Эта книга не является единственной работой Николая Андреевича Белогорского относительно Церкви адвентистов седьмого дня. В других своих работах он также рассматривает такие отличительные черты Адвентистской церкви, как душа, состояние мертвых и суббота.
В данной книге автор уделяет внимание эсхатологии адвентистов. Начинает автор с обзора всех хронологических событий, которые характерны для адвентистского понимания эсхатологии. Нужно отметить, что Белогорский делает это очень подробно и с большим количеством библейских индексов, что говорит о большой проделанной работе. Часто подобные работы отличаются тем, что автор не утруждает себя тем, чтобы вдумчиво разобраться во что верят его оппоненты и поэтому выдает их точку зрения не точно. Что и делает особую честь Николаю Андреевичу за честность. Хотя не обошлось и без недочетов, но они очень уж не значительные, чтобы уделять им внимание.
В целом работа очень последовательная и продуманная, автор старается ответить на проставленные им вопросы. Важно заметить, что автор уважительно относится к оппонентам и не прибегает к высмеиванию и унижению, чем часто грешат апологеты.
Основная проблема в которой пытается разобраться автор — это хронология последних событий. Автор пытается на основании библейского текста показать не верность в протестантском учении, но делать достойно у него это не получается, потому что он делает это на основании одного какого-нибудь отрывка, который, по его мнению, не вписывается в концепцию адвентистского учения, но он абсолютно отказывается комментировать, те тексты, которые используют протестанты, за редким исключением. Из этого получается, что адвентисты рассматривают всю Библию для подтверждения своего понимания Эсхатологии а Белогорский пытается найти на основание нескольких отрывков некоторые не стыковки, по его мнению, но при этом не объясняет, как правильно понимать те тексты, которые используют адвентисты. В итоге мы получаем две разные точки зрения, основанные на разных отрывках Библии. Таким образом автор не снимает вопрос.
Но нужно заметить, что автор ставит перед адвентистами очень интересные вопросы, над которыми необходимо задуматься и выявляет слабые стороны в их учении, такие как например признаки пришествия Христа. Адвентисты считают, что эти признаки исполнились в середине 19 века, в Лиссабонском землетрясении и затмении, которое происходило только на территории Северной Америки. Хотя, как мы знаем после этих событий происходили и более страшные и эпохальные катастрофы, которые больше подходят под критерии признаков Второго пришествия Христа.
В заключении нужно сказать, что данная книга написана в 1907 году, а с того времени многое в адвентизме было пересмотрено в том числе и некоторые вопросы, которые были подняты автором в этой работе, например, такие, как вопрос с антихристом. Раньше адвентисты верили, что антихрист — это папство, которое притесняло верных последователей Христа на протяжении 1260 лет. Но, по свидетельству Священного Писания, антихрист является признаком последнего времени, конец которому положит пришествие Христа. Поэтому данная позиция была пересмотрена, и подобных заявлений слышно все меньше.
Алексей Рыжов, бакалаврант богословия