Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Владимиром Ярошем. Урок №13 «Руководители Израиля»
По моему разумению, Ездра и Неемия являются дополняющими друг друга половинками одного сборного руководителя. Ездра – духовный учитель, много молится, изучает Слово и прививает это народу Божию. Неемия – решительный и мудрый администратор, человек действия. Изучая уроки в этом квартале, возможно из-за субъективного взгляда, отражающего мой несовершенный внутренний мир, я больше симпатизировал Неемии, чем Ездре. Пока Ездра был один, все как-то разваливалось, не клеилось в деле восстановления Израиля. Но как только появляется Неемия, все становится на свои места, все движется, созидается, наводится порядок, враги отдаляются. Как-то при Неемии становится спокойнее. Ушел на несколько лет Неемия, опять враги приблизились, занимают комнаты во Святилище, коррупция, отступление и т.д. Что делает Ездра? Я не вижу.И где-то в своих ассоциях раздражаюсь на таких руководителей и на себя в том числе. Приходит Неемия – все опять налаживается: решительно в борьбе с противостоянием, но все ставится на свои места. Только в одном действии этих двух мужей, можно многое понять какие они: Ездра, видя отступление народа, рвет свои одежды и волосы, а Неемия тех, кто этого заслужил. Ездра – мягкий, Неемия – твердый. Но так я могу много наговорить на Ездру, согрешая в своем сердце. А как бы сложилась ситуация, если бы не было Ездры, а только один Неемия? Может, Ездра был в какой-то мере сдерживающим, смягчающим фактором в то время, когда руководил Неемия? Как часто я слышал раньше возгласы старшего поколения, говорившего: «Сталина на вас нет». Этими словами они ностальгировали по временам, когда все было «просто и понятно», где враг народа, а где друг. Враги были все, кто активно или пассивно противодействовал становлению молодого советского государства. И определял врагов аппарат Сталина. И все (большинство) верило ему. Во мне могут сталкиваться два человека — «Ездра и Неемия». Порой так размышляешь и ведешь себя, как один из них, а бывает иначе. Может, в каждом из нас есть частичка того и другого? Важно принять, что по замыслу Бога, эти мужи находятся вместе, дополняя и сотрудничая друг с другом. Нет в текстах слов о том, чтобы между ними был какой-то конфликт. Они оба были лидерами. Когда посвящались Богу восстановленные стены, было организовано два шествия навстречу друг другу, которые возглавляли именно Ездра и Неемия. При том, что Неемия был наделен полномочиями областеначальника, я не могу понять, какие формальные полномочия в Израиле были у Ездры. Да, он книжник, учитель, священник, но кроме него и еще были. Мало того, был еще первосвященник, но не Ездра. Почему? Ведь в первом исходе из Вавилона у Зоровавеля – областеначальника – похожим «напарником» был Иисус Иоседеков, который был первосвященником. А здесь первосвященником является Елиашив – «темная лошадка», непосредственно замешанный во всех коррупционных схемах и отступлении. Почему же не Ездра? Он же священник и мог быть избран первосвященником. Не понятно пока. Но, мы видим, что его считают лидером большим, чем формальный первосвященник Елиашив. Он наравне с Неемией возглавляет шествия вокруг города, он ведущий на праздниках. Его любили и уважали. Когда он плакал и рвал на себе одежды и волосы, видя беззаконие своего народа, на людей это оказывало сильное влияние, ведущее их к покаянию. Он, если можно так сказать, был совестью народа, направляющей к Богу.
Кто же я? Кого во мне больше — «Ездры» или «Неемии»? Наверное, Немии. Но рядом со мной, когда появляются «Неемии» еще круче, тогда во мне больше пробуждается стремление стать «Ездрой». Эти роли меняются во мне в зависимости от того, кто рядом. Наверное, было бы не очень хорошо если бы были два Неемии или два Ездры. Как папа и мама – эти две роли всегда должны быть рядом дополняя друг друга.
Когда рассматриваются цари Израиля как руководители «плохие» и «хорошие», у меня тоже возникают еще некоторые мысли. Да, царь – это руководитель, который очень сильно влияет на свой народ. Хороший царь хорошо влияет – это понятно. Но разве эту модель (монархическую) хотел Бог для своего народа? Когда народ потребовал царя, как у других народов, Бог сказал Самуилу, что этим они отвергают Бога как царя. Т.е. во времена судей, какие бы несовершенные они ни были, была теократия, а не монархия. Теперь Бог отодвигается в сторону. Все зависит от степени духовности одного человека – царя. И хороших было меньше. 400 лет эпохи судей не развалили Израиль, а 400 лет эпохи царей это сделали. Израиль «благодаря» монархии как у других народов потерял себя. Потерял как независимое государство. С момента вавилонского пленения они всегда оставались чей-то колонией, до самого пришествия Христа. А потом и вообще исчезли как государство. Когда вышли из-под зависимости от Бога, попали в зависимость от других народов. Так что время судей не стоит слишком критиковать. Во время судей они учились жить под руководством Бога. Царя не было, вождя не было (появлялся на время) – и прожили под защитой Бога 400 лет! И дальше жили бы, с каждым поколением все лучше и лучше. А в монархической модели плохие дети хороших родителей наследуют трон. Народ стал заложником такой системы.
Сегодня мы живем во время, когда нет у народа Божьего своего государства на земле. Церковь, однако, насчитывает уже 21 млн. человек в более чем 200 странах мира. Это больше, чем население многих стран. Церковь организована, и у нее есть руководители: Неемии и Ездры сменяют и дополняют друг друга. Но нет царя. И это очень хорошо. Нет системы, при которой управление церковью переходит по наследству. Выборная система – демократическая, но не такая как у прочих народов. Выборы в церкви происходят через поклонение Богу, через молитвенное рассуждение. Просят у Бога открыть им волю Его. И когда все приходят к единодушию (в идеале) или большинству – принимают решения. Так действую всегда, даже когда выбрали руководителя. Он не царь. Даже при выбранном руководителе, церковь выбирает комитет из наиболее духовных, чтобы они совместно искали у Бога руководства в принятии верных решений. Всегда ли это получается? Нет. Как и во время судей, человеческое дает о себе знать. Но именно, так Бог формирует руководство Своим народом, привлекая его к сотрудничеству.
Пастор Владимир Ярош.
Комментарии (4):
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Интересно, а как бы повернулась история Израиля, если бы не решили поставлять себе царя?
Можно ли сегодня определить самую совершенную форму управления? Какая она?
По делу
| Ссылка на комментарий
Мы бы уже давно жили в раю если бы Израиль не умничал , а побольше спрашивал Бога и максимально стремился понять Его.
Безусловно можно.Христос её давно показал на личном примере.Но надо понимать что даже она не всех спасёт.Это хорошо видно на примере апостолов .К несчастью у них были почти те же ошибки что и у Израиля до них .Например:
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Спасибо ,Владимир,за сегодняшний урок.Особенно пример с Сталиным все здорово пояснил.
По делу
| Ссылка на комментарий
Комментарий АСД на 1гл Откр