Охота исторически совершалась по двум причинам: добыча пропитания и спорт / развлечение. Большинство охотников древности так себе добывали пищу, а вот элита часто охотилась для оттачивания воинских умений и ради острых ощущений (хотя войны эти ощущения приносили в избытке, и охота скорее была подготовкой к неизбежной войне).
Вот как об охоте как военных учениях пишет флорентийский политик 15-16 веков Никколо Макиавелли:
«Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время предаваться им еще больше, чем в военное. Заключаются же они, во-первых, в делах, во-вторых — в размышлениях. Что касается дел, то государю следует не только следить за порядком и учениями в войске, но и самому почаще выезжать на охоту, чтобы закалить тело и одновременно изучить местность, а именно: где и какие есть возвышенности, куда выходят долины, насколько простираются равнины, каковы особенности рек и болот. Такое изучение вдвойне полезно. Прежде всего благодаря ему лучше узнаешь собственную страну и можешь вернее определить способы ее защиты; кроме того, зная в подробностях устройство одной местности, легко понимаешь особенности другой, попадая туда впервые, ибо склоны, долины, равнины, болота и реки, предположим, в Тоскане имеют определенное сходство с тем, что мы видим в других краях, отчего тот, кто изучил одну местность, быстро осваивается и во всех прочих. Если государь не выработал в себе этих навыков, то он лишен первого качества военачальника, ибо именно они позволяют сохранять преимущество, определяя местоположение неприятеля, располагаясь лагерем, идя на сближение с противником, вступая в бой и осаждая крепости».
В Библии охотниками (звероловами) были Нимрод (Быт.10:9) и Исав (Быт.25:27). Изначально Бог велел людям возделывать землю. Лишенный Богом права возделывать землю, Каин строит город-убежище, и его потомки придумывают себе другие занятия: искусство, ремесла (в том числе обработку металлов), пастушество, воинское дело (Быт.4). Нимрод продолжает эту традицию, становясь (профессиональным) охотником.
Важнейшую роль дичь играет в истории престарелого патриарха Исаака, который решил дать благословение своему первенцу Исаву. Из его детей Писание упоминает двоих сыновей с таким комментарием: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка [жена Исаака] любила Иакова [их младшего сына]» (Быт.25:28).
От старости Исаак потерял зрение. Он велел Исаву поймать дичь и приготовить его любимое блюдо. Когда Исав ушел на охоту, подслушавшая их разговор Ревекка велела Иакову взять домашних животных, приготовить любимое кушанье отца и принести блюдо ему, выдав себя за Исава. Исаак смутился, что «Исав» так быстро поймал и приготовил дичь, но благословил сына, дав ему таким образом статус наследника и двойную долю имущества (Втор.21:17).
Что израильтяне могли добывать дичь наряду с выращиванием одомашненных животных, видно из такой цитаты: «Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: [ритуально] нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя» (Втор.12:15).
Лев.11 содержит список диких животных, мясо которых Господь дал в пищу человеку. И Втор.12:15 указывает лишь, что мясо диких животных не может использоваться в ритуалах, а вот быть источником пищи может вполне. Сюда же относится ловля птиц (Прит.1:17, Еккл.9:12). Есть яйца диких птиц Закон разрешает, лишь предписывая отпустить сидящую на яйцах самку, чтобы не сократить популяцию съедобных видов птиц (Втор.22:6-7). А вот птицы — голуби и горлицы — были частью жертвоприношений бедняков. Библия не упоминает птицеферм, поэтому возможно, что бедняки ловили сами диких птиц или покупали их у ловцов за небольшую сумму (Матф.10:29), чтобы подготовиться к участию в ритуале.
Иеремия нейтрально упоминает охотников наряду с рыбаками (Иер.16:16). А коль между этими видами ловли особой разницы нет (ведь рыба, как птица и животное — равно Божьи создания), то стоит упомянуть, что важнейшие ученики Иисуса, ранее окончившие школу священнического сына Иоанна Крестителя, были по происхождению рыбаками. И Иисус Свое призвание одному из них (Симону Кифе-Петру) выражает так: «отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10). Когда наступал кризис (Креститель взят под стражу; Иисус умер на кресте и похоронен), эти ученики возвращались к своему привычному ремеслу (Иоан.21:3). Когда воскресший Иисус явился ученикам, Он несколько рыбок испек для них на углях (Иоан.21:9-13) и ел печеную рыбу у них на глазах (Лук.24:42-43). Также Он в течение десятков лет ел мясо во время праздничных пиров (Лук.7:36, 11:37, 19:2, Иоан.2:2).
Иисус очень четко выстроил Божьи приоритеты в вопросе убийств человеком животных для жертв и пропитания: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Матф.10:29-31).
Одно из чудес Иисуса состояло в том, что ученики поймали много рыбы днем (Лук.5), когда в Геннисаретском озере рыба видела сеть и не ловилась, а другое — в способности накормить более 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбками (Матф.14:17-21).
Бог предстает в образе охотника-рыболова в книге Иезекииля:
«Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». Но Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным» (Иез.29:3-5).
Детально способы охоты на водных чудовищ Господь описывает в Своем обращении к Иову:
Иов.40:19 Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Иов.41:18 Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
19 Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
20 Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
21 Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Запрещенных в пищу лисиц истребляли как вредителей виноградников (Суд.15:4, Песн.2:15).
Охоту на серн упоминает Исаия (Ис.13:14, 51:20).
Дичь была постоянной частью меню придворных пиров Соломона (3Цар.4:23), что свидетельствует о развитой практике охоты.
Никакой специальной критики и запретов на эти виды добычи пищи Библия не содержит.
А вот охота как развлечение и развитие кровожадности противоречит всему духу Писания. Как печальный итог Всемирного потопа звери, птицы и рыбы обречены бояться людей (Быт.9:2). Праведник призван заботиться о скоте (Прит.12:10), который использует в пищу. И есть все основания тот же принцип применять и к диким животным: не убивать их ради удовольствия, без достаточной необходимости. В конце времен Господь намерен «погубить губивших землю» (Откр.11:18).
Об этом говорят, например, Основы социального учения Адвентистской церкви в Евро-Азиатском дивизионе: «Церковь не осуждает природопользование, но призывает сделать его как можно более щадящим. Например, охота с целью пропитания в ряде регионов России оправданна, но охота ради развлечения недопустима» (с. 68).
Как можно подытожить эту тему:
1) В результате грехопадения природные ресурсы истощились. Отныне сельское хозяйство часто приносит «терние и волчцы» (Быт.3:18), т.е. сорняки, а не полезные растения. Поэтому понятно, почему после Всемирного потопа, который надолго стер с земли всю зелень, ранее составлявшую основу меню человека (Быт.1:29-30), Господь дал в пищу также и мясо (Быт.9:3) — уточним, чистых (разрешенных) животных (Быт.7:8, 8:20, Лев.11). Ученые утверждают, что все животные, теперь являющиеся домашними, когда-то жили на воле, но затем были пойманы и приручены (одомашнены). Если это так, то любому (животному, птичьему, рыбьему) мясу в нашем меню мы в первую очередь обязаны древним звероловам.
Кстати, Каин (будущий убийца брата) возделывал землю, а Авель (жертва агрессии Каина) был пастухом овец. Ел ли Авель от своих овец мясо или хотя бы молочные продукты? Есть мнение, якобы он был веганом, а выращивал овец исключительно для жертвоприношений. Апостол Павел с такой идеей не согласен: «Кто, пася стадо, не ест молока от стада[?]» (1Кор.9:7).
Вызывает вопросы и Авелево жертвоприношение: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука [т. е. жира] их» (Быт.4:4). Варианты перевода: «Abel, on his part also brought of the firstlings of his flock and of their fat portions» (New American Standard Bible) — т. е. от их жирных частей. «Авель, він також приніс від своїх перворідних з отари та від їхнього лою» (Огиенко). «Авель — жир ягнят из первого приплода» (Российское библейское общество 2015). «Та й Авель приніс жертву — з первістків свого дрібного скоту, і то з найгладкіших» (Хоменко).
Если он принес в жертву лучших (т. е. самых жирных) животных, куда он дел остальных? А вот веганская жертва Каина Бога как раз не устроила.
История Каина и Авеля показывает, что не всякий земледелец (и возможно, веган) является кротким человеком, и не всякий животновод обязательно по духу агрессивный живодер.
Когда адвентисты призывают к лакто-ово-вегетарианству (диете без мяса, но с молочными продуктами и яйцами), они в 99% случаев обращаются к медицинским аргументам («пожалейте свои сосуды»), а не к милосердию к животным. Тем более что на современных фабриках и фермах животных убивают нередко куда быстрее и менее болезненно для них, чем сельская бабушка, сослепу не всегда с одного раза режущая тупым ножом шеи свои курам.
2) Все без исключения люди, в том числе адвентисты, постоянно занимаются «негативной» («пассивной») охотой — отгоняют и/или убивают живых организмов, которые угрожают нашим телам и посевам. Мы убиваем миллионы микробов антибиотиками и моющими средствами, опрыскиваем грядки пестицидами, ставим москитные сетки на окна, заряжаем мышеловки и капканы на хищников покрупнее. Любой крестьянин, к чьим курам повадится ласка или хорек, убьет их любым доступным ему способом. Поэтому мы всегда «охотимся» на тех животных, которые не подчинились заповеди «трепетать перед людьми» и отваживаются вредить нам или пище, которую мы выращиваем для себя.
Например, с распадом СССР колхозные хозяйства пришли в упадок. Многие поля перестали засевать, посадки заросли кустарником, а затем и молодым лесом. Не замедлили размножиться и хищные звери. Логично, что приглашают охотников, чтобы они держали под контролем популяции волков, лисиц, кабанов и медведей. А ведь зверьки поменьше не менее опасны. И очень часто переносят опасные болезни. Это они только на коммерческих фотографиях такие милые. А за ними придут росомахи, рыси и другое зверье. Большинство пушистых грызунов на воле заразны, прожорливы и опасны для человека.
Так же обоснованны и медицинские эксперименты на животных. Вакцину испытывать на крысах, возможно, и не гуманно. Но как гуманнее? На детях? Чьих? Нацисты уже попробовали этот путь. Холокост до сих пор вызывает ужас у миллионов людей.
3) Наконец, охота как вид спорта (в том числе рыбалка как развлечение) не имеют никакого оправдания. Даже если пойманную рыбу потом отпускают. Но ей причинили боль просто затем, чтобы повеселиться, затем вырывают из ее губы глубоко загнанный крючок и отпускают в водоем, чтобы потом снова охотиться на нее. Сюда относятся как испанская коррида, так и петушиные и собачьи бои с тотализатором, законодательно запрещенные в ряде стран.
А вот пример издевательств над животными ради грубой потехи из школьной программы моей юности:
«На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал ее, потом тихонько до нее дотрогивался, колол себе лапы, осердясь толкал ее сильнее, и сильнее становилась боль. Он входил в совершенное бешенство, с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божию» (Александр Пушкин, «Дубровский», 1841).
Насколько мне известно, сейчас нигде в мире военные учения не проходят в виде охоты на животных. Огнестрельное оружие достигло такого совершенства, что никакое животное не может от него укрыться.
Итак, чтобы не участвовать в актах насилия над животными, надо стать веганом. Т.е. не употреблять ничего отобранного у животных: молочных продуктов, мяса, меда, яиц. А также не носить натуральной шерсти, меха, шелка, кожи (из нее делают носкую и «дышащую» обувь и куртки, реже брюки), пуховики с натуральным пухом (и не покупать набитые им подушки). Даже простая меховая оторочка на капюшоне симпатичной курточки отобрала чью-то жизнь.
Является ли ношение кожаной куртки грехом для христиан? Я сомневаюсь в этом, хотя бы потому что впервые животное лишил жизни Сам Бог и его кожей одел первых людей (Быт.3:21).
И в любом случае вы всегда выживаете, только потому что успешно ведете круглосуточную борьбу с миллионами микробов, насекомых, а в перспективе птиц, животных и пресмыкающихся.
Максим Балаклицкий
Иллюстрация: часть гипсового рельефа в Северном дворце в Ниневии (ныне Ирак), одной из столиц Древней Ассирии, изображающего охоту царя Ашшурбанапала на львов. Предположительно 645-635 гг. до н.э. Британский музей.