Вопрос: Кто такие прочие от семени жены в Откр. 12? И кто такая жена: Израиль, Церковь или единый народ Божий всех времен? Жена, скрывающаяся от змея в пустыню на 1260 дней, это Израиль? Адвентисты толкуют, что земля, поглощающая реку из пасти змея, это Америка, принявшая религиозных беженцев из Европы. Если это так, то какова разница между этой землей и пустыней? Упоминает ли Откр. 12 об Израиле после вознесения Иисуса? Чем жена отличается от прочих от своего семени? Они прочие в смысле, что кроме Иисуса? Где находится жена в тот момент, когда дракон ополчается против прочих от ее семени?
Ответ: Давайте начнем не с «семени жены», а с самой «жены». Вопрос сто`ит: «Кто такая жена: Израиль, Церковь или единый народ Божий всех времен?»
И опять же, прежде, чем говорить о жене, давайте выясним, что означает само слово «жена» в Библейском понимании. Впервые это слово упоминается в Бытие во 2 главе:
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Каково значение слова «жена»? Греч. «гин`и»
1) женщина
2) замужняя женщина, жена, супруга
3) самка
Видите, в основном два значения: жена (супруга) и просто женщина (человек женского рода).
Вот первое пророчество о женщине (жене) – гин`и:
15 И вражду положу между тобою и между женою (гинэк`ос), и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15).
В этом тексте гинэк`ос (им. падеж «гин`и») лучше перевести не «жена», а «женщина». Мы имеем это же слово «г`инэ» в Новом Завете:
«Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено (г`инэ — женщина)? еще не пришел час Мой» (Ин. 2:4).
«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено (г`инэ – женщина)! се, сын Твой» (Ин. 19:26).
Видите, в этом случае также правильней будет перевести не «жена», Мария не была женой Иисуса; не «Жено», что-то славянское, переводчики не решились перевести ни «жена», ни «женщина», хотя здесь Он оставил ее земное родство и обратился к ней, как просто к женщине (человек женского пола).
Если говорить о всех временах, то Бог иногда называл народ Свой женой или невестой, но это всегда в лирическом и аллегорическом смысле; в основном Он называет служащих Ему: «народ Мой». В контексте поставленного вопроса, речь идет именно о жене в Откровении 12 главе. Да, книга Откровение как раз и есть аллегоричная книга, в которой сплошные символы. Мы имеем в этой 12 главе Откровения восемь упоминаний о жене. Я цитирую все эти стихи:
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Везде ли в этих текстах можно перевести именно «жена»? Современные переводчики во всех текстах переводят не «жена», а «женщина»; я бы тоже так перевел. Иоанн, беря образ женщины, аллюзивно направляет взор читающего его книгу Откровение на женщину из Бытие 3:15, в семени которой обещан Тот, Кто поразит в голову змея. В Бытие мы видим образное описания пророчества, а в Откровении — образное описание произошедшего. Таким образом, здесь мы видим универсализм образного выражения «женщина». Женщина и Сына родила (еще были времена Ветхозаветные); и эта же женщина убежала в пустыню, где она находилась 1260 дней/лет (это уже средние века Новозаветного времени). Тем более, в 13 стихе подчеркивается: «дракон начал преследовать жену (женщину), которая родила младенца». Родила женщина ветхозаветная (Христос родился в народе Израильском), и она же преследуема в средние века драконом. И тут, в связи с этим, изумляется поставивший вопрос: «Жена, скрывающаяся от змея в пустыню на 1260 дней, это Израиль?» и «упоминает ли Откр.12 об Израиле после вознесения Иисуса?». Да, это естественный вопрос, потому что Израиль родил младенца (младенец родился в Израиле). Но мы знаем, что новозаветная церковь также названа Израилем, только теперь «духовным Израилем». Итак, мы вполне можем констатировать, что жена (женщина) – это народ Божий всех времен. И в книге Бытие дано обетование: «И вражду положу между тобою и между женою (женщиною), и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15); и в пустыне скрывалась женщина (духовный Израиль) в течение 1260 лет.
Цитирую следующий фрагмент вопроса: «Адвентисты толкуют, что земля, поглощающая реку из пасти змея, это Америка, принявшая религиозных беженцев из Европы. Если это так, то какова разница между этой землей и пустыней?»
Давайте посмотрим, какая разница между землей и пустыней. Откровение описывает, что сначала женщина убежала в пустыню, где скрывалась 1260 лет (время, времена и пол времени) (6 стих; 14 стих). Что такое пустыня в книге Откровение?
Греч. «`эримон» — пустыня, безлюдное место. В нашем понимании пустыня – это ровная поверхность с толстым слоем песка. Библия представляет нам пустыню в другом виде. Иисус уходил в пустыню, Иоанн проповедовал в пустыне, это не обязательно места с обилием песка, просто места безлюдные, необжитые. В Откровении под символом «пустыня» подразумевается такое место или же такие условия, где церковь нашла убежище и покой вдали от общества. Это были и катакомбы, и высоко в горах – места, где народ Божий укрывался от преследования, и где он мог жить в безопасности и служить Богу, как считал правильным. Адвентисты берут начало этого периода с 538 г. по 1798 год по Р. Хр. В течение всего этого периода рука Божья была над церковью, сохраняя и сберегая ее свет от угасания и уничтожения.
Но вот мы читаем нечто новое:
15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
Хронологически, это произошло после событий, описанных в 14 стихе. Теперь давайте посмотрим символы, которые мы имеем в 15-16 стихах:
Вода как река: Обратимся к аллюзии в Ветхом Завете:
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс.73:13);
3 Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя».
4 Но Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей;
5 И брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным (Иез. 29:3-5).
В данных текстах описан суд над Египтом. Система образов и аллегорий, вся специфика этой речи Иезекииля несет на себе печать египетского колорита. В еврейском тексте, собственно, не крокодил, а «чудище морское (водное)». Это танин, которое могло означать любое пресмыкающееся — от крупных змей (Исх. 7:9-10) до гигантских морских животных (Быт. 1:21), включая крокодила.
Таким образом, мы видим, что дракон представлен как живущий в воде, следовательно, и образ, что он «пустил из пасти своей воду, как реку, чтобы увлечь ее рекою», является символом уничтожения. Но каким образом он пытался уничтожить христианскую церковь? Сатана стремился уничтожить христианскую церковь потоком ложных учений, а также и преследованием.
И когда уже и в пустыне (в безлюдных местах, в горах) было невыносимо, Бог предусмотрел еще нечто. Мы читаем:
16 «Но земля помогла жене». Да, адвентисты под образом земли, которая помогла женщине (народу Божьему), здесь представляет такую область, где вообще было очень мало людей, в противоположность «водам», которые олицетворяют народы, племена и языки (Откр.17:15). Если в пустыне народ Божий скрывался среди людей (в катакомбах), в горных районах, во всяком случае, на современном языке, они ушли в подполье, собирались для богослужений и совершали таинства тайно; то под землей имеется в виду целый континент, а это был Североамериканский континент, где можно было уже выйти из подполья и открыто исповедовать веру в Бога и беспрепятственно совершать свои богослужения. Сюда можно отнести не только Америку, но и протестантские страны Западной Европы, которые были гаванью убежища для гонимых, они также относятся сюда.
Вот теперь о прочих из семени жены. Самые первые слова вопроса обозначены:
«Кто такие прочие от семени жены в Откр.12?» И последующие фрагменты вопроса, идентичные этому: «Чем жена отличается от прочих от своего семени? Они прочие в смысле, что кроме Иисуса?» «Где находится жена в тот момент, когда дракон ополчается против прочих от ее семени?» Цитирую сам текст Писания:
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Ввиду того, что язык и образность выражений в книге Откровение заимствованы большей частью из Ветхого Завета, правильное понимание слова «прочими от семени ее» или «остаток», употребленного в Откр.12:17: заставляет обратиться к его эквивалентам на еврейском языке. Наиболее употребительны три еврейских слова в значении «остаток» следующие:
- «Что спасено», «те, кто спасены», «избавлены».
- «Остаток», «что остается», «оставшиеся».
- «Что остается», «остаток», «оставшееся от всего».
Примеры употребления этих слов относительно избранного народа Божьего можно классифицировать следующим образом:
- Члены семьи Иакова, опекаемые заботой Иосифа в Египте, названы «остатком» (Быт. 45:7). Здесь особенно подчеркивается сам факт их сохранения.
- Во время всеобщего отступления Илия воскликнул: «Я один остался пророк Господень» (3Цар. 18:22). Но Бог сказал: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись перед Ваалом» (3Цар.19:18; ср. с Рим.11:4-5).
- Небольшой «остаток» из десяти колен спасся от руки Ассирийского царя, который увел большую часть нации в плен (2Пар. 30:6). К 722 году до Р. Хр. колено Иудино «было оставлено» как нация (4Цар.17:18). Таким образом это колено стало «остатком»
- Спустя несколько лет Сеннахирим завоевал Иудею, кроме Иерусалима, который назван «остатком». Этот «остаток», оставшийся из дома Иудина, должен был пустить «опять корень внизу» и «принести» плод вверху», и из него «произойдет остаток» Божьего избранного народа… как определенное средство для спасения мира (4Цар.19:4,30-31; Ис.37:4,31-32; ср. с Ис.4:2).
Бог также намеревался исцелить «остаток» из израильтян и иудеев, которые пошли в плен в Ассирию, и приготовить таким образом «большую дорогу» для этого «остатка» Его народа, как Он сделал в свое время для Израиля, когда он выходил из Египта (Ис.11:11-12:16).
- Когда столетие спустя царь Вавилонский вторгся в Палестину, он также оставил «остаток» (4Цар.25:22; ср. с 24:14), который должен был быть избавлен от меча, язвы и голода при осаде Иерусалима (Иез.7:15). Но Иеремия предупреждал, что даже некоторые из этого «остатка» или же «остатка Иерусалима», который Бог намеревался оставить в этой земле, многие будут отданы во все царства земли. Многие из этого «остатка» убежали в Египет, но Иеремия предупреждал что «никто не избежит и не уцелеет из остатка Иудеев, пришедших в землю Египетскую, чтобы пожить там и потом возвратиться в землю Иудейскую» (Иер.44:14).
- Господь обещал оставить «остаток» из тех, кто был взят в плен Навуходоносором и кто спасется от меча и вспомнит о Боге в земле пленения (Иез.6:8-9). Остаток из взятых в плен впоследствии возвратится из Вавилонской земли (Иер.23:3; 50:28). Неемия говорит о возвратившихся пленниках, «об уцелевших Иудеях, которые остались от плена» (Неем.1:2-3).
Этому «остатку» Бог вверил все преимущества и ответственность обетований завета (Зах.8:12.), но предупредил их, что если они вновь нарушат Божьи заповеди, то Он уничтожит их и «не будет уцелевших и не будет спасения» (Езд.9:14).
- Многие ссылки относящиеся к «остатку», встречаются в тексте, в которых выражено ожидание царства Мессии (см. Ис.4:2-3; 11:11:16; ср. с 11:1-9. Иер.23:3; ср. с 4-6 ст. Мих.4:7; ср. с 4:1-8. Мих.5:7-8; ср. с 5:2-15. Зах.6:13).
Смешанное описание «остатка» как в этих, а также в других Ветхозаветных местах выделяют небольшое количество людей из израильтян, которые переносили войны, пленения, болезни, голод и которые вместе с тем были пощажены милостью Божьей, чтобы продолжить линию избранного народа Божьего (Быт.45:7; Езд.9:13; Иез.7:16). Неоднократно из этого остатка оставалось очень мало народа (Иер.42:2; ср. с Ис.10:22).
Помня истинного Бога и обращаясь к Нему (Ис. 10:20; Иез.6:8-9), они отвергли авторитет ложных религий (3Цар.19:18), отказывались делать беззакония, оставаясь верными Божьим заповедям (Езд.9:14), они назывались «святыми» и были вписаны в «книгу для житья в Иерусалиме» (Ис.4:3). Принимая заново ответственность и преимущества Божьего завета, они пускали «опять корень внизу» и приносили «плод вверху» и возвещали народам славу Божью (4Цар.19:30-31; Ис.37:31-32; 66:19).
«Остаток» ветхозаветного времени и составлял избранный Божий народ. Неоднократно большинство отступало от истины, но во всякое время оставался верный «остаток», который и был единственным наследником священных обетований и преимуществ завета, заключенного с Авраамом и утвержденного на Синае. Этот «остаток» и был тем народом, к которому Бог намерен послать Мессию и через которого Он желал и язычников осветить светом Евангелия.
Этот «остаток» не состоял из разбросанных верных лиц, но всегда представлял из себя единое целое, видимую Божественную организацию на земле. Важно заметить то, что согласно еврейской терминологии, слово «остаток» не означает что-то последнее или же группу людей, но в том смысле, что в каждом случае, в каждом поколении были люди, которые представляли собой связующее звено в этой избранной линии. Еще со дней Авраама уже был «остаток» (ср. с Рим.11:5).
Бог предупредил тех, кто вернулся из Вавилонского плена, что не будет уже «уцелевших», если они вновь окажутся неверными перед Ним (Езд.9:14; ср. с Втор.9:20). Поэтому, когда Иудеи отвергли Мессию и оказались неверными перед лицом завета, «Царство Божие» было взято от них как от народа и дано народу, могущему принести плоды (Матф. 21:43; ср. с 1Петр.2:9-10). Это означало, что они как нация утратили свое особенное положение пред Богом и что обетование, и преимущества завета передавались христианской церкви.
В Рим.9:27 Павел говорит, что «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется». Здесь он применяет термин «остаток» из Ис.10:22 к иудеям своих дней, которые как отдельные лица приняли Христа как Мессию. Но право на этот титул «остаток» они получили уже не как иудеи, а как члены христианской церкви.
В Рим.11:5 он говорит об этих христианах-иудеях как об «остатке».
В 9 и 11 главах Павел представляет христианскую церковь как наследницу обетований и преимуществ вечного завета. Таким образом «остаток» — это Божественная организация, хранитель Его намерений на земле и Его избранное орудие для возвещения Евангелия во спасение всех людей.
Спустя несколько столетий после смерти Христа церковь снова пережила великое папское отступление. В течение 1260 лет папская власть в большей или меньшей мере преследовала рассеянный народ Божий, Его истинных последователей на земле. Через Реформацию в 16 столетии Бог еще раз сделал попытку вывести «остаток» того времени из Вавилона. Различные протестантские течения были небесными убежищами истины для возвещения Евангельской вести. Но течение за течением удовлетворялось полученным частичным светом истины и не делало больше никаких шагов вперед в расширении познания Слова Божьего. И при каждом отказе продвижения вперед Бог поднимал новое течение, которое становилось Его избранным сосудом в дальнейшем продвижении истины.
Наконец когда окончились 1260 лет папского владычества и настало «последнее время», когда должна быть возвещена миру последняя небесная весть (Откр.14:6-12; Дан.7:25; 11:35), Бог воздвиг другой «остаток», определенный в Откр.12:17. (ср. с Откр.14:12).
Этот «остаток» является продолжением никогда не прекращающейся линии Божьего избранного народа, который в течение всей истории переносил на себе безумную ярость дракона, страшные преследования и заблуждения в течение «времени, времен и пол времени» или же 1260 дней. И этот последний Божий «остаток» вполне заслуженно может считаться вестником или глашатаем Его последней вести благодати миру (Откр.12:14; 14:6-12).
С самого начала Адвентисты Седьмого Дня смело и мужественно возвещали трехангельскую весть из Откр.14:6-12, как последнее Божие воззвание к грешникам принять Христа, и они со всей скромностью верят в то, что их движение является движением вышеупомянутого «остатка». Ни одно другое религиозное движение не возвещает полноты этой вести, и никто другой не отличается характерными чертами, изложенными в Откр.12:17. Следовательно, никто другой не имеет обоснованного права считать себя «остатком» из 17 стиха.
Тем не менее, адвентисты никогда не считают себя единственными детьми Божьими, имеющими право быть на небе. Они убеждены, что все, кто служит Богу со всей искренностью, т. е. в рамках полноты воли Божией, открытой им и понимаемой ими, также являются членами последнего «остатка» упомянутого в Откр. 12:17.
Адвентисты убеждены, что на них возложена задача и великое преимущество представить заключительные истины Божии такими понятными и убедительными, чтобы привлечь всех детей Божьих в одно целое, предсказанное пророчеством общество, приготовляющее себя для наступления дня Господня.
Вестница Божья пишет: «Имя Адвентисты Седьмого Дня является упреком протестантскому миру. Отсюда начинается разграничивающая линия между поклоняющимися Богу и теми, кто поклоняется зверю. И это потому, что святые соблюдают десять заповедей, с чем именно дракон ведет борьбу. Если бы они опустили это знамя и изменили этой характерной особенности своей веры, тогда дракон был бы спокоен, но они постоянно возбуждают его ярость тем, что осмеливаются высоко держать это знамя и бросить вызов протестантскому миру, который поклоняется постановлениям папства» (Свид. 223 стр).
«И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее…» В недалеком будущем мы увидим эти слова исполняющимися, когда протестантские церкви соединятся с папской властью против соблюдающих заповеди. Тот же дух, который руководил папистами в прошлые века, побудит их и протестантов поступать так же и с теми, кто будет оставаться верным Богу.
«Сохраняющими заповеди»: это специальная характеристика «остатка» говорит о том, что заповеди Божьи будут особенным образом оспариваться в этой борьбе между драконом и церковью (см. Откр. 14:12).
«Свидетельство Иисуса Христа»: на греческом языке это выражение может быть понято как «свидетельство», какое несли христиане об Иисусе, или же как «свидетельство», взятое впервые от Иисуса и открытое Его церкви через пророков. Откр.1:2; ср. с Откр. 19:10 подтверждает второе предположение. Там «свидетельство» определено как «Дух пророчества» и говорит о том, что Иисус свидетельствовал церкви через пророчества.
Тесная взаимосвязь между «свидетельством Иисуса и пророчеством», особенно между Откр.19:10 и 22:9. В Откр.19:10 ангел представляет себя «сослужителем тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса», и в Откр.22:9 «как сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам».
Таким образом при логическом сопоставлении этих двух выражений ангела следует, что эти места параллельны. Те, кто имеет свидетельство Иисуса, представлены как пророки. Следовательно, нести весть об Иисусе людям — это характерная отличительная черта в работе пророка (Откр.1:1).
Адвентисты Седьмого Дня так объясняют и верят, что «остаток» характеризуется проявлением дара пророчества в их среде. «Свидетельство Иисуса Христа», как они верят, есть свидетельство Иисуса в их среде через пророческий дар.
Теперь конкретно по последним фрагментам вопроса:
Вопрос: «Кто такие прочие от семени жены в Откр.12?»
Ответ: Это движение, именующее себя АСД.
Вопрос: «Чем жена отличается от прочих от своего семени?»
Ответ: Да тем же, чем жена (Израильская церковь) от остатка, о котором сказано в 3 книге Царств? Я цитирую:
«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18).
Так чем конкретно отличается жена от прочих от семени? Она лобызает Ваала, а остаток – нет.
Вопрос: «Они прочие в смысле, что кроме Иисуса?»
Ответ: Нет, они прочие, что они с Иисусом и имеют Его свидетельство.
Вопрос: «Где находится жена в тот момент, когда дракон ополчается против прочих от ее семени?»
Ответ: Раскатывается на звере багряном с чашей в руках. Вот текст:
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным (Откр. 17:3-5).
С уважением, пастор Александр Серков