Вопрос: В чем вина Аарона у вод Меривы?
1 И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там. 2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; 3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! 4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? 5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? 6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. 7 И сказал Господь Моисею, говоря: 8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. 9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. 10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? 11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. 12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. 13 Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою. 14 И послал Моисей из Кадеса послов к Царю Едомскому [сказать]: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас; 15 отцы наши перешли в Египет, и мы жили в Египте много времени, и худо поступали Египтяне с нами и отцами нашими; 16 и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего; 17 позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих. 18 Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя. 19 И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит. 20 Но он сказал: не проходи. И выступил против него Едом с многочисленным народом и с сильною рукою.
21 Итак не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы, и Израиль пошел в сторону от него. 22 И отправились сыны Израилевы из Кадеса, и пришло все общество к горе Ор. 23 И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря: 24 пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы; 25 и возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор. 26 и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там. 27 И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества, 28 и снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы. 29 И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.
Моисей в нарушение Божьих слов присвоил себе и Аарону способность вывести воду из скалы, резко выговорил израильтянам и ударил посохом по скале, хотя должен быть только велеть ей.
А что не так сделал Аарон? В чем его неверие выразилось, что он не явил Божью святость?
Как случилось, что в одной и той же ситуации Моисей с Аароном не явили Божью святость, а Господь явил святость Свою?
Почему Аарону сошло с рук и сооружение золотого тельца (хотя Моисей и упомянет во Втор.9:20, что Господь хотел и Аарона поразить, но Моисей молился за него), и бунт против Моисея (Чис.12), а здесь — смертный приговор?
Ответ: Да, после длинного текста, повествующего подробно события связанные с проблемой питьевой воды и приговором двум руководителям, стоят конкретные вопросы. Я их вновь процитирую и размыслим.
Вопрос №1 А что не так сделал Аарон? В чем его неверие выразилось, что он не явил Божью святость?
Ответ к вопросу №1: Текст и так был весьма длинным, а что было бы, если бы было описано все в мельчайших деталях? А если учесть, что Бог знает не только совершенные действия, но и мысли и побуждения сердца? Хотя совершал все Моисей, но во главе всего этого стояли два руководителя израильского народа. Нам не стоит теперь, я думаю, вдаваться в детали и выискивать то, чего в тексте нет. Раз Бог констатировал, что Моисей и Аарон привлекли внимание к себе, вместо того, чтобы положиться на Бога, значит это аксиома. Милость Божья в том, что Он на непослушание ответил обилием воды, а мог бы выставить руководителей перед всем народом и постыдить их и не дать воды. И умерли эти два руководителя не как бунтари, земля не расселась под их ногами, не упал огонь с неба, и ангел мечом не поразил их. Они с почетом умерли. Аарону была дана возможность увидеть, что его дело продолжит его сын; Моисей же такой возможности не получил.
Рассматриваемое с точки зрения проявления Божественного Правосудия, осуждение на смерть старца Моисея и Аарона может быть рассматриваемо в то же время и с точки зрения Божественного милосердия: событие при Мериве показало, что влияние смертного начала – плоти стало уже брать в Моисее перевес над его несокрушимым прежде духом. Дальнейшее пребывание устаревшего вождя с молодым, полным сил и необузданной энергии, израильским народом могло бы оказаться и не по силам для законодателя, и не в прежней мере благотворным для народа. То же нужно сказать и об Аароне. Старец и прежде не отличался особой твердостью духа (Исх. 32); в преклонных же годах и без нравственной поддержки брата Моисея, он мог оказаться совершенно слабым и беспомощным на своем великом и ответственном посту. А ведь умер Аарон в возрасте 123 лет (Числ. 38:39).
Вопрос №2: Как случилось, что в одной и той же ситуации Моисей с Аароном не явили Божью святость, а Господь явил святость Свою?
Ответ на вопрос №2: На то Он и есть Бог. Бог явил Свою святость в милости и к возмутившемуся народу, и к их руководителям. Он дал восставшему народу и непокорным руководителям обилие воды, в этом Его святость, смешанная с милостью.
Вопрос №3: Почему Аарону сошло с рук и сооружение золотого тельца (хотя Моисей и упомянет во Втор.9:20, что Господь хотел и Аарона поразить, но Моисей молился за него), и бунт против Моисея (Чис.12), а здесь — смертный приговор?
Ответ на вопрос №3: Аарону сошло с рук сооружение золотого тельца, потому что у него был хороший адвокат – его брат. А здесь и брат оказался в одной упряжке с подельником. А смертный приговор такой всем бы нам: доживи до 123 лет, при том руководи, ну, например, дивизионом или Генеральной конференцией, и потом сними свои полномочия в 123 года жизни и возложи их на своего сына, его при твоей жизни изберут вместо тебя президентом Ген. Конференции, и тогда ты спокойно умри. Это ли смертный приговор? Смертный приговор – это приговор к смерти второй. Бог и здесь проявил милость, Он не лишил ни одного, ни другого руководителя жизни вечной. Идите старички и отдыхайте до Моего явления, это благословение, а не смертный приговор. Во всяком случае, мне так видится.
Пастор Александр Серков
Комментарии (2):
Юрий
| Ссылка на комментарий
Интересно слушать чиита высказывания и мнения… но есть еще интересная версия, которая объясняет, почему Аарон тоже был наказан.
Юрий
| Ссылка на комментарий
Моше и Аарон были почти всегда вместе, и случай возле скалы не исключение. Когда Моше совершал действие, его брат Аарон был рядом, при этом он непопытался предотвратить действие Моше. По сути он бездействовал, что так же является грехом… По этому находясь в какой либо ситуации, и видя что кторо грешит или намеревается согрешить, мы обязаны реагировать, желательно правильно. В противном случае, проявив безразличие, хотим мы того или нет, мы становимся соучастником греха. Соответственно по этому Аарон, согрешив не меньше Моше, понес тоже самое наказание. (Из точки зрения Иудаизма)