Субботняя школа «Единство во Христе» с Владимиром Ярошем. Урок №8 «Единство веры»

На этой неделе мы будем рассматривать несколько отличительных доктрин Церкви АСД: Спасение во Христе, Второе пришествие, Служение Иисуса в небесном Святилище, Суббота, Смерть и воскресение.

Я пошел по пути конспективного раскрытия основных текстов доктрин, представленных в уроке. В конце темы  я приложил формулировку этих доктрин в последней редакции сессии ГК 2015 года.

Сухость изложения материала я попытался разбавить размышлениями над текстом Рим. 3:24,25 в теме за воскресенье. Когда увидел, сколько места это занимает и сколько еще текстов впереди, ограничился далее конспективной формой в помощь для самостоятельной подготовки учителей и любителей СШ.

Воскресенье. Спасение во Христе.

Имя Христа. Спасение, прощение грехов.

Деян. 4:8-12 — только именем Христа можно спастись

Деян.10:43 – «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в него получит прощение грехов именем Его» — Ин. 5:39 – Все Писания свидетельствуют о Христе, надежда на спасение и вечную жизнь только в Нем.

2 Кор. 5:19 – «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» — для того, чтобы наши преступления нам не были вменены Богом, нам следует идти путем Авраама: поверить Богу, чтобы быть наделенным от Него праведностью (Рим. 4:3; Гал. 3:6; Иак. 2:23); так, вместо наших преступлений нам вменяется праведность Христа. Слово примирения распространяется как на отношения каждой отдельной личности с Богом (восстановление разорванных с Ним отношений  как действие, противоположное тому, которое описано в Ис. 59:2), так и на отношение верующих во Христа друг с другом (Ин. 13:35; 1 Ин. 1:7; 3:11, 22; 4:7), а также на принятие нас иными обитателями вселенной (Еф. 2:19). Таким образом восстанавливается всеобщая гармония в отношениях.

Единство церкви и гармония отношений являются плодом примирения.

Рим. 3:24-25 – Здесь прослеживается несколько подтем: оправдание, даром по благодати, искупление, Бог предложил, умилостивление, через веру, для показания правды, прощение грехов. 24 текст показывает путь оправдания (даром, по благодати, искуплением во Христе Иисусе); 25 текст открывает нам Того, кто предложил человечеству этот путь – Бога, раскрывает причину – умилостивление и показание Его правды (имеет многогранное значение – праведность, правосудие, справедливость, оправдание) и как это происходит – Жертва и Кровь Христа, вера, прощение грехов. Как видим, инициатором нашего искупления и прощения есть исключительно Бог, Он сделал почти все для нашего спасения, почти – это значит, что что-то необходимо сделать нам, и эта необходимость – наша вера.

В этом тексте очень много интересного, над чем можно размышлять и размышлять. Например, «Бог предложил Христа в жертву умилостивления». Кому? Я понимаю тем, кто в этом нуждается, т.е. грешникам, не могущим ничего сделать для своего спасения, кроме как принять это предложение «через веру». Для чего же Бог это сделал? «для показания правды». Какой правды? Чьей правды? Напрашивается ответ как бы сам собой – Божьей правды. Ее, оказывается, нужно было показать. Кому? (в 1 Тим 3:16 Ангелам) Я думаю, в слове «ангелам» подразумевается «всем небожителям, всей вселенной». Когда-то Божий характер был оклеветан. Цель показания Своей правды или оправдания Своего характера – вернуть гармонию отношений со своим творением в любви и доверии. И для показания «этой Правды» был предложен Богом Его Сын в жертву умилостивления в Крови Его. Если Он этим показал правду Свою всей вселенной, значит и адресат предложения Сына в жертву – вселенная. Искупление затрагивает не только грешника, но и всех тех, кто оставался верным Богу во всей вселенной. Он устраняет почву в для сомнений в сердцах небожителей в отношении Своей любви. Они не задают вопросы, но Он на эти вопросы отвечает. Знает, что это очень важно для полного доверия. Он «доказывает Свою любовь» жертвой Своего возлюбленного Сына. (Рим.5:8)

А кого нужно было «умилостивить»? Бога? Человеку нечего предложить Богу, для того чтобы Он проявил к ним милость. Язычники приносили жертвы своим богам, чтобы их задобрить по отношению к себе. Приносили им своего рода взятки. Чтобы злой бог, стал добрее. Но истинный Бог не таков. Каким его пытался представить сатана. В этом как раз и цель показания правды Его. Бог предлагает жертву, а не запуганный человек. Он приходит к человеку и предлагает жертву умилостивления (одно из значений – покрытие грехов (см. Комментарий АСД на Рим. 3:25 «умилостивление»). Он предложил человеку единственный Путь,  Которым решается проблема грехов уже совершенных.

1 Ин. 2:2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

Оплатил прощение не только для христиан, но для всего мира. Однако, это не означает, что все будут спасены. Спасутся те, кто примет это прощение верой.

1 Ин. 4:9-10 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

1 Петр. 2:21-24 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в Его устах. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

Откр.14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру Иисуса.

Вывод. Приведенные тексты лишь немногая часть, на которых основывается уверенность адвентистов в том, что спасение в прощении грехов мы получаем даром, по благодати через любовь Бога, явленную в заместительной жертве Иисуса Христа. Это спасение принимается верой. Законом не спасаемся, но верой. При этом закон Божий не отменен, как считают многие. Воля Божья, записанная в законе Его, теперь становится волей спасенного. Он живет в согласии с законом не для того, чтобы спастись, но потому что спасен. Я добавил эту деталь к этой теме урока, считая это важной, отличительной особенностью адвентистского понимания спасения от других христиан, утверждающих, что закон отменен жертвой Христа.

Формулировка доктрины:

п.10 Спасение во Христе. По бесконечной любви и милости Бог соделал так, что не знавший греха Христос стал грехом ради нас, чтобы в Нем мы соделались праведными перед Богом. Под влиянием Святого Духа мы сознаем нашу нужду в Спасителе, признаем нашу греховность, раскаиваемся в наших преступлениях и верою принимаем Иисуса как Спасителя и Господа, как Того, Кто занял наше место на кресте и оставил нам пример. Эта спасительная вера приходит к нам от Божественной силы Его Слова и является даром Божьей благодати. Благодаря Христу Бог оправдывает и принимает нас как Своих сыновей и дочерей и избавляет от господства греха. Действие Духа Святого производит в нас возрождение и освящение. Дух обновляет наш разум, записывает в наших сердцах Божий закон любви и дает нам силу жить святой жизнью. Пребывая в Нем, мы становимся причастниками Божественной природы и получаем уверенность в спасении как теперь, так и на суде (Быт. 3:15Ис. 45:22; 53Иер. 31:31-34Иез. 33:11; 36:25-27Авв. 2:4Мк. 9:23, 24Ин. 3:3-8, 16; 16:8Рим. 3:21-26; 8:1-4, 14-17; 5:6-10; 10:17; 12:22 Кор. 5:17-21Гал. 1:4; 3:13, 14, 26; 4:4-7Еф. 2:4-10Кол. 1:13, 14Тит 3:3-7Евр. 8:7-121 Пет. 1:23; 2:21, 222 Пет. 1:3, 4Откр. 13:8).

 

Понедельник. Второе пришествие Христа.

Тит 2:13 «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» – возвращение Иисуса Христа должно стать для каждого верующего в Него ожиданием счастья, на которое мы все надеемся.

Деян 1:11 «и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» — пришествие Христа будет буквальным и видимым

Мф. 24:26-27 «Итак, если скажут вам: «вот (Он) в пустыне» — не выходите; «вот (Он) в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет и пришествие Сына человеческого» — накануне возвращения Христа во Славе будут сообщения о Его явлении в некоторых отдельных местах, где трудно что-нибудь проследить или увидеть, или проверить (пустыня – место практически необитаемое, потаенные комнаты – что-то скрытое). Но увидеть пришествие будет доступным абсолютно каждому человеку, Его будет невозможно скрыть.

Откр.1:7 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» — здесь можно поставить несколько акцентов: 1) как грядет – с облаками, т.е. придет с неба; 2) не будет никого, кто не увидел бы Его возвращения; 3) подстрекавшие народ к распятию Христа, фактически те, кто был виновником Его казни также увидят Его возвращение, для чего будут Им воскрешены; 4) Его возвращение будет сопровождаться большим эмоциональным всплеском, на что указывает словосочетание «возрыдают перед Ним», что еще можно рассматривать как момент всеобщего поклонения, хотя и с разными эмоциями – одни поклонятся из страха, «возрыдают»; другие же будут исполнены радости от того, что счастье, которого они ожидали (Тит. 2:13), наконец-то наступило (Ис. 25:9).

1 Фес. 4:13-18 (мой комм. Здесь — каким будет пришествие. Во время пришествия Христа произойдет воскресение и вознесение на небеса спасенных.

Откр 19:11-16 (мой комм. Христос придет как судья. День пришествия для нечестивых принесет страшное возмездие за их злодеяния (15 ст.)

Мф. 24:36 (о дне и часе никто не знает, только Отец) т.е. никто не может устанавливать даты пришествия

Мф.25:1-13 (мой комм. Притча о десяти девах. О готовности к встрече с Господом. Необходимо сегодня ежедневно поддерживать и углублять личные отношения с Богом, исполняясь Духа Святого, пребывать в постоянной готовности встретить Христа. Номинальные верующие не войдут в небо)

Вывод: второе пришествие Христа, которого мы как адвентисты (буквально означает – «ожидающие») ожидаем, является для нас счастливой надеждой. Это «блаженное упование» отражено в названии церкви, что подчеркивает важность доктрины о Втором пришествии Христа.

Доктрина п.25. Второе пришествие Христа. Второе пришествие Христа — это блаженное упование Церкви и величественное завершение дела Божьего на земле. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, зримым и одновременным для всего мира. При Его возвращении праведники, к этому времени умершие, будут воскрешены и одновременно с живыми праведниками будут облечены славой и вознесены на небо. Нечестивые же в этот момент умрут. Почти полное исполнение важнейших пророчеств, последовательно раскрывающих историю мира, свидетельствует о скором пришествии Христа. Время этого события не открыто, и потому мы должны быть готовы к нему в любой момент (Мф. 24Мк. 13Лк. 21Ин. 14:1-3Деян. 1:9-111 Кор. 15:51-541 Фес. 4:13-18; 5:1-62 Фес. 1:7-10; 2:82 Тим. 3:1-5Тит. 2:13Евр. 9:28Откр. 1:7; 14:14-20; 19:11-21)

 

Вторник. Служение Иисуса в небесном Святилище

Исх.25:8 (комм. Святилище – место обитания Бога)

3 Царств 5-8 «Соломоновый» Храм заменяет «Моисееву» Скинию.

Исх 25:9, 40 Скиния построена по образцу Небесного

Евр. 8:2 Небесная Скиния – истинная, воздвигнутая Господом

Евр. 8:6; 9:12 Христос Первосвященник и Ходатай в Небесном Святилище

Евр. 9:23-28 Христос ходатайствует за нас со Своею кровью. После окончания первосвященнического служения придет во второй раз для ожидающих Его.

1 Ин. 1:9-2:2 Его ходатайство имеет действие для нас, если мы исповедываем грехи наши

Евр. 7:25 Его ходатайство спасительное

Евр. 4:16 Мы можем смело «входить» в Храм через Христа за помилованием

Лев. 16 Две фазы служения в Храме: Ежедневное в Святом отделении и раз в год во Святом Святых– День Искупления, окончательное очищение Святилища и народа.

Доктрина 24. Служение Христа в небесном святилище. На небе находится святилище, истинная скиния, которую воздвиг Господь, а не человек. Там Христос совершает ради нас Свое заступническое служение. Его служение дает каждому верующему возможность спасения через принятие Его искупительной жертвы, которую Он однажды принес на кресте за всех нас. После Своего вознесения Он стал нашим великим Первосвященником и начал Свое заступническое служение, символизируемое служением первосвященника в святой части земного святилища. В 1844 году, по окончании пророческого периода в 2300 дней, началась вторая и последняя часть Его искупительного служения, символизируемого служением первосвященника в святая святых земного святилища. В это время на небе начался следственный суд — первая стадия окончательного удаления всех грехов, прообразом которой было очищение древнего еврейского святилища в День искупления. В том ветхозаветном служении святилище символически очищалось кровью жертвенных животных, небесное же святилище очищается совершенной жертвой, которой является кровь Иисуса. Обитатели неба благодаря следственному суду видят среди умерших на земле тех, кто почил во Христе и потому достоин участвовать в первом воскресении. На этом суде также становится ясно, кто из еще живущих на земле пребывает во Христе, соблюдая Божьи заповеди, веря в Иисуса, полагаясь на Него в деле спасения, и кто, следовательно, достоин жизни в Его вечном Царстве. Этот суд подтверждает справедливость Бога, спасающего тех, кто верит в Иисуса. Суд провозглашает, что сохранившие верность Богу войдут в Небесное Царство. Когда же это служение Христа завершится, закончится и отведенное для людей время испытания перед Вторым пришествием (Лев. 16Чис. 14:34Иез. 4:6Дан. 7:9-27; 8:13, 14; 9:1 24-27; Евр. 1:3; 2:16, 17; 4:14-16; 8:1-5; 9:11-28; 10:19-22Откр. 8:3-5; 11:19; 14:6, 7; 20:12; 14:12; 22:11, 12).

 

Среда. Суббота

Быт. 2:1-3 Бог установил субботу как день покоя по окончании творения, освятил и благословил.

Исх. 20:8-11 4-я из 10-ти Божьих заповедей. Отложить все свои житейские дела и посвятить это время для поклонения и служения Богу как Творцу, и для общения с Ним.

Вт. 5:12-15 то же самое, только с одним отличием от Исх. 20:6-11 – поклонение Богу как Спасителю.

Иез. 20:12,20 Суббота – это знак принадлежности к освящающему Богу

Лк.4:16 Иисус соблюдал субботу посещая богослужения

Лк. 13:10-17 Иисус служил и совершал в субботы чудеса и исцеления, делая субботу праздником освобождения от страданий

Деян 13:14,42,44; 16:13; 17:2; 18:4 – апостолы продолжали соблюдать субботу в новозаветней церкви.

Евр. 4:8, 10 суббота – символ покоя спасенного по благодати во Христе (см. Мф. 11:28-30)

Доктрина 20. Суббота. Блаженный Создатель после шести дней творения мира покоился в седьмой день и установил субботний покой для всех людей как памятник творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы. Суббота — это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной будущей жизни в Царстве Божьем. Суббота — это постоянное Божье знамение вечного завета между Ним и Его народом. Радостное проведение этого святого времени от вечера до вечера, от заката до заката есть торжественное воспоминание совершенного Богом творения и искупления (Быт. 2:1-3Исх. 20:8-11; 31:13-17Лев. 23:32Втор. 5:12-15Ис. 56:5, 6; 58:13, 14Иез. 20:12, 20Мф. 12:1-12Мк. 1:32Лк. 4:16Евр. 4:1-11)

Четверг. Смерть и воскресение.

Быт. 2:7 Сотворение человека. Прах+дыхание=душа живая

1 Тим. 6:16 Только Бог бессмертен

Иак. 4:14 жизнь человека подобна пару быстро исчезающему

Еккл. 9:5,6,10 в смерти нет ни размышлений, ни эмоций. Ничего.

Пс. 145:4 Выходит дух, и он возвращается в землю…исчезают помышления

Пс. 113:25 мертвые не поклоняются Богу

Ин. 11:11-15 Для Иисуса наша смерть – сон, который Он может прервать

Рим. 6:23 Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе

2 Тим. 1:10 Христос разрушил смерть и явил жизнь и нетление

Ин. 3:16 Ибо так….верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную

1 Кор. 15:51-54 В пришествие Христа тела живых во мгновение изменятся в нетленные и мертвые воскреснут нетленными.

1 Фес. 4:13-18 воскресшие и живые спасенные вознесутся на встречу Господу

Вечная жизнь обретается после пришествия Христа в момент воскресения.

Доктрина 26. Смерть и воскресение. Возмездие за грех — смерть. Но Бог, единственный имеющий бессмертие, дарует вечную жизнь Своим искупленным. До дня Второго пришествия смерть для всех людей — это состояние небытия. Когда же Христос — Жизнь наша — явится, то воскресшие и оставшиеся в живых праведники преображенными и прославленными будут вознесены навстречу своему Господу. Второе воскресение, воскресение неправедных, произойдет тысячу лет спустя (Иов 19:25-27Пс. 145:3, 4Еккл. 9:5, 6, 10Дан. 12:2, 13Ис. 25:8Ин. 5:28, 29; 11:11-14Рим. 6:23; 161 Кор. 15:51-54Кол. 3:41 Фес. 4:13-171 Тим. 6:15Откр. 20:1-10)

 

Выводы. Мы рассмотрели отличительные адвентистские доктрины. Слово «доктрина» (от лат. «учение») употребляется в Новом Завете более 30 раз, имея как позитивную, так и негативную коннотацию (напр., Иисус говорил «берегитесь закваски фарисейской» — Мф. 16:12, где имел ввиду их неверное учение; учение апостолов, учение Иисуса Христа, здравое учение – истинное понимание Слова Божия). Истинное учение объединяло вокруг себя верующих и именно оно очертивает границы церкви. Отличительные доктрины объединяют только тех, кто их принимает, но разделят с теми, кто верит иначе. Поэтому сегодня мы наблюдаем множество христианских деноминаций и конфессий. Доктрины как позиция Церкви по одному из вопросов веры не появились сразу в том виде, каком мы их видим сегодня. Они формировались естественно путем дискуссий как ответы на вызовы своего времени. Проводили разделительную черту, отмежевывая церковь от ересей.

Пастор Владимир Ярош