Субботняя школа «Книга Даниила» с Русланом Чиженко. Урок № 2. Из Иерусалима – в Вавилон
Памятный стих: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения, и сны» (Дан.1:17).
Вступление:
Какое-то практическое значение книги Даниила в нашей сегодняшней жизни? Что делает её актуальной для людей двадцать первого века? В Евангелии от Матфея 24:15, Иисус произносит слова одобрения в адрес книги Даниила: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет…».
Иисус говорит о том, что книга пророка Даниила имеет огромное значение для тех, кто живет в двадцать первом веке, в последнее время. Имя «Даниил» буквально переводится как «Бог — мой Судья». Лаодикия, Божья церковь последнего времени, означает «народ суда» или «суд над народом». Личность Даниила является прообразом народа Божьего, который будет жить во время следственного суда непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса.
Из восьми рассказанных в ней историй в шести описаны качества, которые следует в себе развивать, следя за исполняющимися пророчествами. В оставшихся двух рассказах мы читаем о чертах характера, от которых, видя исполнение пророчеств, необходимо освободиться.
Книга Даниила начинается с повествования о том, что народ Божий в этот ответственный час истории уклонился от исполнения воли Божьей и увлекся языческим образом жизни. Именно по этой причине был допущен вавилонский плен. Через пленников истинный Бог говорил царю Навуходонору, открывая ему Свою волю. Именно там дан был свет пророчеств, освещающий ход всемирной истории до последних дней.
В чем была уникальность того, времени в которое жил Даниил и его друзья?
«Вместе с тем на пороге шестого столетия до Р. Х. во всех великих цивилизациях древнего мира наступила эпоха значительных духовных перемен. В Индии зарождался буддизм, в Китае — конфуцианство, в Персии — зороастризм, а в Греции — целая плеяда мыслителей, что передавали друг другу эстафету интеллектуального поиска…
Эти сложные перемены предсказывали пророки Иудеи: Исаия, Иеремия, Иезекииль и особенно Даниил. Ожидалось, что именно теперь, в эпоху поиска новых духовных ориентиров, Иерусалим провозгласит Божью истину среди народов» (Тайны Апокалипсиса).
Откуда в вавилонском дворе за 600 лет. до Р. Хр. могли появиться христиане?
«Среди детей Израиля, отведенных в вавилонский плен, были те, кого можно назвать настоящими христианами, мужи, чья верность принципам была крепка как сталь; они не были испорчены себялюбием, но чтили Бога, не страшась любых жертв» (Пророки и цари, 479).
Зачем Бог допустил, чтобы эти настоящие христиане пережили такие серьезные испытания? (Дан. 1:2-4)
«В земле пленения им предстояло осуществить план Божий, разделив с язычниками те благословения, которые несет с собой познание Иеговы. Они должны были быть Его представителями. Никогда они не могли пойти на компромисс с язычниками; превыше всего им следовало дорожить своей верой и своим именем поклонников живого Бога. И они выполнили это. В дни благополучия и несчастья они чтили Бога, а Он чтил их (Пророки и цари, 480).
Зачем царю понадобилось менять иудейские имена на халдейские? (Дан. 1:6,7)
«Новые имена должны были постоянно напоминать юношам о том, что они посвящены вавилонским богам. Валтасар (Бэльтешаццар) — «Бел да сохранит», Седрах — «повеление Аку», Мисах — «кто как Аку», Авденаго — «слуга Нево» (Тайны Апокалипсиса).
«Имена Даниила и его товарищей были заменены на имена, обозначающие халдейские божества. Иудейские родители придавали большое значение тому, как зовут их детей. Часто имена были связаны с теми чертами характера, которые они желали видеть в подрастающих детях. Начальник евнухов, на попечении которого находились эти юноши, переименовал «Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго» (Пророки и цари, 481).
Какие методы использовал Навуходоносор для того, чтобы иудейские юноши приняли вавилонскую веру? (Дан.1:4-5,7)
Почему для наших убеждений большую опасность представляет не открытая агрессия, а «ненавязчивое» прикосновение мира?
«Царь не принуждал иудейских юношей отречься от своей веры и принять язычество. Он надеялся, что это произойдет постепенно. Дав им языческие имена, создав условия для ежедневного соприкосновения с языческими обычаями и постоянного влияния на них заманчивых обрядов языческого культа, он рассчитывал склонить их отказаться от веры своих отцов и принять религию вавилонян» (Пророки и цари, 481).
Что служило мощной защитой Даниилу и его товарищам от разлагающего влияния вавилонского двора? Насколько такие методы воспитания приемлемы для современных христиан?
«Даниил и его товарищи были воспитаны родителями в духе строгого воздержания. Их учили, что Бог возлагает на них ответственность за использование своих способностей и что они никоим образом не должны подрывать свои силы. Такое воспитание служило Даниилу и его товарищам защитой от тлетворного влияния роскошного, развращенного вавилонского двора» (Пророки и цари, 482).
Кто из четверых был инициатором правильной линии поведения? Насколько важно для христианина выбирать для себя правильный пример? (Дан.1:8,11)
«Но Даниил оставался непоколебим. Одобрение Бога было для него дороже благосклонности самого могущественного властелина, дороже, чем собственная жизнь. Он решил, невзирая ни на что, остаться верным Богу. Он «положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь». И его три товарища поддержали Даниила» (Пророки и цари, 483).
Почему для Даниила и его друзей принятые решения имели такое важное значение? Насколько серьезно мы сегодня относимся к подобным вопросам дома, на работе, месте учебы и в кругу друзей? (Дан. 1:11-15)
«В своем решении юные иудеи действовали не самонадеянно, но во всем полагаясь на Бога… Если бы они, поддавшись давлению обстоятельств, пошли на компромисс со злом, нарушение принципа ослабило бы их чувство добра и умалило отвращение ко злу. Один неправильный шаг повлек бы за собой другой…» (Пророки и цари, 483).
С какими важными качествами сочеталась верность Богу, в характере и действиях Даниила и его друзей? Почему эти качества важны, для достижения успеха?
«В течение трех лет Даниил и его товарищи изучали книги и халдейский язык. Все это время они оставались верны Богу и постоянно полагались на Его силу. Самоотречение они соединяли с целеустремленностью, прилежанием и настойчивостью... Утратив духовные и родственные связи, они старались вести себя достойно, ради чести своего порабощенного народа и ради славы Того, Кому они служили» (Пророки и цари, 484).
Благодаря чему Даниил и его друзья стали лучшими среди лучших? На что мы готовы ради того, чтобы стать лучшими в глазах Бога? (Дан.1:17-20)
«Они превосходили всех своей физической силой и красотой, умственным развитием и начитанностью. Их стройные фигуры, твердая плавная походка, прекрасная внешность, острота чувств, легкое дыхание — все это красноречиво свидетельствовало о правильных привычках и благородстве, которым природа щедро вознаграждает тех, кто повинуется ее законам. В познании вавилонской мудрости Даниил и его [486] товарищи во многом обогнали своих сверстников, но это познание пришло к ним не случайно. Они обрели его благодаря правильному применению своих сил, руководимые Святым Духом» (Пророки и цари, 485).
Какая единственная цель направляла их во всех сферах жизни? Насколько это значимо сегодня для вас?
«Одна-единственная цель руководила ими в приобретении знаний — прославить Бога. Они сознавали: для того, чтобы достойно представлять истинную религию среди ложных, они должны обладать ясностью ума и совершенствовать христианский характер. Сам Бог был их Учителем» (Пророки и цари, 486).
Какой положительный пример для нас содержит первая глава книги Даниила? Какая роль в нашей жизни грандиозных проектов и незначительных дел?
«Так же, как в свое время Бог призвал Даниила быть Его свидетелем в Вавилоне, Он призывает и нас, чтобы мы были сегодня Его свидетелями в этом мире. Он желает, чтобы мы показали людям принципы Его царства и в незначительных, и в важных жизненных делах. Многие ждут, что им удастся совершить нечто грандиозное, и теряют возможность ежедневно проявлять свою верность Богу. Изо дня в день они пренебрегают исполнением повседневных жизненных обязанностей. В то время когда они ожидают великой работы, где могли бы применить свои предполагаемые незаурядные таланты и таким образом удовлетворить честолюбивые стремления, их дни проходят безвозвратно» (Пророки и цари, 488).
Что такое настоящий успех и как мы можем его достичь?
«Истинный успех в любой работе не является результатом игры случая или судьбы. Это промысел Божий, вознаграждение за веру и благоразумие, мужество и усердие. Замечательные умственные способности, высокая нравственность даются не волей случая. Бог предоставляет человеку возможности, а успех зависит от того, как он ими воспользуется. Здесь открывается Божественный принцип сотрудничества, без чего нельзя достичь никакого успеха. Старания человека остаются безуспешными без Божественной силы, и Божественные усилия часто не приводят к успеху без человеческого старания. Чтобы проникнуться Божьей благодатью, необходимо совершить ту часть работы, которая требуется от нас. Благодать дана нам, чтобы «производить и хотение и действие», но она не заменяет наши усилия» (Пророки и цари, 487).
Заключение:
«Начав лучше понимать книгу пророка Даниила и Откровение, верующие обретут совершенно иной религиозный опыт. Увиденные ими небесные истины будут запечатлены в сердце и разуме, являя пример характера, которым должен обладать каждый христианин, чтобы осознать благословение, которое станет наградой для чистых сердцем» (Testimonies to Ministers, 114).
Пастор Руслан Чиженко.