Демократия —наихудшая форма правления, если не считать всех остальных
У. Черчилль
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; (Matt. 20:26-27 RSO)
В век индивидуализма этим текстом очень легко злоупотребить. Можно подумать, что основная задача лидеров Церкви — это обслуживание остальных. Можно подумать, что основная задача организации — удовлетворение нужд Церкви. Однако это не совсем так.
Да, организация должна служить. Но организация должна всегда четко понимать, зачем она вообще возникла.
Обратимся к истории.
Организация у Божьего народа появляется как только появляются проблемы. Первая организационная структура появляется сразу после исхода. Подсказал Моисею эту структуру мадианитянин, кстати.
С течением времени структура усложняется. Рапределяются функции священников, левитов и старейшин.
Затем появляются судьи. Затем (к Божьему неудовольствию) народ требует себе царя. Несмотря на то, что мотивы народа были греховны, Бог действовали и через монархическую структуру.
В Новом завете первые семена реорганизации — избрание семи диаконов. Затем в посланиях Павла мы уже читаем о пресвитерах, епископах, учителях…
Из всей совокупности библейской информации можно сделать следующие выводы:
1. Без организации долго не протянешь.
2. Нет четкого учения,какая должна быть организационная структура. Есть только общие принципы:
- Организация должнарешать больше проблем, чем создавать.
- В одних руках не должнососредотачиваться много власти
- Организационнаяструктура может(и должна) меняться при наличии новых проблем и новыхпотребностей.
3. Организационная структура может иметь светское происхождение (пример Иофора)
Когда адвентистская церковь зародилась в девятнадцатом веке, организации у нее по сути не было. Когда возникла идея, что неплохо бы организацией обзавестись, у этой идеи были не только сторонники, но и противники. Однако здравый смысл победил.
Основная задача организации — помогать Церкви в осуществлении ее задачи.
К сожалению, история знает немало случаев, когда организация превращается из помощи в помеху. Такое происходило, в том числе и в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Поэтому происходила реорганизация. Пример такой реорганизации — процессы в церкви на рубеже 19 и 20 века, когда был расширен комитет Генеральной Конференции, созданы отделы, перераспределены финансовые потоки. Подробнее об этом можно почитать в книгах по истории Церкви, например, в книге Мервина Максвелла «Скажи об этом миру».
Реорганизация всегда была в сторону распределения власти и финансов от центра к окраинам. Это сопровождалось усилением миссионерской активности и давало толчок росту.
Так же, как и прогресс в познании истинны, разработка богословия, организация тоже нуждается в изменениях. В системе есть недостатки. В людях есть недостатки. Так будет до скончания века.
Предположим, я вижу, что назрела необходимость что-то в организации поменять.
— Если я считаю, что необходимо сменить людей, потому что люди перестали служить церкви, а начали служить себе, то моя задача — сделать все возможное, чтобы на ближайший съезд конференции моя община выбрала самого достойного кандидата. Перефразируя Черчилля, выборы — худший способ назначения руководства, если не считать всех остальных способов.
— Если я считаю, что необходимо менять саму структуру организации, то моя задача — аргументированно представить мою позицию совету вышестоящей организации. Еще раз повторю — в церкви уже были реорганизации. Изменить что-то реально. Но тут действует правило «семь раз отмерь, один раз отрешь». Дилетанту не дадут модернизировать космический шаттл. Чтобы в организации что-то менять, нужно разбираться, что и как работает, и что может работать лучше. Я вот, например, не разбираюсь. Знаю многих, которые думают, что разбираются. Рад, что решают не они.
Но верю в одно.
У Церкви Адвентистов Седьмого Дня — худшая организация. Если не считать всех остальных.
Пастор Денис Медведев