Субботняя школа «Единство во Христе» с Денисом Медведевым. Урок №9 «Единство и нарушенные отношения»
Единство и нарушенные взаимоотношения — понятия взаимоисключающие. Основная идея урока на этой неделе в том, что христианский путь — это путь примирения и укрепления мира.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Matt. 5:9 RSO)
Послание к Филимону — очень маленькое, но это одна из лучших иллюстраций того, как работает процесс восстановления отношений в Церкви.
Конечно, это послание касается и других вопросов. В частности, обширная и интересная тема — это отношение Павла и ранней Церкви к рабству, но серьезное размышление над этой темой займет слишком много места.
Маленькие книги Библии — очень хорошее поле для того, чтобы научиться выявлять главную идею всей книги, ее ключевые мотивы. Маленькую книгу можно прочитать полностью, не забыв в конце то, что было вначале.
ПАВЕЛ, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат— Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,
2 и Апфии, возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и ГОСПОДА Иисуса Христа.
4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,
5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к ГОСПОДУ Иисусу и ко всем святым,
6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.
7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.
8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,
9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;
10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;
12 ты же прими его, как мое сердце.
13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование;
14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.
15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,
16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в ГОСПОДЕ.
17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
18 Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне.
19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в ГОСПОДЕ; успокой мое сердце в ГОСПОДЕ.
21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.
22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.
23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса,
24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.
25 Благодать ГОСПОДА нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь. (Phlm. 1:1-25 RSO)
Многие читатели прочитывают вводную часть письма поверхностно и невнимательно. Но в посланиях Павла то, как он представляется в начале, говорит о то, на чем он хочет поставить акцент в письме.
ПАВЕЛ, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат— Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, (Phlm. 1:1 RSO)
Павел пишет из тюрьмы, но при этом он не считает себя узником римских властей, а называет себя узником Иисуса Христа. Плен Иисуса — это добровольный плен. Он является результатом жертвы Иисуса, которая ломает желание человека жить для себя.
Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,
2 и Апфии, возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:
(Phlm. 1:1-2 RSO)
Хотя Павел пишет письмо по личному делу, он обращается не только к Филимону, но и к его домашнем. В библейские времена (как и сейчас на востоке) роль общества была гораздо больше, чем роль индивида.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и ГОСПОДА Иисуса Христа.
4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,
5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к ГОСПОДУ Иисусу и ко всем святым,
6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. (Phlm. 1:3-6 RSO)
Послания Павла создают впечатление, что он посвящал молитве много времени, и достаточно значимая часть этих молитв была посвящена благодарности.
Теперь мы подошли к теме, которая является лейтмотивом письма.
7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. (Phlm. 1:7 RSO)
12 ты же прими его, как мое сердце. (Phlm. 1:12 RSO)
20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в ГОСПОДЕ; успокой мое сердце в ГОСПОДЕ. (Phlm. 1:20 RSO)
Павел проводит тему сердца через все послание. Вначале он хвалит Филимона за заботу о сердцах святых, затем называет своим сердцем Онисима и в конце просит Филимона о нем позаботиться. Это ничто иное, как силлогизм.
Я хотел бы больше уделить внимание каждой из личностей большого треугольника этого письма.
- Павел. В этом письме видно, насколько Павел проникся духом Иисуса, и насколько в конце концов он стал похожим на Варнаву.
17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
18 Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне.
19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
(Phlm. 1:17-19 RSO)
В этих трех текстах практически прослеживается то, как в жизни Павла воплощается доктрина искупления. Он берет на себя вину Онисима и «наделяет» его своей праведностью. Он хочет, чтобы Филимон относился к Онисиму, как к Павлу, а к проступку Онисима так, как если бы это сделал Павел.
Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, — чтобы с нами поступали так, как заслуживает того Он. Осужденный за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь. «Ранами Его мы исцелились». {ЖВ 25.2}
и уже не я живу, но живет во мне Христос. (Gal. 2:20 RSO)
- Онисим.
10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; (Phlm. 1:10-11 RSO)
Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; (Phlm. 1:13 RSO)
Мы знаем об Онисиме очень мало. Мы ничего не знаем о том, каким он был до обращения, но после обращения Павел оценивает его духовный уровень очень высоко.
- Филимон.
А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. (Phlm. 1:22 RSO)
Представьте себе ситуацию — звонит пастор пресвитеру и говорит — приготовь мне гостевую комнату. Надеюсь, что смогу приехать. Когда — не знаю, насколько — не знаю.
Гостеприимство, конечно, святое дело на Ближнем Востоке, но такое обращение к Филимону говорит о том, что у них с Павлом были очень близкие отношения. Павел мог на него рассчитывать.
А теперь подведем некоторые практические итоги:
- При всей моей вере в то, что Бог не премлет рабство, я не вижу, чтобы Павел предпринимал какие-то попытки облегчить участь римских рабов. Он провозгласил, что во Христе нет ни раба ни свободного. Но это он провозгласил для христиан. С одной стороны, это было, наверное, прагматично. Выступать против устоев — не лучшая идея для молодой религии. С другой стороны, тут есть и теологическая основа — апокалиптическое мировоззрение не предполагает возможность изменить мир или спасти его, сделать лучше.
- Этот пункт следует из предыдущего. Послание рассматривает примирение как результат принятия Христа и действие Божьей благодати. Само по себе человечество на это не способно.
- Чтобы выступить в качестве примирителя двух людей, нужно иметь хорошие отношения с ними обоими.
- Даже хорошему человеку иногда нужна помощь, чтобы помириться с другим человеком. С другой стороны, человеку, который считает врагами всех, помочь очень сложно.
Пастор Денис Медведев
Комментарии (5):
гость
| Ссылка на комментарий
Отправлять раба к ‘хазяину’ — то где здесь братская христианская любовь?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Почему в кавычках? Филимон является хозяином Онисима. Другое дело, что Павел не воспринимает Онисима как собственность Филимона и обещает лично посетить Филимона, чтобы проконтролировать, как тот относится к бывшему рабу, а ныне брату во Христе.
См. http:// http://www.asd.in.ua/archives/1188332604
http:// http://www.asd.in.ua/archives/1188313697
Шерхан Жучкин
| Ссылка на комментарий
«Гостю»:можно подумать,что быть рабом христианином у рабовладельца христианина это хуже чем бомжом по мусорным бакам лазить в поисках обьедков.
По делу
| Ссылка на комментарий
Позор для христианства что дела продолжают решаться по плоти , а не по Духу.Увы нет зачастую не предвзятых рассуждений и это касается всех и пасторов и паствы.(((
гость
| Ссылка на комментарий
Принять не как раба, а как брата — значит рабу дать свободу. Это будет по человечески и по христиански. Вопрос закрыт.:)