Вопрос пастору: Как истолковать символ «гора» из 17 гл. Откровение?
Марина задает вопрос пастору Александру Серкову.
Прочитала вашу книгу по 17 главе Откровения. В восторге от идентификации зверя из 17 гл (=сатана =дракон), от подтверждения описания сатаны по текстам Иез и Ис. Много впечатлений, но и вопросов очень много. Можно, я задам основные – они вокруг описания гор, царей и рогов.
1) Имеет ли образ горы только положительное значение как место обитания Бога? Тексты Библии —
Пс 67:17 два вида гор
Ис 2:2 + Мих 4:1 — есть и другие горы и холмы и они не от Бога, видимо они ставили себя выше Бога и Бог ставит их на их место, кроме гор есть и холмы, они, видимо, ниже по значению гор. (гора = царство, империя, холм = отдельное государство, город)
Иер 3:23 горы с противлением Богу
Иер 30:18 город на холме, те холм = город
Иер 51:25 гора губительная, разоряющая всю землю, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою
Ис 2:12-14 горы, холмы =// гордые нации, гос-ва
Ис 41:15 горы и холмы =// гордость
Лк 3:5 + Ис 40:4 всякая гора и холм да понизятся
Ис 65:7 горы + холмы =// блуд
Иер 50:6 + Иез 34:6 + Мих 6:1 Да, горы блудные в Израиле, но они отделены от понятия гора Сион
Пс 71:1-3 гора Сион приносит мир или блудные горы можно обратить
Наум 1:5 горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней
Всегда люди твердо верили что Бог обитает на горах, которые подняты от земли к небу, поэтому и жертвенники и богослужения устраивались на горах и возвышенных местах Евр12.22 и истинному Богу, и идолам.
Горой в Св Писании часто называется место обитания народа, колена:
гора Сеир, гористая местность на юго-запад от Мертвого моря, место обитания потомков Исава;
гора Неффалимова ИНав 20:7 на северо-запад от озера Мером, удел Неффалимов;
гора Ефремова ИНав 20:7 + 21:21 на запад от среднего течения Иордана, удел Ефремов;
гора Иудина ИНав 11:21; 20:7; 21:11 на запад от Мертвого моря — удел Иудина;
гора Израилева ИНав 11:16,21 вся земля на запад от Иордана;
гора Аморрейская Вт 1:20 означает всю обетованную землю.
Выводы. Гора, холм = система организации народов, или физическая (государство, город), или духовная (по принципам Бога или сатаны). Гора более крупная организация, система, чем холм. Гора в единственном числе = гора Божья, часто горы во множ числе = горы отступнические.
Гор на звере не одна, много, значит они не олицетворяют жилище Бога. Значит зверь носит на себе свои произведения, своих поклонников, созданные им системы, исторические сообщества.
Гора в Св Писании символ высоты, силы, величия. А на них может обитать или величие Божье, или гордость человеческая, сатанинская.
При таких выводах сразу полностью рушится все толкование голов зверя. Чтобы на звере была гора Божья, утверждать так нельзя (конец этой части вопроса).
(Ниже следует продолжение вопроса, я пока остальное оставлю на рассмотрение в другой раз, чтобы не нагромождать ответ и не создать еще одну «гору»).
Ответ: Мир Вам, Марина. Так как вопросов у Вас много в данном письме, а тема серьезная, я буду брать для ответа по одному вопросу и отвечать на него. Вы не против?
Ответ на первую часть вопроса:
Вы пишите: «Имеет ли образ горы только положительное значение как место обитания Бога?» И приводите ряд текстов, в которых есть слово «гора, горы, холмы». Скажу Вам сразу: в каждом тексте Писания надо видеть его полный контекст, о чем в нем идет речь. Естественно, горы в Писании могут иметь два значения: что-то возвышенное, Божественное, Богом одобренное, то место (те дела), на которые Бог может положить печать Своего одобрения или (образно говоря) место Божьего присутствия. Это одно значение. Дьявол старается подражать Богу, и свое место присутствия тоже хочет «нарисовать в своем воображении» на какой-то возвышенности. Он вообще мечтал стать равным Богу и престол свой поставить выше престола Божьего. Мы читаем:
А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис. 14:13).
Но это он так мечтал, и жертвенники идолам поэтому тоже ставили на возвышенных местах. Есть и третье упоминание в Писании о горах, это обычные горы безо всякого символа. Теперь давайте разберем те тексты, которые Вы приводите:
Вы пишите:
Пс. 67:17 два вида гор
Давайте посмотрим, что автор этого Псалма хотел раскрыть этим текстом. Возьмем весь контекст:
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога (Пс.67:16-19).
В этих стихах говорится об избрании Богом из всех гор гору Сион (то же, что Ермон), чтобы обитать на ней вечно. «Горой высокой» в земле Васанской назван тут Ермонский горный кряж, находящийся на несколько километров севернее древнего Васана.
В стихах 18-19 образ торжественного шествия Бога в город на Сионе — в сопровождении ангельского воинства (небесных воинов — тысячи тысяч и тьмы; последнее означает неопределенное множество); «колесницы» — образ силы. И вот, окруженный ангелами, Господь «восходит» в Иерусалимское святилище.
Вероятно, подразумевается завоевание Иерусалима Давидом (2Цар. 5:6-8) или внесение в город этим еврейским царем ковчега завета (2Цар. 6). Торжественное событие, которое имеется тут в виду, представлено в образе некоей великой победы, или «восшествия победителя на высоту» с пленниками и получения от них военной добычи в пользу сторонников победителя.
На Пс. 67:19 ссылается апостол Павел в послании Ефесянам 4:8. Представляется, однако, что у Павла это не столько цитата, сколько использование современной ему интерпретации этого места в Таргуме. Вот как оно звучит там: «Ты восшел на небо, о, пророк Моисей! Ты пленил пленных, и ты научил их словам закона; ты дал (а не «принял», как в ветхозаветном тексте) дары людям». В этой интерпретации Моисей рассматривается как представитель Бога, а за ним и сам Бог. Внимание Павла оно привлекло потому, по-видимому, что в нем содержится мысль о раздаче Богом даров тем, кто Ему повинуется. Апостол применил этот образ к Христовой победе над силами зла и могилы и к раздаче Христом духовных даров (Еф. 4:11) верующим в Него. Проводя эту аналогию, апостол Павел хотел подчеркнуть величие духовной победы верующих во Христа.
Да, в образе Пс.67:17 упоминаются две разновидности гор: временные горы, как пародия на гору Божью, где Его вечное обитание.
Далее Вы приводите текст и объясняете его. Цитирую:
Ис 2:2 + Мих 4:1 — есть и другие горы и холмы и они не от Бога, видимо они ставили себя выше Бога и Бог ставит их на их место, кроме гор есть и холмы, они, видимо, ниже по значению гор. (гора = царство, империя, холм = отдельное государство, город)
Цитирую эти тексты:
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (Ис.2:2).
1 И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы (Мих.4:1).
В этой речи, вслед за провозглашением обвинения в адрес народа (с обвинения в грехах и отступничестве обычно начинались речи пророков), Исаия переходит к изложению учения, которое в значительной мере определит характер его последующих пророчеств. Наступит время, провозглашает Исаия вслед за предсказанием суда, когда Иерусалим вновь займет в мире ведущее положение (сравните Мих. 4:1-3, звучащее почти идентично с Ис. 2:1-4). Будущее это его торжество было, однако, в глазах Исаии чем-то гораздо большим, чем военное или политическое могущество. Он прозревал некую вселенскую миссию Иерусалима как места, в котором Божия правда для всей земли восторжествует окончательно.
Да, если имя «Петр», например, имеет значение «камень», то Христос – скала, нечто целое от оторванного от скалы камня. Так и здесь, человеческие административные деления могут тоже быть и горой и чаще всего холмами, а Божье правление – во главе гор и холмов.
Вами приведенный стих:
23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! (Иер.3:23).
Да, холмы и горы – их множество, но гора Господня – одна.
Вами приведенный стих:
Иер30.18 город на холме, те холм = город
Цитирую весь стих:
18 так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему.
И так далее, все стихи, которые Вы привели о горах и холмах, они – либо буквальные горы и холмы, либо означают какие-то города, царства. Но что значат для символа 17 главы такие стихи о том, что «город опять будет построен на холме своем? В общем-то дома и города старались строить на холмах, чтобы их не подтопило во время сильного дождя.
Давайте теперь рассмотрим то, что я написал в комментарии на 17 главу Откровение.
Вот тексты, которые я приводил в своем комментарии:
«Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей» (Пс.14:1)?
«Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? — всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею» (Ис.57:13).
«Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7).
«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис.65:25).
- «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан.2:34).
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис.2:2).
Видите, здесь не просто описание какого-то холма или горы, каждый текст несет какой-то символизм Божьего обитания: «обитание на святой горе Твоей»; «будет владеть святой горой Моей»; «не будут причинять зла и вреда на всей горе Моей»; «камень оторвался от горы без содействия рук»; «в последний день гора дома Господня».
Недаром Бог назван Богом Всевышним. Народ Свой Бог призывает к горнему (к чему-то возвышенному) (Ос.11:7). Апостол Павел призывает размышлять о горнем, а не о земном (см. Кол.3:2). Ну, ясно же, что не просто к холмам призывает их Господь и Павел, и не к возвышенностям, где строили язычники капища, а простой народ строил свои дома; и не к городам призывает их Господь, и не к государствам, хотя те тоже обозначены холмами и горами. В пророчествах надо уловить основную концепцию того, что замыслил в ней Бог через автора этого пророчества. В пророчестве 17 главы под горой имеется нечто Божественное, дух небесного царства. А что олицетворяет низкое? Какая ассоциация у вас сразу же возникает при таких выражениях, как: «низко падший»; «падшая женщина или мужчина»; «низкие животные страсти»; «как ты мог докатиться до такой низости»? Божественное — это возвышенное: на высоте, на горе; а остальное все без Бога где-то на низком моральном уровне. И поэтому мы читаем такое воззвание: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка» (Исх.15:17)!
Красивый резюмирующий вывод Вы сделали на основании приведенных Вами текстов Писания о головах и холмах. Я привожу его:
«При таких выводах сразу полностью рушится все толкование голов зверя. Чтобы на звере была гора Божья, утверждать так нельзя»
Однако, заметьте, Иоанну не был показан ни мультипликационный фильм, ни исторический ролик. Он увидел образ, который запечатлелся в его памяти; а потом он получил расшифровку того, что он увидел, и он записал. Он увидел зверя одновременно со всеми его атрибутами: все головы, все рога, и всадницу. Но по истории он не был всегда семиглавым, он был с одной головой, и эти головы сменялись одна за другой. Вот именно, что на звере не было и не могла быть горы Божьей, так никто и не утверждает. Как семь голов поэтапно менялись одна за другой, так и в значении самой головы происходила ротация: народ от состояния с Богом падал. И вот зверь запечатлен в момент падшего состояния церкви, она сидит на звере (это еще одна дополнительная расширенная расшифровка состояния церкви). Так что, на звере изображена не гора Божья (церковь в состоянии с Богом), а церковь в состоянии падения. Вот так утверждать мы можем.
Итак, гора из 17 главы Откровение – это, во-первых, образная гора, как место пребывания Бога; во-вторых — высота духовной моральной жизни, жизнь с Богом, хождение с Богом; полное подчинение Богу, полная зависимость от Бога в плане спасения Его благодатью, оправдание верой. На этом пока закончу. Ждите ответы на остальные, поставленные Вами, вопросы.
С уважением, пастор Александр Серков.