Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Владимиром Ярошем. Урок № 4. «Сталкиваясь с сопротивлением»
Памятный стих: «Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе не отправили к Дарию и доколе не пришло решение по этому делу» (Езд.5:5)
Воскресенье. Начало сопротивления
Езд.4:1-5. Люди хотят помочь, но получают отказ. Почему? Оказывается, это враги. А если враги хотят помочь, тут жди подвоха. У врагов своя цель и свои интерес в оказании помощи, которые не совпадают с интересами народа Божьего.Не в интересах врагов способствовать укреплению силы и могущества иудеев.
Следовательно, Зоровавель имел все основания отказать «помощникам».
Можно предположить и следующее: оказав помощь в строительстве храма и города, эти враги стали бы претендовать на свою часть как в жизни Иерусалима, так и храмового служения, а последнего никак нельзя было допустить, поскольку это могло способствовать новому духовному падению народа. Достаточно иудеям было помнить историю своего падения и пленения. Поэтому Зоровавель и ответил врагам достаточно жестко: «Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву… (ст. 3). Чтобы не допустить компромисса с другими народами, врагами по определению, но считающими, что почитают и поклоняются одному с израильтянами Богу (язычество часто одевается в одежду истинного богопоклонения), лучше избежать сближения с ними. О правильности решения об отказе от помощи этих народов свидетельствуют их дальнейшие действия (ст. 4, 5).
Как в древние времена, так и сегодня для христиан остаются актуальными слова апостола Павла 2Кор.6:14-17. Но как мы можем узнать истинные мотивы тех, кто предлагает нам помочь. Что же, теперь мы должны быть более подозрительными к подобным предложениям? Как нам не оттолкнуть искренних и добрых помощников?
Понедельник. Поддержка пророков.
Усилия «врагов Иуды и Вениамина» по противодействию в строительстве храма Божия и Иерусалима увенчались успехом. Представив царю Артаксерксу Иерусалим и его жителей постоянными мятежниками, они добились, чего хотели: строительные работы в Иерусалиме были остановлены, подобно мятежу, «сильною вооруженною рукою» (Езд.4:23).
Но, раз у Бога был план по восстановлению храма и города, то остановить его не могло ничто и никто. Чтобы побороть в евреях страх перед возобновлением работ, Бог посылает в Иерусалим пророков Аггея и Захарию. В Езд.5:2 говориться об Аггее и Захарии, что это «пророки, подкреплявшие их».
Следует остановиться на некоторых изречениях этих пророков, которые являлись мотивирующими, обличающими и ободряющими. Так, Агг.1:2-9 содержит обличающую весть: народ думает о своих домах больше, чем о доме Божьем, за что их постигают многие неудачи. Более того, они строят свои дома из материалов, предназначающихся изначально для строительства храма. Но здесь же содержится ободряющее повеление-обетование (ст. 8) о Божьем благоволении и поддержке в строительстве храма.
Захария передает народу слова Господни, убеждающие в Его благоволении и благословении Иерусалима, удостоверяющие, что «в нем соорудится дом Мой» (Зах.1:16), ободряющие в том, что враги народа Божьего будут побеждены (Зах.1:14,16,17,21).
Т.о., пророки исполнили свою миссию, возложенную на них Богом. Почему страх обладает таким сильным парализующим действием? Как победить страх? Откуда черпали силу пророки, чтобы вдохновить упавших духом братьев?
Вторник. Остановка работы
Для противодействия народу Божьему его враги прибегли к грязному методу: они писали обвинения против евреев и неправильно, ложно истолковывали цель их восстановительных работ. Как видим, враги народа Божьего тесно сотрудничают с сильными мира сего, поскольку без их согласия, поддержки и помощи не могут остановить его миссию в этом мире. Из текстов Езд.4:23,24 видим, что для этого применяется даже силовой метод.
Среда. Неемия принимает меры.
В начале Неем.4 мы читаем, как враги евреев при помощи насилия и угроз пытались остановить строительные работы. Одни из них, Санаваллат, был родственником первосвященника Елиашива (Неем.13:28). Когда же они увидели, что их насмешки не действуют, решили с помощью оружия заставить иудеев прекратить строительство. Как видим, сценарий повторяется: насмешки, унижения, угрозы – силовое воздействие. Неемия предпринимает ответные меры: силу нужно встретить силой и быть все время в состоянии готовности принять бой и отразить атаку. Т.о., день и ночь они строили стены, будучи в состоянии полной боевой готовности, даже рабы.
Важное место было отведено трубачу, находившемуся рядом с Неемией (ст.18). Он должен был оповещать звуком трубы, где наибольшая нужда в работниках и охране (ст. 19 – 20). Т.е., Неемия вместе с трубачом лично обходил все строительство и наблюдал за ним. Т.о., народ видел личную заинтересованность Неемии как в скорейшем завершении строительства, так и в безопасности строителей. При этом Неемия ободрял всех словами: «Бог наш будет сражаться за нас».
Уверенность в Божьем водительстве и защите, личная заинтересованность каждым из народа делала Неемию настоящим лидером. Неемия полагался на защиту Бога, однако, он сделал все возможное со своей стороны, чтобы защищать свой народ, используя оружие и силу. Хотя и не пришлось воевать, но, возможно, это как раз благодаря демонстрации врагам боевой сплоченности народа Божия. Как сегодня мы относимся к верующим, несущим службу порядка в полиции и других вооруженных подразделениях? Как мы относимся к силовому варианту для защиты слабых от негодных людей?
Четверг. Выполнение «большого дела»
Когда враги не могут устрашить народ, имеющий сильного лидера, тогда они предпринимают попытки уничтожить самого лидера, понимая, что без него народ может пасть духом и уступить врагам. Неемия тоже понимает замыслы врагов и отвечает им на их предложение словами Неем.6:3.
Тексты Неем.6:10-13 говорят о том, что все попытки врагов по отношению к Неемии были предприняты лишь с одной целью – погубить его, будь то на поле Оно за пределами Иерусалима, или оговорами и клеветой, или же попыткой заставить Неемию войти внутрь храма и тем самым согрешить против Господа.
Т.о., мы видим три способа, к которым могут прибегнуть враги лидеров народа Божьего, чтобы уничтожить их поодиночке:
1) вызвать «на переговоры» вне стен Иерусалима («нейтральная территория», хотя, скорее это территория врага);
2) клевета и наговоры перед мироправителями;
3) подстрекательство к совершению открытого греха (чтобы это увидело все сообщество верующих и само же осудило своего лидера).
Неемия не поддался никакой провокации, имея проницательность, он избегал ловушек, в которые хотел заманить его враг. Он четко осознавал, к чему призван – совершить «большое дело», зная волю Божью, Его повеления и принципы. Правильное поведение лидера и познание воли Божьей помогут разоблачить предателей, укрепить веру народа и завершить «большое дело».
Пастор Владимир Ярош