Вопрос: Как понимать заповедь «Скот не своди с иной породою» (Лев.19)
Вопрос: Как понимать заповедь «Скот не своди с иной породою» (Лев.19) в контексте того, что в Писании много раз упомянуты лошаки, а в книгах ранних пророков — мулы?
Ответ: В самом начале Бог сотворил разные виды животных. В Его план не входило, чтобы они смешивались и производили все новые и новые виды. Но грехопадение человека привнесло некоторую корректировку в институт не только человека, но и животных. Поменялось питание, как у человека, так и у животных; но смешение видов животных Бог не допустил, их семена не сливаются. Но некоторым видам животных – очень близким друг ко другу — Бог дал возможность смешиваться, о чем свидетельствуют мулы, лошаки и зеброиды. Однако, ДНК лошади настолько отдаленная от ДНК осла или зебры, что им не хватает чего-то для того, чтобы воспроизвести себе подобных: мулы, как мы знаем, стерильны.
Несмотря на то, что в некоторых местах мулы незаменимы, как рабочая сила, из за своей выносливости, в Писании мы имеем запрет на случку животных разного вида. Цитирую текст Писания:
19 Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев.19:19).
Казалось бы, при чем тут «шерсть и лен в одной одежде», «два рода семян на одном поле» и волнующий нас вопрос: «сведение скота с иной породой»? Что этим хотел достичь Бог? Неужели это просто Божий принцип: вот так делай, и все тут?! Я не думаю, что Бог давал сухие принципы, за каждым повелением была какая-то подоплека.
Если мы читаем предыдущую 18 главу, особенно ее последнюю часть, в частности Лев.18:22-24, к нам приходит мысль, что Бог через смешивание нитей из шерсти и льна; через засевание поля разными семенами и через сведение скота с иной породой в аллегорическом смысле дает народу отвратительное понимание, ограждающее евреев от смешения с язычниками. Цитирую текст Писания:
22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.
23 И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.
24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас (Лев. 18:22-24).
Текст Лев.19:19 в совокупности и Лев.18:22-24 дает видение еще большее, чем просто смешение евреев с язычниками. Смешивание животных должно было каждый раз израильтянину напоминать вообще мерзость, как смешение с язычниками, так и половые омерзительные осквернения, и женщин, и мужчин, когда они могли происходить с партнерами, не предусмотренными Богом.
Вопрос остается о том, что израильтяне пользовались мулами и лошаками, и об этом говорится неоднократно в Священном Писании. Да, говорится; да, пользовались. О пользовании этими животными нет никакого запрета. Запрет обозначен: «Скота твоего не своди с иною породою». Только: «Не своди…». С одной стороны, израильтяне могли не слушаться Бога и разводить мул и лошаков; разве они во всем и всегда были послушны Богу? С другой стороны, мулы и лошаки могли сами разводиться. Разве на каждого осла и на каждого коня поставишь надзирателя, чтобы он следил за животными 24 часа в сутки, чтобы они вдруг не нарушили верность своему роду?! Мулы могли рождаться без человеческого вмешательства, и люди их использовали, как удобную рабочую силу.
С уважением, пастор Александр Серков