Рецензия на книгу: Евгений Зайцев. История Церкви адвентистов седьмого дня в России. — Заокский: Источник жизни, 2008. — 544 с.
В какой-то момент жители Российской империи открыли для себя, что, оказывается, кроме Православной церкви, есть ещё и другие религиозные верования славянского населения. Среди огромного количества непонятных названий было одно, о котором идёт речь в данной книге. Это Церковь адвентистов седьмого дня. Естественно, вопрос, а кто это такие, возник в том обществе, когда в Крыму появилась первая община адвентистов, и этот вопрос никуда не делся спустя более ста лет существования Церкви АСД на этой территории. Собственно говоря, этим и объясняется актуальность этой книги.
Ее автор — Евгений Владимирович Зайцев, доктор богословия, преподаватель Заокской духовной академии, руководитель Центра богословских исследований Адвентистской церкви Евразии.
Автор стремится увидеть историю развития деноминации, так как до этого не было академического осмысления пути, пройденного Церковью на этой территории. Здешний адвентизм — это, конечно, не православие с его тысячелетней историей, но пятьсот с лишним страниц на 120 лет истории — уже большой шаг вперед.
Евгений Зайцев помещает историю в 27 глав, начиная описывать практически с середины 19 века религиозную ситуацию в Российской империи и анализирует предпосылки появления адвентизма на этих землях. Так он доводит повествование до 21 века.
Автор точно выделил исторические периоды Адвентистской церкви на этой территории. Он описал реакцию православия на появление людей, верящих иначе, отношения Церкви с государством в начале 20 века, периоды двух революций, отношения с советской властью после 1917 года. Также он не упустил жизнь внутри самой Церкви, описывая те проблемы и конфликты, которые сопровождали ее в тяжелейшем 20 веке. Интересен период жизни церкви в советском обществе, время Второй мировой войны и послевоенное время, а также времена хрущевской «оттепели», время «застоя» и краха СССР, а также новый период, когда основная часть Российской империи стала Российской Федерацией.
Авторская позиция в принципе понятна. Автор — патриот своей деноминации. Однако стоило ли некритично повторять идеологический тезис об РПЦ как о господствующей имперской конфессии в главе «Реакция Православия на распространение в России протестантизма»? Ведь автор, кажется, выступает против главенства какой-то из религий, так как все остальные церкви подвергались здесь разного рода притеснениям своей деятельности.
Читательская аудитория, которую определяет сам автор, это члены церкви и интересующееся. Думаю, он должен был её расширить. В этот список надо было ещё включить других протестантов, так как они для себя найдут много интересного, людей, преподающих религиоведение, и госчиновников. Очень бы хотелось, чтобы меньше постсоветских граждан думали, что единственное авторитетное упоминание об адвентистах седьмого дня — это фраза Остапа Бендера в произведении Ильфа и Петрова «12 стульев». Которая, кстати характеризует Адвентистскую церковь весьма положительно.
Заключает книгу оптимистический прогноз и рекламный анализ важного документа «Основы социального учения Церкви адвентистов седьмого дня в России».
Владимир Попов, бакалаврант богословия
Комментарии (27):
гость
| Ссылка на комментарий
во как. ну вы поглядите, где уважаемый Гончаров. вот чего достиг человек.
гость
| Ссылка на комментарий
Максим , вы знаете на какой должности церковной и государственной находится Олег Гончаров? Почему?