Субботняя школа «Книга Откровение» с Денисом Медведевым. Урок 5. Семь печатей
Разговор о печатях стоит начать с проклятий завета.
Бог всегда приходит к человеку туда, где человек находится. Когда Господь входит со Своим народом в отношения, он использует форму, которая была знакома людям того времени — хеттскую форму договора между сюзереном и вассалом.
Подробное описание этой формы и того, как она просматривается в библейском тексте — это тема другого исследования.
Но одной из составляющих этого договора были предупреждения о наказаниях, которые сюзерен гарантирует вассалу в том случае, если вассал нарушит договор. И, конечно, награды за соблюдение завета.
В Библии это называется «благословения и проклятия». Два ключевых отрывка в Пятикнижии — это Левит 26 и Второзаконие 27-28.
Эти главы являются ключевыми для понимания многих отрывков из Ветхого Завета (в особенности 3 и 4 книг Царств, а также пророков)
Также эти главы важны для правильно понимания так называемого синоптического апокалипсиса (24 и 25 главы Евангелия от Матфея, 13 глава Марка, Луки 21)
В этих отрывках бедствия, которые предсказывает Иисус, также соответствуют проклятиям завета.
Первые четыре печати структурно отличаются от последних трех. Первая печать — благословение Нового Завета, вторая, третья и четвертая (впрочем и шестая) — проклятия Нового Завета.
И проклятия здесь связаны с отвержением Евангелия.
Лев. 26 | Мф. 24 | Откр. 6 |
17 обращу лицо Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. (Lev. 26:17 RSO) | 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; (Matt. 24:6-7 RSO) |
И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Rev. 6:3-4 RSO) |
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; 20 и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих. (Lev. 26:18-20 RSO) |
и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 все же это— начало болезней. (Matt. 24:7-8 RSO) |
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Rev. 6:5-6 RSO) |
38 и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; (Lev. 26:38 RSO) | 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; (Matt. 24:9-10 RSO) | 7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли— умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными. (Rev. 6:7-8 RSO) |
Если коротко, то вторая печать — это войны, связанные с отвержением или искажением Евангелия, третья печать — голод по Евангелию, четвертая печать — смерть без Евангелия.
Пятая и шестая печати тоже тесно связаны с синоптическим апокалипсисом. Это тема мученичества и Дня Господня.
16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
(Rev. 6:16-17 RSO)
Семнадцатый текст — это текст двойного назначения. С одной стороны — это кульминация проклятий. С другой стороны, седьмая глава — это ответ на поставленный здесь вопрос.
И снова мы видим, что автор книги Откровения приравнивает Иисуса к Яхве Ветхого Завета. Выражение «День гнева Яхве», которое часто встречается в Ветхом завете (в синодальном переводе — гнев Господень, но мы-то знаем), здесь заменяется на выражение «гнев Агнца».
И ГОСПОДЬ даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день ГОСПОДЕНЬ и весьма страшен, и кто выдержит его? (Joel 2:11 RSO)
Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева ГОСПОДА, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли. (Zeph. 1:18 RSO)
Взыщите ГОСПОДА, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева ГОСПОДНЯ. (Zeph. 2:3 RSO)
Так что повторюсь.
Сложно отрицать божественность Иисуса, читая тексты в оригинале, ох, сложно.
Пастор Денис Медведев