СУББОТНЯЯ ШКОЛА «КНИГА ОТКРОВЕНИЕ» С ДЕНИСОМ МЕДВЕДЕВЫМ. УРОК №2

В  дополнение к уроку в пособии, расмотрим два литературных приема, характерных для книги Откровение и попробуем собрать вместе все аргументы в пользу того, что семь церквей можно рассматривать как семь исторических периодов.

  1. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
  2. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
  3. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников
  4. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом…

(Откровение Иоанна Богослова 1:10-13)

Первый прием, который стоит запомнить можно назвать «услышал-увидел». В книге Откровение часто встречается ситуация, когда Иоанн о чем-то или о ком-то слышит, а потом видит. При этом то, что Иоанн слышит, а потом видит — это одна и та же реальность, описанная в разных символах. Знание значения этого литературного приема поможет понять много символов в книге. В данном случае, мы видим, что голос, который говорит о себе, что он является первым и последним — это голос Сына Человеческого — Иисуса Христа. В книге пророка Исаии первым и последним назван Яхве.

Второй прием  называется «текст двойного назначения». Еще одно название этого приема — «янус». Янус — это римское божество с двумя лицами, одно смотрит вперед, другое — назад. Текстом двойного назначения называют отрывок, который является одновременно заключением предыдущего раздела и вступлением в следующий, кратко обобщая оба.

  1. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

(Откровение Иоанна Богослова 1:20)

Двадцатый текст первой главы — это с одной стороны окончание и сжатое содержание видения о семи золотых светильниках, а с другой стороны — вступление и основное содержание вести к семи церквам. И суть этой вести именно в том — что семь церквей — это золотые светильники. Все они. Все семь. Золотые.

Осталось рассмотреть историческое применение семи церквей. Буквальный и универсальный подход к семи вестям наверняка не вызовут никаких вопросов. Но идея о том, что семь церквей означают еще и исторические периоды не озвучена напрямую в тексте. Также в виду того, что пророческое толкование этих периодов у разных исследователей варьирует, многие мыслящие люди считают саму по себе эту идею привнесенной в текст извне и отвергают ее в принципе.

Мое мнение — существуют только косвенные доказательства того, что семь церквей — это не только буквальные семь церквей в Асии, но и семь исторических периодов. Но этих косвенных свидетельств не мало. Перечислю те, которые встречал или сам заметил. В уроке по сути два аргумента — символический характер числа семь и то, что по какой-то причине автор выбрал именно эти церкви, хотя были и другие. Что можно добавить?

— Вести к семи церквям — это прямая речь Иисуса. В каждой вести в конце говорится «имеющий уши да слышит». В земной жизни Иисус употреблял это выражение, когда рассказывал притчи. Фраза говорит не о буквальной способности слышать, но о способности понять символический смысл.

— В вести к семи церквям можно увидеть некое подобие повествования, развития сюжета.

Эфес – нашел лжецами называющих себя Апостолами. Ненависть к делам Николаитов.

Смирна – подвеглась злословию от называющих себя иудеями (ответ). Эфес испытал лжеапостолов. Сатана испытывает Смирну (ответ). Предостережение о десяти днях скорби.

Пергам – действия Валаама/Николаитов. Призыв к покаянию. Напоминание об (определённых) днях скорби, о которых была предупреждена Смирна. «немного имею против тебя»

Фиатира – действия Иезавели, называющей себя пророчицею и напоминание о том, что она имела время для покаяния. Действия Иезавели параллельны действиям Валаама. Таким образом, Иезавель – это непокаявшаяся часть Пергама. Последние дела больше первых. Первые дела – дела Церкви в Эфесе. Призыв удержать, что имеют и обетование сохраняющим дела до конца. «имею против тебя»

Сардис – не удержал, что имел. Дела – неокончены. Призыв вспомнить, как принял (в прошлом, то есть – в Фиатире) и хранить. «немного имеешь»

Филадельфия – церковь, перед которой Иисус открыл дверь в небесное святилище. Сохранила слово – вняла призыву к Церкви в Сардисе. Обетование о победе над называющими себя иудеями.

Лаодикия – церковь, которая закрыла перед Иисусом дверь своего сердца.

— Пожалуй, самый сильный аргумент в пользу того, что вести к семи церквям не ограничены первым веком — это Откр. 16:15

«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты  его »

Контекст Откр 16:15– Армагедон.

Здесь Христос говорит – иду как тать.

Четыре основных термина, которые упоминаются только однажды в другом месте Откровения – в вести к Лаодикии. Это — сильная вербальная параллель с 3:18.

Последний призыв Бога к этому миру в контексте Второго Пришествия (Армагедона) явно звучит с использованием языка послания к Лаодикии.

В следущий раз мы рассмотрим сходства вестей к церквям с формулами завета и с императорскими эдиктами. А в заключение — несколько слов относительно вести к Ефесской церкви.

В Ветхом Завете Яхве неоднократно говорит о Себе как о том, кто “ходит посреди” Своего народа.

Лев 26:12

«12  и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. »

Втор 23:14

«14  ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя. »

Хиастическая структура вести к Ефесской Церкви.

A  Так говорит держащий семь звезд в правой руке Своей, ходящий среди семи светильников золотых: знаю дела твои

B  и труд (kopon)

C и терпение твое и что не можешь переносить злых

D и испытал называющих себя Апостолами, а они не таковы, и нашел их лжецами.

C  и терпение имеешь и  перенес ради Имени Моего

B   и не изнемог (kekopiakes)

A Но имею против тебя, что любовь твою первую оставил. Итак, вспомни, откуда  ты упал и покайся и первые дела сотвори: если же нет, прихожу к тебе и сдвину твой светильник с места его, если не покаешься.

Но это имеешь, что ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Иисус критикует эту церковь за потерю любви, но хвалит за ненависть! Ненавить к греху. Церковь не ненавидит Николаитов, она ненавидит их дела. Это качество Божьего характера. Но в центре структуры — главное достоинство этой церкви. Они испытывали, проверяли тех, кто претендовали на звание Божьих посланников. Они были способны отличить истину от лжи.

«Вспомни, откуда ты ниспал». Церковь выпала из руки Христа и Христос призывает Своих вестников вернуться на то место, где им положено быть – в Его Руку. Если же вестник отказывается вернуться на свое место, Христос обещает хорошенько тряхнуть то место, где этот вестник находится.

Первая любовь является синонимом первых дел. Покаяние и возвращение к первой любви проявляется в возвращении к первым делам. Обратная сторона этой любви – ненависть к делам лжеучителей.

Любить грешника и ненавидеть грех — хорошо бы иметь оба эти качества. Но Иисус хвалит даже если есть одно из двух.

Пастор Денис Медведев