жизни, в отличие от неверующих, о которых нельзя сказать, что они молящиеся.
Что означает молитва вообще? Это только состояние, когда человек преклонил колени и молится? И все? А как же Павел пишет: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17)?
Таким образ, истинный и богобоязненный христианин и христианка находятся постоянно в молитвенной связи с Богом, и это молитвенное общение происходит и на коленях, и в молчаливой умственной молитве везде: идя ли, работая ли, совершая ли свои домашние дела. А пророчествует христианин не только на богослужении. Свое свидетельство о Боге он несет всегда и словом, и делом.
А что такое «пророчествовать»? Это только говорить то, что Бог непосредственно открыл человеку в видении? Или это более широкое понятие? А что, если человек раскрывает людям то, что кому-то открыто и записано в Писании? Это разве не пророчествование? Пророчествовать, значит изрекать Божью волю, напрямую внушенную Богом пророчествующему; или пророчествующий рассказывает людям Библейские истины, которые когда-то Бог открыл кому-то, и тот их записал.
Пророчествующий – это тоже имидж христианина. Кто-то курящий, кто-то пьющий, а христиане — молящиеся и пророчествующие.
Широко распространено представление, будто основная функция пророка – предсказывать будущее. Получается, что пророк – подобие современного прогнозиста, только несколько более возвышенный.
Но в действительности дело обстоит иначе. Для того, чтобы выяснить истинную задачу пророка, нам следует узнать, что означает это слово на иврите.
«Нави», «пророк», – это сокращение двух слов. Первые две буквы, «нун» и «вет», – корневые согласные слова «нив», которое входит в сочетание «нив сфатаим». Дословно оно означает «урожай уст», то есть «то, что произносят уста» (см.: Раши к Шмот, 7:1). Но та же самая буква «вет» вместе с другими, «йод» и «алеф», образуют корень глагола «эйви», «приводить». Таким образом, само слово «нави», «пророк», указывает на сущность пророчества: сообщать народу повеления Всевышнего и тем самым приводить людей на истинный путь. А предсказания будущего – это лишь одна из сторон пророчества, и не самая главная. Правда, в самом начале деятельности «нави» эта сторона действительно играет важную роль: чтобы завоевать доверие к себе, пророк должен несколько раз предсказать события ближайшего будущего, которые произойдут у всех на глазах, и все убедятся в том, что он и в самом деле получает информацию Свыше (Дварим, 18:21, 22).
Где коринфские христианки могли пророчествовать? В церкви? Нет. Мы читаем:
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14:34).
Они могли пророчествовать подругам, соседям и знакомым.
Не учитывая эти два нюанса, автор ролика продолжает рассуждать:
«Если верить тому, что Павел имеет в виду волосы, говоря о покрывале, посмотрите на меня и ответьте: мою голову покрывают волосы? Да. Могу ли я теперь молиться Богу с покрытой головой? По словам апостола Павла, я буду постыжать свою голову, молясь с покрытой волосами головой. Так какой же выход — побрить голову? Вы можете сказать мне, что у меня короткая стрижка, и это не считается покрывалом. Хорошо, ну, а если бы у меня была такая прическа (чуб назад — фото), она бы уже покрывала мою голову? Я бы молился с покрывалом на голове? Согласитесь, что теория о том, что мужчины должны молиться и пророчествовать только очень коротко стриженные или же для большей уверенности лысым – кажется абсурдным, а вот если считать, что Павел говорит о покрывале из ткани или же о головном уборе, здесь все более логично слаживается. Когда вы последний раз видели мужчину, сидящим в христианской церкви в шапке, а еще хуже того — молящимся в головном уборе? Никогда я такого не видел».
Мои слова: Здесь раскрывается еще один нюанс, который подлежит пересмотру. Что является покрытой головой, и когда голова считается непокрытой? Давайте прежде всего сделаем анализ того, что и как было в Коринфе во дни Павла, а потом уже будем сравнивать с нашими головами и нашими головными уборами.
Это слишком примитивное и буквальное представление о покрытии головы волосами, считая, что один сантиметр волос на голове уже покрывает голову. В таком случае, бритая голова через два-три дня будет уже покрытой, так как щетина уже прорастет. Библейский критерий покрытой и непокрытой головы такой: Покрытая голова волосами, это цельный волос, который не касались ни ножницы, ни бритва. Непокрытая голова – хоть подстриженная, хоть побритая, без разницы, волос на голове не цельный. Вот теперь по этой модели сравним Библейский текст.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Мужчины дней Павла постригали волосы головы до уровня плеч. Это был их имидж. Приличная женщина отращивала волосы на голове такими, какие они есть от природы. У кого-то они вырастали до лопаток на спине, у кого-то до талии, а у кого-то и до тыльной стороны коленок. Это считалось естественным покрывалом для женщины – ее цельный волос. Хотя обычай был замужним женщинам носить поверх волос платок, как знак ее замужества, но Павел здесь вообще о мануфактуре не пишет, прочитайте с 1-16 стихи и ни одного слова вы не найдете о ткани на голове, только волосы, и волосы, и волосы, стриженные или покрывающие голову. Павел пишет об естественном покрывале всех женщин христианок, которые по жизни и молятся, и пророчествуют. Вы заметили, Павел ведет одну четкую линию, он не выравнивает крен, не тормозит вдруг; и все клонит не к тому, каким платком надо покрывать голову, а все пишет о волосах, делая какую-то аналогию какие-то сравнения, и все с волосами.
Я тоже могу драматизировать, как это могло бы получиться, если бы покрывалом считался головной убор из материала, и, если учесть мнение автора ролика, что этим тряпочным покрывалом должна была покрывать свою голову только замужняя женщина и сугубо во время молитвы и пророчества. Представим картину пророчествования. Вышла коринфская христианка на улицу, и тут встречает ее соседка язычница и предлагает: «Дорогая, ты не купишь у меня мяса, вчера закололи мы свинью. Мясо хорошее, свежее». Христианка начала было ей свидетельствовать, пророчествовать то, что говорится в Писании о чистой и нечистой пище. Но вспомнила, что она без платка. Она говорит соседке: «Постой, я сбегаю домой, одену платок, потом поговорим с тобой о свинине». Ладно, если она недалеко от дома отошла, а если бы ее на рынке спросили: «А почему вы христиане свинину не едите»? Что пришлось бы делать христианке? Говорить: «Сейчас я сбегаю домой за платком и потом буду тебе пророчествовать, подожди, тут всего пару километров».
И смешно было бы, если считать, что покрывалом должен быть обязательно платок. И всякий раз, прежде, чем произнести: «Господи, благослови детей в школе» или «Благослови мужа на работе» и так далее; и после услышанной молитвы произнести: «Слава Тебе, Боже, за услышанную молитву», — женщина должна была бы искать платок, чтобы им покрыться. То же самое и с пророчествованием: всякий раз, прежде, чем соседке сказать что-либо из Писания, надо подыскивать платок, чтобы не оскверниться.
Но фактически, имея длинные волосы, коринфские христианки могли и молиться в любое время и пророчествовать также, когда представится им возможность.
Применяется ли Бог к человеческим обычаям? Я скажу, что да, применяется. Адаму и Еве Бог сделал кожаные одежды. Может Он и платок из кожи Еве сделал? Тогда на все века это было бы правилом, платок, и только кожаный. И одежда только кожаная. Во дни Моисея обычаем было снимать обувь на святом месте, Бог повелел Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5).
Ко дням Иисуса Навина этот обычай еще оставался. Мы читаем:
«Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Иисус Навин 5:15).
Ничего Бог не повелел ни Моисею, ни Иисусу Навину в отношении головных уборов. А они ведь наверняка были в головных тканевых покрывалах, которые обязательно надо было одевать на голову в той местности, где жара и бывают пыльные бури. А вот в отношении обуви было повеление. Может давайте заявим: «Сам же Бог повелел снять обувь, это значит касается и нас, живущих в 21 веке». Может такие еще найдутся, но во дни Павла о снятии обуви на святом месте давно уже забыли, и мы сегодня не хотим учитывать, что обычаи людей меняются, и Бог к ним применяется. Сегодня обычай у людей — в помещении мужчинам снимать головной убор, поэтому в молитвенном доме мы не видим не только молящихся мужчин в головном уборе, но и находящихся там в шапке или фуражке. На улице, особенно на морозе, не принято снимать головной убор, поэтому не зазорно на улице в морозную погоду помолиться в головном уборе. Фанатики и на морозе снимут шапку, особенно, если для них это фундаментальная истина.
Размышления автора по 5 стиху: «Итак продолжим. Если считать, что апостол Павел говорит о покрывале, имея в виду волосы, мы выяснили, что и мою голову покрывают волосы, и я сейчас предстал перед вами с покрытой головой, то о какой прическе говорит апостол Павел, когда называет женщину, молящуюся с открытой головою, эта женщина лысая была? И далее апостол Павел говорит, что ее прическа равнозначна тому, если бы она была обритая. Стоп. А какая разница: очень коротко стрижена она или обритая? В любом случае толщина ее волосяного покрова не в состоянии покрыть ее голову.
Контраргумент: На СТОП есть тоже «стоп». Какая разница, женщина блудодействует всего один раз в год или каждый день? Это всего лишь сравнение. Блудодейство – это грех, а волосы подрезанные (во дни Павла) всего лишь постыжали голову. Но мы выявляем, какая разница. По аналогии с блудодейством, какая разница, подрезать немного волосы, это равносильно тому, что обрить голову, в любом случае, целостность волос нарушена.
Почему было постыдным укорачивать волосы? Почему коринфские христианки стали подрезать волосы на голове? До них дошла весть о новом статусе женщины. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Дело в том, что в древнем мире женщина рассматривалась менее ценной, чем имущество, и, таким образом, безгранично низшей, по отношению мужчин. Иногда языческие философы спорили, имеет ли женщина вообще душу. В некоторых языческих общинах отец или муж имел власть над женщинами своей семьи вплоть до совершения над ними казни. Возвышение женщины до уровня, равного мужчине — прямой результат христианского учения и практики. Здесь, однако, Павел размышляет о положении женщины перед Богом, как грешников, нуждающихся в спасении. Но статус женщины по отношению к мужчине остался и по сей день, хотя во дни Павла он выражался ношением длинных (цельных) волос.
Но коринфские сестры восприняли слова Павла о равенстве не однозначно. Павел имел в виду равенство в вопросе спасения, а некоторые сестры воспрянули духом и возомнили себя равными мужчинам по всем параметрам.
Какую роль сыграли уличные проститутки на имидж христианок? Они импонировали на них не развратной жизнью, а своей свободой и независимостью. Если проститутки выстригали виски в знак свободной женщины, которую мог снять любой мужчина, то христианки, возомнив себя свободными, на уровне мужчины, тоже стали подстригать волосы в области висков. Павел ставит сестер на место, иронизируя:
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
То есть, если жена (женщина- христианка) не хочет покрываться (цельным волосом), выстригая виски, показывая свою независимость и равенство с мужчиной, то пусть тогда она стрижётся как мужчина, обрежет волос по самые плечи, или вообще обреет голову, как римские мужчины. Но автор ролика, под своим платочно-покрывальным впечатлением, продолжает недоумевать.
Недоумение автора ролика: «Не понял вообще, если жене стыдно быть остриженной или обритой, то что она должна сделать, покрыться? Чем покрыться, волосами? Ведь мы читаем, что апостол Павел, говоря о покрывале, имеет в виду волосы». Дальше он недоумевает, неужели она несколько лет должна отращивать волосы для того, чтобы ей можно было бы молиться с покрытой головой волосами.
Контраргумент: А почему бы и не отращивать? Но во время отращивания можно и пророчествовать, и молиться, главное решить, что впредь я не буду больше остригать волосы. Приведу Библейский пример из назорейской практики:
5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей (Числа 6:5).
Он назорей не с того дня, когда отрастит волосы, а со дня посвящения себя в назорейство. Главное, что после посвящения бритва не касается его головы.
Я думаю, так и с женщинами. Решила больше не постыжать свою голову по совету Павла, и вот она уже не прилагает больше ножниц к своей голове. Ангелы поймут, что эта женщина уже капитулировала.
Да, кстати, давайте пропустим остальные аргументы автора. Не потому, что они веские или невеские, просто он повторяет одно и то же, и все под одним тканевым углом. Давайте прочитаем текст про знак для ангелов.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов (Синодальный перевод).
10 Вот почему женщина должна покрывать себе голову в знак того, что находится под властью. И ещё должна она делать это из-за ангелов (перевод РБО).
Почему из-за ангелов? Приведу аргумент автора ролика:
«Вот вам и ответ. Не знак, что она замужем, а знак власти над нею ее мужа; и этот знак не для мужиков распутных, а для ангелов святых. Зачем ангелам видеть этот знак, разве они не знают, что эта женщина замужем? Конечно же они знают, кто замужем, а кто нет, но они не знают, послушна ли эта женщина своему мужу, которого она должна уважать и любить, или это строптивая и дерзкая жена, которая не подвластна мужу своему, глава которому Христос».
Контраргумент: Хороший комментарий? Супер! Ничего не скажешь. Но только ангелов мне жаль, они опущены здесь ниже плинтуса. Вы только вчитайтесь в эти слова: «разве они (ангелы) не знают, что эта женщина замужем? Конечно же они знают, кто замужем, а кто нет, но они не знают, (внимание) послушна ли эта женщина своему мужу, которого она должна уважать и любить, или это строптивая и дерзкая жена, которая не подвластна мужу своему, глава которому Христос». «Не знают, послушна ли жена своему мужу или нет». Это очень странно.
А почему все же здесь фигурируют ангелы? Цитирую один текст Писания:
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).
Ангелы предстоят и перед лицом Божиим, они же и видят наше поведение и наше подражание миру сему. И они либо радуются нашему поведению, либо огорчаются, видя нас в контрасте со святым Богом.
Прочитаем заключительный, резюмирующий текст, к чему подводит Павел:
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (Синодальный перевод).
Автор цепляется за вопросительный знак, как утопающий за соломинку, в конце предложения. «Волосы даны ей вместо покрывала?» Вы посмотрите где начинается предложение. Оно начинается в 14 стихе и заканчивается 15 стихом. Вопросительными являются слова 14 стиха: «Не сама ли природа учит вас…». Где-то должен же стоять вопросительный знак. Переводчики Синодальной Библии вынесли его в конец предложения. Грамматически правильно, но экзегетам надо быть внимательными. Приведу другой перевод:
«Судите же сами, пристало ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
Разве сама природа не учит вас, что бесчестие для мужчины носить длинные волосы,
А для женщины — почётно, если она носит длинные волосы, ибо волосы даны ей от природы как естественный покров» (13-15 стихи) (перевод РБО).
Вот и все. И при чем тут какие-то платочки?!
О каком покрове говорит Павел? О естественном покрывале — о длинных женских волосах.
Мужчина может голову не покрывать, то есть может стричься, даже может побрить голову, а для женщины какое покрывало дано природой? – ее длинные волосы.
Многие сестры сегодня (в других деноминациях) одевают даже не платок, а просто ленточку. Или платочек одевают на прическу сзади, а пол прически спереди все равно видно. Один брат возмущался, что сестры одевают прозрачные косынки. Он с возмущением говорил: «Даже я сквозь косынку вижу волосы на голове сестры, а что говорить тогда об ангелах»?! Это фанатизм в самой глубочайшей фазе.
Смотрим текст Писания: «Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их» (Ис. 3:17). О чем здесь речь? О платках, как об искусственном покрывале или о естественном покрывале? Чтобы оголить темя, нужно волосы сбрить, разве нет? Простое снятие головного покрывала темя не оголит, оно волосами прикрыто. Этот текст — доказательство того, что обритая голова считалась позором для женщины.
Таким образом, можно планомерно перейти к нашим сестрам сегодня.
Приведу лишь несколько аргументов. Сегодня вопрос не стоит в стрижке волос. Сегодня культура другая; и почти все женщины подстригают волосы. Увидев сегодня старенькую бабушку с аккуратно подстриженной головой, никто не заявит, что это проститутка, и стоит теперь с ней начать флиртовать.
Сегодня острей вопрос стоит в форме одежды, чем в прическе. Да и в косметике тоже. Я не против умеренной косметики. Но кричащая косметика, ярко накрашенные губы, обтягивающие джинсы, короткая юбка, глубокое декольте, о чем говорят? Как ангелы на это смотрят? Как Бог смотрит на это уподобление миру? А как на это смотрят пошлые мужики? Можно ли по одежде увидеть и отличить замужнюю женщину от проститутки? Порой, и это к сожалению, очень трудно.
Я предлагаю такой критерий. Если женщина идет по тротуару и ей из крутой машины свистят, ей сигналят, ну, словом, обращают на нее внимание. Это хорошо или плохо? Кого они в ней видят, замужнюю женщину или объект игрушки? Это серьезный вопрос и над ним, я думаю, надо задуматься нашим сестрам.
А то мы о платочках переживаем, а здесь вопрос стоит гораздо серьезней. И еще в заключение скажу так:
Иллюстрации, притчи, примеры и даже практика верующих, упомянутые в Библии, не могут быть приравнены к доктринам, если на эту тему отсутствует прямое учение. Например, в первой церкви в Иерусалиме христиане продавали всё своё имение и имели всё общее (Деян. 4:32-34). Тем не менее, эта практика первой церкви не является Библейской доктриной или догматом, потому что она не подтверждается в посланиях и не представлена как учение.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод: содержа в себе ясное учение об устройстве иерархии мужчины и женщины, 1 Кор. 11:3-16, это не может служить основанием для формирования догмата о покрытии головы. Этот текст имеет другую задачу. В нём апостол Павел обращает внимание на опасность феминизации, (Феминизм — это общественное движение за равноправие женщин с мужчинами) проникавшей в церковь из окружающего её общества. Подчёркивая равную ценность мужчин и женщин перед Богом, Писание всегда остро осуждало всякую форму смешения или стирания граней между различными ролями, определёнными Богом отдельно для мужчин и для женщин. По всей видимости, те, кто ратовал за равенство ролей женщин и мужчин в Коринфе, выражали это тем, что они касались какой-то части волос на своей голове, подчёркивая свои права. Под платком, который они одевали на собрание, не было видно выстриженных волос, но от ангелов это утаить было невозможно, ангелы и сквозь платок видели постыдный феминизм некоторых коринфских христианок.
По мере того, как изменялась культура, изменялись и формы выражения согласия со своей ролью или же протеста против неё. Поэтому, не так важно, носит ли женщина сегодня платок или нет, гораздо важнее, согласна ли она от сердца с той ролью, для которой её сотворил Бог? Радуется ли она ей? И не восстаёт ли против неё?
Пастор Александр Серков
Комментарии (23):
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Александр Серков,
благодарю за роскошную экзегезу этой темы в Библии. прочитал с превеликим удовольствием
Елена
| Ссылка на комментарий
Действительно, очень интересно и познавательно. Даже сегодня некоторые люди из среды АСД хотят всех женщин облачить в платочки. Спасибо за аргументированный комментарий.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Мне желание этих людей понятно: 1Кор.11 есть в Библии, ее читают и пытаются понять.
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Действительно -многие в церкви страдают отсутствием здравого смысла,но они постоянно озвучивают свои идеи распугивая пришедших в церковь новичков которые считают ,что так думают все верующие.
Петров А.
| Ссылка на комментарий
С этим «стоп грехом» давно пора разобраться.Все видели тот ролик на ютубе об исключении за»проповедь о воскресшем спасителе» «адвентисте в 4м пколении».Не раз в церкви сслышал ;»А вы слышали ,что в нашей церкви ни за что исключают?»Конечно это действует не на всех а на простачков и фанатиков.От фанатиков в легкой форме не свободна ни одна церковь(и протестантская и ортодоксальная) в том числе и носители атеизма.
Michael Jefferson
| Ссылка на комментарий
Я поначалу подумал, что автор ролика нечто наподобие агента Басаева 😉 А теперь ясно вижу, что это «Ушат Помоев»
Петров А.
| Ссылка на комментарий
На «половинку «тоже давно пора написать рецензию.хотя может этот клоун её и недостоин.
Др.
| Ссылка на комментарий
Не по делу Сидоренко исключили. Вот его и заносит. А вообще он искренний верующий.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Ответ на ЮТУБЕ к этой теме:
Alex, Вы пишите: «вы сказали, что постыжение головы не является грехом, получается можно постыжать свою голову, постыжать мужа, Церковь, Христа и это не грех?
Уточняю, что я сказал: «С одной стороны, неужели платки на голове — столь фундаментальная духовная истина? Почему же Павел не пишет тогда, что это такой великий грех, без платков молящиеся жены царства Божия не наследуют вместе с идолослужителями, пьяницами, гомосексуалами? Нет, он пишет в 4 и 5 стихах: ”постыжает свою голову”».
Alex, Вы пишите про Сарру, как про первую женщину, о которой написано, что она покрыла голову покрывалом. И иронизируете что-то там про какой-то парик.
Мой ответ Вам: «Вы хотите сказать, что Авимелех дал Сарре тряпочный платок, чтобы она покрыла голову покрывалом? Ну, если бы это так и было, то это всего лишь соответствовало бы какому-то местному обычаю. Или Вы хотите сказать, что Авимелех читал Первое послание Павла Коринфянам 11 главу и слушал видеоролик СТОП ГРЕХ и потому решил дать ей покрывало? Вы предлагаете нам считать, что Авраам, Божий человек, имел повеление от Бога о покрывале из материала и не исполнял его, не повелев Сарре покрывать голову платком в знак ее замужества? И Вы хотите сказать, что этот языческий царь был правее Авраама в отношении платка, дав Сарре платок для покрывала? Естественно, парик он ей не давал, но и покрывало тряпочное тоже не давал. Во-первых, читайте внимательно, для чего он дал ей покрывало, чтобы голову покрыть? Нет. Цитирую текст: «это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана». Для чего? Для очей, по-русски, для глаз. А вот в отношении того, какое именно покрывало он дал для ее очей, в первой части стиха ясно написано:
«16 И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана».
«Вот это тебе покрывало». Что это? Вот это – серебро. Православные под своим платочно-покрывальным впечатлением сильно исказили смысл этого текста, добавив слово «покрывало». Здесь совсем другой смысл в оригинале. Даже церковно-славянский перевод более объективен. Я цитирую его:
16 Сарре же рече: се, дах тысящу дидрахм брату твоему: сия будут тебе в честь лица твоего, и всем, яже суть с тобою, и во всем истинствуй. Церковно-славянский (транслит).
«Сия» — «тысяча дидрахм» — «тебе в честь лица твоего». Приведу еще несколько переводов:
16 А Сарре царь сказал: «Тысячу шекелей серебра я даю „брату» твоему: пусть это будет тебе возмещением за всё случившееся с тобой; ты во всем чиста». (перевод ИПБ).
16 И сказал Авимелех Сарре: „Я дал твоему брату Аврааму тысячу серебряных монет в доказательство того, что сожалею о случившемся. Я хочу, чтобы все видели, что я поступил по справедливости» (Современный перевод).
16 А Сарре он сказал: «Я даю твоему брату тысячу шекелей серебра. Это покроет твою обиду в глазах близких, и твоя честь будет восстановлена» (Перевод РБО’11).
Вы предлагаете следующий пример с покрывалом Ревекки: «Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась». Вы недоумеваете: «Зачем ей было покрываться, если у неё были волосы?» Здесь не сказано – зачем, может ей стыдно было, ведь это тот, с которым она должна будет разделить интим, и она, по всей видимости покрыла лицо. Но только не говорите, что она покрыла голову в знак ангелам, что она замужняя женщина, замужней она станет немного позже, когда Исаак введет ее в шатер своей матери.
Дальше Вы пишите что-то о мусульманках и их покрывалах, и о девушках в Советском Союзе, которые тоже носили газовые косынки, даже неверующие. И что, какое отношение они имеют к коринфским христианкам, да и к нашим сестрам тоже?
Гость
| Ссылка на комментарий
Комментарий не по теме статьи. Удалён. Админ.
саша
| Ссылка на комментарий
Комментарий не по теме статьи. Удалён. Админ.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Максиму
22/11/2017 в 00:13 | Ссылка на комментарий (у):
Я тоже за то, чтобы комментарии, которые не по теме статьи, удалять. Это вполне легитимное право администратора сайта. Возможность комментировать дается на сайте, чтобы комментировать данную статью, а не навязывать полемику совершенно об отвлеченной теме, не связанной с этой. Здесь все началось с «Гостя». Цитирую:
Цель «Гостя? Отвлечь читателей от основной темы и затеять спор. Пустословный спор для некоторых — «лакомый кусочек пирога», который они смакуют и находит в этом удовольствие.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Жалуйтесь на здоровье. Повторяю: обсуждаем тему статьи.
Автору
| Ссылка на комментарий
*Ничего Бог не повелел ни Моисею, ни Иисусу Навину в отношении головных уборов. * — неправда! Книга Исход> Глава 29> Стих 6: и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре;
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Наконец-то вспомнили о теме статьи!
15суток
| Ссылка на комментарий
Для»Автору» приведенный вами стих говорит об облачении ААрона ,а не Моисея ,или Навина.Что еще нарыли?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Автору(у):
В чем неправда? Разве Бог что-то повелел Моисею и Иисусу Навину в отношении головных уборов? А зачем Вы привели этот стих? В нем что ли говорится что-то о Моисее или об Иисусе Навине? Впредь, когда будете брать стих из Библии, не вырывайте его из контекста. Вот контекст этого стиха:
5 И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду;
6 и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре (Исх.29:5-6).
О ком здесь речь? Об Аароне. А при чем тут Моисей и Иисус Навин, которым было повеление на святом месте снять обувь?
И вообще, у Павла речь не идет ни о шапках, ни о фуражках, ни о кидарах, он говорит, что мужчина постыжает свою голову, если растит длинные волосы, как у женщины.
Ответ
| Ссылка на комментарий
Ради заблуждения вы игнорируете упоминание в писаниях слова»кидар». Как вообще с вами вести диалог, ежели игнорируете текст писание?
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Интересный аргумент. Да, похоже на то, что активная феминизация, скорее всего, стала истинной причиной акцента Павла на покрытии головы. И проблема эта, видимо, не нова для Иудеи. В приведенной главе книги Исаи есть и такие слова: «12 Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили… 16 И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — 17 оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; 18 в тот день отнимет Господькрасивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки,… 21 верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, 22 светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. 23 И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты – клеймо» (Ис.3:12,16-18,21-23).
Но, у меня вопросы:
1. Практиковалось ли во времена Павла еще назорейство?
2. Почему покрытая (нестриженная) голова мужчины постыжала его?
И еще по поводу «двух нюансов».
Ответ на этот вопрос заключен, по-моему, в 3-м стихе: для каждого мужчины глава Христос, для жены (не каждой) — глава муж (тоже не любой), … Также, тексты 1Кор.11:4-5, находят объяснение в 7,8,9,11,12-м стихах, описывающих состояние отношений в супружеской паре, а не просто между мужчиной и женщиной. Поэтому они не могут подразумевать неженатых мужчин и женщин.
В отношении «молящегося мужа» и «молящейся жены».
Натянутое толкование. Тексты о «молящемся муже» (1Кор.11:4) по полному морфологическому соответствию (в Новом Завете) – Мф. 26:39, Лк. 5:16, Деян. 10:30, 11:5 – говорят именно о конкретных молитвенных действиях мужчин.
И последнее. Можно ли осуждать тех братьев и сестер, которые искренне верят в буквальное исполнение 1Кор.11:4-5?
михаил
| Ссылка на комментарий
Вы, Юрий Тимошенко, сделали очень правильное замечание. Автору рецензии желаю быть впредь более ответственным и внимательным…
Дедушка Нефалим
| Ссылка на комментарий
Я прочитал все коментарии и нашол одну общую причину — незнание духовных значений слов писания. 1-е Кор.1/18-21 … слово о кресте юродство есть … 2/14 Душевный человек … не может разуметь … о сём надобно судить духовно. 2/13 … словами, изученными от Духа святого, соображая духовное с духовным. СЛОВА-ТО изучают при освоении любого языка. Начинают с изучения значений слов, а кончают — изучением правил (граматики). ЗНАЧИТ РЕЧЬ ИДЁТ О ДУХОВНОМ ЯЗЫКЕ. СООБРАЖАЮТ ЖЕ — мысленными возможностями! Сочетая значения отдельных слов в речевые выражения конкретными образами (в разных языках по-разному). НЕ ИЗУЧАВШИМ слова от ДУХА, ничего не остаётся, как использовать возможности разных языков душевных людей. А ОНИ ВСЕ РАЗНЫЕ, не истинные (как ДУХ БОЖИЙ) и постоянно эволюционирующие. Потому-то и толкования получаются не истинные, а в основном гадательные. Одни значения постигают правильно, а другие нет! Так что в итоге получаются перекосы, то в одну, то в другую сторону. Истина-то не изменяется. 2+2=4 и по другому не бывает ни на небе ни на земле. А чтобы изучать слова от ДУХА СВЯТОГО — нужно знать значение слова ДУХ и как именно это изучение осуществляется. Чего религиозные христиане не знают и знать не хотят. Ведь нынче в моде ТЕАТРАЛЬЩИНА. Петь, играть, миссионерствовать, создавать иерархии и дипломированых служителей, желающих — хоть отбавляй. А спроси, что есть вера, святость, кротость, благочестие, рай, Едем и даже человек — НЕ ЗНАЮТ. Почему? Не потому ли, что плод веры — РАЗУМЕНИЕ ТОГО, ВО ЧТО ВЕРЯТ. Иуды 5 Господь избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил. Псалом 105/7 Отцы наши не уразумели чудес Твоих. Признавать Бога они признавали все, (как и христиане), знамения видели, море пешком переходили. Но вот разуметь, что это всё значит, как и для чего это Бог совершал — НЕ РАЗУМЕЛИ. А ВЕДЬ ВЕРОЮ ПОЗНАЮТ, А НЕ ДЕЛАЮТ ЧТО-ТО ДРУГОЕ. Так и нынешние христиане. Ведь им нет от кого даже позаимствовать умение познавать верою? В религиозном мире — одни противоречия.
Учителя — не видят образ Бога. Пророчества — толкуют наугад.
И превращается познания дорога, в никем не заповеданый обряд.
Поют, шумят и вечно суетятся. Стремятся чью-то жизнь спасать.
В себе не могут разобраться. И лжи от истины не в сылах отличать.
Потоки слов без чёткого значенья, ефир церквей заполнили собой.
И тонут ежедневно поколенья, в риторике бессмысленной такой.
Вот так понемногу лукавый берёт и непослушанием души пленяет.
И бывший вчера ещё Божий народ, сегодня — ногами завет попирает!
И Евы, как прежде, опять и опять, тянутся снова к запретным плодам.
Желая с мужьями себя уравнять, в служении Господу, как Мариам.
*****************************************
Кто вам обрядом умы ослепил? Кто отвернул от живого познанья?
Кто человека греха вам внедрил и создал служения непослушанья?
Шерхан Жучкин
| Ссылка на комментарий
Скорей бы этот бардак закончился.Одни дедушки да Бальзаминовы шастают,а духовных людей крайне мало.
Mikhail
| Ссылка на комментарий
Петров А. — надо разобраться? а инквизицию не хотите восстановить? а ту уже предлагали в АСД…
именно из-за вас таких и уходят люди, сам на грани — после 15 лет в АСД открылись глаза, ухожу…
стоп-грех может и утрируют но все так и говорят, правду.