Вопрос: Датировка книги Судей
Еврейская традиция считает автором книг Судей и 1 Царств Самуила
Автор книги Судей который подводит читателя к мысли, что-де главной бедой тогдашнего Израиля был не провал миссии колена Левия, а отсутствие царя (Суд.17:6, 18:1, 19:1, 21:25). Хотя Самуилу приходится признать, что формальной причиной к избранию царя явилось как раз коррумпированность Силомского Святилища и сыновей самого Самуила.
Мой вопрос касается такого фрагмента:
Судьи 18
27 А [сыны Дановы] взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем. 28 Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. [Город сей] находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили [снова] город и поселились в нем, 29 и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя города тому было: Лаис. 30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения [жителей той] земли; 31 и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме.
Получается, что на момент сооружения Иеровоамом, сыном Наватовым, царских святилищ в Дане и Вефиле как минимум в Дане уже было святилище? Другое дело, что это было святилище племенного масштаба с серебряным идолом. Но там служили левиты.
Иеровоам превращает святилище Данитов в царскую святыню с золотым быком.
3-я Царств 12
28 И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. 29 И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. 30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан.
31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. 32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил,
Похоже, что и Миха, и Иеровоам следовали традиции Аарона, который изобразил не Ваала или еще какое-то божество, а именно Бога Авраама? Если Иеровоам повысил уровень уже существовавшего в Дане святилища, зачем он назначил посторонних священников?
2-я Паралипоменон 11
13 И священники и левиты, какие [были] по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов,
14 ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня 15 и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.
Зачем Иеровоам отставил левитов от священства? Где в Израиле левиты совершали священство, если Храм был в Иудее? Левиты мешали ему делать то, что он хотел? Я не вижу такой их оппозиции, судя по истории со святилищем в доме Михи. Там левит охотно нанимается за деньги и становится старшим среди сыновей Михи, которых тот сделал священниками.
Всё это сопутствующие вопросы, а главный таков:
Когда написана книга Судей, если ее автор знает об изгнании колена Данова в ассирийский плен?
Суд.18:30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения [жителей той] земли;
И связанный с этим:
Как совместить Суд.18:30 с 2Пар.11:13-15? Так в Данском святилище служили со времени Судей до ассирийского изгнания левиты? Или их потом Иеровоам отстранил, а поставил священниками посторонних?
И еще один:
Быт.28:16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
Я не помню, чтобы места жертвенников патриархи называли домами Божьими. Иаков хочет сделать в Вефиле постоянное святилище?
И если это так, выходит, что Иеровоам взял уже действовавшие постоянные и уважаемые святилища и превратил их в царские святыни государственного значения?
Ответ: В интернете мы, конечно, можем найти высказывания в отношении авторства книги Судей, но это высказывания таких же людей, как и мы. Здесь надо сопоставить все, описанное в этой книге, чтобы вырисовалось, Самуил ли автор этой книги или нет. Ряд вопросов, поставленных вопросодателем, как раз и наталкивают на ту мысль, что авторство написавшего эту книгу не может вписаться в период жизни Самуила.
Честно говоря, нам неизвестно, кто написал книгу Судей. Согласно древней еврейской традиции, она действительно была написана Самуилом (см. Вавилонский Талмуд, Баба Батра 14b, 15а). Но это – очевидная и весьма натянутая гипотеза, и хотя она соответствует многим фактам, другие факторы препятствуют этому мнению.
Внутренние доказательства указывают на возможные временные рамки, между которыми книга Судей могла быть написана. Заявление: «В те дни не было царя в Израиле» (глава 17: 6), указывает, что книга была написана после учреждения монархии при Сауле. С другой стороны, есть доказательства того, что она, должно быть, была написана до царствования Давида или, по крайней мере, на раннем этапе его правления. В главе 1:21 отмечается, что Иевусеев не изгнали из Иерусалима, а жили они там с сынами Вениамина «до сего дня». История Библии указывает, что Иевусеи остались в Иерусалиме или, по крайней мере, цитадель Сион, до времени захвата города Давидом после завершения его семилетнего царствования в Хевроне (2 Цар. 5: 6-9). Поэтому книга Судей, возможно, была написана в течение первых семи лет правления Давида до его захвата Иерусалима.
В отношении Вефиля вопрос стоит: «Я не помню, чтобы места жертвенников патриархи называли домами Божьими. Иаков хочет сделать в Вефиле постоянное святилище? И если это так, выходит, что Иеровоам взял уже действовавшие постоянные и уважаемые святилища и превратил их в царские святыни государственного значения?»
Называя место присутствие Бога «домом Божьим», мне кажется, Иаков ничего не хочет предпринимать в отношении постройки святилища. Он просто назвал то место «домом Божьим» или местом, где обитает Бог. И все тут.
Пастор Александр Серков