Рецензия на книгу: Евгений Зайцев. История Церкви адвентистов седьмого дня в России. — Заокский: Источник жизни, 2008. — 544 с.
В какой-то момент жители Российской империи открыли для себя, что, оказывается, кроме Православной церкви, есть ещё и другие религиозные верования славянского населения. Среди огромного количества непонятных названий было одно, о котором идёт речь в данной книге. Это Церковь адвентистов седьмого дня. Естественно, вопрос, а кто это такие, возник в том обществе, когда в Крыму появилась первая община адвентистов, и этот вопрос никуда не делся спустя более ста лет существования Церкви АСД на этой территории. Собственно говоря, этим и объясняется актуальность этой книги.
Ее автор — Евгений Владимирович Зайцев, доктор богословия, преподаватель Заокской духовной академии, руководитель Центра богословских исследований Адвентистской церкви Евразии.
Автор стремится увидеть историю развития деноминации, так как до этого не было академического осмысления пути, пройденного Церковью на этой территории. Здешний адвентизм — это, конечно, не православие с его тысячелетней историей, но пятьсот с лишним страниц на 120 лет истории — уже большой шаг вперед.
Евгений Зайцев помещает историю в 27 глав, начиная описывать практически с середины 19 века религиозную ситуацию в Российской империи и анализирует предпосылки появления адвентизма на этих землях. Так он доводит повествование до 21 века.
Автор точно выделил исторические периоды Адвентистской церкви на этой территории. Он описал реакцию православия на появление людей, верящих иначе, отношения Церкви с государством в начале 20 века, периоды двух революций, отношения с советской властью после 1917 года. Также он не упустил жизнь внутри самой Церкви, описывая те проблемы и конфликты, которые сопровождали ее в тяжелейшем 20 веке. Интересен период жизни церкви в советском обществе, время Второй мировой войны и послевоенное время, а также времена хрущевской «оттепели», время «застоя» и краха СССР, а также новый период, когда основная часть Российской империи стала Российской Федерацией.
Авторская позиция в принципе понятна. Автор — патриот своей деноминации. Однако стоило ли некритично повторять идеологический тезис об РПЦ как о господствующей имперской конфессии в главе «Реакция Православия на распространение в России протестантизма»? Ведь автор, кажется, выступает против главенства какой-то из религий, так как все остальные церкви подвергались здесь разного рода притеснениям своей деятельности.
Читательская аудитория, которую определяет сам автор, это члены церкви и интересующееся. Думаю, он должен был её расширить. В этот список надо было ещё включить других протестантов, так как они для себя найдут много интересного, людей, преподающих религиоведение, и госчиновников. Очень бы хотелось, чтобы меньше постсоветских граждан думали, что единственное авторитетное упоминание об адвентистах седьмого дня — это фраза Остапа Бендера в произведении Ильфа и Петрова «12 стульев». Которая, кстати характеризует Адвентистскую церковь весьма положительно.
Заключает книгу оптимистический прогноз и рекламный анализ важного документа «Основы социального учения Церкви адвентистов седьмого дня в России».
Владимир Попов, бакалаврант богословия
Комментарии (27):
Дядя Петя
| Ссылка на комментарий
одно непонятно: кто такой агент Светлов?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Непонятно тому, кто не интересовался вопросом.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Самое главное, не чувствовать себя умнее и святее других. Вы в какое время уверовали, уважаемый? Небось когда атеистическая империя рассыпалась во прах. Так вот не надо пальчиком показывать на тех, в чьей шкуре Вы не бывали. Вы анализировали итоги деятельности этого агента? Издательство, семинария, перевод Библии.
По делу
| Ссылка на комментарий
А как же вы тогда определяете , что ваши взгляды более правильные)))?
Дядя Петя
| Ссылка на комментарий
он работал на безбожников. Кто не сотрудничал с ними, тех отправляли в гулаги . а продажные оставались у руля . лицемеры.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Уважаемые, я привел свои аргументы. А церковная администрация до раскола не сотрудничала с безбожниками, что ли? И как практически не сотрудничать с безбожниками, объясните, пожалуйста. И как эта идея соотносится с учением о том, что «нет власти не от Бога» (Рим.13)? А то, получается, те, кто протестовал на Майдане, плохие, а кто при предыдущем режиме сотрудничал с властью, плохие тоже? Где логика?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Определяю по Писанию. Раскол был инспирирован КГБ. Никаких вероучительных расхождений у сторон раскола не было, что проявилось в уникальном событии — последующем объединении церкви. Ведь раскол ни у баптистов, ни 50ков не был преодолен, только у адвентистов. Не надо сеять раздор. Это наши братья. Выводы каждый делает, но показывать пальцем не надо. И повторяю: никто из комментаторов на этом сайте, как я полагаю, при СССР в церкви не был и тогдашнего пороха не нюхал.
дедя Петя
| Ссылка на комментарий
Максим, а те церковные служители, кто сотрудничал с КГБ, были отстранены от служения в 90ые годы?
Дядя Федя
| Ссылка на комментарий
(Разного рода Петям и Васям)Для внесения раскола вовсе необязательно КГБ было вербовать служителей как в ортодоксальной церкви.для этого можно было действовать через обычных членов церкви.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Повторяю вопрос: КГБ — часть государства. Церкви нужно признавать государственную власть или нет?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Может, нам подпольщиков надо наказывать за то, что нарушали заповедь из Рим.13 и водили детей на служение, когда государство это запрещало, обманывали, укрывая у себя христианскую литературу, тайком ее копировали и распространяли? Ведь по сути конспирация — это обман? Как он согласуется, например, с велением апостола говорить правду (Еф.4:25)?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Итак, давайте смотреть спокойнее и принимать во внимание все аргументы, помня, что каждому судия не мы, а Господь. Кстати, вот отзыв неадвентистки uuc.adventist.ua/retsenzyya-na-knygu-olgy-suvorovoj-my-tolko-stoym-na-beregu/
По делу
| Ссылка на комментарий
Я немного не об этом .Писание вы как и прочие в том числе не согласные с вами используют как авторитетное мнение .Но авторитетное мнение самый слабый зачастую из аргументов .Он почти всегда уступает логике и тем более очевидности.К 2 последним вы и прибегаете когда на ваши цитаты из писания вам приводят другие цитаты.До писания оперировали другими авторитетными мнениями и они так же уступали логике и очевидности почти всегда Вот вы сказали:.blockquote>давайте смотреть спокойнее и принимать во внимание все аргументыА как вы определите какие более веские?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Я цитирую Писание: «нет власти не от Бога» (Рим.13). Этой фразой судят тех, кто поддержал Майдан. ОК. Тогда будем последовательны и спросим: на каком основании судят тех, кто сотрудничал с советским государством?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Еще обострю и спрошу: почему судят адвентистских пасторов, которые в свое время поддержали Гитлера? Ведь он-то был государством на территории их проживания.
По делу
| Ссылка на комментарий
Всё зависит от цели .Я вот стараюсь что бы во всём была общественно полезность и одно очень важное в чём она выражается и чего в своё время не Адаму и Еве -это научиться достаточно быстро и точно определять наиболее похожее на правду .И если всё же ошибся то уметь максимально быстро это исправить.Для этого есть уже выявленные определённые правила Теперь многие могут сравнить это со своими целями или целями тех кто им предлагает свою религию.Вот для примера возьмём цель традиционного адвентизма в лучшем его проявлении.Насколько я понимаю обычно хотят Быть всегда в курсе урока субботней школы и преподать его как можно большему количеству людей что бы Бог не обращая внимания на их любовь ко греху всё же взял их в рай.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Цель целью, но еще есть библейская заповедь. Она гласит: «нет власти не от Бога».
дядя Федя
| Ссылка на комментарий
вы толкование Павла возводите в ранг заповеди Закона?
дядя Федя
| Ссылка на комментарий
А вдруг в Рим.13:1 поздняя вставка? Подобно вставки Комма Иоанна — 1 Иоанна 5:7?
Балаклицкому
| Ссылка на комментарий
Тут не честно играют.Тот кто не является дядей Федей использует чужой ник.А поди ж ты про духовные вещи вопросы задает лицемер.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
«Всё Писание богодухновенно». Или не читали?
Что значит поздняя? Часть книги Притч — это слова Соломона, собранные людьми царя Езекиии через столетия после смерти Соломона (Прит.25:1). Есть масса примеров редактирования одинаковых событий, скажем, в подаче книг Царств и Паралипоменон. Так что не будем слишком нервничать. Бог силен благословить и авторов, и редакторов. К тому же будем помнить, что в древности практически всё писалось коллективно. Как минимум автор диктовал писцу, что хорошо видно на примере писем Павла. Но главное, чтобы что-то предполагать, нужны доказательства.
Логика Рим.13 неотделима от учения Иисуса. Иисус был плоть от плоти иудеем, и ничего не говорил того, чего до Него не говорили бы Моисей и пророки. Пророком и учителем (раввином) Его признавали широкие массы населения, как ранее признавали пророком Иоанна, сына священника Захарии. Почему же конфликт между Иисусом и иудейской элитой зашел так далеко? Главный вопрос тут был не божественность Иисуса, да и личность Мессии в Библии — не такой развернутый вопрос. Для массового сознания и общественной роли Иисуса куда важнее было Его отношение к римским оккупантам. Евангелисты последовательно показывают, что Иоанн и Иисус не поддержали борьбу иудеев против Рима, и апостолы пошли тем же путем. Хотя все (!) библейские предпосылки как раз были к тому, чтобы взять меч во имя Господне и пойти очищать Божий виноградник от безбожных захватчиков.
гость
| Ссылка на комментарий
давайте без многословия,
без догм человеческих и без языческой философии,
а рассмотрим вопрос исключительно в рамках Писания.
47 За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием
и радостью сердца, при изобилии всего,
48 будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь,
в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке;
он возложит на шею твою железное ярмо,
так что измучит тебя. (Втор.28:47,48)
.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
В том и вопрос, что эта глава называет универсальную причину военно-политических бед Израиля — нарушение Торы. Поэтому когда священник Захария молится об избавлении народа Божьего (Лук.1), то просит и о духовном, и о политическом спасении. И эти два вида спасения в библейском сознании неразделимы — вспомните время Судей.
Когда народ отступал от Бога, то попадал в зависимость от языческих соседей. Но когда взывал к Богу, то Бог посылал им военачальника, который их спасал буквально — прогонял врагов. Конечно, без возвращения к Богу и Его воле нечего было ждать избавителя. Но в том и дело, что во времена Иисуса иудейский народ соблюдал Тору весьма тщательно. Видимое идолопоклонство было искоренено, а с ним рабовладение, многоженство и много других социальных грехов. Поэтому ясно, почему народ ожидал спасителя, который принесет И политическое избавление от римского ига.
Разве Втор.28 говорит о том, что такое служение врагу — это всё, конец, предел Божьей воли? Отнюдь. Вернись к Богу, соблюдай Закон, и Господь прогонит врагов.
Джон
| Ссылка на комментарий
У меня просто вопрос. Как и где можно купить книгу Юнака в двух томах «История адвентизма в России»
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
chitai-gorod.ru/catalog/book/909432/