Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Владимиром Ярошем». Урок № 5. «Нарушение духа Закона»

28-10-2019, комментариев 8

Памятный текст Неем. 5:11

Кроме внешних препятствий строительству Иерусалима возникли внутренние: «большой ропот в народе». Неемия выделяет три группы возмущающихся своими же собратьями-иудеями:

  • те, кто хочет достать хлеба, чтобы кормить свои семьи;
  • голодающие и по этой причине вынужденные закладывать свое имущество;
  • вынужденные уже продавать своих детей в рабство, поскольку их имущество тоже отдано другим.

Это – три степени нужды и нищеты.

Неемия возмущен таким положением вещей в народе Божьем: как можно продавать самим себе своих же братьев, которых еще недавно выкупали из рабства у других народов! В Неем.5:8 написано, что «знатнейшие и начальствующие» «молчали и не находили ответа». Они не могли найти объяснения своим действиям. Неем.5:9 напоминает о хождении в страхе Божием, который должен определять жизнь в еврейском сообществе. В противном случае не избежать поношений от враждующих с евреями народов.

В Неем.5:10-11 Неемия приводит в пример себя и то, что он делал для нуждающихся: давал взаймы деньги и пищу, но простил эти долги тем, кому давал. Он призывает всех взявших у нуждающихся имущество возвратить его. Они соглашаются. Более того, они должны были поклясться перед священниками, что могло быть символом клятвы перед Самим Господом, т.о. Господь лично становился свидетелем их клятвы, что было уже очень серьезным. Клятву пред священниками Неемия усилил своим проклятием (Неем.5:13).

Неем.5:14-15. Здесь Неемия заявляет о том, что, в отличие от предыдущих областеначальников, он не пользовался привилегиями и правом «есть хлеб областеначальнический», т.е., как об этом написано в ст. 15, не брал с народа хлеб, вино и серебро – налог с народа, который ему полагался. Неемия отмечает, что вместо этого он поддерживал строительные работы, трудясь там со своими слугами. Он кормил как иудеев, так и представителей других народов. Свои дела он противопоставляет делам «знатнейших и начальствующих» в Иудее, подчеркивая, что он поступал по страху Божьему.

Т.о., жизнь народа в страхе Божием предусматривает заботу о слабых и нуждающихся, их защиту от притеснений сильных и богатых, отсутствие ростовщичества среди своих собратьев и прощение долгов, особенно в трудные для народа времена.

Мысли для рассуждения:

  1. Согласно закону Моисея, нарушения не было в том, что те из израильтян, кто давал взаймы своим соплеменникам, брал залог или забирал в рабство должников или их детей. (Лев.25:35-55) Нельзя было брать проценты сверх долга (Неем.5:7 «берете лихву»), господствовать над ними как над рабами в других народах, но относиться как к наемным работникам. Нельзя было их продавать как рабов, (Лев.25:42) и тем более другим народам. В юбилейный год должники отпускались на свободу и им возвращалось все имущество. Бог заявляет на них Свои права, т.к. весь Израиль — Его рабы, выкупленные из плена Египетского.
  2. Вт.15:12 говорит о седьмом годе, когда должен быть отпущен на свободу еврей и не с пустыми руками (13 ст.) Вт.15:16-17 Еврей, однако, по доброй воле может остаться рабом в семье, где он чувствует себя в большей социальной защищенности, чем на свободе.
  3. Неемия распорядился всех отпустить. Отпустили. Решился ли вопрос. Разве не окажутся снова эти же бедные и нищие в нужде, просящими в долг у тех же, кто их только отпустил?
  4. Вт. 15:11 «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей». Почему вообще люди становятся одни богатыми, а другие нищими? И это при равных возможностях на старте. Пр.13:23 – от беспорядка. Болезнь или смерть кормильца. Т.е. причины могут быть разные. И в любом случае Бог призывает поддержать брата, чтобы он не умер от голода. Есть ли в этом справедливость, когда от беспорядка, обедневшего ты должен поддерживать? Если он алкоголик или наркоман, обязан ли ты его поддерживать, чтобы он не умер от голода? Библия не оговаривает условий, а просто говорит о том, чтобы не оставляли такого умирать голодной смертью. Какой толк от такого раба (алкоголика или наркомана)? Как он отработает свой долг? Такие люди, обычно, асоциальны. И им порой лучше в реабцентре («рабцентре» — шутят некоторые), где заботятся об их жизни, но при этом они работают по своим возможностям. Некоторые исцеляются, и у них получается жить ответственно на свободе. А некоторым лучше так и оставаться «рабом на веки». «От беспорядка» прежде всего во внутреннем мире. Люди могут быть психически больными, недоразвитыми – разве можно их осуждать за то, их рассудок не упорядочен? Общество здоровых ответственно за них. Здоровые должны быть благодарны Богу и проявлять заботу о бедных инвалидах, а не наживаться на них, злоупотребляя их слабостью. Я думаю, что многие из тех, кто попадает в тюрьмы, а также алкоголики и наркоманы имеют предрасположенность к такой участи в силу своего душевной и духовной ущербности. Они слабее других, к ним и подход должен быть другой в здоровом обществе.

 

Пастор Владимир Ярош.


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (8):

  • Владимир Ярош

    |

    Урок называется «Нарушение духа закона». Но только ли духа, или и буквы тоже? Неем.5:7 «берете лихву с народа» — одно из нарушений буквы закона. Левит 25:36-37 «не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли». Второе: «не должно продавать их, как продают рабов;» (Лев. 25:42). Неемия обличает знатных «а вы продаете братьев своих» (Неем5:8). Третье: Вт.15:12 «Если продастся тебе брат твой, Еврей или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу». Неемия говорит, что он уже областеначальником там 12 лет (Неем.5:14). А это значит, что закон субботнего года был нарушен. Может, и вы еще найдете буквальное нарушение закона?


  • Владимир Ярош

    |

    1. Еще об обедневших в следствие алкоголизма и наркомании. В разных странах по-разному относятся к зависимым. В Швейцарии обеспечивают наркоманов едой, ночлегом, медицинским обслуживанием, помоют, постирают и !!! дадут дозу. Бесплатно. Считают, что дешевле и безопаснее для общества обеспечить базовые потребности таких «обедневших», чем разгребать последствия от преступлений, которые наркоманы совершат в поисках средств для дозы. В Саудовской Аравии рубят головы алкоголикам, а в Китае и на Филиппинах расстреливают наркоманов. Они так оздоравливают свое общество. В центре столицы Дании – Копенгагене, есть неформальное мини-государство для наркоманов с парадоксальным названием Христиания, где легально можно употреблять и продавать наркотики. Однако, за пределами его наркомания запрещена и карается законом. Т.е. общество создало некое гетто для наркоманов. Христиания выглядит как «бомжатник» — убого и нище. А за пределами его прекрасный европейский город. Наглядно для сравнения. Многие туристы ходят туда на экскурсию. Что делают у нас в стране? Что делаем мы как церковь для таких «обедневших» братьев народа нашего? Какой по-вашему (или по Библии) путь лучший?


  • Владимир Ярош

    |

    3. О Субсидиях.“Те семьи, которые получают меньшие доходы, а следовательно требуют от государства большей защиты, будут получать большие субсидии”, — добавил глава Кабмина. Глава правительства подчеркнул, что Кабмин намерен достичь показателя, при котором любая семья будет тратить не более 15% совокупного дохода на коммунальные услуги. (UNN, новости за 28 октября 2019 года). https://www.unn.com.ua/ru/news/1832360-goncharuk-kabmin-ne-bude-zmenshuvati-subsidiyi-tsogo-roku
    Это хорошие инициативы нашего государства помочь бедным в оплате коммунальных. Нам нужно научиться не только критиковать начальствующих (куда ж мы без этого), но в первую очередь, молиться о них и оценивать то хорошее, что у них получается сделать. Дух Божий побудил Неемию проявлять заботу о бедных, Он может это делать и сегодня через власть имущих. Вт. 15:11 «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей».


  • Екатерина

    |

    Наша задача нести весть Евангельскую этому погибающему миру и приводить людей в церковь. Только к сожалению церковь мало заботится о бедных инвалидах.


  • Владимир Ярош

    |

    О Субсидиях.“Те семьи, которые получают меньшие доходы, а следовательно требуют от государства большей защиты, будут получать большие субсидии”, — добавил глава Кабмина. Глава правительства подчеркнул, что Кабмин намерен достичь показателя, при котором любая семья будет тратить не более 15% совокупного дохода на коммунальные услуги. (UNN, новости за 28 октября 2019 года). https://www.unn.com.ua/ru/news/1832360-goncharuk-kabmin-ne-bude-zmenshuvati-subsidiyi-tsogo-roku
    Это хорошие инициативы нашего государства помочь бедным в оплате коммунальных. Нам нужно научиться не только критиковать начальствующих (куда ж мы без этого), но в первую очередь, молиться о них и оценивать то хорошее, что у них получается сделать. Дух Божий побудил Неемию проявлять заботу о бедных, Он может это делать и сегодня через власть имущих. Вт. 15:11 «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей».


  • Владимир Ярош

    |

    Неем. 5:14. Неемия уже 12 лет в Иудее. Неужели он только сейчас узнал о том, как живет народ? Почему при нем не исполнчлся закон субботнего года, когда прощались долги и освобождались от рабства?


  • Евгения

    |

    По моему в Дании очень правильно сделали в отношении наркоманов. У каждого есть выбор — живи как бомж или выбирай лучшее. И зараза эта не распространяется дальше за пределы Христиании. А название действительно странное для такого места.


  • Евгения

    |

    Думаю Неемия очень рассудителен и делал все не просто так. У него была первейшая задача отстроить стены, поставить ворота и защитится от врагов. И еще я усвоила один урок для себя. Не надо делать другим людям то, что им не нужно даже из добрых побуждений и когда видишь что ему необходима помощь. Предлагаешь, отказывается, значит не готов жить по другому. Человеку очень тяжело выйти из зоны комфорта, даже если он ходит по лезвию бритвы (например, когда жена живет в постоянном страхе, что муж будет избивать когда напьется). Так и Неемия начал действовать когда поступила нужда. А действовал он решительно, даже клятву взял при священниках, чтобы не передумали.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"