История с библейской позиции – это путь Божьего народа из греховного плена в Божью обетованную землю.
Книга Ездры начинается словами, что «возбудил Господь дух Кира, царя персидского», и произошло это «во исполнение слова Господня из уст Иеремии» (Езд.1:1; Иер.25:12; 29:10).
Даниил хорошо знал это пророчество Иеремии и понял, что время плена для Израиля подходит к концу (Дан.9:2). Молитва покаяния Даниила заканчивается пророческим видением (Дан.9:23) о пришествии Христа Владыки, отправной точкой которого служит дата выхода «повеления о восстановлении Иерусалима» (Дан.9:25). Т.о., дата указа о восстановлении Иерусалима очень важна для правильного исчисления даты пришествия Мессии в этот мир, Его смерти, разрушения Иерусалима и окончания времени благодати для этнического Израиля.
То, что ответом на молитву Даниила стало пророчество с конкретными числами и безапелляционным утверждением, что «выйдет повеление о восстановлении Иерусалима», дает нам безоговорочную уверенность в том, что «верен Обещавший» (Евр.10:23).
Книга Ездры повествует о двух волнах возвращения пленников на родину:
- при царе Кире (Езд.1:1,2) – вышли с Зоровавелем (он же, по мнению большинства исследователей, Шешбацар (последний слог имени может указывать на его княжеский титул);
- при царе Артаксерксе (Езд.7:1-7) – вышли с Ездрой.
Возвращение первой волны переселенцев в Иерусалим произошло благодаря тому, что «возбудил Господь дух Кира», и этот царь сказал, что ему «Господь Бог небесный… повелел… построить Ему дом в Иерусалиме (Езд.1:1,2). И Кир издает указ (Езд.1:3) о восстановлении храма.
Указ Артаксеркса о восстановлении Иерусалима последовал после его же указа о прекращении строительства города в ответ на письмо царского советника с просьбой остановить строительство Иерусалима (Езд.4:9-24). Однако, спустя время, Артаксеркс отпускает в Иерусалим Ездру, который, вероятно, пользовался царским расположением, с письмом, предписывающим беспрепятственное возобновление работ по восстановлению храма, что сопровождалось и восстановление стен Иерусалима (Неем.2:7,8;3).
Расположение царя Ездра получил благодаря тому, что:
- был посвящен Богу и «рука Господа Бога его, была над ним»;
- был очень образованным (Езд.7:6);
- стремился не только к теоретическим знаниям Закона Божьего, но и к его практическому исполнению и обучению других (Езд.7:10).
Из этого мы видим, что образованные и сведущие в Слове Божьем люди очень важны для народа Божьего. Благодаря им народ Божий может снискать расположение мироправителей и достичь успеха в продвижении и достижении цели.
Определенные выводы мы также можем сделать и из порядка восстановительных работ: сначала – восстановление храма и жертвенника, а затем – возведение стен города. Книга Откровение показывает, что на земле есть Божий храм – это Его Церковь, а город готовит Сам Господь (Откр.11:1;21:10-26). Святой город там, где храм Божий. И число 12 символическое: 12 колен, 12 семейств переселенцев, 12 ворот Нового Иерусалима и 12 оснований его стены.
Как в свое время Бог обещал вывести Свой народ из Египта и вывел, снабдив в пути в обетованную землю всем необходимым, как по истечении определенных пророчеством 70-ти лет вавилонского плена Он побуждал царей отпустить израильтян домой с богатством, так и в конце мировой истории Господь освободит свой народ из символического вавилонского плена и введет в свои обители с приготовленным Небесным Иерусалимом, где «Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр.21:22).
«Наш Бог управляет ходом истории, Он вступается за Свой народ, чтобы возвратить его домой и тем самым исполнить Свое обещание» (Пособие по изучению Библии в субботней школе с комментариями для учителей, с. 13).
Пастор Владимир Ярош